top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Она уснула на его руках | Пётр Чардынин, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он всего три года успел проработать за границей.

Зато стал открывателем киноактёрского таланта другого эмигранта российского происхождения - Григория Ратова (Грэгори Ратофф), будущего кавалера звезды на Голливудской аллее славы, получившего её (звезду) за вклад в развитие американского кино.

 

Советский, латвийский, германский и русский кино и театральный режиссер и актер Пётр Чардынин (Pyotr Chardyinin) родился 28 января 1872 года в деревне Чердынь, Пензенская губерния, Российская Империя.

Петр Чардынин - творческий псевдоним, в котором фамилия образована от названия места, где он родился.

Настоящие имя и фамилия:

  • Пётр Красавцев.

На латинице встречаются несколько вариантов написания псевдонима:

  • Pyotr или Peter Chardyinin.

КиноБлог рассказывает про Петра Чардынина не только потому что у него русские корни и он поработал в кино за рубежом, но и потому что он имел прямое отношение к созданию киноиндустрии соседней с Россией страны.

Также как без родившегося в Латвии Сергея Эйзеншейна не было бы Советского кино или как без родившегося там же, в Риге, Виктора Лисаковича, не было бы Советского документального кино, или как без родившегося на территории нынешней Литвы поляка Чеслава Сабински (Cheslav Sabinsky), или без французского оператора Луи Форестье (Louis Forestier) российское немое кино было бы другим, так и без Петра Чардынина, родившегося в "самой глубине” России, не было бы кино латвийского.

Вот такое оно - искусство кино.

Как и любое другое искусство – это искусство взаимопроникновения взглядов, методик и культур.

Всего человеческого…

Это надо бы помнить всем властям, любящим запрещать кооперацию.

Замкнутая система не имеет шансов на долгое существование.

Про родителей и семью

Пётр Чардынин родися в семье владельца малого бизнеса (простите, опять современный термин) и домохозяйки.

В юные для Петра Чардынина годы семья переехала в Симбирск (сейчас Ульяновск, Россия).


Псевдоним (сначала Чардын, затем "продлил" его до фамильного варианта - Чардынин) взял сразу же по окончании Музыкально-драматического училища при Московском филармоническом обществе по драматическому классу, куда поступил в 1890-м году, В числе его преподавателей был и Вл. И. Немирович-Данченко.

Карьера в кино. Начало


Его кинокарьера начиналась так.


Из провинциального театра в Вологде (театр Викторова), за хорошо принятое публикой исполнение своих ролей, в 1908-м Пётр получает и принимает приглашение в московскую труппе театра " Введенский народный дом, вместе с которой он затем был приглашен сниматься в фильмах ателье Ханжонкова «Песнь про купца Калашникова» и «Русская свадьба XVI столетия», которые ставил Василий Гончаров.


Пётр Чардынин был сообразительным и легко обучаемым парнем, быстро овладел профессией постановщика, начал сам выступать в качестве режиссёра (дебют в кинорежиссуре — фильм «Власть тьмы», 1909) и вскоре стал ведущим постановщиком у Ханжонкова.

Считается, что Пётр Чардынин сменил киностудию Ханжонкова на конкурирующее киноателье Дмитрия Харитонова в 1916-м году по причине неприятия конкуренции: среди работающих у Ханжонкова появился другой талантливый режиссёр - Евгений Бауэр, и Пётр Чардынин почувствовал себя «отодвинутым на второй план» и ушёл в конкурирующее киноателье, где снял несколько чрезвычайно успешных мелодрам.

Кстати, ателье Харитонова существовало в Москве на Лесной улице, около Тверской заставы, было построено по плану «ханжонковского», которое было на Житной.

Уйдя от Ханжонкова к Харитонову, Пётр Чардынин переманил за собой уже тогда звёзд Веру Холодную и Витольда Поклонского.

Карьера в кино. Саммэри

Пётр Чардынин, как бы сейчас сказали, был в свое время - в эпоху немого кино - производительным продюсером.

Он успел снять более 100 фильмов (по другим сведениям - более 200) в царской России, Франции, Германии и Советском Союзе.

У истоков кино Латвии

Пётр Чардынин стоял у истоков латвийского кино.

Подробнее о латвийском периоде Петра Чардынина можно прочитать здесь.

В 1920-м году латышский актёр и режиссёр Вилис Сеглиньш (Vilis Segliņš, который снял первый латвийский игровой фильм "Уходя на войну”, сам фильм, увы, не сохранился) создает в Риге компанию "Латфильм" ("Латвью филма") и отправляет уже находящемуся в эмиграции (в Берлине) Петру Чардынину приглашение поработать на созданной киностудии.

Прим. КиноБлога. Предположение. Скорее всего, Пётр Чардынин и Вилис Сеглиньш познакомились в 1919-м на съемках в Одессе.

В июне 1921-го Петр Чардынин прибывает в Ригу, и не один, а и с другими актёрами МХТ и становится ведущим режиссером и продюсером этой кино компании.

Понимая, что развитие кино - это прежде всего образование, и для дополнительных заработков, "Латфильм" уже на следующий год организовывает курсы киноактеров, которыми руководят Пётр и Вилис. Ну, а 1-й фильм Петра Чардынина в Латвии и, как его окрестила местная пресса - «первая большая латвийская фильма», стал «В вихре времен» ('Laiku viesulī') по сценарию Яниса Акуратерса, одного из вдохновителей Латвийского Национального театра.


В эмиграции, с весны 1920-го года, Пётр Чардынин провел 3 года. Сначала в Италии, затем в Германии, потом в Латвии.

Весной 1920-й года режиссер эмигрировал из России в Рим, а осенью 1920-го перебрался в Берлин, где поставил несколько фильмов, в том числе «Человек-зверь», «Дубровский, атаман разбойников» (первая роль Григория Ратова).

Возвращение на родину

Пётр Чардынин, - которого мы вправе называть первооткрывателем российской системы кинозвезд, - в самом конце 1922-го года принял решение вернуться в СССР.

Пробыв несколько дней в Москве, он отправился в уже знакомую ему Одессу, где всего на будущей Одесской киностудии поставил 26 фильмов, среди которых - несколько эпических и прославлявших новую страну. Видимо, чтобы "реабилитироваться в глазах советской власти. Но это не спасло его от репрессий, которые физически оказались мягкими (его, когда он захотел снова уехать заграницу, в начале 30-х прошлого века всего лишь отстранили от кино), но морально оказались сильнейшими (что значит для любого человека быть насильно отстраненным от любимого дела - догадайтесь сами)...


Последний путь

Пётр Чардынин умер в возрасте 61 год.​

Случилось это печальное событие в Одессе 14 августа 1934 года


На фото вверху (автор Максим Ранкевич) - могила Петра Чардынина в Одессе, на 2-м христианском кладбище. Надгробие стилизовано в виде кинопленки.

А слева установлен кенотаф киноактрисе немого кино Вере Холодной (1893-1919).

Аргументированно считается, что именно Пётр Чардынин "окончательно "раскрыл талант Холодной как актрисы (её жизнь и карьера были бурными, но короткими, она умерла в 25 лет). Он нашёл в ней свою актрису, а она в нём - своего режиссера. Она умерла от тяжелой простуды у него на руках.


Они вместе и сейчас, через много лет после смерти.


Гроб с телом Веры Холодной исчез с территории Первого христианского кладбища во время его разрушения Советской властью в 1932 года. Сейчас на территории того разрушенного кладбища - Парк культуры и отдыха («Парк Ильича», впоследствии «Парк Преображенский») и зоопарк.

P.S.

Режиссёрское творчество Петра Чардынина, - особенно в культовом для немого кино фильме «Молчи, грусть, молчи», - сравнивают с творчеством легендарного "кинодекадента" Дэвида Линча.

КиноБлог считает, что поклонники кино и все мировое кино многое потеряли из-за того, что бОльшая часть киноработ Петра Чардынина утеряна (сохранились всего 34 картины из более чем 200) и из-за того, что в его позднее (Советское) время ему не дали работать по профессии...

Пётр Чардынин - это, увы, типичный вариант судьбы "киновозвращенцев".

Прим. КИНОБЛОГа: "Киновозвращенцы" в терминологии КиноБлога - это те деятели раннего советского кино, кто рискнул вернуться в Советскую Россию из эмиграции). В их числе и Александр Ханжонков, и Вячеслав Висковский и другие, в расцвете режиссерских, продюсерских или актерских лет - некоторые "получили" отстранение от профессии, кто-то попал в лагеря.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page