top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Отец-основатель

Обновлено: 7 июн. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он - основатель кино компании полного цикла, считающейся самой первой, появившейся на территории современной Польши.

Прим. КиноБлога. Справедливости ради следует отметить, что он был важным, но не единственным отцом-основателем польской кино индустрии.

 

Польский кино продюсер, кинорежиссёр и сценарист RU происхождения Александр Герц (Aleksander Hertz) родился в 1879-м году в г. Варшава, Польское Царство, Российская империя (ныне г. Варшава - столица Республики Польша).

Прим. КиноБлога. Ни точная, ни даже примерная дата рождения Александра Герца не отражены даже на его могиле, где на могильном памятнике лишь написано, сколько ему было полных лет на день смерти.

Герц - это была очень распространенная в Варшаве в период 18-го - первой половины 20-го веков еврейская фамилия.

Прим. КиноБлога. Распространенная, несмотря на существовавшие жесткие ограничения со стороны властей. Например, государственные должности евреям здесь в Варшаве разрешили занимать лишь с начала 1870-х годов и одним, кстати, из первых таких "везунчиков" стал другой Герц - математик и преподаватель Кароль Герц (08.06.1842 - 04.08.1904), он даже на одном кладбище с Александром Герцем похоронен.

Не путать с немецким физиком еврейского происхождения Генрихом Герцем, чьей фамилией названа единица измерения частоты, а также с другими известными в Польше Герцами, среди которых такие известные творческие личности как:

  • Павел Герц (Paweł Hertz, 29.10.1918, Варшава - 13.05.2001, Варшава), польский писатель, поэт, переводчик и издатель;

  • Бенедикт Герц (Benedykt Hertz; 07.06.1872, Варшава - 31.10.1952, Подкова-Лесьна), польский писатель, сатирик, публицист, баснописец, переводчик, журналист;

  • Ян Герц (Jan Adolf Hertz, 09.02.1878, Пётркув Трибунальский - 1943, Лодбороуве, погиб в гестапо), польский обозреватель, драматург, поэт, театральный критик и переводчик.

  • Мечислав Герц (Mieczysław Hertz, 02.01.1870, Варшава - 18.01.1943, Варшава, жертва Холокоста в варшавском гетто), польский историк и писатель.


Прим. КиноБлога. Лирическое отступление: Ну да ладно. Герцев может быть бесконечная численность, наверное. Ибо даже в русском блатняке фамилия Герц стала нарицательной для обозначения всех граждан еврейского происхождения. Это мы тут про песню "Гоп-стоп, мы подошли из-за угла":

"Ну-ка, позовите Герца, Старенького Герца, Он прочтет ей модный, Очень популярный В нашей синагоге отходняк."

А КиноБлог вернется к нашему конкретному Герцу, Александру Герцу, герою данного поста.

Он владел русским и польским языками, а также идишем. Одно время возглавлял еврейскую общину в Варшаве.

Александр Герц - один из отцов-основателей польской кино индустрии.

Прим. КиноБлога. Считается основателем первой польской киностудии «Sfinks» (первое название на польском - Warszawskie Towarzystwo Udziałowe „Sfinks”), но на самом деле он был важным, но не единственным учредителем. Форма собственности говорит сама за себя - товарищество. Но о "Сфинке" КиноБлог расскажет далее в отдельном разделе поста.

Про родителей и семью

Полноценные данные о родителях и личной жизни Александра Герца у КиноБлога в настоящее время отсутствуют.

Родной брат:

  • Михаль Герц (Michał Hertz).

Про образование

Данные про образование Александра Герца, кроме того что оно инженерное, у КиноБлога в настоящее время отсутствуют.

Карьера в кино. Начало

Сменил профессию и стал "киношником" Александр Герц как бы невольно - из-за своих политических взглядов, оппозиционных властям Царства Польского и Российской империи.


В конце 19-го - начале 20-го века он работал в банковской сфере, где в середине 1900-х годов уже занимал благополучный пост менеджера филиала Варшавского учетного банка, но одновременно симпатизировал революционерам.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. «Дисконтный банк» в Варшаве (Варшавский учетный банк (Bank Dyskontowy Warszawski), который частно в ошибочно называют "Дисконтный банк", видимо, от польского слова "учетный" - один из первых банков на территории современной Польши и самый первый акционерный. Первый частный банк в Царстве Польском был основан в 1870-м году. А Варшавский учетный банк открылся на следующий год - 21 мая 1871 года, в этот же года начал свою финансовую деятельность и еще один будущий крупнейший банк на этой территории - «Торговый банк» в Лодзи. Одним из основателей и главным акционером Варшавского учетного банка являлся потомственный финансист Мечислав Германович Эпштейн (1833–1914), одно время Президент Варшавской биржи, получивший 19.11.1870 г. дворянский герб от Российской империи на весь свой род, одно время почитавшийся в Польше на уровне Радзивиллов.

За оказание помощи Польской социалистической партии (прим. КиноБлога: Polska Partia Socjalistyczna или PPS, период существования: 1892-1948) и за укрытие её нелегалов-деятелей, в том числе одного из активистов Юзефа Пилсудского, Александр Герц властями был арестован и сослан.


После возвращения в Варшаву на прежнем месте работы его не восстановили - т.е. в 1908-м году 29-ти летний Александр Герц окончательно покинул пост менеджера филиала Варшавского учетного банка и, пока был в статусе безработного, стал заниматься "соображениями" чем бы теперь заняться.

И занялся кинематографом.

Побыв недолго безработным, в уже упомянутом 1908-м году, Александр Герц и его друг и партнер Альфред Ниемирский (настоящее имя Альфред Сильберласт сначала открыли в Варшаве кинотеатр "Сфинкс"по адресу ул. Маршалковская (Marszałkowska) д. 116, который позже переехал в Галерею Люксенбург на Сенаторской (Senatorską) улице д.29.

Прим. КиноБлога. Сегодня рядом с уже не существующим первым зданием "Сфинкса" (сейчас тут новодел) главным архитектурным ориентиром является единственная в Варшаве высотная "сталинка".



Прим. КиноБлога. Историческая справка. Галерея Люксембург (Galeria Luxenburga) - торгово-развлекательный комплекс, который строился по модной тогда логистической схеме - а ля пассаж с двумя входами, с параллельных улиц. Главным инвестором объекта выступил предприниматель Максимилиан Люксенбург, поэтому комплекс так и назвали.Здание было построено в 1907-1909 годах на ул. Сенаторская 29 в Варшаве, с занимаемой площадью между улицами Сенаторска и Нияла, было расширено в 1920-е годы и было разрушено во время Варшавского восстания в 1944-м году. После окончания 2-й мировой войны была предпринята попытка реконструкции, т.к. большая часть стен и стальная конструкция крыши галереи сохранились. Но затем развалины галереи Люксенбург были снесены, и на их месте в последующие годы была создана улица Каналетта (Canaletta). На фото вверху - вход в торговую галерею Люксенбург в окружении 2-х половин Гранд-отеля, который занимал часть здания по обеим сторонам входа со Сенаторской улицы. Обе части отеля как раз и были соединены стеклянной галереей над входом.

В 1909-м году Александр Герц стал инициатором и создателем Варшавского паевого общества «Сфинкс» (польск. Warszawskie Towarzystwo Udziałowe „Sfinks”) — первой в Царстве Польском кино производственной компании полного цикла.

Про "Сфинкс" и участие Александра Герца в нем читайте далее отдельный раздел этого поста.

Первые 5 лет, на ранней стадии своей кино производственной деятельности - с 1911-го и до начала 1-й Мировой войны в 1914-м / захвата Антантой территории Царства Польского в 1915-м году - Александр Герц проявил предпринимательскую дальновидность - установил плотное сотрудничество с двумя и одними из крупнейших на то время российскими кино предпринимателями - Иосифом Ермольевым и Александром Ханжонковым, со вторым - через его супругу Антонину Ханжонкову. Пригласив Ермольева и Ханжонкову к себе в партнеры по дистрибуции, Александр Герц таким образом обеспечил "Сфинксу" показы производимых фильмов по всей территории Российской империи и хорошие кассовые сборы.

Но разразившаяся 1-я мировая война и резкая вспышка русофобских настроений в польском обществе вызвали отток русского бизнеса и капитала не только из Варшавы, но и со всей территории Царства Польского. Убегавшие русские вывозили в глубь России оснащение заводов и фабрик, а также работающих на них людей, а коммерческие связи Польши с метрополией разрывались.

И "Сфинкс" с Александром Герцем после 1915-го года пошли своим путём, отдавшись под власть немцев.

А в 1916-м году на территории Польши с легкой руки немецкого режиссера Франца Портена (Franz Porten) и его фильма"125 лет польского рабства", профинансированного из Кракова принцессой Любомирской, началась анти-российская кино истерия, в которой не преминул поучаствовать созданием своих фильмов и Александр Герц.

Справка же на "Сфинкс" публикуется далее, отдельным разделом поста Киноблога.

Про Сфинкс

"Сфинкс", про который идет речь в этом посте и к которому, как говорится, всеми фибрами души причастен Александр Герц - это, как бы сейчас сказали, группа компаний, обеспечивавшая полный цикл в кинобизнесе: кинопроизводство и дистрибуцию фильмов.

Признано, что кино индустрия на территории современной Польши тогда (в начале 20-го века) была почти полностью в еврейских руках. Поэтому "проникнуть" в зарождавшуюся и бурлящую киносферу для предприимчивого Александра Герца стало делом не трудным.

Первый "Сфинкс" Александр Герц и партнер Альфред Ниемирский открыли, повторимся (см. выше), в 1908-м году - как кинотеатр.



И в 2008-м на экраны выходит первый заметный польский фильм - "Антош первый раз в Варшаве" ("Antos pierwszy raz w Warszawie", 2008), с Антоном Фертнером в главной роли, - сделанный по схеме с упором на раскрутку кино звезды и оказавшийся первым удачным долгоиграющим кинопроектом, начавшимся с территории Польши. Йозеф Миллер, ранее Ежи Миллер, а потом известный французский кино оператор Йозеф Мюндвиллер (Joseph-Louis Mundwiller, 1886–1967) снимал этот фильм и занимался организацией его производства от имени французской кинокомпании Пате. Потом, в 1910-м году, Александр Герц и сотоварищи, вложится в фильм "Антек ловкач" ("Antek Cwaniak", 1910), продолжение серии фильмов про Антоша, которая стала очень популярна на всей территории Российской империи и принесла Антону Фертнеру славу русской кино звезды (пост КиноБлога об Антоне Фертнере читайте ЗДЕСЬ).

Александр Герц играл на 2 фронта, помимо сотрудничества с русскими кино предпринимателями, он также был представителем французской кинокомпании Société Pathé Frères и его кино театр "Сфинкс" показывал и французские фильмы тоже.

В 1909-м году Александр Герц вместе с Альфредом Сильберластом (Alfredem Silberlast), он же Альфред Ниемирски (Alfred Niemirski), Юзефом Кернером (Józef Koerner) и М. Зукером (M. Zuker) основали Варшавское акционерное общество "Сфинкс" и добавили к кино театру помещение для того, чтобы заняться кино дистрибуцией.

Но и про производством занялись тоже - правда, первые несколько лет это были исключительно документально-хроникальные сюжеты, показывающие интересные факты и моменты жизни, например, полёты аэроплана.

И в ноябре того же 1909-го года Ян Скарбек-Мальчевски (Jan Skarbek-Malczewski) снял для "Сфинкса" полет самолета в Варшаве.

В 1911-м году Александр Герц, до этого уже успешно попробовав себя в роли финансиста и режиссера популярных комедий с Антоном Фертнером, запустил собственное - уже художественное кино производство.

