ПОСТ КИНОБЛОГа
  • С Тернопольщины в Лос Анджелес

Единственный из 11

Обновлено: 10 нояб. 2020 г.

Этот пост КиноБлога запрещен к копированию. Охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Цитирование возможно, но с обязательным указанием ссылки на первоисточник.

Проект RU KinoStarz®


В истории он навсегда останется единственным из одиннадцати членов т.н. "голливудской десятки"* кто дал показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности. В 1945-м году она дал показания против самого себя и еще назвал имена 26-ти бывших членов американской компартии в Голливуде. Его показания послужили основой нескольких судебных процессов и привели к расширению чёрных списков, а в последующем создали для него самого сильнейшую атмосферу остракизма среди коллег.

* - Почему не десять, а фактически одиннадцать человек и даже больше попали в черный список на запрет работать по кино профессии, читайте в этом посте раздел "Путь в изгои".

 

Американский кинорежиссёр, продюсер, сценарист и писатель-публицист RU происхождения Эдвард Дмитрык (Edward Dmytryk) родился 4 сентября 1908 года в г. Гранд-Форкс, Британская Колумбия, Канада.

Встречающихся вариантов написания его фамилии на русском языке - три: Дмитрык, Дмытрык, Дмитрик.

Канадское гражданство на американское Эдвард Дмитрык сменил в возрасте 31 год, в 1939-м.

Эдвард Дмитрык - номинант на премию Оскар в категории "лучший режиссер", за фильм "Перекрёстный огонь" ("Crossfire", 1947).

Прим. КиноБлога. За этот же фильм Эдвард Дмитрык получил награду на Каннском международном кинофестивале в 1947-м году, как за лучший социальный фильм ('Prix du meilleur film social').

В 1955-м году Эдвард Дмитрык был номинирован Режиссерской гильдией США (DGA) за выдающиеся достижения в режиссуре кино (Outstanding Directorial Achievement in Motion Pictures).

Эдвард Дмитрык - обладатель персональной звезды на Голливудской аллее славы.

Про родителей и семью

Эдвард Дмитрык - из семьи польско-украинско-австро-венгро-российского происхождения. Учитывая кровную и территориальную составляющие вопроса.

Мать - Франсис Дмитрык (Frances Dmytryk, в девичестве Березовская (Berezowski)), полька по национальности, формально - с территории Российской империи, чьей частью в те годы была Польша, называвшаяся в ее составе Польским королевством.

Отец - Михаил Дмитрык (Michael Dmytryk), украинец по национальности, формально родом с территории Австро-Венгрии, чьей частью была Тернопольская область в те времена и которая называлась Тарнопольской губернией.

Прим. КиноБлога. Село Буряковка - которое американские Дмитрыки считают местом своего происхождения по мужской линии, сегодня является административным центром Буряковского сельского совета, Залещицкий район, Тернопольская область, Республика Украина. Население составляет меньше 1 тыс. человек. Датой основания считается 1666-й год. Почти все годы это село находилось на оспариваемых и периодически переходящих из рук в руки территориях. В спорах в разные годы участвовали Речь Посполитая, Великое Княжество Литовское, Австро-Венгрия, Галиция и Лодомерия и конечно же Российская империя. Перед эмиграцией в начале 20-го века на Американский континент Буряковка или Бураковце являлось частью Австро-Венгрии, населялось в основном поляками, украинцами и евреями и борьба за местные привилегии велась между представителями этих трех наций.

Семья, в которой родился и рос Эдвард Дмитрык, была бедной.

После переезда из Канады в США семья Дмитрыков осела сначала в Сан-Франциско, затем перебралась в Лос Анджелес.

Когда мать Эдварда Дмитрыка умрла, отец женился повторно.

1-я супруга Эдварда Дмитрыка - Мадлен Робинсон (Madeleine Robinson), период брака 1932–47, развод;

1 ребенок в 1-м браке - сын, Михаил Дмитрык (Michael J. Dmytryk, 1941, Лос Анджелес -), ассистент режиссера на таких известных американских сериалах как "Фэлкон Крэст" ("Falcon Crest", 1981-1990) и "Прикосновение ангела" ("Touched by an Angel", 1994-2003).

2-я супруга Эдварда Дмитрыка - Джин Портер (Bennie Jean Porter, 08.12.1922, Сиско, Техас - 13.01.2018, Лос Анджелес), американская актриса. Пережила супруга почти на 20 лет, для нее этот брак так и остался единственным. Расписались они 12 июня 1948 года в г. Элликотт (Ellicott City), штат Мэриленд.

Дети во 2-м браке:

  • сын - Ричард (Richard Dmytryk)

  • дочь - Виктория (Victoria Dmytryk)

  • дочь - Ребекка (Rebecca Dmytryk, 20.11.1961 -).

Про образование

В Лос Анджелесе Эдвард Дмитрык учился в Голливудском колледже (Hollywood High School).

Высшее образование Эдвард Дмитрык получил в Калифорнийском технологическом институте.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Как уже знает читатель этого поста Киноблога, семья, в которой родился и рос Эдвард Дмитрык, была бедной. И Эдвард Дмитрык с 14-ти лет зарабатывал на жизнь продажей газет на улицах.

Затем Эдвард Дмитрык смог устроиться посыльным на киностудию «Парамаунт» в Лос Анджелесе, вернее, на студию Famous Players-Lasky (прим. КиноБлога: так называлась компания-предшественник Paramount Pictures). Параллельно учась в колледже Эдвард Дмитрык зарабатывал тогда посыльным на Парамаунте по 6 долларов в неделю.

Затем он пробрался в помощники механиков киноаппаратных. А с 1929-го, т.е. в 21 год, он уже ассистент у монтажеров на Парамаунте.

1-й известный фильм, где подтверждено участие Эдварда Дмитрыкак как помощника монтажера - это музыкальная мелодрама "Танец жизни" ("The Dance of Life", 1929), а компания уже называется как и сейчас - Paramount Pictures.

На следующий год, в 1930-м, Эдвард Дмитрык уже официальный монтажер - в комедии студии Парамаунт - "Только отбросы работают" ("Only Saps Work", 1930).

Следующие 5 лет Эдвард Дмитрык работал редактором, монтажёром, оператором, помощником режиссёра.

А в 1935-м году 26-ти летний Эдвард Дмитрык поставил свою 1-первую киноленту как режиссер — вестерн «Ястреб» ("The Hawk", 1935), но не Парамаунте, а не независимой студии Herman Wohl Productions, где рискнули пригласить на пост режиссера монтажера с Парамаунт. Там так, видимо, обрадовались заполучению спеца с Парамаунта, то на радостях перепутали буквы фамилии режиссера в титрах, так на один фильм она стал Эдвард Димтрык (Edward Dymtryk).

Вы еще более удивитесь, когда узнаете, что монтажером "Ястреба" выступил... сам Эдвард Дмитрык. Чтобы "раздвоиться", он в титрах в строке монтажер указал себя как Мо Миллер (Moe Miller). Кстати, "Ястреб" оказался 1-м и последним фильмом в фильмографии Эдварда Дмитрыка, где он выступил сразу в 2х своих основных кино профессиях - режиссером и монтажером.

Прим. КиноБлога. В 1937-м фильм "Ястреб" был выкуплен другим независимым продюсером Джеем Кендисом (J.D. Kendis), и перевыпущен на студии Jay Dee Kay Production под названием "Хвост ястреба" ("The Trail of the Hawk").

На студии Парамаунт Эдвард Дмитрык доберется до режиссуры и получит запись в титрах как режиссер-постановщик через 4 года после режиссерского дебюта, на фильме в жанре криминальный боевик "Телевизионный шпион" ("Television Spy", 1939). Музыкальный директор фильма - Борис Мороз, кино эмигрант из Санкт-Петербурга.

Путь в изгои

В 1944-м году Эдвард Дмитрык вступил в Коммунистическую партию США. Левые политические взгляды режиссёра нашли отображение в его отношении к кинематографу вслед за его пацифистскими кинокартинами, а потом сослужили ему плохую службу в кинокарьере.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. «Фильмы, хорошие или плохие, я делаю куда больше для народа, чем для элиты. Хотя надеюсь, что я никогда не оскорбил вкуса интеллектуалов».

Политическая ангажированность его фильмов, а не членство в Компартии США, послужила первопричиной для репрессий против Эдварда Дмитрыка в ходе развязанной после окончания 2-й мировой войны маккартистской травли левых интеллектуалов. Только затем всплыло его признание в членстве в Компартии США.

19 "киношников" вызвала на доклад эта Комиссия, 10 человек отказались, сославшись на свое право хранить молчание и на свободу слова.

25 ноября 1947 года руководители голливудских студий обнародовали «чёрный список» из 10-ти известных кинематографистов, отказавшихся давать показания Комиссии Конгресса по расследованию антиамериканской деятельности (комиссия Маккарти).

Прим. КиноБлога: Комиссия Маккарти (McCarthy) официально называлась the House Un-American Activities Committee или HUAC. Про эту Комиссию подробнее можно прочитать в посте КиноБлога про американского сценариста русского происхождения Джо Сверлинга.

В "список десяти" вошли:

  1. режиссер и сценарист Эдвард Дмитрык,

  2. сценарист Альва Бесси (Alvah Bessie),

  3. сценарист Лестер Коул (Lester Cole),

  4. сценарист Ринг Ларднер-младший (Ring Lardner Jr..),

  5. сценарист Джон Хоуард Лоусон (John Howard Lawson),

  6. сценарист Альберт Мальц (Albert Maltz),

  7. сценарист Сэмуэль Орниц (Samuel Ornitz),

  8. сценарист Далтон Трамбо (Dalton Trumbo),

  9. режиссёр и сценарист Герберт Биберман (Herbert J. Biberman),

  10. продюсер и режиссёр Эдриан Скотт (Adrian Scott).

За свой отказ докладывать перед Комиссиеей Маккарти «Голливудская десятка» была осуждена на тюремное заключение сроками до одного года.

Эдвард Дмитрык был уволен со студии RKO, где на тот момент он числился в штате, как «красный» и «неблагонадёжный», так и не получив причитавшегося ему жалования. и приговорен к 6-ти месячному заключению.

Сбежав в 1948-м из США, под страхом тюремного заключения, Эдвард Дмитрык перебрался в Великобританию, где поставил 2 фильма:

  • драму «Даждь нам днесь», в американском прокате "Христос в бетоне" ("Give Us This Day" или "Christ in Concrete", 1949) посвящённый тяжёлой судьбе иммигрантов в США, — о предательстве каменщика, ставшего штрейкбрехером, чтобы получить работу;

  • криминальный фильм в стиле нуар "Наваждение" ("Obsession", 1949), музыку к фильму написал знаменитый в будущем итальянец Нино Рота (Nino Rota).

За несколько месяцев до возвращения Эдварда Дмитрыка из британской эмиграции, а именно 15 января 1950 года в Нью-Йорке в Музее современного искусства (Museum of Modern Art или MOMA) состоялась премьера короткометражного документального фильма «Голливудская десятка» (The Hollywood Ten", 1950).

В этом фильме фильме режиссера-документалиста Джона Берри (John Berry, 1917-1999) каждый член Hollywood Ten произнес на камеру короткую речь, осуждающую Маккартизм и голливудский черный список.

Но избежать тюремного заключения в итоге Эдварду Дмитрыку не удалось. Когда его заграничный паспорт закончился, он в начале 1951-го вернулся из Великобритании в США, и на своей новой родине был арестован и посажен в тюрьму.

Эдвард Дмитрык провел в заключении 4 с половиной месяца в тюрьме в Западной Вирджинии, как он заявил потом позже, изменил свои взгляды и по "голливудской десятке" и на коммунизм в целом, и решил выступить перед HUAC.

Эдвард Дмитрык пошел на сделку с правосудием и 25 апреля 1951 года "слил" HUAC в итоге 26 ранее не известных комиссии Маккарти американских киношников-коммунистов.

Показания Эдварда Дмитрыка послужили основой нескольких судебных процессов, и в числе прочих в чёрном списке оказался режиссёр Жюль Дассен.

После того, как режиссера фильма "Голливудская десятка" сдали как коммуниста Эдвард Дмитрык и еще один бывший член коммунистической партии США Фрэнк Таттл (Frank Tuttle), - а сделали они это в обмен на право продолжать работать в США, - Джон Берри не смог найти работу в Голливуде и эмигрировал со всей семьей во Францию. Так "Голливудская десятка", можно сказать, увеличилась на единицу. Хотя, если добавить сюда остальных сданных Комиссии Маккарти, то этот список станет уже числом под 40.

Прим. КиноБлога. Джон Берри вернется в США только в начале 1960-х годов, после того, как в 1960-м запрет на работу в Голливуде для печально известной "Голливудской десятки" будет неформально снят.

В результате сделки с правосудием Эдварду Дмитрыку позволили снова снимать кино, однако голливудские друзья и знакомые подвергли режиссёра длительному остракизму.

Конечно, было за что подвергнуть открытому забвению Эдварда Дмитрыка, - что на долгие годы сделали его многие коллеги в Голливуде, - потому что помимо признания собственного