• В Елгаве не только кузнецы

Сын кузнеца у истоков национального кино

Пост обновлен 3 нояб. 2020 г.

Этот пост КиноБлога запрещен к копированию. Охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Цитирование возможно, но с обязательным указанием ссылки на первоисточник.

Проект RU KinoStarz®


На календаре 3 ноября - это день, когда родился он, один из основателей национального кино, латвийского. Особенно тамошние "киношники" должны его помнить. И этот день и его самого. Ведь без него, героя этого поста КиноБлога, художественное латвийское кино конечно же было бы, но не таким каким оно стало с применением его актерских, режиссерских, преподавательских и организаторских талантов.

Прим. КиноБлога: этот пост КИНОБЛОГа подготовлен благодаря информационной поддержке Рижского музея кино (Rīgas Kino muzejs) при Академии культуры Латвии и лично г-жи Лаймы Минценовой (Laima Mincenofa), главного хранителя фондов музея. Сам музей расположен по адресу: ул. Пейтавас 10, Рига LV 1050.

Латвийский и русский актёр, режиссёр и преподаватель Вилис Сеглиньш (Vilis Segliņš) родился 3 ноября 1882 года в районе главного города Курляндской губернии Российской империи - Митавы (ныне г. Елгава и Елгавский район - в составе Латвийской Республики).

Родился в семье кузнеца.

В рождении он несколько опередил трёх других выдающихся "киношников" своего времени, родившихся на территории нынешней Латвийской Республики:

  • на четыре с половиной года - российского и советского кинооператора Эдуарда Тиссэ (01.04.1987, г. Либава, Курляндская губерния Российской империи, ныне г. Лиепая в составе Латвийской Республики).

  • на 5 с небольшим лет - советского режиссера Сергея Эйзенштейна (10.01.1988, г. Рига, главный город Лифляндской губернии Российской Империи, ныне - столица Латвийской Республики);

  • на 6 лет - американского актера и рестлера Ивана Линова (Ivan Linow, настоящее имя Янис Линаус или Janis Linaus), родившегося 21 ноября 1888 года (на территории современной Латвии, точное место рождения КИНОБЛОГу не известно).

Возможно, в конце мая 1896-го года Вилис Сеглиньш был или сам или вместе с отцом среди толпы людей, отстаивающих очереди в Риге, чтобы попасть на чердак дома на ул. Калькю, д. 11***, чтобы за сумасшедшие деньги посмотреть невиданные прежде "живые фотографии" братьев Люмьер. Ну, или это был какой-нибудь сеанс в каком-нибудь т.н. "интерим" (временном) кинотеатре? Иначе, как бы у него проснулся интерес к кино, которое только начинало свой путь в мире?

Прим. КиноБлога №1: Этот адрес - есть место первого коммерческого киносеанса в Риге, в несохранившемся до наших дней (из-за разрушений во время Второй мировой войны) в Старом городе деревянном трехэтажном доме с мансардой (само здание принадлежало купцу Василию Алиханову, здесь же и торговавшему конской упряжью), где на мансарде и происходило первое в Латвии публичное представление "синематографа Люмьер". Первый показ состоялся 28 мая (9 июня) 1896 года. А сам дом располагался в квартале между улицами Малая Монетная и Шкюню (современные названия).

Прим. КиноБлога №2: Улица Калькю [Kaļķu iela или Kalk Strasse], некоторое время известная ещё и как Известковая улица, - легендарная и в истории города Риги вообще, и в кинотеатральной - в частности. Впервые она упоминается в 1407-м году, существует и поныне. В квартале на месте дома Алиханова - площадь Ливов (Līvu laukums, первоначальное название площади - Сквер у филармонии, до 29.02.2000). На этой же улице до сих пор работает Рижский русский театр имени Михаила Чехова, открывшийся в 1883-м году (первоначально, до 1902-го труппа Второго городского русского театра устраивала представления в других местах), и т.д.

Как бы то ни было, но известно, что актерский путь Вилис Сеглиньш начал в 1901-м году, поступив на службу актером в Рижский театр Латвийского общества. Начиная с 1904-го года он уже режиссёр в Новом рижском театре.

С началом войны театральные труппы начинают сыпаться по многим и разным причинам. И в период двух войн (Первой мировой и Гражданской - в России) в 1914 - 1920 годах, Вилис продолжил карьеру актера на сценах и на киносъемочных площадках в России, потом перебрался на юг, в Одессу.

