ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Столпотворец

Обновлено: 10 июн.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он - один из самых активных и заметных "изобретателей" российской кино индустрии. К нему хочется применить изобретенное слово - "столпотворец".

Прим. КиноБлога. Герой этого поста отнесен к реестру RU КиноСтарз - звезды мирового кино русского (российского) происхождения - по причине периода пребывания в эмиграции.

 

Советский, австрийский/немецкий и русский кино предприниматель, продюсер, режиссер, сценарист, издатель Александр Ханжонков (Aleksandr Khanzhonkov) родился 27 июля (8 августа) 1877 года в посёлке Верхне-Ханжёновский, Российская империя (ныне это село Верхняя Крынка, административно приписано к Макеевскому городскому совету Донецкой области; находится под контролем самопровозглашённой Донецкой Народной Республики).

Прим. КиноБлога. Недалеко от села Верхняя Крынка, где родился Александр Ханжонков находится поселок Ханжёнково, это часть территории Советского района города Макеевка, Донецкая область. Начиная с 2002-го года, в честь Александра Ханжонкова здесь, в Макеевке, ежегодно проходит уникальная культурная акция «Дни Ханжонкова на Родине». Макеевку посещают известные кинематографисты и актеры из России и с Украины, акцию поддерживает Дом Ханжонкова в Москве. И Ханженково ныне - это большой поселок с населением более 40 тыс. человек.

Творческих псевдонимов не имел.


Полное имя при рождении:

  • Александр Алексеевич Ханжонков (Ханжёнков).

Александр Ханжонков - один из организаторов российской кинопромышленности, один из пионеров русского кинематографа и русской кино периодики.

Про родителей и семью



Александр Ханжонков родился в семье сотника, из дворян Войска Донского.

Отец:

  • Алексей Петрович Ханжонков, помещик.

Мать:

  • Параскева Сергеевна Ханжонкова (в девичестве Дмитриева), происходила из семьи полковника царской армии, который одно время владел магазином «Зингер» в Москве.

Супруга:

  • Алевтина А. Ханжонкова.

Алевтина Ханжонкова стала для Александра Ханжонкова спутницей в личной жизни и соратницей в работе на долгие годы, но сведения о ней крайне скудны. Между тем, еще в 1917-м году ее считали заметным режиссером в русском кино.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Цитата из статьи некого Вс. Чайковского в статье "Женщина в кинематографии" от 01.02.1917г.: "Пока у нас в России только два режиссера-женщины. Это актриса Преображенская (игравшая Маню в «Ключах счастья») и А. А. Ханженкова (поставившая с участием Полевицкой картину «Ошибка сердца»)."

Про образование

Сначала Александр Ханжонков учился в ростовской гимназии (прим. КиноБлога: ныне это школа №43 в г. Ростов-на-Дону).

В 1896-м году 18-ти летний Александр Ханжонков окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской казачий полк, расквартированный в Москве.

Так Александр Ханжонков попал в Москву.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Но через 10 (почти) лет, в 1905-м году, по состоянию здоровья Александр Ханжонков увольняется из российской царской армии в запас в чине подъесаула и неожиданно для своего окружения на следующий год вкладывает всё положенное и немалое в то время, - и как сказали бы сейчас, - выходное пособие / в размере 5 тысяч рублей / в ... кинобизнес.

По легенде, интерес Александра Ханжонкова к кино возник у него после посещения в 1905-ростовского «биографа» (прим. КиноБлога: распространенный в те годы формат формат кинопоказов) и просмотра там легендарного люмьеровского ролика «Прибытие поезда», когда он сам был «опьянён», «пленён» и «поражён».

Сначала он купил акции московских филиалов кино компаний Gaumont и Sieversen.

А собственный торговый дом - «Э. Ош и А. Ханжонков» - был создан на паях весной 1906-го года и его целью был объявлен прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Эмиль Ош очень скоро покинул предприятие, причиной называлась неудачно проведённая им сделка (по другой версии - из состава учредителей его вывел сам Александр Ханжонков, воспользовавшись отсутствием первого на коммерческом задании по закупкам контента в США).

И уже 9 (22) декабря 1906 года Александр Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением о создании новой компании - «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою "А. Ханжонков и Ко".


Одним из поручителей компании был известный в то время банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.


Прим. КиноБлога. Историческая справка. В 1912-м году торговый дом был преобразован в Акционерное общество «А. Ханжонков и К°».