1-м художественным фильмом "Сфинкса", вышедшим на экраны кинотеатров Царства Польского и Российской империи, стала короткометражная драма «Меир Эзофович» ("Meir Ezofowicz", 1911), основанная на романе писательницы русско-беларусского происхождения Элизы Ожешковой (Eliza Orzeszkowa). Александр Герц - еще и один из 2-х режиссеров кинокартины.

Да, для этой кино производственной компании Александр Герц и сотоварищи использовали в 1911-м (прим. КиноБлога: по другим сведениям - в 1912-м) году одно и то же имя - Warszawskie Towarzystwo Udziałowe Sfinks. Так образовалась группа компаний "Сфинкс".

Съёмочный павильон "Сфинкса" располагался на верхнем этаже только что построенного здания с жилыми апартаментами на углу Уяздовской аллеи (Aleje Ujazdowskie) и улицы Новый свят (Nowy Świat), 2-х важных исторических улиц Варшавы, полностью разрушенных в годы 2-й мировой войны, но потом частично восстановленных.


Александр Герц развивал "Сфинкс", дела шли в гору. Он открывал кино звезд, забравшихся потом на уровень мировых и европейских (см. ниже), он с удовольствием участвовал в интригах и провокациях первых кино бизнесменов (прим. КиноБлога: в ход шли порой даже анекдотичные способы, когда названия премьер не открывались зрителям вплоть до самого показа, чтобы конкуренты не украли; или когда конкуренты выпускали какой-нибудь фильм на экран своего кинотеатра под другим названием более успешного фильма; когда называли себя братьями, дядями и прочими родственниками загорающихся первых мировых кино звезд и т.д.) вносил инновации в кино бизнес - например, был инициатором одного из первых в мире кино сиквелов.

Но наступил 1915-год, пришла 1-я мировая война.

Польша и польские фильмы попали в тисках беспорядков, хотя к 1915-му году в Варшаве было 25 кинотеатров, и 2 крупные на тот момент кино компании, - Сфинкс и Космофильм (Kosmofilm) - сильно пострадали, что привело к отсутствию финансирования у 1-й и полного завершения производства для 2-й. Тогда эти 2 компании объединились через поглощение последней, Александр Герц стал директором объединенной компании, и в этот же год она сумела спродюсировать несколько документальных фильмов о военной жизни, в том числе "Варшава в текущем моменте" ("Warszawa W Chwili Obecnej", 1916).

Но нестабильность кино в Польше в то время побуждала многих местных польских звезд добиваться успеха в других местах.

Ситуация с делами в местном кинематографе постепенно улучшилась, когда в 1918-м Польша обрела независимость, а 1-я мировая война закончилась.

После смерти Александра Герца в 1928-м году руководство "Сфинксом" перешло к Генрику Финкельштейну (Henryk Finkelstein) и брату Александра Герца Михалю Герцу.

И группа компаний "Сфинкс" просуществовала еще 8 лет, до середины 1930-х годов. За период собственного кинопроизводства (1911-1936) кинокомпанией "Сфинскс", - по разным источникам, - было выпущено от нескольких десятков до полутора сотен фильмов.

Про польское кино. Этап зарождения



Годами рождения польской национальной кино индустрии считается 3-х летний период 1907-1910 годов. Сказать точнее сложно, хотя еще ранее - в 1903-м году, благодаря Павлу Пушкину, официальному доктору Варшавского округа и главе Комитета по вопросам умеренности (прим. КиноБлога: орган, созданный властями для внедрения методов профилактики инакомыслия), - удалось организовать в Варшаве показ французских короткометражек, 2 из которых - "Краковяк" и "Мазурка в в костюме" были сняты французами именно здесь.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Официальная польская кинематография восходит к концу Первой мировой войны, к началу ноября 1918-го года, когда Польша восстановила независимость как государство. Хотя официально годом рождения национальной кино индустрии считается 1908-й год и в 2018-м празднрвалось её 110-ти летие.

1-м польским художественным фильмом сегодня считается единственный сохранившейся из тех времен произведенный на территории современной Польши фильм - 8-ми минутная короткометражка «Прусская культура» ("Pruska kultura", 1908). В основе сюжета - восстание учеников гимназии в г. Вжесня в 1901-м году, в защиту своей национальной культуры, против насильственной германизации. Продюсер фильма - другой пионер польского кино Мордехай Товбин (Mordechaj Towbin), фильм заказала и произвела его компания Siła, с кинотеатром, располагавшимся в Варшаве по адресу Маршалковская ул. 118, а снимал фильм приглашенный оператор из Франции.

Прим. КиноБлога. Мордехай Товбин и Александр Герц конкурировали в буквальном смысле слова бок о бок - их кинотеатры - Сфинкс и Сила - одно время располагались на улице Маршалковской просто рядом, в соседних зданиях.

Фильм "Прусская культура" считался утерянным вплоть до 2000-го года, когда он был обнаружен в архиве в Париже, Франция. Премьера фильма состоялась в Российской империи весной 1908-го года, но фильм был быстро "забанен" царскими властями сразу после премьеры. Тем не менее, фильм продолжал демонстрироваться в Италии и Франции с французскими субтитрами.

Особенностей у польского кино на этапе зарождения (1903 - 1939) было две:

  1. подавляющее большинство снимавшихся польских фильмов были мелодрамами и патриотическим кино;

  2. польская киноиндустрия была почти полностью в руках евреев.

Прим. КиноБлога. Историческая справка 1. Польский кинематограф динамически развивался в межвоенный период. Всего было создано более 150-ти киностудий. Среди наиболее значимых: Сфинкс, Лео-Фильм (Leo-Film) и Фаланга (Falanga). Их совокупный годовой объем производства составлял 30 полнометражных кинокартин и от 100 до 300 короткометражек. Самым успешным фильмом этого периода была адаптация романа Элизы Ожешковой «Хам» («Cham») режиссера Яна Новины-Пшибыльского (Jan Nowina-Przybylski), который в итоге был показан в 13-ти разных странах мира.

Прим. КиноБлога. Историческая справка 2. Руководителями и пионерами польского кино того времени стали в основном еврейские бизнесмены. Они инвестировали в новую отрасль и тем самым способствовали ее развитию. Фильмы на идиш были важной частью польского кинематографа этого периода, особенно до волны антисемитизма в 1920-х. 70 из 170-ти еврейских фильмов, выпущенных между 1910-м и 1950-м годами, были сняты в Польше. Польша была одним из трех основных центров идишской культуры в мире, наряду с США и СССР. Несмотря на растущие экономические проблемы и напряженную политическую ситуацию (включая растущий антисемитизм), в Польше на начало 2-й мировой войны проживало 3 миллиона польских евреев, и страна фактически стала центром межвоенного еврейского кино.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Годы деятельности Александра Герца в кино:

  • кино дистрибуция: 1908 - 1927;

  • кино производство: 1911 - 1927.

Периодом расцвета кино империи Александра Герца считается как это ни странно период 1-й мировой войны. Но, находясь под властью германской армии в эти годы (с 1915-го по 1918-й год) Александр Герц с ними умел договариваться и выпускал и выпускал свои многочисленные фильмы.

Из всемирно признанных кино достижений Александра Герца:

  • является основателем первой польской кинокомпании Sfinks;

  • является первооткрывателем таких будущих кино звезд эпохи немого кино как Пола Негри (снялась в 8-ми фильмах "Сфинкса") и Лия Мара.

Прим. КиноБлога. Обе упомянутые кино звезды эпохи немого кино - и Пола Негри (Pola Negri) и Лия Мара (Lya Mara) перед эмиграцией в Германскую империю в 1918-м году, снимались в фильмах Александра Герца и "Сфинкса". У Полы Негри так вообще был долгосрочный контракт (который она, правда, досрочно разорвала, как только почувствовала, что может стать звездой не только в Польше, но и дальше).

Общая фильмография Александра Герца –

  • режиссер кино - 60+ фильмов;

  • продюсер кино - 40+ фильмов;

  • сценарист кино - 2 фильма.

Некоторые историки кино заявляют, что в общей сложности у кино производственной компании "Сфинкс" вышло на экраны 172 фильма, созданные под управлением и/или именем Александра Герца. Причем, в большинстве из этих фильмов, он мог выступать еще и в качестве режиссера. Последнее совсем уж трудно определить сегодня достоверно, т.к. в те годы "не указание" режиссеров в титрах и на афишах было довольно обычным явлением в польском кино.

Любопытная особенность - до самого своего последнего фильма Александр Герц маркировал их перед выпуском своей собственной печатью.

До времен массового ТВ Александр Герц не дожил, поэтому в нем и никогда и не работал.

Наиболее известен зрителям Александр Герц по следующим кино проектам:

  • 1912: мелодрама "Брюки господина" ("Spodnie jaśnie pana"), режиссер;

  • 1912: мелодрама "Предрассудки" ("Przesądy"), сценарист;

  • 1913: эротическая драма "Беспутные" ("Wykolejeni"), продюсер;

  • 1915: детектив "Шпион" ("Szpieg"), режиссер;

  • 1917: драма "Бестия" ("Bestia"), сценарист/режиссер/продюсер, в ролях: Пола Негри и Лия Мара;

  • 1918: историческая драма "Князь Юзеф Понятовский" ("Książę Józef Poniatowski"), режиссер/продюсер;

  • 1918: мелодрама "Мужчина" ("Mężczyzna"), режиссер/продюсер;

  • 1918: мелодрама "Мелодии души" ("Melodie duszy"), режиссер/продюсер;

  • 1919: драма "Для счастья" ("Dla szczęścia"), режиссер;

  • 1919: мелодрама "Криста" ("Krysta"), со-режиссер/продюсер;

  • 1921: мелодрама "Люди без завтрашнего дня" ("Ludzie bez jutra"), режиссер фильма.

Немой черно-белый фильм "Люди без завтрашнего дня", известный в кино прокате 1920-х годов под несколькими английскими названиями, в том числе "At the Time of the Czars" ("Во времена царей") и "The Bartenieff Affair" ("Дело Бартенева") почти сто лет считался утерянным, а в 2015-м году чудесным образом был обнаружен в кино архивах в Германии.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Фильм основан на реальных событиях. Несчастная любовь между польской актрисой Марией Висновской (Maria Wisnowska) и российским офицером-кавалеристом Александром Бартеневым привела к тому, что Бартенев в конечном итоге убил Висновскую, а свою жизнь затем закончил самоубийством. Фильм считается анти-российским.

Последняя известная работа Александра Герца как режиссера и продюсера под брендом "Сфинкс" датируется 1927-м годом:

  • немая черно-белая драма "Земля обетованная" ("Ziemia obiecana", 1927).


В 1975-м году на экраны вышел римейк этого фильма, снятый знаменитым Анджеем Вайдой.


Последний путь


Александр Герц (Aleksander Hertz) умер в возрасте 49 лет 26 января 1928 года в г. Варшава.

Был похоронен на еврейском кладбище на улице Окопова в Варшаве.



P.S.

В апреле 2016-го года в польском издательстве Prószyński i S-ka вышла 250-ти страничная книга "Сфинкс - Провидцы и скандалисты кино" ("Wizjonerzy i skandaliści kina").

В ней молодые авторы, журналисты по основной профессии, Изабела Жуковска (Izabela Żukowska) и Фаустина Тёплиц-Цейлак (Faustyna Toeplitz-Cieślak) рассказали увлекательную историю кинопроизводства на польской земле, в частности - в Варшаве.


Начали 2 автора с вынесения названия легендарной киностудии Александра Герца - Сфинкс, - основателя этого лейбла и режиссера, в название книги. И своим языком создали рассказ, основанный как на фактах, так и на красочных анекдотах, о довоенной Варшаве и первых попытках построить здесь киноиндустрию. Авторы охватили довольно большой путь - историю польского кино с 1906-го по 1939-й год, и немалое место в этой истории заняли Александр Герц и его (их) Сфинкс.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page