top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Наш, затесавшийся в Бондиану | Виктор Туржанский, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он, русский, сыграл в Бондиане аж в трех фильмах.

Никакой выходец из царской, советской или современной России побить этот "бондиановский" рекорд пока не смог. И также как Джеймс Бонд, это был сквозной персонаж - "пьющий турист" (the Drinking Tourist).


Кто же он такой?

Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.

 

Европейский, американский и русский кинорежиссёр, театральный и киноактёр, сценарист, художник кино и живописец Виктор Туржанский (Victor Tourjansky) родился 4 марта 1891 года в г. Киев, Киевская губерния, Российская Империя (ныне Киев - это столица Республики Украина).


Виктор Туржанский - это творческий псевдоним.


Настоящее полное имя, которое он носил до начала эмиграции:

  • Вячеслав Константинович Туржанский.


Считается, что имя Вячеслав на Виктор сменил по прибытию во Францию, поняв, что второе имя для французов и короче и более лёгкое в произношении.


На латинице встречается и такой вариант:

  • Viktor Tourjansky.

Принадлежность к какой-нибудь конкретной стране после эмиграции из России КиноБлог приписывать Виктору Туржанскому не стал бы.

Ибо он за свою жизнь успел пожить и поработать в таких странах, как:

  • США, Германия, Италия, Франция, Великобритания.


Про родителей и семью


Виктор Туржанский родился в семье художника Константина Туржанского.


Прим. КиноБлога: Не путайте его отца

а) с другим российским художником, более известным - Леонард Туржанский (1875-1945) родился в Екатеринбурге, учился в Санкт-Петербурге и Москве, а его педагогами были знаменитые Константин Коровин и Валентин Серов; б) или с современным украинским одесским художником - Александром Туржанским, членом Национального Союза Художников Украины.

Про образование


Виктор Туржанский получил в Киеве художественное образование (прим. КиноБлога: Киевское художественное училище, основанное в 1900-м году, и реорганизованное в 1901-м году на основе Рисовальной школы Мурашко), но увлекся театром и поступил в труппу киевского русского драматического театра "Соловцов".

Прим. КиноБлога: основатель театра - Николай Соловцов, настоящая фамилия которого - Федоров, родом из г. Орел. А сейчас театр "Соловцов" - это Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки. Театр "Соловцов" начал свою работу в Киеве с 1891-го года.

В 1911-м году Виктор Туржанский приехал в Москву, где год учился актёрскому мастерству у Константина Станиславского в 1-й студии МХТ.

Карьера в кино и на ТВ. Начало


Затем Виктор Туржанский служил при МХАТе - с 1912-го и по 1916-й год.

С 1912-го года начал сниматься в кино.


Дебютная актерская работа:

  • в немом российском фильме "Трагедия перепроизводства" (1912).


Режиссером этой драмы, снятой на студии Александра Ханжонкова, выступил Пётр Чардынин.

А партнершей на съемочной площадке была актриса Татьяна Шорникова, более известная как певица оперы и оперетты.

В 1914-м году, накануне начала Первой мировой войны, Виктор Туржанский дебютировал в качестве режиссёра немого кино:

  • кинодрама "Симфония любви и смерти" (1914). Второе название - "Любовь и злодейство".


Это был дебютный год для актрисы Ольги Баклановой, которая в своей первой работе снялась с такими легендарными российскими актерами Евгением Вахтанговым и Михаилом Чеховым.

И дебютная работа в начинающемся сотрудничестве с Виктором Туржанским.

Ольга Бакланова фактически стала его основной актрисой, с участием которой в главной роли он снял в 1915-м году фильм "Женщина-вампир" (лента не сохранилась) и всего с ней более 10-ти фильмов.

На следующий год, в 1915-м у Виктора Туржанского - дебют и в качестве сценариста.

Для производственной компании "Товарищество А. Талдыкин и К" он поучаствовал в написании сценария экранизации "Братьев Карамазовых" (1915).

И сам же его поставил как режиссер.

Примечательно, что этот фильм снял как оператор-постановщик легендарный Николай Козловский, который считается оператором первого российского художественного фильма. Пост КиноБлога о продюсере этого первого фильма Александре Дранкове читайте ЗДЕСЬ.

В период 1917-1918 годов Виктор Туржанский был очень продуктивен, сняв около 20-ти фильмов.

Хотя у прессы они вызвали в основном негативные отзывы.

Итого, до эмиграции, часто пересекаясь в статусах и должностях кинопроектов:

  • как актер снялся в 14 фильмах;

  • как режиссер снял 20 фильмов;

  • как сценарист - автор в 3-х фильмах.

Эмиграция. Начало

Когда случилась трагедия в виде Октябрьской революции, Виктор Туржанский, потеряв всё своё имущество, покинул Москву и на пару лет "завис" в кинопроизводстве в Ялте, в Крыму, который еще не был захвачен большевиками.

Успел поставить здесь как режиссер 12 немых кинокартин.


В феврале 1920-го года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с супругой - актрисой Натальей Кованько (прим. КиноБлога: в 1935-м они развелись и Наталья Кованько, родившаяся в Ялте, вернулась в СССР, в Киев), и другими сотрудниками кинопредприятия «Товарищество И. Ермольева» покинул Россию и, через кратковременную остановку в Константинополе, добравшись до Парижа, обосновался во французской столице.

Посты КиноБлога о некоторых участниках этой сплоченной группы читайте здесь:

Во Франции в период с 1920-го по 1925-й год Виктор Туржанский снял при сотрудничестве с продюсерами Иосифом Ермольевым, Александром Каменкой и Ноем Блохом 11 фильмов. В основном продакшн выполнялся студией Альбатрос (Les Films Albatros), основанной Иосифом Ермольевым.

На сим начальный этап эмиграции, когда Виктор Туржанский работал на компании, состоящие из эмигрировавших соотечественников или управляемые ими, КиноБог считает в его биографии законченным.

Эмиграция. Продолжение

Начиная с 1926-го года, Виктор Туржанский вступает в сотрудничество с "традиционными" европейскими компаниями.

В 1926-м через своего земляка Григория Рабиновича, уже несколько лет к тому времени работавшему в Европе кинопродюсером, Виктор Туржанский стал режиссером:

  • франко-германского приключенческого фильма по роману Жюля Верна "Мишель Строгов" ("Michel Strogoff", 1926).


Главные роли в этом фильме получили Иван Мозжухин и уже известная читателям КиноБлога Наталья Кованько.

А боевую массовку снимали в Латвии, где 4 тысячи переодетых латвийских солдат изображали русские и татаро-монгольские войска на сибирских просторах.

Такая вот Латвия, превращенная в Сибирь...

Прим. КиноБлога: В 1936-м году в Германии был снят фильм «Курьер царя» ('Der Kurier des Zaren', 1936) по тому же самому роману Жюля Верна ("Мишель Строгов"). Некоторые источники ошибочно приписывают его съемки Виктору Туржанскому, хотя режиссером этого римейка выступил Рихард Эйберг (Richard Eichberg).

А на следующий год, в 1927-м, выступил ассистентом режиссера Абеля Ганса (Abel Gance) на крупномасштабном фильме «Наполеон» ('Napoléon', 1927).

Вплоть до 1937-го года Виктор Туржанский периодически меняет дислокации, едет туда, где находит для себя (или ему находят) интересную работу в кино, то он в Германии и Франции, иногда в Великобритании и США.

В 1928-1929 годах он снял два фильма в Германии:

  • «Волга-Волга» ("Wolga Wolga", 1928) и

  • «Манолеску» ("Manolescu - Der König der Hochstapler", 1929).

До самой своей 1-й поездки в Голливуд поставил 15 фильмов.

В 1926-м году Туржанский подписал 5-ти летний контракт с MGM и уехал в США, вместе с супругой (Пост КиноБлога о Наталии Кованько читайте ЗДЕСЬ).

В 1928-м на экраны вышел фильм "Авантюрист" ("The Adventurer", 1928), снятый Виктором Туржанским в США в Голливуде на студии MGM (Metro Goldwyn Mayer).

Этот фильм оказался единственным в его кинокарьере, который он снял в США и указан в титрах.

Например, в американском фильме "Буря" ("The Tempest", 1928), он, как и еще один российский со-режиссер Льюис Майлстоун, в титрах не значится.

В 1931-м году вернулся в Европу.

Здесь Виктор Туржанский открыл для кинематографа французскую актрису Симону Симон (Simone Simon), сняв её в своём фильме:

  • «Неизвестный певец» ("Le chanteur inconnu", 1931).


Открыл он Симону Симон и для себя, а также, в переносном смысле и для Натальи Кованько.

Симона Симон стала буквально яблоком семейного раздора.

И в 1935-м году, после второго фильма Туржанского с ней, Виктор Туржанский и Наталья Кованько развелись.

А, между прочим, Симона Симон впоследствии была замужем за знаменитым югославским двойным агентом периода Второй мировой войны Душко Поповым (Dusko Popov), который стал прообразом Джеймса Бонда для Яна Флеминга.

Есть в жизни и творческой судьбе Виктора Туржанского и заклеймяющий его отрезок биографии.

С 1936-го года и до окончания Второй мировой войны он работал только в Германии, в основном для немецких компаний UFA (Universum Film AG) и Bavaria, где снял за 9 лет 14 кинокартин.

В 1936-м году Виктор Туржанский снял на студии UFA:

  • приключенческий фильм-экранизацию «Город Анатоль» ("Stadt Anatol", 1936) с немецкими актерами Густавом Фрёлихом (Gustav Fröhlich) и Брижитт Хорни (Brigitte Horney) в главных ролях, который и положил начало его блестящей режиссёрской карьере в нацистской Германии.

В 1938-м году он переехал в Рейх на постоянное место жительства.

В том же году Виктор Туржанский выпустил на экраны:

  • успешную кинокомедию «Чёрнобурка» ("Der Blaufuchs", 1938), со шведской актрисой Зарой Леандер (Zarah Leander) в главной роли.

В числе снятых им в нацистский период фильмов были как развлекательные, так и пропагандистские.

Например:

  • политический триллер «Тайный знак ЛБ 17» ("Geheimzeichen LB 17", 1938);

  • политический триллер «Губернатор» ("Der Gouverneur", 1939);

  • фильм «Враги» ("Feinde", 1940), где Туржанский выступил и автором сценария и режиссёром, и в котором изображались страдания немецкого населения Польши накануне начала Второй мировой войны.

Виктор Туржанский снял один из последних нацистских фильмов:

  • детектив «Восточный экспресс» ("Orient-Express", 1944).


На экраны нацистской Германии фильм вышел в конце марта 1945-го года.

А в Восточной Германии (ГДР) фильм увидели лишь в 1954-м году.

Эмиграция. Заключительный период

После окончания Второй мировой войны умудрился успешно продолжить свою кинокарьеру в Западной Германии, несмотря на свой статус одного из официальных режиссёров Рейха и тесные связи с его вождями (включая неоднократные личные встречи с Гитлером) и снимал фильмы в Западной Германии, Франции и Италии.

С 1957-го года работал преимущественно во Франции и Италии.

На этот период приходятся его комедии в ФРГ, снятые в Италии псевдорусские киноленты («Бурлаки на Волге», «Казаки») и так называемые «пеплумы» («Ирод Великий», «Королева для цезаря»).

Именно на его заключительный период эмиграции приходится участие Виктора Туржанского в производстве фильмов ставшей культовой кинофраншизы про Джеймса Бонда, что заслуживает отдельного описания.

Как режиссер он уже в это время не снимал, но поработал в кино как актер.

Участие в Бондиане

Между прочим, это второй русский, кто внедрился в этот кино сериал достаточно глубоко. Про Григория Ратова КиноБлог уже писал, вот ЗДЕСЬ.


А про всех "киношников", родившихся в Российской империи, СССР и России, имевших отношение к Бондиане можно прочитать вот в этом посте КИНОБЛОГа.


Но вернемся к Виктору Туржанскому и опишем его участие в Бондиане чуть детальнее, сделав это благодаря изысканиям австралийца Митча Нокса (Mitch Knox).

Роли Пьющего туриста в исполнении Виктора Туржанского следующие:

  • "Шпион, который меня любил" ("The Spy Who Loved Me", 1977), здесь он на пляже отеля "Cala de Volpe" на берегу острова Сардиния;

  • ("Moonraker", 1979), здесь он в Венеции;

  • ("For Your Eyes Only", 1981), здесь он в Альпах, с бокалом вина.

Все три упомянутых фильма были сняты в период, когда роль Джеймса Бонда исполнял Роджер Мур (Roger Moore).

Если записать себя в стан подозрительных зрителей, то хотелось бы узнать, что вдохновило создателей этого персонажа на его внедрение в несколько фильмов. Неужели здесь есть скрытый смысл?

Например, персонаж Туржанского - это некий тайный супервайзор, который следит за Бондом и наблюдает за тем, как он делает свою шпионскую работу... :)

Или Виктор Туржанский получил эту эпизодическую роль в трех фильмах благодаря тому, что некоторые локации были в Европе, где он жил и работал или благодаря просто своим режиссерским связям?

Ведь, например, Стенли Кубрик, которого пригласили на "Шпиона..." консультантом по свету, так пристроил в гримёрный цех на проект свою падчерицу Катарину Кубрик (Katharina Kubrick).


Предпоследним фильмом, который поставил Виктор Туржанский как режиссер, был римейк его же немого фильма «Михаил Строгофф» по одноименному роману Жюля Верна, но только теперь уже под названием:

  • «Триумф Михаила Строгоффа» ("Le triomphe de Michel Strogoff", 1961).

Прим. КиноБлога: в титрах этого фильма он вернулся к своим корням - подписался настоящим именем W. Tourjansky.

А последняя режиссерская работа Виктора Туржанского:

  • итальянская историческая приключенческая мелодрама "Королева для Цезаря" ("Una regina per Cesare", 1962).

Всего за годы работы в кино (прим. КиноБлога: на ТВ он принципиально не работал) зарубежом (а это годы с 1920-го по 1962-й) Виктор Туржанский как режиссер поставил в общей сложности более 60-ти фильмови поучаствовал в написании сценариев более чем к четверти сотни кинолент.


Есть лишь несколько зарубежных режиссеров, родившихся в России или Российской империи, кто лишь приблизился к этим внушительным цифрам.

Например:


Последний путь

Виктор Туржанский умер в возрасте 85-ти лет.

Случилось это печальное событие 13 августа 1976 года в баварском городе Мюнхен.


Прим. КиноБлога. Тогда Мюнхен - часть Западной Германии или ФРГ, ныне - часть объединенной Германии.

P.S.

До наших дней сохранилось 5 фильмов из раннего Туржанского, из них три - полностью:

  • «Иди за мной» (1917), «Позор дома Орловых» (1918), «Бал господень» (1918);

и два - частично:

  • «Покупатели души и тела» (1917), «Грех и искупление» (1919).

Классик американского киноавангарда Кеннет Энгер (Kenneth Anger, 1927-) публично признавал, что фильмы Виктора Туржанского оказали на него серьезнейшее влияние и называет его своим учителем.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page