Прим. КиноБлога. Предположение №1 от КИНОБЛОГа: вполне вероятно, что с самим отъездом из Риги или с решением Ригу покинуть Вилису помог известнейший в то время театральный атрепренер Константин Незлобин (Алябьев). Их маршруты перемещений или пересекаются или совпадают. Первый период пребывания Незлобина в Риге (1902-1909), когда он поднимал театральную индустрию города, приходится на самое начало карьеры Сеглиньша здесь же. Незлобин, приехав в Латвию во второй раз (в 1914-м), снова Латвию покидает (в 1915-м), как и Сеглиньш, а потом туда же и окончательно возвращается (в 1925-м). И карьеры свои они оба закончили одинаково - в провинциальных латвийских театрах. Также тут могут быть замешаны женщины. :) К примеру, это могла быть Елизавета Жихарева - актриса театра Незлобина и подруга актера и лучшего друга Чардынина Андрея Громова, которая снималась у Чардынина в 1914-м году и потом была в Риге. В общем, требуется 'additional research'. :)))

Предположение №2 от КИНОБЛОГа: Скорее всего, знакомство Сеглиньша и Чардынина могло произойти или в Москве (что маловероятно, ибо в период 1914-1918 годов Чардынин уже был в киноиндустрии и сначала работал на Ханжонкова, а потом на Харитонова, а Вилис к кино еще не имел никакого отношения кроме зрительского) или в Одессе. Если второе, то за достаточно короткий период. Летом 1918-го года кинорежиссер Петр Чардынин и московский кинопредприниматель Дмитрий Харитонов обратились с просьбой к Луначарскому, тогда народному комиссару просвещения: помочь группе киноработников выехать в Одессу (все ради звезды Одесса - родина Веры Холодной) для съемок. Получив разрешение, группа, в составе которой такие знаменитости как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский (они все вместе с Чардыниным перешли от Ханжонкова к Харитонову) отправляется в Одессу. А уже в ноябре 1918 года Одессу занимают войска Антанты. Знакомство Вилиса и Петра могло состояться при участии литовского поляка Чеслава Сабински (Cheslav Sabinsky), который был сорежиссером на самом знаменитом фильме Петра Чардынина - в драме "Молчи грусть, молчи" 1918-го года, снятом в Одессе.

По большому счёту, судьба почти всех фильмов с участием Вилиса Сеглиньша - незавидная:

  • Практически все довоенные латвийские фильмы исчезли, где и как - до сих пор неизвестно. И вряд ли истина уже будет установлена. В их составе исчез и вышеупомянутый фильм "Я ушел на войну"

  • Исчезли и две кинокартины, снятые Петром Чардыниным и кинокомпанией Чардынина-Сеглиньша "Латвияс Филма" - кинокомедия "Фрицитис на взморье" (1921) и мелодрама "В вихре времени".

  • В 1918-м он снимается в Одессе на студии "Киносекция Подива 41" у режиссеров Эдуарда Пухальского и Александра Аркатова в одной из главных ролей в фильме "Четыре месяца у Деникина". Фильм снимали в составе пакета агитационного кино, по заданию Политотдела 41-й дивизии. От фильма остались только название и основные фамилии основных участников кинопроекта. А содержание фильма не установлено. Потому что негатив уничтожен осенью 1919-го года белой контрразведкой в Одессе.

  • Фильм "Саботажники" (альтернативное название "Смерть Леонида Андреева") 1919-го года режиссера Николая Салтыкова, произведенный одесским товариществом "Киножизнь" - не сохранился. И только по второму названию можно предположить, что фильм биографический, т.е. как-то связан с судьбой Леонида Андреева.

  • Фильм "Два мира" производства 1920-го года, снятый Всеукраинским кинокомитетом в Одессе тем же Александром Аркатовым и вторым режиссером В. Черноблером - не сохранился. Остались только краткие сведения, что это была экранизация популярной в гражданскую войну одноименной театральной агитационной пьесы неизвестного автора.

  • Даже короткометражные фильмы с его участием ("Пауки и мухи" и "Красные по белым") тоже были уничтожены контрразведкой Белой армии. Конечно, не потому, что в них снялся Вилис, а потому что это была война. Прим. КиноБлога: никакая война не является аргументом для уничтожения культурных ценностей.