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот выдержка из устава кино предприятия Александра Ханжонкова, описывающая цели и задачи, сегодня звучит как текст из сказки: "... с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов".


Вот она (ниже), эмблема кино предприятия Александра Ханжонкова - на ней изображены вставший на дыбы Пегас и затейливо переплетенные литеры "А" и "Х".



И крайне любопытно, что одним из финансовых партнеров в это время для Александра Ханжонкова стала русская православная церковь.


Так, в московском подворье Саввино-Сторожевского монастыря ему было бесплатно предоставлено помещение, где размещались склад и специальный просмотровый зал.

Сначала Александр Ханжонков и партнеры занимались прокатом зарубежных фильмов по Российской империи.

Потом Александр Ханжонков занялся производством собственной кинопродукциии, начав с кинодокументалистики.

Но уже летом 1907-м года Александр Ханжонков начинает съёмки собственной постановочной картины ("Палочкин и Галочкин"), но которая, увы, закончена не была.

1-я художественная продукция кино ателье Александра Ханжонкова выходит на экраны 2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю). Это фильм «Драма в таборе подмосковных цыган».

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Журнал «Сине-фоно» о кинопремьере написал: «...хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А. Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры».

Перед эмиграцией



После Октябрьского переворота 1917-го года кинофабрика Александра Ханжонкова, построенная им в московском Замоскворечье на Житной улице, д.29, была национализирована (в 1919-м году) и стала 1-й фабрикой Госкино СССР.


А начатое им в 1915-м году там же на Житной улице строительство фабрики по производству киноаппаратуры завершить из-за революционных событий 1917-го года не удалось.

В это время, с весны 1917-го года и до ноября 1920-го года, компания Александра Ханжонкова, перебравшись на свою базу в Крыму, снимает фильмы в Ялте на специально для этого построенной съёмочных мощностях, задуманных им с прицелом на создание «русского Голливуда» (прим. КиноБлога: во времена СССР эта кинобаза Александра Ханжонкова была преобразована в Ялтинскую киностудию).

Про эмиграцию

После разгрома белогвардейской армии Врангеля, в т.н.“последнюю эвакуацию Крыма” в ноябре 1920-го года Александр Ханжонков эмигрирует на корабле в Константинополь.

Здесь в Константинополе он открывает прокатную контору и демонстрирует на местных экранах постановки своей фирмы прошлых лет.

Затем переезжает в итальянский Милан и в марте 1921-го - в австрийскую Вену.

Здесь, в Австрии Александр Ханжонков пытается восстановить свое кинопроизводство, открывает киностудию для съемок фильмов на русские сюжеты. В его труппу вошли Петр Баратов, Леонид Гранский, Аркадий Бойтлер и др.

В 1922-м году, на арендованной вилле в австрийском Бадене, он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.

И в этот же 1922-й год, - Декретом Совнаркома РСФСР, - бывшее ателье А. Ханжонкова передается в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве Первой Госкинофабрики.

В 1923-м году из Австрии Александр Ханжонков перебирается в Берлин, где некоторое время работает консультантом в различных кинокомпаниях.

Возвращение из эмиграции

Несмотря на то, что имущество предприятий Александра Ханжонкова национализировано советскими властями, что в Ялте, что в Москве, и уже многократно передано по "цепочке перерегистраций" другим собственникам под видом государства, он все-таки соглашается на уговоры новых советских кинопредпринимателей вернуться в советскую Россию, и через почти 3 года европейской эмиграции возвращается в Москву.

На момент возвращения на родину из эмиграции Александру Ханжонкову 46 лет.

Но это возвращение началось с обмана. В 1923-м году Александр Ханжонков купился на обращение к нем представителей акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Они помогли получить ему разрешение на возвращение в СССР. Александр Ханжонков предложение принимает, прибывает в Москву, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать.

Александр Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем - заведующим производством «Пролеткино».

Но в 1926-м году Александр Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован - по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации.

Ввиду отсутствия доказательств его вины Александр Ханжонков был освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав.

Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, он вынужден был переехать из Москвы в Ялту.

А в 1931-м году основное производство Первой Госкинофабрики переводится с ул. Житная на территорию современного Мосфильма. А в здании бывшей "кинофабрики Ханжонкова" в 1931-м - 1932-м годах размещается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ).