ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Русская по духу

Обновлено: 18 дек. 2021 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Она - немецко-норвежских кровей по происхождению, американка - по гражданству и русская - по духу, что подчеркивает её творческий псевдоним, по которому она запомнилась всему миру.

 

Норвежская, немецкая, британская и американская балерина, хореограф, оратор и театральная / кино актриса принудительно русского происхождения Вера Зорина (Vera Zorina) родилась 2 января 1917 года в г. Берлин, Германская империя (ныне г. Берлин - столица Федеративной Республики Германия).

Настоящее полное имя:

  • Эва Бригитта Хартвиг (Eva Brigitta Hartwig).

Сценическое имя Вера Зорина взяла себе в возрасте 16-ти лет, когда была принята в труппу Русского балета Монте-Карло (Ballet Russe de Monte Carlo).

Получается, родилась она с именем и фамилией немецкими, а всю сознательную жизнь и до самой смерти прожила с именем и фамилией русскими.

Про родителей и семью


Родилась Вера Зорина в семье немца Фритца Хартвига (Frederick Hartwig) и норвежки Билле Хартвиг (Bille Hartwig, в девичестве Эбигейл Джоанн Вимпелманн или Abigael Johanne Wimpelmann), которые были профессиональными оперными певцами.

Родители Веры Зориной развелись, когда ей было всего 6 лет.

Отец ушел из семьи и потом рано умер.


И Вера Зорина воспитывалась мамой (мама впоследствии на раннем этапе карьеры дочери выполняла агентские функции).


Про свое детство Вера Зорина всегда вспоминала с болью.

Супруги Веры Зориной:

  • 1-й супруг - прославленный американский хореограф RU происхождения Джордж Баланчин (1904-1983), в браке с 24 декабря 1938-го по 1946-й год, развод.

  • 2-й супруг - Годдард Либерсон (Goddard Lieberson, 1911-1977), руководитель лейбла «Columbia Records». Вышла за него замуж сразу после развода с Джорджем Баланчиным, в браке с 1946-го по 1977-й год, брак продлился до его смерти.

  • 3-й (последний) супруг - Пол Вульф (Paul Wolfe), клавесинист, в браке с 1991-го по 2003-й, до дня ее смерти.

2 сына во 2-м браке:

  • Джонатан (Jonathan Lieberson, 1947-1989);

  • Питер (Peter Lieberson, 1946-2011), композитор.

Прим. КиноБлога. До Баланчина и после у Веры Зориной было несколько любовных связей, громких и не очень, реальных или приписываемых. Одна короткая, к примеру, любовная интрига, - с бывшим москвичом, артистом американского балета Андре Еглевским (пост КиноБлога об Андре Еглевском читайте ЗДЕСЬ)- случилась в Нью-Йорке, в период гастролей там Веры Зориной в 1933-м - 1935-м годах. При том, что параллельно у нее была еще одна страстная любовь, но тайная. О взаимоотношениях с тогда женатым Леонидом Мясиным, великим танцором и хореографом русского происхождения (пост КиноБлога о Леониде Мясине читайте ЗДЕСЬ), она публично упомянула лишь в почти 70-ти летнем уже возрасте, в своей автобиографии (хотите знать что - прочитайте этот пост КиноБлога до конца).

В молодые годы за руку и сердце Веры Зориной сражались такие голливудские кино звезды как Дуглас Фейрбэнкс-младший (Douglas Fairbanks Jnr) и Орсон Уэллс (Orson Welles), а первый упомянутый получал назад от Веры Зориной подаренное обручальное кольцо, ибо тогда в "соревновании" победил Джодж Баланчин.

Про образование

Своё детство Вера Зорина провела в Норвегии в городке Кристиансунд (Kristiansund), что между городами Тронхейм и Берген, а начальное образование получила в одном из лицеев для девочек в немецком Берлине.

С юных лет Вера Зорина увлекалась танцами, получив соответствующую профессиональную подготовку у таких знаменитых хореографов как Ольга Преображенская и Николай Легат.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Современники Веры Зориной говорили, что она родилась в пуантах. Сценический дебют - уже в возрасте 2-х лет, бабочкой в цветочном балете.


Считается, что 1-е профессиональное выступление у Веры Зориной состоялось еще в 8-ми летнем возрасте в норвежском Осло.

В 1929-м году, в 12-ти летнем возрасте Вера Зорина дебютировала на театральной сцене - в Берлине, как 1-й эльф в постановке Макса Рейнхардта (Max Reinhardt) «Сон в летнюю ночь» ("A Midsummer Night's Dream"), а затем появилась в его же «Сказках Гофмана» ("The Tales of Hoffman").

Вера Зорина в сопровождении мамы много гастролирует с танцевальными шоу по Скандинавии и континентальной Европе, побывав в Париже, Лондоне, Венеции и т.д.

Растущая популярность симпатичной талантливой девушки-подростка привлекает внимание кинопродюсеров в Париже. И у Веры Зориной случается первая роль на экране как киноактрисы:

  • в фильме "Его подруга Аннетт" ("Seine Freundin Annette", 1931). Кино- первоисточник - полнометражная драма Paramount Pictures "Леди лжет" ("The Lady Lies", 1929).

Фильм снимался в самом начале 1931-го, Вера Зорина - в эпизодической роли Жаклин, дочери Дамартина (Jaqueline, Damartins Tochter). Вере только что исполнилось 14 лет, и она в титрах первый и единственный раз - под своими родными именем и фамилией.

Да, формально фильм считается американским, хотя снимался на студии The Joinville Studios на немецком языке во французской столице Париже.

Прим. КиноБлога. The Joinville Studios - киностудия в Париже, работавшая в период 1910-го - 1987-го годов. В указанный период были одной из ведущих французских кинопроизводящих студий. В начале 1930-х контроль над студией получила американская компания Paramount Pictures, где она стала выпускать французские версии своих хитовых фильмов. "Его подруга Аннетт" стал первым фильмом Парамаунт на Джойнвилл Студиос, снятым на немецком, Сразу после этого Joinville Studios становится центром многоязычных версий фильмов Парамаунт.

В 1931-м году Вера Зорина вместе с мамой перебирается в Лондон как место своей новой постоянной дислокации. Британская и одновременно английская столица станет для Веры Зориной сначала отправной точкой в высший свет балета, а затем и в голливудское кино.

Сначала она в Лондоне попадает в "объектив внимания" Антона Долина, и в 1931-м, в 14 лет Вера Зорина представляется публике уже как его танцевальная партнерша.

Прим. КиноБлога. Сэр Антон Долин (27.07.1904, Сассекс, Англия - 25.11.1983, Париж, Франция). Имя при рождении - Сидней Фрэнсис Патрик Чиппендалл Хили-Кей (Francis Patrick Chippendall Healey-Kay). Сценическое имя "Антон Долин" получил с легкой руки Сергея Дягилева, когда в 1921-м году был приглашен последним в его частную труппу "Русский балет Дягилева" (Ballets russes). К моменту встречи с Верой Зориной Сергей Дягилев уже умер и Антон Долин танцевал в труппе "Вик Уэллс" Дамы Нинет де Валуа.

Затем, в 1933-м, настанет черед Леонида Массинэ, он же Леонид Мясин. Он "выцепит" Веру Зорину взглядом на сцене лондонского Gaiety Theatre в Вест-Энде. Произойдет это знаковое событие во время спектакля "Балерина" (Ballerina"). Благодаря его протеже добившаяся на тот момент определённого успеха 16-ти летняя Вера Зорина после собеседования с владельцем Русского балета (Colonel de Basil) поступает на службу в труппу Русского балета Монте-Карло и берет под давлением последнего сценическое имя Вера Зорина.

Прим. КиноБлога. По легенде в Русском балете Монте-Карло существовало негласное правило, что танцевать в нем могут артисты только с русскими именами и фамилиями. Хорошо хоть Вере Зориной дали выбор - ей предложили списком 20 вариантов. А она выбрала самую последнюю строку из предложенных вариантов якобы потому что только его и смогла легко произнести. Впоследствии она часто будет сокращать свое имя до просто "Зорина". Такой вариант часто можно встретить в постерах и рекламах американских фильмов.


В Русском балете Монте-Карло Вера Зорина протанцует 3 сезона, с 1933-го по 1935-й год, где в составе труппы посетит несколько раз США с гастролями, облюбовав сцену the Metropolitan в Нью-Йорке.

Первую попытку "завлечь" Веру Зорину в кино как актрису американский продюсер Сэмюэл Голдвин (Samuel Goldwyn) предпринимает еще в Нью-Йорке, во время гастролей там Веры Зориной вместе с русским балетом Монте-Карло, но убедить прима-балерину ему удается только в Лондоне.

В 1937-м году на сценах Лондоне с успехом идет премьера музыкальной пьесы (мюзикла) «На твоих пальцах ног» ("On Your Toes"); на волне успеха исполнительница главной роли, она же Вера Зорина, верит в себя как в киноактрису и соглашается на повторное личное приглашение Сэмюэла Голдвина.

Прим.КиноБлога. Премьера вышеупомянутого мюзикла в постановке режиссера К. Уортингтона Майнера (C. Worthington Miner) и хореографа Джорджа Баланчина состоялась в США 11 апреля 1936 года в Императорском театре (the Imperial Theatre) на Бродвее. В актерском составе - и Тамара Гева (пост КиноБлога о Тамаре Геве читайте ЗДЕСЬ). После успеха театрального шоу в Америке театральные импресарио перенесли его под кальку в Лондон и премьера мюзикла "На твоих пальцах ног" состоялась 5 февраля 1937 года в Дворцовом театре (the Palace Theatre). В главной танцевальной роли - Вера Зорина. К слову сказать, следующая постановка этого же мюзикла на Бродвее снова прошла при участии Джорджа Баланчина в хореографии и Веры Зориной в актерско-танцевальном составе, открылось возрожденное шоу 11 октября 1954 года в Театре 46-й улицы (the 46th Street Theatre). Любопытно, что период официального брака Баланчина и Зориной попал ка раз в перерыв между двумя Бродвейскими постановками этого знакового для Веры Зориной спектакля. А вот одноименный фильм 1939-го года был снят студией Warner Bros. (тогда она называлась A First National Picture) с участием обоих и в период их брака.

Так Сэмюэл Голдвин подписал Веру Зорину на 7-ми летний контракт на съёмки в Голливуде.

Прим. КиноБлога. Вера Зорина снимется всего в одном фильме Сэмюэла Голдвина как продюсера. Но он, как говорится, "не чая души в ней", поможет открыть ей двери в крупнейшие голливудские студии и получить нескольких кинопроектах главные роли.

А дьявол, как всегда, кроется в деталях. Истинной причиной "неверности" Веры Зориной контракту с Сэмюэлом Голдвином скрывалась в личностных пристрастиях Веры Зориной. И хотя Сэмюэл Голдвин тоже влюбился в Веру Зориной и из-за нее его супруга даже пыталась выгонять мужа из дома, Вера Зорина была без ума от Джорджа Баланчина.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот что утверждает сама Вера Зорина, "Все, что я знала о Сэме Голдвине, было то, что он - самый выдающийся продюсер в Америке. Но была только одна причина, по которой я подписалась на контракт с ним: Джордж Баланчин собирался сделать хореографию в фильме, куда меня пригласили".

Этот голливудский дебют Веры Зориной состоялся в музыкальной комедии Джорджа Маршалла (George Marshall) и Генри Поттера (H.C. Potter) «Безумства Голдвина» или "Розыгрыши Голдвина" ("The Goldwyn Follies", 1938). Роль - Ольга Самара (Olga Samara).

Продюсировал фильм, понятное дело, Сэмюэл Голдвин, балет для этого фильма ставил Джордж Баланчин, а ассистировал последнему Николас Копейкин (Nicholas Kopeikine).

Прим. КиноБлога. В 1938-м фильм получил кубок Муссолини на Венецианском кинофестивале, как лучший иностранный фильм. А в 1939-м - 2 оскаровские номинации, за лучшую музыку и декорации.

Джордж Баланчин руководил для фильма балетной труппой "The American Ballet of the Metropolitan Opera", а Вера Зорина попала в группу труппы как солистка для съемок в фильме стала искать с ним встреч не только по линии обсуждения постановочных сцен с её участием в этом кино...



Это была первая в жизни встреча Веры Зориной с Джорджем Баланчиным и состоялась она именно в Голливуде и в 1937-м году. Хотя познакомиться они могли еще в Лондоне, ибо хореография мюзикла "На твоих пальцах ног" была делом его рук, но на супервайзинг хореографии он в Лондон не приезжал, а отправлял ассистентов. Мама Веры Зориной миссис Хартвиг была участницей первых американских встреч дочери с хореографом Баланчиным ​​- они все отлично поладили, и Джордж Баланчин влюбился в 20-ти летнюю Веру Зорину.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вспоминая по прошествии лет о своих 9-ми летних отношениях в браке с Джорджем Баланчиным и до Вера Зорина с трепетом и одновременно сожалением отзывается так: «Джордж любил всем своим существом, всепоглощающе, страстно, романтично и неизбежно трагически. Никто не мог полностью соответствовать этому. И, конечно, не я, не тогда...

В 1938-м году Вера Зорина одновременно дебютировала на Бродвее, где продолжала успешные выступления вплоть до 1954-го года.