ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Прародитель

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


В 1920-х годах он стал одним из первых преподавателей актёрского мастерства по системной методике в США. В основанной им школе-театре учились Ли Страсберг и Стелла Адлер. Которые сами впоследствии стали основателями известных школ актерского мастерства. В свою очередь которые на сегодняшний момент - одни из самых престижных не только в Америке, но и в мире.

 

Польский, русский и американский режиссёр театра и кино, актёр, преподаватель актёрского мастерства Ричард Болеславский (Richard Boleslavsky) родился 4 февраля 1889 года в поселении Дембова Гура (Dębowa Gora), Плоцкая губерния, Царство Польское, Российская империя (ныне - городок в составе Лодзинского воеводства Республики Польша).


Имя Ричард Болеславский он принял позднее, как театральный псевдоним.

Этот псевдоним пережил затем одну небольшую трансформацию - с польского (Boleslawski) на английский (Boleslavsky).

Настоящее имя:

  • Болеслав Ричард Стржезницкий (Ryszard Srzednicki).

В период работы в Польше использовал следующий вариант:

  • Ryszard Bolesławski.

За достижения в области художественного кино 8 февраля 1960 года Ричард Болеславский получил свою звезду на Голливудской аллее славы, адрес: 7021 Hollywood Blvd.

Про родителей и семью

Ричард Болеславский родился в семье польского художника Валенты Стржезницкого.

Прим. КиноБлога. Предположение. Возможно, известный польский график и художник Конрад Стржезницкий (Konrad Srzednicki, 1894-1993) - его младший брат.

После смерти его отца семья переехала в Одессу.


После смерти Ричард Болеславский оставил единственного наследника - сына Яна, от 3-го своего брака, с актрисой Нормой Друри (Norma Drury).

Творческая карьера. Начало

Довоенный / домосковский этап

Ещё во время учёбы в школе в Одессе Ричард Болеславский выступал в любительских спектаклях одесского театра «Польский очаг» («Ognisku Polskim») и русской труппы, затем - в спектаклях русской передвижной группы.

Учился в сначала Новороссийском университете , а...


Прим. КиноБлога: Императорский Новороссийский университет был основан в Одессе в 1865-м году, реорганизован в 1917-м, в 1920-м - закрыт, в 1933-м восстановлен, но уже под названием Одесский университет, сейчас называется Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова).


... затем продолжил учёбу в Московском университете.

Московский этап

С 1908-го года Ричард Болеславский - ученик, а затем и актёр Московского Художественного театра (МХТ), в котором сыграл 20 ролей.

В 1909-м году успешно дебютировал, и сразу в большой роли, - Беляев в пьесе И. С. Тургенева «Месяц в деревне».

В 1911-м году с не меньшим успехом сыграл Лёвку в пьесе С. С. Юшкевича «Miserere», Лаэрта в «Гамлете» Уильяма Шекспира, в 1914-м году - Фабрицио в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони.

Ричард Болеславский - один из основателей и организаторов 1-й студии МХТ, где поставил "Гибель "Надежды" Г. Хейерманса (1913), "Калики перехожие" В. Волькенштейна (1914).


Одновременно сыграл Вильгельма в спектакле "Праздник жизни" Г. Гауптмана (1913), сэра Тоби в «Двенадцатая ночь» Шекспира (1917).

Летом 1914-го года Ричард Болеславский совершил путешествие в Испанию и Италию, побывал в Австрии и Швейцарии.

В этом же, 1914-м году он дебютировал в кино как актер сразу в 2 ролях:

  • в роли художника Волина в фильме Якова Протазанова "Мимо жизни" ("Сказка жизни", 1914)

  • и, затем, в роли танцора в фильме "Танец вампира" (1914).

В 1915-м году Ричард Болеславский дебютировал уже как кино режиссер, и дебютировал плодовито, он поставил свои первые фильмы:

  • "Три встречи" (1915),

  • "Ты еще не умеешь любить" (1915)

  • и еще 3 в этом же году.

Первый военный этап

Когда началась 1-я мировая война, Ричард Болеславский сменил гражданскую одежду на военную форму.

Вернее, сначала, на курсантскую.

В Твери он закончил офицерскую школу кавалерии.


В 1916-м ушел добровольцем на фронт, воевал в составе Первого уланского (Польского) полка, был ранен.

Межвоенный период

В 1918-м году вернулся в студию, но ненадолго.

Снял с Борисом Сушкевичем в Москве:

  • 32-минутный художественно-пропагандистский фильм "Хлеб", в котором в одной из ролей снялся Евгений Вахтангов.


К тому времени в Москве уже существовала основанная им Студенческая драматическая, в дальнейшем "Мансуровская" студия, в 1926-м году ставшая театром им. Вахтангова.

В этом фильме Ричард снялся и сам, в роли зятя хозяина булочной, и здесь же в главной женской роли снялась Ольга Бакланова. Пост КиноБлога об Ольге Баклановой читайте ЗДЕСЬ.

В январе 1919-го в Петрограде состоялась премьера:

Второй военный этап

Был в биографии Ричарда Болеславского и такой.

Во время случившейся советско-польской войны, или как её сейчас называют - польско-большевистской войны (1919-1921), - когда он уже уехал в Польшу, то участвовал в названной войне на стороне поляков. В рядах 1-го легкого кавалерийского полка Юзефа Пилсудского. Правда, кратковременно.

Он больше занимался как режиссер производством пропагандистской кинопродукции для нужд польской армии - в 1920-м году Ричард Болеславский поставил несколько короткометражных фильмов, направленных против большевистской России.

Польский этап

Уехал же в Польшу Ричард Болеславский в январе 1920-го года, где все-таки больше посвятил себя искусству театральному и "киношному". Он начал работать в Большом театре в Познани. Поставил в своем оформлении «Потоп» Ю.-Х. Бергера.

Затем поступил актером и режиссёром в варшавский Театр Польский, где поставил: «Мещанина во дворянстве» Мольера (совместно с Л. Шиллером, 1920), «Романтиков» Э. Ростана (исполнил роль Стафореля, 1920), «Милосердие» К. Ростворовского (1920), «Потоп» (исполнил роль О’Нила, 1920), «Рюи Блаз» Виктора Гюго (1921), «Кики» Л.-Б. Пикара (1921).

В целом, считается, что Ричард Болеславский в Польше стал реформатором польского театра.

На киностудиях «Сфинкс» и «Ориантфильм» снял два больших художественных фильма:

  • "Героизм польского скаута" ('Bohaterstwo Polskiego Skauta', 1920) и

  • "Чудо над Вислой" ('Cud nad Wisłą', 1921).

Кочевой (чешско-немецкий) этап

Не сумев получить постоянное место руководителя Городского театра в Лодзи, в мае 1921-го года Ричард Болеславский уехал из Польши и вскоре присоединился к находившейся в Праге качаловской группе МХТ.


Прим. КиноБлога: группа Василия Качалова - это гастрольная часть труппы МХТ, которая оказалась в 1919-м году отрезанной боевыми действиями от Москвы и, в конце концов, вынужденно отправилась на гастроли по Европе, воссоединение с театром произошло лишь в 1922-м году.

Будучи недолго в Германии, Ричард Болеславский снялся там в роли Феди в:

  • немецко-датском художественном фильме "Возлюби ближнего своего" ('Die Gezeichneten', 1922) на тему "как трудно было евреям жить в России".


4 копии этого фильма чудом сохранились, отреставрированы и в настоящее время хранятся в киноархивах Франции, Бельгии и Германии.

Ранний американский этап

В Соединенные Штаты, Ричард Болеславский эмигрировал осенью 1922-го года, присоединившись к труппе МХТ во время гастролей сначала по Европе и потом по США и остался там после отъезда остатков труппы в Москву.


Прим. КиноБлога: В 1922-м году значительная часть труппы Художественного театра во главе с Константином Станиславским отправилась на 2-х годичные гастроли по странам Европы (Германия, Чехословакия, Франция, Югославия) и США, где МХАТ потерял целую группу своих актёров, решивших не возвращаться в СССР. Гастроли, скорее всего, были вынужденными, т.к. из-за политики НЭПа, провозглашенной Лениным в 1921-м году, театры были поставлены в условия рыночного самовыживания и МХТ быстро влез в долги.

В 1923-м году Ричард Болеславский совместно с Марией Успенской основал в Нью-Йорке Американский лабораторный театр (American Laboratory Theatre или ALT).

Первоначальное его планом было за 3 года подготовить труппу актёров, с которой можно будет начать представления как репертуарному театру.


Но представления начались несколько раньше, через 2 года.

Поэтому свой театр он разделил на 2 части: действующий театр и школу при нём, где готовились актёры, следуя системе Станиславского. Кроме самого Болеславского ключевым педагогом в ALT была актриса МХТ Мария Успенская.

Программа обучения актёров включала в себя развитие внешних и внутренних выразительных средств.

Первое включало в себя обучение танцу, балету, ритмике Далькроза, фехтованию, пантомиме, фонетике, декламации и гриму. Второе - развитие чувств, воображения и памяти актёра.

Этот метод, в традициях МХТ позже станет известен в США просто как "Метод" (the Method).

В ALT учились Ли Страсберг, Стелла Адлер и Гарольд Клурман, которые стали основателями известного целой плеядой вышедших из него звёзд «Группового Театра» (Group Theatre , просуществовал с 1931-го по 1940-й год).

Поэтому «Групповой театр» часто рассматривается как продолжение ALT Ричарда Болеславского.