ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Жертва курения

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Несомненно, у неё было много профессиональных достоинств.

Без них не становятся дважды номинантами на Оскар.

А один недостаток - злостная привычки курения - однажды подвёл её капитально.

Будучи заядлой курильщицей, она не впервые заснула в постели с зажженной сигаретой.

Но на этот раз случился пожар и она получила сильные поверхностные ожоги.

3 дня спустя умерла в больнице от инсульта, спровоцированного ожогами и поражением легких от курения.

 

Русская и американская театральная и кино актриса, театральный педагог Мария Успенская (Maria Ouspenskaya) родилась 29 июля 1876 года в г. Тула, Российская империя (ныне г. Тула - административный центр одноименной области в составе РФ).

Прим. КиноБлога. Дата рождения Марии Успенской оспаривается. Например, альтернативный вариант года рождения - 1887-й (см. фото ниже) - указан на её американской могиле.

Один из устойчивых творческих псевдонимов - мадам Успенская (Madame Ouspenskaya).


Полное имя при рождении:

  • Мария Алексеевна Успенская.

Про родителей и семью

Мария Успенская родилась в адвокатской семье.

Родители Марии Успенкой:

  • отец - Алексей Успенский;

  • мать - ???

Своей семьи у Марии Успенской не было, как не осталось и наследников.


Про образование


Сначала Мария Успенская училась вокальному мастерству в Варшаве, в Варшавской консерватории.

Затем продолжила обучение оперному пению в Москве.

Уже будучи за 30, решила переквалифицироваться в актрисы. Актёрскому мастерству училась с 1911-го года в той же Москве, в скандально известной школе драмы Александра Адашева.

Прим. КиноБлога. Александр Иванович Адашев (1871-1934, настоящая фамилия — Платонов) — русский актёр и театральный педагог. Служа актером в Московском художественном театр (MХТ), в 1906-м году он стал главой частной драматической школы собственного имени, и в числе преподавателей его школы отметились такие мастера как Леопольд Сулержицкий, Ричард Болеславский (пост КиноБлога о Ричарде Болеславском читайте ЗДЕСЬ), Василий Качалов, Василий Лужский и Нина Литовцева. Вскоре курсы стали очень популярными и приобрели статус предварительной школы для актеров, желающих присоединиться к MХТ. Среди выпускников школы Адашева числятся Евгений Вахтангов, Серафима Бирман, Владимир Готовцев, Мария Дурасова и героиня этого поста Мария Успенская. Курсы были свернуты в 1913-м году, когда большинство студентов и наставников ушли из школы, а сам Адашев, обвиненный в «нарушении норм морали», был вынужден покинуть и МХТ и Москву. Он провел остаток своей жизни, работая в российской провинции и в Киеве.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Начинала свою творческую карьеру Мария Успенская как театральная актриса. С 1912-го по 1916-й она гастролировала по Российской империи, работая в провинциальных театрах.

В 1917-м году Мария Успенская была принята в МХТ, где работала под руководством Константина Станиславского.

И в итоге исполнила до начала эмиграции более 100 ролей на театральной сцене.

За год до официального зачисления в МХТ, в 1916-м, она дебютировала в российском художественном кино.

Первые роли Марии Успенской на экране:

Но после попадания в МХТ про кино Мария Успенская "вспомнила" всего 2 раза, в 1918-м и 1920-м годах.

КиноБлог уже много раз писал о том, что Станиславский и Немирович-Данченко фактически запрещали актерам своих трупп сниматься в кино, не считая кинематограф искусством.

Всего за годы служения театру в России Мария Успенская исполнила на театральной сцене более 100 ролей.

И именно театр круто изменил её судьбу, причем, еще дважды с момента когда она перестала быть оперной певицей и стала театральной актрисой:

  1. сначала она эмигрировала в в США с помощью театральных гастролей;

  2. затем она дебютировала в американском кино из-за успеха и самой пьесы на Бродвее и ее роли в ней.

Про эмиграцию

Для Марии Успенской это не была эмиграция в чистом виде.

Это было "невозвращение", не возвращение с гастролей.

Прим. КиноБлога. Справка. Гастроли МХТ, всю осень 1922-го года путешествовавшего по Европе, открылись в Нью-Йорке в понедельник 8 января 1923 года в театре AlJonson на 59-ой Стрит. В 1-й сезон, продлившийся до 2 июня 1923 года, театр показал американским зрителям Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии, Бостона спектакли «Царь Фёдор», «Три сестры», «Вишневый сад», «На дне» и концерт, составленный из «Провинциалки» и трех сцен из «Братьев Карамазовых». Вернувшись на 2-й сезон (ноябрь 1923 - май 1924) мхатовцы расширили не только территорию гастролей, но и репертуар. Показ спектаклей начался в 19 ноября 1923 года спектаклем «Братья Карамазовы» и завершился 10 мая 1924 года спектаклем «Вишневый сад». Спектакли «Трактирщица» К. Гольдони, «Вишневый сад», «Иванов» «Иванов» А.П. Чехова, «На дне» M. Горького, «На всякого мудреца довольно простоты» А.H. Островского, «Братья Карамазовы», «Царь Фёдор» А.К. Толстого, «Хозяйка гостиницы», «У жизни в лапах», «Доктор Штокман» Г. Ибсена, «Смерть Пазухина», «Дядя Ваня» А.П. Чехова были показаны зрителям десятка городов - Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Нью Хейвена, Хартфорда, Нью-Арка, Бруклина, Вашингтона, Питсбурга, Кливленда, Чикаго, Детройта. В течение 2-х сезонов за 12 месяцев своих гастролей в США труппа МХТ дала 380 представлений - больше, чем количество дней, проведенных за океаном (играли по 8 раз в неделю и почти без выходных). Поездка МХТ очень быстро превратилась в «русскую театральную революцию», которая потрясла театральную Америку. Критики говорили о «завоевании Америки русским театром» и о том, что в Нью-Йорке «художественники» обрели «третий дом» (после Москвы и Петрограда).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Станиславский в своих воспоминаниях утверждал, что после гастролей "Теперь в Америке МХТ считается американским театром».

А Америка становится новым домом для десятка членов труппы, включая Ричарда Болеславского и Марию Успенскую. Именно во время первого этапа американских гастролей МХТ в 1923-м году они решают остаться в Нью-Йорке и не возвращаться в СССР.

Прим. КиноБлога. Предположение. Скорее всего, именно успех первых американских выступлений МХТ и активный интерес молодых американских актеров к системе Константина Станиславского на основе его персонального гастрольного тура с лекциями по США побудили их двоих открыть школу драматического искусства.

Преподавательская деятельность

Мария Успенская - авторитетный американский театральный педагог и актерский репетитор.

Она - один из 2-х соучредителей знаменитого в прошлом Американского театра-лаборатории.

Прим. КиноБлога 1. Американский театр-лаборатория (the American Laboratory Theater или the American Laboratory Theatre или the Lab) - это одновременно и театральная школа и театральная компания. Это была субсидировавшаяся (частными лицами и компаниями) организация, которая в целях поиска финансирования проводила публичные кампании по сбору средств. Сама школа была известна как Институт театрального искусства (the Theatre Arts Institute). Была основана в 1923-м году Ричардом Болеславским и Марией Успенской и в качестве метода обучения продвигала систему Станиславского. Школа давала театральные постановки с 1925-го по 1930-й год. Располагаясь все время в Нью-Йорке, театр и школа просуществовали с 1923-го по 1933-й год (год, когда они само-ликвидировались), а их создатели стали первыми в Америке пропагандистами идей Станиславского. В течение 11-ти лет существования через школу Марии Успенской/Ричарда Болеславского/Марии Германовой прошло около 500-та учеников. Среди них были будущие авторитеты - Ли Страсберг (Lee Strasberg), Гарольд Кларман (Harold Clurman) и Стелла Адлер (Stella Adler), ведущие преподаватели из тех, чье наследие кто и по сегодняшний день продолжает оказывать большое влияние на американскую театральную и экранную индустрии. В период существования ALT скауты американского радио и кино были частыми гостями школы. Кстати, если проводить аналогии - ALT "продержался" на целых 2 года дольше, т.к. основанная Ли Страсбергом и Гарольдом Кларманом по аналогии с ALT школа-театр под названием Групповой театр (the Group Theater) просуществовала с 1931-го по 1940-й год.

Прим КиноБлога 2. Школа и методы Станиславского в США долгое время поддерживалась благодаря актёрским студиям типа школы Болеславского-Успенской, и, конечно, благодаря также и прославленному актёру Михаилу Чехову, который впоследствии от системы своего учителя отошел и основал школу с элементами собственной методики. Читайте об этом в посте КиноБлога про Михаила Чехова ЗДЕСЬ.

В 1929-м году Мария Успенская образовала свою школу актерского мастерства, назвав её собственным именем:

  • Школа драматического искусства Марии Успенской (the Maria Ouspenskaya School of Dramatic Arts).

В 1936-м году, когда она переехала в Голливуд, то перевела свою школу туда.

В Голливуде её школа просуществовала до 1943-го года.

В первое время пребывания на Западном побережья США, чтобы поправить свое финансовое положение, Мария Успенская организовала еще и платную школу танцев - в одном из помещений на улице Вайн (Vine St.) в Лос Анджелесе.

Карьера в кино и на ТВ. Американское начало

Как театральная актриса Мария Успенская была занята во многих бродвейских постановках, правда, преимущественно в возрастных ролях.

Выступая с пьесой "Додсуорт" ("Dodsworth") на Бродвее с 1934-го года вместе со своими учениками, она обратила на себя особое внимание за вот эту роль - немецкую баронессу фон Оберсдорф (the German Baroness Von Obersdorf) в сценической адаптации одноименного романа Синклера Льюиса (Sinclair Lewis).

Вместе с Уолтером Хьюстоном (Walter Huston), исполнителем роли Додсуорта, американского бизнесмена на пенсии, рогоносца, одержимого молоденькой женой, она была выбрана американским продюсером еврейско-польско-российского происхождения Сэмюэлом Голдвином (Samuel Goldwyn) для повторения успеха в запланированном одноименном фильме-адаптации.


Через 2 года этот фильм стал для Марии Успенкой кинодебютом в США:

  • "Додсуорт" ("Dodsworth", 1936), режиссер - Уильям Уилерс (William Wylers), продакшн - студия Голдвина.

И в спектакле, и в фильме жена Додсуорта планирует выйти замуж за гораздо более молодого мужчину, которого останавливают несколько разрушительных слов от пожилой матери в исполнении Марии Успенской.

Следует отметить, этот спектакль принес Марии Успенской и кино дебют, и номинацию на «Оскар».

Уолтеру Хьюстону этот спектакль и фильм, кстати, тоже принес номинацию на Оскар.

За главную мужскую роль, первую из 4-х.

В 1948-м году, в фильме своего сына он получит Оскара за главную мужскую роль, а его сын Джон Хьюстон - Оскара за режиссерскую работу - Сокровища Сьерра-Мадры ("The Treasure of the Sierra Madre", 1948).

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Начало американской кинокарьеры Марии Успенской удалось на славу.

Кинодебют в 1936-м, когда ей уже было почти 60 (!!!) лет, сразу же ей принес и известность как кино актрисы, и номинацию на Оскара.

Мария Успенская - одна из немногих женщин, родившихся в Российской империи, СССР или Российской Федерации, кто или получил престижного Оскара или его номинацию.

Более того, она это сделала дважды.