Нормальный человек вряд ли выдержит потрясения от уничтожения того, куда ты вкладывал свои силы, время и душу. Хотя, наверно, слава Богу, что хоть ноги унёс из Одессы. В общем, в самом начале 20-х годов Вилис Сеглиньш, набравшись киноопыта в царской и советской России, возвращается в Латвию. Рига становится латвийской, а Латвия - независимой, заключив мирный договор с РСФСР 11 августа 1920 года.

А Вилис Сеглиньш весь свой опыт направляет на создание фильмов не документальных, которые уже вовсю снимаются в Латвии, а художественных, с участием актеров.

Вилис Сеглиньш - сценарист и режиссер-постановщик первого латвийского художественного фильма "Я ушел на войну" ('Es karā aiziedams', 1920), сюжет которого - связан с Первой мировой войной и борьбой за независимость Латвии.

Затем, пригласив Петра Чардынина из Германии, вместе с ним, выпускником Студии Немировича–Данченко, известным российским актером, сценаристом и режиссером, и с которым они подружились еще в период пребывания Сеглиньша на юге Российской Империи, участвует в работе созданного Сеглиньшем в 1920-м году акционерного общества "Латвияс Филма" ("Latvijas filma”), где компаньоны успевают снять 4 фильма.

Прим. КиноБлога: "Латвияс Филма" - единственная национальная кинокомпания в Латвии того периода.

В первом из этих четырех, в художественном фильме "В вихре времени" ('Laiku viesulī', 1921) Вилис играет главную роль. По жанру этот фильм - мелодрама, о любви немецкой баронессы и латышского офицера. Пост КИНОБЛОГа про Петра Чардынина - "Она уснула на его руках" - читайте ЗДЕСЬ.

Во втором из четырех Вилис Сеглиньш как актер не участвует, но участвует как со-продюсер. Кинолента "Фрицитис на взморье" (альтернативное название "Фрицитис в Юрмале") от автора сценария и режиссера Петра Чардынина стала первой латвийской кинокомедией. В этой одночастной «веселая комедии», как её тогда рекламировали, снялись Фрицис Лицис, Нина Карелина, Хермине Фреймане и др.

В третьем - "Психея" ('Psihe', 1922, другое название "Во власти любви"), премьера которого состоялась 20 февраля 1922 года, - Вилис Сеглиньш в звездном актерском составе фильма (известно, что Петр Чардынин умел открывать звезд): Эдуард Смильгис (впоследствии основатель Художественного театра и народный артист СССР), Лилия Эрика, Теодор Валдшмидтс, Лилита Берзиня, Адолф Херманис и др.

Четвертый - драма Чардынина "Добыча, брошенная волкам" ('Vilkiem mests laupījums', 1922) - выходит на экраны с публичной премьерой в кинотеатре "Гранд-кино" спустя полгода, 26 сентября 1922 года. В ролях: Лилита Берзиня, Олга Вейнберга, Волдемар Шварц, Вилис Сеглиньш и др.

Вилис Сеглиньш - и в числе создателей первых в Латвии курсов актерского мастерства. Вместе с ним эти курсы организовали и на них преподавали Петр Чардынин, Андрей Громов, Лилли Эрика и др.

Он работает в кино- и театральной индустрии параллельно. Вместе с Чардыниным они снимают фильмы, занимают преподавательской деятельностью в созданной актерской школе, и заодно (в период 1920 - 1922 годов) Вилис Сеглиньш сотрудничает с национальным театром.

Сотрудничество с Чардыниным продолжается до того момента, когда в конце декабря 1922 года Петра Чардынина заманивают в СССР, и он отбывает главным режиссером в Москву, по приглашению созданного там "Кинематографического товарищества "Елин-Задорожный и Ко".

Прим. КиноБлога: сотрудничество Чардынина с новой компанией продлилось всего пару месяцев и весной 1923-го года он принял другое, более амбициозное предложение - вернулся в Одессу, для участия в съемках фильмов производства ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление). В Одессе затем он снял 26 фильмов.

В общем, амбициозный Чардынин, обиженный на рижскую прессу и кинокритиков, - в Москве, а после его отъезда Вилис Сеглиньш надломлен, и "Латвияс Филма" окончательно чахнет.

КИНОБЛОГ не будет смаковать отзывы критиков на первые латвийские "кинопромышленные" фильмы, произведенные студией Чардынина-Сеглиньша. Кто-то считает, что их киноработы латвийского периода заслужили критику, кто-то считает - незаслуженно. КИНОБЛОГ лишь даст вам, дорогой читатель два аргумента для ваших собственных умозаключений. Во-первых, весь шоубиз везде и всегда имел и имеет "повышенную температуру" во взаимоотношениях профессионалов, будучи настоящим серпентарием, где красиво улыбаются и всем только на публику. Во-вторых, жестокая конкуренция, в которой любые методы хороши. В том числе и "заказуха". Не забывайте, "Латвияс Филма" была первой попыткой на промышленном уровне создавать национальные фильмы. И критика могла быть "проплаченно" организована со стороны контор, прокатывающих американское и европейское кино. Тем более, что многие критические публикации выходили в рижской прессе до премьеры (!?). В общем, давайте просто снимем шляпу перед его старшим соратником (П. Чардынин) и перед человеком, который стоял у истоков национального латвийского кино и таковым останется навсегда. Это Вилис Сеглиньш.

А в завершение поста КИНОБЛОГ лучше расскажет о том, как снималась «первая большая латвийская фильма». Да, именно так, фильма, а не фильм в начале 20-го века назывались киноленты в то время. Собственно, кинопленку тогда тоже называли фильмой.

По сути, художественный фильм "В вихре времени" - первый национальный ко-продукционный проект. Вот как это было. В конце апреля 1921-го года Петр Чардынин прощается в зале Logenhaus с берлинской публикой двумя бенефисами с участием актерского состава кинокартины «Дубровский, атаман разбойников» - Т.Дуван, Л. Потехиной, В. Вронского, О. Рунича, Г. Ратова (трое последних станут впоследствии очеь знамениты, а Григорий Ратов спустя много лет получит свою звезду на голливудской Аллее славы. Пост КИНОБЛОГа про Грегори Ратоффа - "Крёстный папа Бонда" - читайте ЗДЕСЬ.) В июне 1921-го он вместе с Андреем Громовым и некоторыми актерами МХТ (Московского Художественного театра) прибывает поездом в Ригу, где приступает к съемкам "В вихре времен". Сценарий к фильму написан Янисом Акуратерсом (Jānis Akuraters), одним из вдохновителей Латвийского Национального театра. А 18 августа 1921 года прошел закрытый показ картины. Реклама публичных показов фильма, которые начались спустя неделю, 23 августа, гласила буквально следующее: "Премьера "кинодрамы в 6-ти частях Я. Акуратера" состоится в кинотеатре «Гранд-Кино» по адресу ул. Романовская (ныне Лачплеша, 52/54). Первый экземпляр будет демонстрироваться только в одном кино Риги, после чего будет отослан к эстам и литовцам. Остальные экземпляры отсылаются в Западную Европу".

В середине 20-х годов Вилис Сеглиньш уходит из киноиндустрии Латвии и остается только в индустрии театральной:

  • В период 1929 -1940 годов - режиссёр Кулдигского театра.

  • В период 1941-1945 годов - режиссер художественного департамента.

  • В период c 1946-го года и до ухода на пенсию в 1956-м году - режиссер в различных малых театрах в районах Латвии.

Последний путь

Вилис Сеглиньш умер 30 марта 1961 года в возрасте 78-ми лет, похоронен на Лесном кладбище (Meža kapos) в Риге.

P.S.


При подготовке поста КИНОБЛОГ использовал информацию с порталов:

  • http://www.russkije.lv/ru/ Института Русского культурного наследия Латвии

  • http://www.rigacv.lv/ рижского Благотворительного Фонда развития культуры.

Вилис Сеглиньш (Vilis Segliņš) - в реестре RU КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

Недавние посты

Смотреть все

Выехавшая

С отзывами и предложениями - сюда:

или через форму обращения здесь

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке

интернет-мира!

---***---
  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion
Смотрите контент DMSD на Vimeo

Правила Amazon Prime 

DMSD на iOS

Правила Vimeo VOD

DMSD на Windows Mobile

Инфопартнёры DMSD

Правила RokuTV

DMSD на SmartTV

Права, правила и цифровая безопасность

© 2010-2021

DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS,

KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding