top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Она это он

Обновлено: 13 июл. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Она, пожалуй, оказалась самой популярной актрисой среди сыгравших на заре кинематографа мужскую роль. При этом женственности ей было не занимать, что демонстрируют её другие кино роли.

 

Русская театральная и кино актриса, французская и итальянская кино актриса Варвара Янова (Barbara Yanova) родилась в конце 19-го века в г. Киев, Российская империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).

Прим. КиноБлога. Более точная дата рождения на настоящее время КиноБлогу не известна.

Полное имя при рождении: Варвара Поликарповна Янова.


На латинице встречаются 2 вариант написания ее имени и фамилии:

  • Barbara Yanova или Varvara Yanova

Сценический псевдоним в Европе:

  • Mme Yanova.

Про родителей и семью

Отца Варвары Яновой звали Поликарп.

Другие сведения про родителей, семью и личную жизнь Варвары Яновой публично не известны.

Про образование

В начале 1910-х Ваврвара Янова окончила Петроградскую школу сценических искусств (класс Андрея Павловича Петровского)&

Более точные сведения про образование Варвары Яновой КиноБлогу на настоящий момент не известны.

Карьера в кино. Начало


Начинала свою карьеру как актриса Варвара Янова в театре - служила актрисой Театра Соловцова в Киеве.

Прим. КиноБлога. Николай Николаевич Соловцов [настоящая фамилия Фёдоров] (1857, Орёл - 1902, Киев) — российский актёр, режиссёр, антрепренёр. Театр Соловцова - его детище, совместное с Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым и Н. С. Песоцким. В 1891-м году они создают в Киеве «Товарищество драматических артистов», впоследствии он получает название "Театр Соловцова", и с 1893-го года и до конца жизни руководит им сам Николай Соловцов. Театр Соловцова стал основой Русского драматического театра в Киеве, ныне называется Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки.

Возможно, в кино Варвару Янову "затащил" актер, педагог и режиссер Иосиф Сойфер (впоследствии Иосиф Осипов, взял это псевдоним после эмиграции во Францию), с которым она пересекалась по службе в упомянутом выше Театре Соловцова.

Прим. КиноБлога. Иосиф Адамович Сойфер (1882, Николаев - 1981, Париж) — российский и французский театральный актёр, театральный педагог и кинорежиссёр. Окончил Николаевское реальное училище. В 1905-м году окончил курс Николаевского политехникума. В 1907-м году, после окончания школы МКТ, был принят в труппу Всеволода Мейерхольда. В 1910-м году перешёл в киевский "Театр Соловцова". Преподавал в драматической школе им. Лысенко. В кино с 1913-го года. Работал в Киеве на киностудии «Светотень» С. Писарева.

1-я роль Варвары Яновой на экране – в фильме производства студии "Торговый дом "П. Тимман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов" (пост КиноБлога о Павле Тимане читайте ЗДЕСЬ):

  • "Как хороши, как свежи были розы..." (1913).


Этот биографический фильм о И. С. Тургеневе снимался Яковом Протазановым к 30-летию со дня смерти великого русского писателя и его премьера состоялась 8 октября 1913 года.


Непосредственно же в кино с Иосифом Осиповым-Сойфером Варвара Янова пересеклась в 1915-м году, самом звездном для себя в России.

Этот фильм, мелодрама «Рабыни роскоши и моды» (по роману Э. Золя «Дамское счастье»), стал 4-м фильмом и для Иосифа Сойфера как кино режиссера и для Варвары Яновой как кино актрисы.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Афиши и реклама фильма в газетах имели знаковый подзаголовок: «По отдаленным мотивам романа Эмиля Золя «Дамское счастье».

Как выражаются современные кинокритики - «отдаленность мотивов» зашкаливала.


Адаптированный сценарий написал Г.Н. Брейтман.

Снятый на киевской студии "Светотень" и первоначально разрекламированный под названием «Жертва нарядов», фильм по какой-то игре обстоятельств получил 2 премьеры, разделенные двумя годами, – в 1915-м и в 1917-м годах.


Фильм сильно критиковали за большое расхождение с первоисточником и одновременно высоко оценивали актерскую игру, в первую очередь игру исполнительницы главной роли - Александры Дарьял.


Прим. КиноБлога: Александра Васильевна Дарьял ещё известна под своей настоящей фамилией как писательница Александра Дарьял.

Эмиграция в Европу

Перед эмиграцией в Европу в 1919-м году Варвара Янова снялась в в Киеве:

  • в психологической кинодраме "Хозяин жизни" (1918) от дуэта режиссеров Михаил Бонч-Томашевский и Алексей Смирнов. Роль Мары (Марии Сергеевны, дочери помещика Благова).


Премьера фильма киевского ателье "Художественный экран" сначала состоялась в городе, где фильм был снят, в Киеве - 14 марта 1919 года, а 10 октября 1919 года - в Москве.

Прим. КиноБлога. Предположение. Возможно, Исаак Дуван, исполнитель главной мужской роли (помещик Благов) в вышеупомянутом фильме, имел отношение к эмиграции Варвары Яновой в Европу. С 1901-го по 1903-й год он прослужил в том же что и Варвара Янова театре - в драматической труппе Н. Н. Соловцова (затем, перед самой эмиграцией, он полтора года был директором этого театра). И в том же что и Варвара Янова году (1919-м) эмигрировал в Болгарию, а, затем, во Францию.

Варвара Янова сначала попала в Италию, где в 1921-м году дебютировала как европейская актриса сразу в 2-х фильмах, да еще и в главных ролях:

  • в Риме - "Высшая красота" ("Suprema bellezza", февраль 1921-го), кинопроизводящая и дистрибуторская компания Tespi Film;

  • в Турине - "Мертвые ученики" ("Pupille spente", июнь 1921-го), по приглашению одной из крупнейших в то время в Италии кинопроизводящей и дистрибуторской компании Società Anonima Ambrosio.

В тот же 1921- год Варвара Янова перебралась во Францию, где снялась еще в 3-х фильмах:

Карьера в кино. Саммэри

Карьера Варвары Яновой как кино актрисы продлилась 12 лет, которые следует разделить на 2 этапа:

  • в русском кино - 5 лет (с 1913-го по 1918-й год);

  • в европейском кино (в Италии и Франции) - 7 лет (с 1921-го по 1928-й год).

Общая фильмография Варвары Яновой как кино актрисы - 17 ролей:

  • в русском кино - 7 ролей;

  • в европейском кино - 10 ролей.


В середине 1920-х годов Варвара Янова была весьма популярной актрисой кино во Франции, поэтому попадала в кинематографическую прессу.

Вот, к примеру, - ниже - изображение Варвары Яновой в роли Леди Арбакл (см. ниже) на обложке французского журнала "Маленькая кинематографическая иллюстрация" (La Petite Illustration Cinématographique), номер 5 от 20 февраля 1926 года.


Прим. КиноБлога. La Petite Illustration Cinématographique - Приложение к журналу, который назывался «Иллюстрация» (L'illustration). Как и основной журнал, это приложение издавалось в Париже, распространялось только по подписке и посвящалось фильмам, выпускаемым на экраны или производящимся для него. Всего было издано 17 номеров, с апреля 1925-го по апрель 1931-го года.

Пиком актерской карьеры Варвары Яновой навсегда останется все-таки российский фильм, а не зарубежный.

Это:

  • кинолента в жанре мистика/драма от режиссерского дуэта Всеволод Мейерхольд и Михаил Доронин под названием "Портрет Дориана Грея" (1915).

Снятая по роману Оскара Уайльда на московской студии "Тиман и Рейнхарт" (пост Киноблога о Павле Тимане читайте ЗДЕСЬ) кинокартина, премьера которой состоялась 31 октября 1915, увы, ни в одной кинокопии не сохранилась.

Остались только записи на афишах, в рецензиях и воспоминаниях многочисленных зрителей.

Немой черно-белый фильм получил хорошую прокатную судьбу в Европе, где стал известен под названиями на английском ("The Picture of Dorian Grey") и французском ("Le portrait de Dorian Grey").

Варвара Янова наделала много шума ролью и игрой в этом фильме - она сыграла не просто главную роль.

Эта главная роль была мужской - Дориан Грей.


Прим. КиноБлога. Воспоминания, понятное дело, по прошествии времени ушли в прошлое. Но некоторые из них до сих пор всплывают в виде публикуемых воспоминаний. После присоединения Крыма к России, летом 2015-го года, при смене собственника одной вроде бы неприметной дачи в Крыму были случайно обнаружены Крымские дневники Фаины Георгиевны Раневской, великой советской актрисы. Год спустя эти дневники были опубликованы под названием "Крымские каникулы. Дневник юной актрисы". В них в паре мест фигурируют воспоминания Фаины Фаневской как о самой Вере Яновой (с которой она была коллегой по актерским работам в театрах и сверстницей по возрасту), так и о нашумевшем фильме "Портрет Дориана Грея".


Наиболее известна зрителям Варвара Янова по следующим кинофильмам (помимо выше упомянутых):

  • 1926 - мелодрама/фэнтэзи "Гигантский проезд" ("La chaussée des géants", Франция), роль - Леди Арбакл, принцесса Яница (Lady Arbuckle, princesse Yanitza), фильм снимали в Италии и Австрии;

  • 1923 - мелодрама "Изюминка любви" ("La cabane d'amour", Франция), роль - Анита Паловнин (Anita Palovnine);

  • 1922 - драма Якова Протазанова "Смысл смерти" ("Le sens de la mort", Франция) роль - Кэтрин Тревис (Catherine Trévis), в фильме также снялись Сандра Милованова, Владимир Стрижевский и Диана Каренне.

Последняя известная роль Варвары Яновой роль на экране:

  • во французском немом фильме "Мое сердце в замедленном ритме" ("Mon coeur au ralenti", 1928), роль - Билли Суонсон (Billie Swanson).

После кино

В 1928-м году Варваре Яновой предположительно стукнуло лет 35-40.

А что после 1928-го года?


Последний путь

Дальнейшая, после 1928-го года, судьба, дата и место смерти актрисы Варвары Яновой в настоящее время КиноБлогу не известны.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page