• Из Кременчуга в Штаты

Из подвала "Бродячей собаки"

Он учился вместе с будущим великим композитором Сергеем Прокофьевым. Одним из его преподавателей был великий композитор и профессор и директор Петербургской консерватории Александр Глазунов. А в свое свободное время посещал "Бродячую собаку", где братался с представителями авангардной артистической, художественной, музыкальной и танцевальной богемы того времени. У него - 4 Оскара и ещё 16 Оскаровских номинаций. Он - один из самых значимых американских композиторов и особенно кино композиторов.

Американский композитор русского происхождения Дмитрий Тёмкин (Dimitri Tiomkin) родился 10 мая 1894 года в г. Кременчуг Полтавской губернии, Российская империя (ныне город в составе Республики Украина).

Про родителей и семью

Дмитрий Тёмкин - из еврейской семьи.

Родители Дмитрия Тёмкина:

  • отец - Зиновий Ионович Тёмкин (1865-1942) - врач по профессии, после того, как женился 2-й раз в 1921-м году, поселился сначала в Берлине, а с 1924-го года - в Париже, где занимался общественной деятельностью, был членом президиума Всемирного союза сионистов-ревизионистов, председателем организации сионистов-ревизионистов Франции.

  • мать Дмитрия - Мария Давидовна Тёмкина (1867-1960), урожденная Тартаковская, была учителем музыки, преподавала игру на фортепьяно.

Про "Бродячую собаку" (прим. КИНОБЛОГа): Литературно-артистическое кабаре (кафе) «Бродячая собака» - один из центров культурной жизни Серебряного века. Артистическое кафе или арт-подвал «Бродячая собака» действовало 31 декабря декабря 1911-го по 3 марта 1915 года в доме № 5 Михайловской площади Санкт-Петербурга (подвал дома Жако, ныне пл. Искусств, д.5). В названии обыгран образ художника как бесприютного пса. Стены кафе были расписаны художником Судейкиным. "Бродячая собака" была открыта антрепренёром Борисом Прониным а оказалась закрытой вскоре после антивоенного выступления Владимира Маяковского. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. Именно здесь впервые прочитывались многие стихи и звучали музыкальные пьесы, о чём сохранилось немало воспоминаний.

Именно от матери Дмитрий Тёмкин получил начальное музыкальное образование, и уже к 13-ти годам стал студентом Петербургской консерватории. Обучался по классу фортепьяно у Феликса Михайловича Блуменфельда и Изабеллы Афанасьевны Венгеровой, а по классу композиции, гармонии и контрапункта у Александра Константиновича Глазунова.

Дмитрий Тёмкин, зарабатывая на жизнь частными уроками, он преуспел в качестве сольного пианиста и подрабатывая тапёром в кино - последнее и ввело его в мир киномузыки.

Дмитрий аккомпанировал балерине Тамаре Карсавиной и знаменитому французскому комику Максу Линдеру во время его выступлений в Санкт-Петербурге в рамках большого европейского турне.

После Октябрьского переворота 1917-го года Дмитрий Тёмкин служил в политуправлении Петроградского военного округа, был одним из организаторов масштабных музыкальных действ нового времени, таких как первомайская «Мистерия освобождённого труда» и грандиозная инсценировка «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября 1920 года), в которой было задействовано около тысячи артистов, в том числе 500 музыкантов.

Про эмиграцию в Европу

Свое перемещение за пределы Советской России Дмитрий Тёмкин обосновывал в своих биографиях довольно эпатажно - не было надежд на большую музыкальную карьеру в России того времени было мало, КиноБлогу представляется, что были более прозаические причины - страх за свою жизнь и желание условия жизни вернуть на дореволюционный уровень как минимум. Так или иначе, но в 1921-м году Тёмкин эмигрировал в Берлин, к своему родному отцу, к тому времени уже ушедшему от матери Дмитрия (см. выше). В столице Германии 2 года (с 1921-го по 1923-й) Дмитрий как пианист брал уроки у Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni) и его учеников Эгона Петри (Egon Petri) и Михаэля Задора (Michael von Zadora). Здесь же, в Берлине, он впервые выступил как с сольным классическим концертом, как пианист. В 1924-м году Дмитрий Тёмкин вместе с Михаилом Харитоном, со своим другом, с кем они вместе снимали в Берлине жилье, - отправился дуэтом на гастроли в Париж.

Про эмиграцию в США

Началось всё с гастролей. В 1925-м, прислушавшись к советам Фёдора Шаляпина, откликнулся на приглашение от нью-йоркского театрального продюсера Морриса Геста (Morris Gest) на гастроли их с Михаилом Харитоном дуэта в США. И они вдвоём отправились в Соединенные Штаты, где начали выступать как музыкальное сопровождение водевиля Кейт/Олби и Орфей (Keith/Albee and Orpheum), т.е аккомпанировали балетной труппе, которую возглавляла балерина и хореограф Альбертина Раш (Albertina Rasch, 1891-1967), австро-венгерская натурализованная американка польских еврейских кровей, ставшая в 1927-м первой женой Дмитрия Тёмкина.

Про начало карьеры в Голливуде

Голливудская карьера Дмитрия Тёмкина началась в 1929-м году. Приглашение в Голливуд стало спасением от надвигающегося экономического кризиса, поставившего «Американский Балет Альбертины Раш» на грань разорения. Труппа дала представление на премьере одного из первых звуковых фильмов «Бродвейская мелодия» (Brodway Melody, 1929) в Китайском театре Граумана (Grauman’s Chinese Theatre) и была замечена. К концу года Альбертина сделала постановку танцевальных номеров уже для трех мюзиклов MGM, а Дмитрий Тёмкин снабжал труппу музыкой собственного сочинения.

К началу 30-х годов Тёмкин стал одним из самых заметных композиторов Голливуда. Большой успех выпал на долю его сочинений для вестернов — киножанра, находившегося на пике популярности в Америке того времени. На часто задаваемый вопрос, как он, выходец из России, может так тонко чувствовать поэтику, Дмитрий Тёмкин отвечал: «Степь она и есть степь!» (прим. КиноБлога: обыгрывал разницу слов steppe и praire).

Важным событием в жизни Тёмкина стала его встреча с Фрэнком Капрой, знакомство с которым переросло в дружбу и многолетнее сотрудничество. Первой их совместной работой стал фильм «Потерянный горизонт» ('Lost Horizon', 1937). В этой работе Тёмкин применил много новаций: экспериментировал со звуком, использовал необычные тембровые комбинации, диалоги героев также были «подзвучены», причём инструментовка соответствовала тембру голоса актёра. Музыка к этому фильму была номинирована на «Оскар».

Среди работ Дмитрия Тёмкина 1930-х годов также можно выделить его обработку музыки Иоганна Штрауса для фильма «Большой вальс» (1938), посвященного австрийскому композитору.

В годы Второй мировой войны Тёмкин по заказу американской армии писал музыку для документальных пропагандистских фильмов. Всего таких фильмов было снято двенадцать, в том числе «The Negro Soldier» (1944) и «The Battle of San Pietro» (1945). За эту работу Тёмкин был удостоен специальной награды от военного ведомства США.

Специально сочинять музыку для фильмов целиком, а не предоставлять стоковые записи, Дмитрий Тёмкин фактически стал в последние годы Второй мировой войны. Это были фильмы "Самозванец" ('The Impostor', 1944) и "Мужественные дамы" ('Ladies Courageous', 1944).

Триумфальной для Дмитрия Тёмкина стала церемония Оскар 1953-го года. Композитор получил сразу две золотые статуэтки: за музыку к вестерну «Ровно в полдень» ('High Noon', 1952) и за песню «Do Not Forsake Me» из этого же фильма.

Премия Оскар присуждалась Дмитрию Тёмкину ещё дважды: за музыку к фильму «Высокий и могучий» ('Giant', 1956) и к фильму-экранизация повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» ('The Old Man and the Sea', 1958).

КиноБлог напомнит: всего за свою более чем 30-ти летнюю карьеру в кино Дмитрий Тёмкин номинировался на и/или получил эту награду 22 (!!!) раза.

Кроме множества самых престижных наград в мире кино и музыки, Дмитрий Тёмкин дважды награждался французским Орденом почётного легиона (как кавалер и как офицер), а также испанским Крестом кавалера Ордена Изабеллы Католической.

Обратно в Европу

В 1972-м году Дмитрий Тёмкин вторично женился, на этот раз на Оливии Синтии Пэтч (1946-) из пэрского семейства и поселился с супругой на 50 лет младше его в Лондоне.

Общая фильмография при жизни у Дмитрия Тёмкина только как композитора – 145 проектов, включая полнометражные фильмы, несколько телепроектов, короткометражек и десяток документалок.

Однажды Дмитрию Тёмкину довелось выступить в несвойственной для себя роли кинопродюсера - фильм «Золото Маккенны» ('Mackenna's Gold', 1969), собравший целое созвездие именитых актёров, был особенно популярен в Советском Союзе.

Помимо Оскаровских фильмов и других уже упомянутых, Дмитрий Тёмкин как композитор наиболее известен зрителям во всем мире по следующим кино и ТВ проектам:

  • фильм Джона Ли Томпсона (John Lee Thompson) "Пушки Навароне" ('The Guns of Navarone', 1961);

  • фильм Френка Капры (Frank Capra) "Эта замечательная жизнь ('It's a Wonderful Life', 1946);

  • фильм Альфреда Хичкока (Alfred Hitchcock ) "Наберите М в случае убийства" ('Dial M for Murder', 1954).

Последняя при жизни работа для большого экрана – музыка к биографическому фильму Игоря Таланкина «Чайковский», поставленному на киностудии Мосфильм в 1970-м году. В связи со съёмками фильма ему в этом же 1970-м году впервые с 1921-го года и единственный раз в жизни удалось посетить Москву. За музыку к "Чайковскому" Дмитрий Тёмкин получил последнюю в своей жизни номинацию на "Оскар".

Последние 9 лет своей жизни Дмитрй Тёмкин мало уделял внимания сочинению музыки для экрана. Лишь в 1975-м году он придумал тему для титров американского телевизионного фильма в жанре драма "Дружеское увещевание" ('Friendly Persuasion', 1975), фильма про американскую гражданскую войну.

Последний путь

Дмитрий Тёмкин умер в результате несчастного случая (смертельная травма таза после неудачного падения) в Лондоне, Великобритания в возрасте 85-ти лет 11 ноября 1979 года. Через полтора месяца начнется советско-афганская война.

Дмитрий Тёмкин похоронен в США - на частном кладбище Форест-Лаун (Forest Lawn Memorial Park) в калифорнийском Глендейле (Glendale), которое представляет собой грандиозный, - свыше 250 тысяч могил на площади в 1,2 км², - комплекс в память о золотом веке голливудской киноиндустрии.

P.S.

Произведения Дмитрия Тёмкина продолжают и сегодня использоваться в фильмах. Например, в начальных титрах нашумевшей картины Квентина Тарантино «Бесславные ублюдки» (2009) звучит тёмкинская тема из кинофильма «Форт Аламо» ('The Alamo'. 1960).

Дмитрий Темкин (Dimitri Tiomkin) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding