ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

French бурят из российской Сибири

Обновлено: 24 янв.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он родился в Сибири в Российской империи в бурятской семье.

В советские годы эмигрировал во Францию.

И здесь, в Европе, построил приличную кино и театральную карьеру на протяжении своей долгой жизни.

 

Французский, германский, итальянский и советский кино и театральный актёр, режиссёр кино и театра, педагог Валерий Инкижинов (Valéry Inkijinoff) родился 25 марта 1895 года в улусе Бохан, Иркутская губерния, Российская империя (в настоящее время Иркутск и Иркутская область - в составе РФ).

Прим. КиноБлога. По другим сведениям - он родился в г. Иркутск.


Полное имя при рождении:

  • Валерий Иванович Инкижинов (Walerian Iwanowitsch Inkischinow).

Про родителей и семью

Родился Валерий Инкижинов в семье бурятов.

Его отец (Иван Инкижинов) был учителем и постарался дать своему сыну хорошее образование.

Но родители Валерия хотели, чтобы сын стал инженером.

А выбрал в итоге Валерий Инкижинов совсем другой путь.

Про образование

В 1915-м году Валерий Инкижинов окончил гимназию.

И в тот же год поступил в Петроградский политехнический институт имени Петра Великого.

Да, именно так назвался с 1914-го по 1922-й год действующий и поныне ВУЗ.

Прим. КиноБлога. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (ФГАОУ ВО СПбПУ, полное название - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого») - это нынешнее (с 2015-го года) и 13-е по счету название старейшего российского многофункционального государственного высшего учебного заведения. Основан в 1899-м году. Неофициальное название - Политех. Имеет статус национального исследовательского университета (НИУ). В настоящее время в этом ВУЗе очно и заочно обучается более 20 тысяч студентов.

Параллельно Валерий Инкижинов начал занимался в студии Всеволода Мейерхольда и играть в театральных спектаклях. Некоторое время даже был одним из штатных актеров императорского театра Санкт-Петербурга.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний актрисы Александры Смирновой-Искандер: «Инкижинов покорил всех нас, а особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику тигра, кошки».

Смена власти в России через Октябрьский переворот поменяла деятельность многим.

Но Мейерхольд остался верен театру, только вступил в ВКП (б).

А Валерий Инкижинов придерживался авторитетного для себя театрального гуру.

Возможно, в том числе и по причине внедрения т.н. "биомеханики" в обучающий актерскому мастерству процесс. Студента Политеха это наверняка заинтересовало, да до такой степени, что в середине 1920-х годов уже в Москве он стал у Мейерхольда в театре Революции одним из преподавателей биомеханики.

Прим. КиноБлога. Курс «биомеханики» как гимнастики для актёров был введен в 1918/1919 учебном году в Петрограде на Курсах сценического мастерства, основанных Всеволодом Мейерхольдом и актёром Леонидом Вивьеном. Биомеханика - театральный термин, введённый Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания. Первым её преподает доктор Петров (ученик П. Ф. Лесгафта, из школы которого и пришёл термин «биомеханика»). Термин пришёлся по вкусу Мейерхольду и, после его переезда в начале 1920-х годов в Москву, он сам стал преподавать «биомеханику» как «систему» сценического движения в ГВТМ (Государственные высшие театральные мастерские). «Систему» эту Мейерхольд основывал на концепциях У. Джемса о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной, В. М. Бехтерева о сочетательных рефлексах и Ф. У. Тейлора об оптимизации труда. 12 июня 1922 г. в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.

В 1920-м году Валерий Инкижинов переехал в Москву, вслед за Всеволодом Мейерхольдом, который, будучи в в 1919-1920-м в Крыму, получил министерское приглашение от Луначарского и перебрался в Москву и где открыл свой театр.


Прим. КиноБлога. Первоначальное название этого театра - «Театр РСФСР-I».

Здесь он работал в театре Мейерхольда, не только как актер, но и был его ассистентом на постановке спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина.

Помогал вместе с Сергеем Эйзенштейном.

Параллельно Валерий Инкижинов учился в мастерской Льва Кулешова, который вместе в Владимиром Гардиным стал у истоков советского киноборазования.


В 1919-м году Кулешов организовал учебную мастерскую в Госкиношколе (прим. КиноБлога: будущий ВГИК), к нему и попал на следующий год Валерий Инкижинов.


Считается, что именно Лев Кулешов наставил Валерия Инкижинова на "кино рельсы", ведь именно он пытался убедить последнего полностью посвятить себя кино.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний самого Валерия Инкижинова: «Мы собирались у Кулешова в просторной, холодной комнате, занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой… В одном углу Пудовкин разыгрывал пантомиму. В другом Эйзенштейн делал монтажные опыты. Кулешов приходил, уходил, давал совет здесь, исправлял ошибку там…».

Карьера в кино и на ТВ. Начало


В начале своей кино карьеры в России Валерий Инкижинов сначала выступал в роли каскадера в нескольких фильмах, а затем в качестве режиссера и актера.

Первая роль на экране у Валерия Инкижинова – в 1925-м году:

  • небольшая роль в советском фильме Льва Кулешова «Весёлая канарейка».

В это же время Валерий Инкижинов пытался строить карьеру кино режиссера.

На протяжении 5-ти лет, с 1925-го по 1930-й год, он был режиссером киностудий:

  • Пролеткино», «Совкино» и «Востоккино».

Сначала на "Пролеткино" он готовился к съёмкам фильма фактически пропагандистского немого художественного фильма, направленного на государственную борьбу с проституцией - «Базар похоти» по сценарию Тараса Немчинова (прим. Киноблога: объединенный творческий псевдоним Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна, живших в тот период в дачном поселке Немчинов мост). По ряду причин этот проект как фильм не был реализован.

Прим. КиноБлога. Основная причина была одна. Хоть авторы сценария и пытались предусмотрительно перенести историю в дореволюционные годы (1914 - 1915), Главполитпросвет через три месяца после запуска картины в подготовку просто напросто запретил экранизировать этот сценарий.

В последующие годы, фактически за пять лет своей режиссерской карьеры, Валерий Инкижинов снял в качестве режиссёра три фильма — «Расплата» (1926), «Вор» (1927), «Комета» (1929), но которые, увы, не сохранились.

Пик начальной кино карьеры и кино карьеры Валерия Инкижинова вообще в России (СССР) пришелся на 1928-й год, когда он исполнил главную роль монгола Баира в фильме своего одногруппника по московской киношколе Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана», снятого на студии "Межрабпромфильм".


Этот немой черно-белый военно-исторический фильм о гражданской войне в Монголии, получивший в международном прокате названием "Шторм над Азией" ("Storm over Asia"), ушел в широкий мировой прокат.

В Штатах в 1930-м году фильм получил награду от Национального совета кинокритиков (National Board of Review) как лучший иностранный фильм года.

Прим. КиноБлога. Фильм "Шторм над Азией" включен в культовый каталог Стивена Шнейдера (Steven Jay Schneider) "1001 фильм, которые вы обязаны посмотреть до своей смерти" ('1001 Movies You Must See Before You Die').

Фильм принёс Валерию Инкиджинову всемирную известность.

Да, кстати, в этом фильме кусочек славы достался и настоящему отцу Валерия Инкижинова - Ивану Инкижинову.

Который снялся в роли отца Баира.

Это была его единственная роль в кино.

Про эмиграцию


В начале 1931-го года Валерий Инкижинов был назначен директором кинематографической и театральной школы в г. Киев в Украине.

И в этом же 1931-м году Валерий Инкижинов был командирован из СССР в Париж, чтобы изучить революционную для того времени технологию звукового кино.


Во Францию он повстречался со многими российскими эмигрантами, как коллегами так и представителями других творческих профессий, в том числе и с Александром Куприным.

Прим. Киноблога. Первым коммерческим релизом в категории полнометражных "talkie" (такое жаргонное слово применялось тогда к "говорящим" фильмам) стала американская музыкальная мелодрама "Джазовый певец" ("The Jazz Singer", 1927) студии Warner Bros., выпущенная на экраны 6 октября 1927 года.

Именно после этих встреч Валерий Инкижинов принял решение не возвращаться в СССР.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из записи беседы Бориса Шумяцкого, руководителя советского кинематографа (Начальник Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств, 1931-1938), со Сталиным в ноябре 1934-го года: "Сталин интересовался актёром Инкижиновым, считая его весьма способным актёром. Указал, что зря человек сбежал. Теперь, вероятно, локти грызёт, да поздно".

1-й зарубежной ролью Валерия Инкижинова был эпизод в фильме "Желтый капитан".

И, понятное дело, случилась эта работа. во Франции, где он стал "невозвращенцем".


Участие:

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Карьера Валерия Инкижинова в экранных искусствах продлилась с середины 1920-х годов по начало 1980-х:

  • почти 50 лет.

Сильный русский акцент и выразительная восточная внешность навсегда определили актерское амплуа Валерия Инкижинова: во Франции, в Великобритании, Германии и Италии он играл персонажей загадочного Востока — индусов, китайцев, корейцев, японце, причем, довольно часто это были роли азиатских злодеев.

Самый активный актерский период Валерия Инкиджинова пришелся на тридцатые годы 20-го века.

Валерию Инкижинову посчастливилось поработать у таких великих режиссеров как:

Виктор Туржанский, Жульен Дювивье (Julien Duvivier), Фёдор Оцеп (Fyodor Otsep), Фриц Ланг (Fritz Lang) и другие.