RU KinoStarz
март 710 мин.
Пост обновлен апр. 29
Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Французский кинопродюсер, художник русского происхождения Александр Каменка (Alexandre Kamenka) родился 18 мая 1888 года в г. Одесса, Херсонская губерния, Российская империя (ныне г. Одесса – административный центр Одесской области в составе Республики Украина).
Полное имя при рождении - Александр Борисович Каменка.
Прим. КиноБлога. В русскоязычных СМИ встречается 2 варианта написания его фамилии:
Каминка или Каменка.
Александр Каменка имеет следующие французские государственные награды:
орден Почетного легиона (1934), Крест бойца Сопротивления, медаль добровольного бойца Сопротивления.
Про родителей и семью
Александр Каменка родился в зажиточной еврейской семье.
Родители Александра Каменки:
мать - Анастасия Яковлевна Фельдман;
отец - Борис Абрамович Каменка (09.01.1855, Киев - 02.04.1942, Париж, похоронен на Новом кладбище в Нейи под Парижем), купец 1-й гильдии, банкир (7 лет, с 1910-го и до национализации, занимал пост председателя правления Азовско-Донского банка), общественный деятель, меценат.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Азовско-Донской коммерческий банк или Азовско-Донской Банк— один из крупнейших акционерных коммерческих банков Российской империи, правление которого располагалось сначала в г. Таганрог (1871-1903), затем - в Санкт-Петербурге (1903-1917), где банк отстроил на ул. Морская свое собственное здание. Устав банка был утверждён Российским императором Александром II 12 (24) июня 1871 года, а фактически банком владели частные лица - кланы Поляковых и Каменок. Как и большинство банков того бурного времени банк прошел через множество слияний/банкроств/поглощений. В 1912-1913-х годах приобрёл крупный пакет акций парижского Банка северных стран (Banque des pays du Nord, после эмиграции во Францию в этом банке и будет работать отец Александра Каменки). К 1917-му году Азовско-Донской банк имел в России 70 отделений, по размеру акционерного капитала делил 1-е место в России с 2-мя другими: Русским для внешней торговли и Петроградским международным коммерческим банками. В 1917-м году после Октябрьской революции Азовско-Донской банк вместе с другими частными банками был ликвидирован (национализирован) - через присоединение к Государственному банку Российской Республики (декретом ВЦИК от 14 (27).12.1917г.) Декретом Совнаркома от 23.01. (05.02.).1918г. акционерный капитал банка, наряду с акционерными капиталами других частных банков, был конфискован в пользу Государственного банка Российской Республики.
Племянник отца (сын его брата, московского купца 1-й гильдии Исаака Абрамовича Каменки, 1842-?) :
Август Исаакович Каминка (09.09.1865, Херсон - 01.11.1941, Рига) — российский юрист, общественный и политический деятель, публицист, издатель. С 1918-го года - в эмиграции в Финляндии, Германии и Латвии, после прихода советской власти в Прибалтику в 1939-м году стал гражданином СССР, имел отношения с семьей Набоковых.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. И.А. Каменка открыто симпатизировал кадетам. Вместе с Владимиром Дмитриевичем Набоковым, отцом известного писателя и сценариста Владимира Набокова, издавал «Вестник партии народной свободы» (1910-1917). Находился в Берлине вместе с В.Д. Набоковым пытался предостварить покушений русских террористов на представителя партии, в отличие от В.Д. Набокова тогда выжил.
Александр Каменка - старший из 4-х доживших до "взрослой" жизни детей (брат Михаил, родившийся в 1889-м году, умер в раннем детстве):
Единственная родная сестра - Дарья-Виталия Оливье де Кайё. (22.09.1908, Санкт-Петербург, Российская империя - 01.08.1998, Париж, похоронена на кладбище Пасси. Творческий псевдоним – Дарья Оливье. Училась в Русской гимназии в Париже, окончила Школу Лувра. С замужеством вошла в семью антикваров де Кайё. Занималась переводами романов и книг по искусству (с итальянского и английского языков), переводила с русского Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.А. Бердяева и др. Автор десятка книг об истории России. С начала 1970-х сотрудник Института славяноведения. Награждена медалью Искусств и словесности.
1-й брат - Георгий Каменка (17.02.1894, Ст.-Петербург, Российская империя - 14.10.1974, Сен-Клу {пригород Парижа}, похоронен на кладбище Батиньоль); окончил экономический факультет Политехнического института в СПб. В 1917-м году был командирован в Норвегию и Швецию по делам Красного Креста. До 1919-го года жил в Скандинавии, затем переехал в Париж. Работал в Комитете ссуд русским, исполнял обязанности секретаря. С 1921-го по 1924-й годы - директор транспортного дела, затем банкир. Член-основатель масонской ложи Гермес.
2-й брат - Ипполит Каменка (1896, Ст.-Петербург, Российская империя - 17.05.1990, Нью-Йорк).; учился в СПб. В начале 1920-х уехал в Париж. Окончил там Высшую политехническую школу. Работал архитектором административных и жилых зданий. В 1920–1930-е годы построил в Париже клинику «Мирабо» и виллы на юге Франции. Участник Осеннего салона (1923-1925, 1927, 1931). В 1940-м году эмигрировал в США. Продолжал до самой смерти работать архитектором.
Сын Александра Каменки:
Саша Каменка (Sacha Kamenka, 26.11.1910, Санкт-Петербург - 10.03.1970, Париж), французский кино и ТВ продюсер и продакшн-менеджер.
Внук :
Патрик Каменка (Patrick Kamenka), журналист французского информагентства AFP (1972-2008), освещал и освещает иностранную тематику (бывший СССР, бывшая Югославия, Россия, Кавказ, Ирак). Избран в Руководящий комитет Европейской федерации журналистов (EFJ). Интервью Инги Домбровской с Патриком Каменкой - внизу по ссылке.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. "В нашей семье стыдно не знать русский — это память о предках, утверждает Патрик Каменка.
Правнук - Вадим Каменка (Vadim Kamenka), международный репортёр в газете L’Humanité, как и отец освещает российские вопросы.
Про образование
Александр Каменка учился в Ст.-Петербургском и Парижском университетах, говорил на нескольких языках.
Специализированного кино или художественного образования не имел.
Артистическая карьера. Начало
По семейной легенде - Александр Каменка с детства мечтал стать актером.
И даже не только карьера в искусстве, но и вся карьера для Александра Каменки началась именно с театра. В Санкт-Петербурге он играл в театре, а в период 1912-го - 1918-го годов был здесь же директором Школы драматического искусства.
Что неудивительно.
Ведь его дед, Александр, работал в Мариинском театре.
А отец-банкир занимался благотворительностью в среде русского искусства.
Поэтому в гостях у семьи часто бывали многие ведущие представители русской интеллигенции того времени — Фёдор Шаляпин, Илья Репин, Матильда Кшесинская и т. д.
А с кино изнутри Александр Каменка познакомился уже в эмиграции, будучи во Франции, о чем читайте в этом посте КиноБлога далее.
Про эмиграцию
Октябрьский переворот 1917-го года в Российской империи вызвал необратимые последствия во все, но особенно в банковской сфере, как в самом государстве, так и во вне. Внутри-то большевики поступил просто - все банки были национализированы, а капитал и золото, до которого они физически добрались - экспроприирован.
Франция пытается разобраться с возникшей французско-российской финансовой путаницей, связанной с полученными российскими императорами кредитами, которые большевистская власть не намерена признавать долгами и в 1918-м году для переговоров в Париж приглашает делегацию банкиров, которую как раз возглавил отец Александра Каменки.
Так, в 1918-м году Александр Каменка сопровождает своего отца во Францию как секретарь и переводчик (тогда ему около 25 лет), где Каменки начинают готовить почву для будущей эмиграции.
Российское имущество и капитал семья Каменки потеряла, окончательно и полностью эмигрировала из уже Советской России в 1919-м году во Францию, через Данию и Швецию, где с 1917-года жил и работал один из братьев Александра Каменки - Георгий Каменка (см. выше).
В 1920-м году отец Александра Каменки участвует в создании Российского торгово-промышленного и финансового союза, и входит в состав его Совета, а также, как говорится, устраивается на работу в банк Banque des pays du Nord, где он состоял одним из акционеров (см. выше). Часть этих средств затем достается Александру Каменке для старта в кино бизнесе.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Банк де Пей дю Нор (Banque des Pays du Nord) - французский банк, основанный в Париже в 1911-м году банками и предпринимателями северных регионов Франции с участием шведской стороны, в том числе Stockholms Enskilda Bank, вязанного с могущественной шведской семьей Валленбергов. В 1943-м году Банк де Пей дю Нор был поглощен Европейским промышленно-финансовым банком.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
В Париже Каменки поначалу в основном занимаются банковской и общественной деятельностью, и Александр Каменка - не исключение.
Но в тоже самое время семью Каменок русское художественное сообщество в эмиграции продолжает привлекать на свои мероприятия, в 1920-м году Александр Каменка, после обращения к его отцу русского кино продюсера и предпринимателя в эмиграции Иосифа Ермольева соглашается на встречу с последним.
На момент этой знаковой встречи Иосиф Ермольев уже владеет компанией «Ermolieff-Cinéma», располагает собственным зданием в парижском пригороде Монтрёе (прим. КиноБлога: здание киностудии сохранилось до сих пор), производит фильмы во Франции, и ищет капитал для развития своего производства.
Так по согласию в ответ на просьбу к Борису Абрамовичу Каменке помочь в финансовых делах, Александр Каменка фактически был откомандирован в помощь.
Сначала он просто помогает Иосифу Ермольеву в производстве, "вбухивается", как говорится в практику кино производства. Но быстро становится председателем совета директоров компании, в обмен на финансовую поддержку банковских структур со стороны отца. Помощником и соратником Александра Каменки по управлению кинокомпанией становится Ной Блох (1875, Санкт-Петербург - 1937, Париж).
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из пересказов Патрика Каменки: "... студия объединила под одной крышей русских и французских режиссёров, русских актёров и рабочих. Письма от безработных русских эмигрантов приходили пачками: «Хотел бы сыграть роль отца в Вашей новелле. Я играл Раскольникова и Христа», «Желаю вступить в ваш кинотеатр и обучиться артистом», «Может, вам нужен хороший гримёр?» По-французски почти никто из этих людей не говорил — большинство надеялись, что скоро вернутся Россию."
Когда Иосиф Ермольев в 1922-м году уезжает из Парижа в Мюнхен, а затем в Берлин, Александр Каменка, Ной Блох (Noe Bloch) и Морис Хаш (Maurice Hache) берут управление полностью в свои руки и в августе 1922-го года преобразовывают компанию «Ermolieff-Cinéma» в акционерное общество Альбатрос» (la «Société Albatros»).
Вскоре вся семья Каменок становится группой мажоритарных акционеров переименованной компании.
Карьера в кино и на ТВ. Закат
«Говорящее» кино, появившееся на горизонте внедряемых в кино новых технологий, еще больше ослабляет ситуацию на "Альбатросе" и далеко не все фильмы студии имеют коммерческий успех, сам Александр Каменка помогает многим выходцам из России, но в то же самое время его творческие и коммерческие амбиции явно превышают имеющиеся в его распоряжении средства.
Вдобавок начинает давить конкуренция со стороны агрессивного американского кинорынка (будущего Голливуда), в середине 1920-х годов европейцы вынуждены уходить в ко-продукцию для противостояния торговой кино войне, а часть творческого костяка "Альбатроса" "разбредается по Америке и Европе.
И "Альбатрос" в 1928-м году все-таки сдается. Студии в Монтрёе приходит конец, происходит продажа земли в Малакофф, годами ранее оптимистично приобретенная с целью будущего расширения.
Самый успешный фильм студии "Альбатрос" в год её закрытия - это комедия "Соломенная шляпка ("Un chapeau de paille d'Italie", 1928), с актерским участием Ольги Чеховой и Валентины Тисье; за камерой - Николай Рудаков, за костюмы отвечал - Лазарь Меерсон.
Но сам Александр Каменка окончательно не сдается, а осуществляет осторожное отступление - типа, на позицию "проекты в стадии изучения".
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Малакофф (Malakoff) - это юго-западное предместье Парижа, коммуна во Франции, в регионе Иль-де-Франс, департамент О-де-Сен. Как город образован 8 ноября 1883 года, через отделение части города Ванв, и назван так в честь Малаховой башни, возведенной в тематическом парке по случаю победы в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.
Александр Каменка продолжает периодически работать как продюсер, иногда с успехом. До начала 2-й мировой войны успевает поучаствовать в производстве 13-ти французских и немецких художественных фильмов.
8 лет после закрытия "Альбатроса" Александр Каменка хранит свою коллекцию фильмов и архивы студии «Альбатрос» в еще неокрепшей фильмотеке Cinémathèque, членом которой он является и затем, в обмен на членство в Совете директоров, передает свой кино архив туда уже официально.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Сегодня Французская синематека (Cinémathèque Française) - крупнейший в мире архив фильмов и любых документов, связанных с кинематографом; т.к. в настоящее время в её фондах сосредоточено более 40 тысяч фильмов, а также тысячи связанных с ними материалов: сценарии, эскизы, декорации, костюмы, аппаратура, афиши, фотографии. И ежегодно синематека приобретает от 100 до 150 новых фильмов. Является частной ассоциацией, существующей при этом на 3/4 за счёт государственных дотаций. С 2005-го года располагается в новом здании на ул. Берси, дом 51 в XXII округе Парижа. Официально считается, что была основана в 1936-м году Жоржем Франжю и Анри Ланглуа как некоммерческая организация, с целью реставрации и сохранения кинолент и их демонстрации новым поколениям зрителей.
Во время 2-й мировой войны Александр Каменка прячется в свободной французской зоне, а после окончания войны все же выпускает как продюсер или со-продюсер еще 6 художественных фильмов, из которых 2 - это совместное производство с СССР (см. далее), под зонтиком своей новой компании (прим. КиноБлога: в 1946-м году он основал и стал директором студии Film Alkam), а также на других.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Александр Каменка в годы своей жизни – несомненный авторитет во французском кино. Недаром он трижды (в 1947-м, 1949-м и 1951-м годах), входил в состав жюри Каннского международного кинофестиваля.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. В 1925-м году французские кинокритики так подавали собирательный образ Александра Каменки: "... если говорить о «цикле Альбатроса», то душой этой студии является г-н Каменка - удивительное сочетание художника и организатора, дилетанта и бизнесмена, который является горячим проводником этой мистики коллективных усилий."
С 1945-го года и до своей кончины Александр Каменка - Почетный президент Французской синематеки.
Общая фильмография Александра Каменки как продюсера и/или художественного руководителя (как сейчас сказали бы - креативного продюсера) – более 60-ти полнометражных фильмов.
В короткометражном кино Александр Каменка поучаствовал лишь несколько раз, а на телевидении не продюсировал ничего - лишь однажды снялся там, в роли самого себя:
документальный телесериал французского государственного канала ORTF "Кинематографисты нашего времени" ("Cinéastes de notre temps", 1964-1972), в части хронометражом 2,5 часа под названием "Первая волна" ("La première vague", 1968).
Прим. КиноБлога. Следует, конечно, пожурить создателей и идеологов выше заявленной документальной серии. Кроме Александра Каменки, лишь Георгий Анненков и Леонид Азар и Борис Левин приняли участие как интервьюируемые. Хотя выходцев из Российской империи, особенно в первой волне, во французском кино было хоть отбавляй.
Наиболее известен Александр Каменка как продюсер зрителям во всем мире по следующим кино проектам (кроме упомянутых выше и позже):
французская мелодрама "Лев Моголов" ("Le lion des Mogols", 1924), с Иваном Мозжухиным и Натальей Лысенко;
германо-франко-шведский триллер-ужастик "Калиостро - любовь и жизнь великого искателя приключений" ("Cagliostro - Liebe und Leben eines großen Abenteurers", 1929), с участием Ивана Коваль-Самборского и Николая Римского, художник-постановщик - Лазарь Меерсон, а помогал продюсировать - Владимир Венгеров;
французская криминальная драма "На дне" ("Les bas-fonds", 1936), адаптация произведения Максима Горького с актерским участием Владимира Соколова и Натальи Алексеевой.
Так оказалось, что последние 2 работы Александра Каменки для экрана стали спродюсированные им кино ленты ко-продукционного, между Францией и СССР, производства:
военная мелодрама «Нормандия - Неман» ("Normandie - Niémen", 1960);
биографическая драма "Третья молодость" (1965), о русском балетмейстере, французе по происхождению, Мариусе Петипа.
Можно сказать ещё и так – благодаря ко-продукционным с СССР проектам, Александр Каменка смог посетить свою родину, которая к тому моменту называлась СССР, прожив во Франции в эмиграции на тот момент уже 30 лет.
Большинство сцен фильма "Нормандия-Неман" снималось на "Мосфильме" в 1960-м году, а часть - во французской Ницце.
Режиссером обоих кино лент Александр Каменка пригласил французского режиссера Жана Древиля (Jean Dréville, 1906-1997), на 2-й фильм рекомендовать его советской стороне было легче лёгкого, после несомненного успеха фильма 1-го.
Надо отметить, что выбор Жана Древиля вряд ли был случайным. В 1930-х годах, когда фильмы о России пользовались во Франции популярностью у сторонников Народного фронта, он стал режиссером 2-х пророссийских/про-советских художественных фильмов и подружился/сработался с несколькими кино эмигрантами русского происхождения:
мелодрама «Тройка на белой дороге» ("Troïka sur la piste blanche", 1938), в киногруппе - оператор Константинов;
драма «Бессонные ночи Санкт-Петербурга» ("Les nuits blanches de Saint-Pétersbourg", 1938), вольная адаптация романа Льва Толстого "Крейцерова соната", в кино группе - Александр Лошаков и Владимир Мейнгард в качестве художников-постановщиков, Борис Билинский - художник по костюмам, а оператор - Михаил Кельбер.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Народный фронт (Front populaire) - коалиция левых политических партий и движений, в том числе Французской коммунистической партии (ФКП), Французской секции Рабочего Интернационала (СФИО) и Партии республиканцев, радикалов и радикал-социалистов, даже находившаяся во Франции у власти (с 1936-го по 1937-й год), выиграв в мае 1936-го парламентские выборы. В результате политических манипуляций и подковерных игр, а также собственных разногласий в 1938-м году к власти во Франции пришли радикалы, и в августе 1939-го года этим правительством Даладье были запрещены все печатные органы Французской коммунистической партии (газета «Юманите» и другие). А в сентябре 1939-го была запрещена и деятельность компартии.
В последние годы своей жизни Александр Каменка - Президент Профсоюзной палаты кинопродюсеров короткометражных фильмов Франции (период 1964–1967 годов), а с 1967-го и до своей неожиданной кончины в 1969-м - её Почетный президент.
Всю сознательную жизнь Александр Каменка состоял в масонских ложах. В частности, он был Секретарем ложи Астрея.
Последний путь
Александр Каменка умер в возрасте 59 лет 3 декабря 1969 года (прим. КиноБлога: по другим сведениям - 30 ноября 1969 года) в г. Париж, Франция.
Похоронен на кладбище Нейи-сюр-Сен под Парижем.
Александр Каменка (Alexandre Kamenka) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