• Длинный путь из Москвы в Голливуд

Зоя. Она же Мара

Она осталась известна в мировом кинематографе с двумя именами, настоящим и выдуманным, т.н. "творческим псевдонимом". А родилась в Москве на изломе веков. Более точной даты рождения, кроме как год, не известно.

Американская, французская и русская кино- и театральная актриса, а также танцовщица Зоя Карабанова (Zoia Karabanova) родилась в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Прим. КиноБлога. Точной даты её рождения не имеется. В разных источниках в основном обозначены 2 варианта: 1897-й и 1900-й годы.

Но что точно, так это то, что Зоя Карабанова была популярной актрисой театра, кабаре и кино.

На отрезке своей творческой судьбы в России имела устойчивый сценический псевдоним - Мара Крэг (Mara Crag).

А кинодебют Зои Карабановой состоялся в 15-ти летнем возрасте!

Прим. КиноБлога: Если считать, что она (Зоя Карабанова) все-таки родилась в 1900-м, тогда да, в 15. «Кинолаборатория Н. Кагана» взялась за производство киноленты "Есть женщины светлые, прекрасные…"(альтернативное

название "Женоненавистник", 1915), в которой Зоя сыграла сестру

милосердия. Режиссёром фильма по сценарию Алексея Желябужского выступил Владимир Кривцов, а в главной мужской роли снялся Владимир Оболенский, ставший популярным после фильма-драмы "Анна Каренина" (1914), где также снялась другая звезда эпохи немого кино Вера Холодная.

В общем, в свои 16 лет Зоя Карабанова - уже проверенная актриса кино, и на киностудии "Т-во "И.Н. Ермольев" снимается в фильме со звёздами экрана того времени Иваном Мозжухиным и Витольдом Полонским. Пост КИНОБЛОГа о Иосифе Ермольеве - "Самый большой кинопавильон в Москве и при чём тут ТЦ Европейский" - читайте ЗДЕСЬ. Пост КиноБлога о Иване Мозжухине читайте ЗДЕСЬ.

Всего Зоя Карабанова за свою карьеру в кино снималась актрисой в четырёх странах:

  • 3 фильма - в Российской Империи

  • 12 киноработ в Советской России

  • 2 фильма во Франции

  • 6 кинопроектов в США

Т.е. за 40-летний активный период (1915-1957 года) - более чем в двух десятках ролей.

Не так много. Но и не мало, если учитывать, как её помотало между разными странами.

В 1917-м она перебралась из Москвы в Ялту, подальше от революционных событий в российских столицах, там снялась почти в десятке в Крымском филиале И. Ермольева, вплоть до конца 1919-го года. 10 февраля 1920 года вместе с костяком киногруппы И. Ермольева в составе 20 человек эвакуировалась из Ялты в Константинополь (Прим. КиноБлога: при этом Иосифу Ермольеву удалось вывезти и тем самым спасти большую часть плёнок. Пост КИНОБЛОГа про Иосифа Ермольева читайте ЗДЕСЬ)

Прим. КиноБлога. Справка. Кстати, в декабре 1920-го года при эвакуации из Крыма вместе с частями Добровольческой армии Константинопольский контингент эмигрировавших российских артистов пополнился ещё на полтысячи человек.

В апреле 1920-го группа Ермольева (и Зоя Карабанова вместе с ней) отправилась в Марсель, затем, в начале мая, в Париж, где Иосиф Ермольев арендовал бывший павильон фирмы "Братьев Пате" в Монтрё-сю-Буа и развернул там первые съёмки, и, затем, под своим собственным брендом которая выпустил в 1921 году фильм "Роковая случайность" ('L'échéance fatale', 1921) режиссёра Александра Волкова, ставший популярным во Франции. В этом одном из двух своих французских фильмов Зоя Карабанова сыграла роль Клодин Ферран (Claudine Ferrant).

Но с октября 1920-го пути Карабановой и Ермольева временно расходятся. Зоя Карабанова в том же Париже переходит в только что созданное кинематографическое предприятие "Товарищество Пауль Тиман и Ко." но, затем, возвращается е Ермольеву уже на его французскую киностудию "Альбатрос". Пост КиноБлога о Павле Тимане читайте ЗДЕСЬ.

Где-то по пути Никиты Балиева (Акопяна), создателя и директора знаменитого московского пародийного театра "Летучая мышь", сумевшего вывезти бо́льшую часть своей труппы из Советской уже России в Европу, затем в Америку, Зоя Карабанова пересеклась с ним, стала его супругой и, затем, оказавшись с ним уже в США, участвовала в бродвейских «Chauve-Souris», которые увидел зритель на премьерном показе фонофильма американского изобретателя Ли де Фореста (Lee de Forest) 15 апреля 1923 года в Rivoli Theater (сама киноплёнка хранится в Библиотеке Конгресса).

Возможно, она устала от частых гастролей и переездов из США, в Латинскую Америку, затем в Европу, снова в США, Зоя Карабанова и Никита Балиев, к тому времени успешный театральный антрепренёр и лауреат французского ордена Почётного легиона, расстаются в начале 30-х годов прошлого века (Балиев горевал недолго. Его вторая жена – Елена Комиссаржевская).

А путь Зои Карабановой дальше лежал в Голливуд. С 1934-го года она уже снималась там.

Пожалуй, самым известным её фильмом в эмиграции стала кинокартина Грегори Ратова "Песнь о России" ('Song of Russia', 1944), в которой она сыграла Наташу Булганову (Natasha Bulganov). Сюжет этой военной музыкальной мелодрамы, по сути был направлен в поддержку Советского Союза, воевавшего в те годы против фашистской Германии и где США были союзником СССР: "В июне 1941 года главный герой, известный американский симфонический дирижер, отправляется в путешествие по Советской России. Вместе со своим менеджером он попадает в небольшой сельский городок, где родился знаменитый русский композитор Чайковский. Там он встречает Надю, красивую девушку-крестьянку с абсолютным слухом, они влюбляются друг в друга и очень быстро женятся. Но тут начинается война, новоявленный супруг хочет уехать обратно в США, но Надя хочет остаться и сражаться с фашистами, которые уже вот-вот на подступах к её родной деревне." Наивно-возвышенная история стала своего рода вкладом российских эмигрантов в поддержку своей родины, которая для многих их них оставила о себя, мягко говоря, недружественные воспоминания.О главных американо-русских участниках этого патриотического кинопроекта КИНОБЛОГ уже рассказал: режиссер фильма - Григорий Ратов , исполнитель роли Александра Мешкова - Владимир Соколов, исполнитель роли Ивана Степанова - Михаил Чехов. О других американских участниках киногруппы с российскими (русскими) корнями, - а их с два десятка, - мы расскажем постепенно.

Последней её работой в кино была роль Миссис Волотовой (Mrs. Volotoff) в фильме в фильме "Шелковые чулки" ('Silk Stockings', 1957). Эта музыкальная лирическая комедия, где зажигали в главных ролях великие танцевальные актёр Фред Астер (Fred Astaire) и актриса Кид Шарис (Cyd Charisse), была на самом деле ремейком знаменитого фильма "Ниночка" ('Ninotchka', 1939), ставшего четырежды номинантом Оскара, и где главную женскую роль русской женщины исполнила несравненная шведская американка Грета Гарбо (Greta Garbo).

Оба фильма в своих сценарных историях были связаны с потрясшими в свое время похищениями агентами НКВД (ВЧК) российских царских генералов Миллера и Кутепова прямо в центре Парижа. Только в этих кинофильмах речь идет о похищении всего лишь композитора.

Последний путь

В отличие от даты рождения, дата и место смерти Зои Карабановой известны точно. Она умерла в Лос-Анджелесе на 61-м году жизни, 13 декабря 1960 года.

Зоя Карабанова (Zoia Karabanova) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding