top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Балет - кино - балет

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Как и многие творческие эмигранты того времени, в эмиграции он продолжил заниматься любимым делом, был востребован своими услугами в кино и даже снимался в нем, но прославился всё же в балете.

Танцевал в котором аж до 64-х лет!

 

Американский актер, танцор балета, балетмейстер, хореограф и театральный режиссер русского происхождения Серж Темов (Serge Temoff) родился 11 ноября 1901 года в г. Харбин, Заамурский округ отдельного корпуса пограничной стражи, (тогда это административный центр экстратерриториальной единицы Российской империи, ныне г. Харбин - столица самой северной провинции Китая Хэйлунцзян, основанная в конце 19-го века русскими поселенцами).

Прим. КиноБлога. По другим сведениям годом рождения Сержа Темова стоит рассматривать 1904-й год, а местом его рождения - город Москва.

Полное настоящее имя при рождении:

  • Сергей Васильевич Тёмов.

Творческих псевдонимов не имеет,

если не считать европеизированный вариант имени и фамилии.

Так Сергей Темов стал писать себя как Серж Темофф.

Про родителей и семью

Серж Темов родился в купеческой русско-еврейской семье:

  • Его отец - Василий Темов - был торговцем мехом и углем, который сначала флуктуировал по своему бизнесу между Москвой и Харбином, а затем перевез семью из семейного дома в сибирском Томске в Москву.

  • Его мать - Руфина Темова.

У Сержа Темова были 2 родных брата, но оба они погибли во время Гражданской войны в России.

Супруга Сержа Темова:

  • Вера Андреевна Темова (Vera Andrew Temoff, 22.05.1905, Москва, Российская империя - 26.02.1994, Ранчо Кордова, Калифорния, США), американская художник по костюмам, русского происхождения, профессионально училась как балерина, но на сцене как балерина никогда не танцевала, их брак оборвался в связи со смертью супруга,

Собственных детей Темовы не завели.

Другие сведения о своих родителях и семье Серж Темов предпочитал публично не раскрывать.

Про образование


Серж Темов получил стандартное образование в государственном колледже, а как танцовщик балета брал на деньги отца частные уроки.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По его собственной легенде - будучи молодым студентом в царской России, он был так очарован Большим театром, что отказался от планов на карьеру по следам отца.

Став профессиональным артистом балета в подростковом возрасте, в 1916-м году,, начиная с 15-ти лет, он служил в Московской опере, затем стал солистом Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Прим. КиноБлога. На акварели вверху - Серж Темов как персонаж из балета "Марш". Автор акварели - известный американский художник Джордж Алан Свансон (George Alan Swanson). Уроженец Блумфилда, штат Нью-Джерси, он добился международного успеха тем, что с 1941-го года рисовал танцоров Русского балета Монте-Карло, Театра балета и балета им. Джуса. Русскому балету у него посвящено более 50-ти картин, бОльшая часть из которых была передана в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке.

Про эмиграцию

После Октябрьского переворота 1917-го года в России семья его отца потеряла всё. Темовы встали на сторону Белой армии и с 1917-го по 1920-й Серж Темов служил в Белой Армии у генерала Колчака. Когда его двое братьев были схвачены в боях и (вероятно) погибли в заключении у большевиков в Сибири, по легенде Сержу Темову пришлось бежать через Сибирь в Маньчжурию.

Добравшись до Харбина, Серж Темов проявил здесь первые навыки предприимчивости - на протяжении 2-х с половиной лет (с 1920-го по 1923-й) он поучаствовал в Русской оперной труппе, финансируемой КВЖД, где стал солистом (ведущим танцором), на этот период его основной партнершей стала Елизавета Квятковская, в "прошлой жизни" солист балета в Киевской опере, а в Харбине содержавшая учебный балетный класс (прим. КиноБлога: Елизавета Васильевна Квятковская эмигрировала из Харбина в Австралию, где прожила оставшуюся жизнь и скончалась в Сиднее 5 октября 1968 года).

В составе труппы этой Русской оперной компании Серж Темов и Ко. быстро прославились и совершили гастрольные поездки в том числе в корейский Сеул и японские Токио и Нагасаки.

В США Серж Темов въехал в 1923-м году морским путем из Харбина в Сан-Франциско, в составе порядка 200 молодых людей русского происхождения, получивших американскую визу.


Карьеру в США Серж Темов начал с танцев в водевиле "Chat Noir" (прим. КиноБлога: в переводе с французского - "черная кошка"), который сначала шел в только что открывшемся (февраль 1922-го) театре The Curran в Сан Франциско, а затем был перенесен на сцену знаменитого Grauman's Egyptian Theatre в самом Голливуде.

Оба объекта существуют до сих пор, и 1-й по-прежнему функционирует как театр.

В Америке Серж Темов присоединился к знаменитой Анне Павловой и по Калифорнии и Штатам Серж Темов стал колесить с ее русской гастрольной труппой, по театрам на то время уже крупного объединения Orpheum Circuit.

Прим. КиноБлога. Между прочим, В 1921—1925 годах организатором всех гастролей Анны Павловой в США в период 1921-1925 годов стал американский импресарио российского происхождения Сол Юрок.

Да, важно - Орфеум Секит - это будущая знаменитая компания RKO.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Orpheum Circuit, Inc. была зарегистрирована 22.12.1919г. в соответствии с законами штата Делавэр, чтобы заниматься театральным и развлекательным бизнесом, и в соответствии с условиями устава предусматривала все виды общественных развлечений и была уполномочена на эксплуатацию и обслуживание развлекательных предприятий всех видов. Она была организована как холдинговая компания, и через выпуск и продажу акций завладела 45 театрами водевиля, расположенными в 36 городах по всему миру. но в основном в США и Канаде. Компания также владела большим пакетом акций, находящихся в обращении BF Keith New York Theatres Company. В 1928-м году компания объединилась с сетью театров, принадлежащих Бенджамину Франклину Кейту и Эдварду Франклину Олби Второму, чтобы сформировать Кейт-Олби-Орфеум. Через несколько месяцев эта организация стала крупнейшей киностудией Radio-Keith-Orpheum (RKO).

В 1924-м году, Серж Темов подписал контракт с United Artists и как уже профсоюзный танцор попал в в 1927-м году в 2 постановки Макса Рейнхардта (Max Reinhardt):

  • "Сон в летнюю ночь" ("Midsummer Night's Dream");

  • "Фауст" ("Faust").

Прим. КиноБлога. "Midsummer" всегда был для Макса Рейнхардта незавершенным спектаклем - он поставил его аж 12 раз в период с 1927-го по 1934-й.

Так продолжалось пару лет, пока...

Карьера в кино и на ТВ. Начало


Добравшись в 1927-м году в своих танцевальных "гастрольных изысканиях" до Лос Анджелеса, Серж Темов стал давать уроки балетных танцев для всех желающих, в том числе и для кино звезд.

В общем, стал делать то, что начинал еще в Харбине.

Образовались нужные связи.


И так, с задачей танцевальной подготовки актеров для съемок голливудского фильма, он в один из дней появился в конторе Goldwyn Studios у Сэмюэла Голдвина, американского продюсера с русскими корнями.

По воспоминаниям самого Сэмюэла Голдвина, он был сражен тонкими чертами лица и большими темными глазами молодого человека по имени Серж Темов и сразу же согласился обсудить и подписать с ним контракт на фильм не только в качестве инструктора по танцам, но еще и как актера, фактически настояв на втором.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По воспоминаниям Сэмюэла Голдвина он "полюбил большие глаза Темова и верил, что видел двадцать лет страданий на его лице."


Роль Беппо (Beppo) в американском художественном фильме "Танцор дьявола ("The Devil Dancer", 1927) стала его 1-й актерской ролью в кино.


В этом фильме он появился на экране вместе с другим известным русским кино эмигрантам - Михаилом Вавичем, а фотографии для фильма делал Ирвинг Чиднов, тоже родом из России.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


На фото вверху - Серж Темов в возрасте 37 лет.

В день свадебной церемонии у друзей, проведенной по православному обычаю.

Прим. КиноБлога. Речь идет про очередную свадьбу великого американского комика Стена Лорела (Sten Laurel), которому на 25.04.1938 исполнилось 47 лет, и Веры Шуваловой, 26-ти летней русской из Беверли Хиллс, а Серж Темов на этой свадьбе был другом по линии Стена Лорела.

У Сержа Темова состоялась долгая и блестящая карьера на сцене.

Но в кино он был активен лишь 8 лет,:

  • с 1927-го по 1934-й год.

И пока звук не пришел в кино, повлияв на актерскую карьеру Сержа Темова из-за его акцента, он успел сыграть драматические роли рядом с такими голливудскими звездами как Джон Бэрримор, Фредерик Марч, Норма Талмадж и Мэри Пикфорд.

И Серж Темов снимался со многими русскими кино эмигрантами, некоторые из них стали настоящими звездами Голливуда как актеры или режиссеры (см. ниже).

Студии, которые снимали фильмы с участием Сержа Темова - это MGM, Техниколор, Коламбиа, студии Сэмюэла Голдвина и Джозефа Шенка. Он снимался в одном из первых цветных кинофильмов Америки; он снимался в фильме, за который впервые был вручен Оскар в категории "лучший оператор".

Одновременно он выступал в качестве тренера по балету и партнером известных актрис в фильмах с балетными сценами. Тремя из них были эти звезды: Лоретта Янг. Марион Дэвис и Долорес Дель Рио.

Также Серж Темов был партнером актрисы-танцовщицы и телезвезды Сид Чарисс.


Но Серж Темов много параллельно танцевал и вне кино.

На фотографии из газеты Лос Анджелес Таймс от 8 апреля 1934 года - Сергей Темов как реклама его выступления на сцене театра the Hollywood Masonic Temple на Голливудском бульваре, организованного в рамках танцевального фестиваля в честь православной Пасхи.

В 1935-м году Серж Темов был нанят в труппу Русского балета Монте-Карло (the Ballets Russes de Monte Carlo) во время их американских гастролей 1935-1936 годов, в то время как они находились в Голливуде. И он окончательно ушел из кино.

Его дебютом в составе этой труппы стала постановка "Князь Игорь" на сцене в калифорнийском Окленде.

Но затем в Нью-Йорке Серж Темов присоединился к труппе Жоржа Баланчина - предприятию Баланчина и Кирстейна, которое уже тогда называлось Американский балет (the American Ballet). В Нью-Йорке в течение 5-ти лет он танцевал в Метрополитен-опера.

Подтвержденная фильмография Сержа Темова - это 7 фильмов:

  • 1927 - "Танцор дьявола" ("The Devil Dancer"), режиссер - Фред Нибло (Fred Niblo) - про фильм см. выше;

  • 1928 - мелодрама на русскую тему (экранизация рассказа Владимира Немировича-Данченко) - "Буря ("Tempest"), режиссеры - Сэм Тейлор (Sam Taylor), Льюис Майлстоун и Виктор Туржанский, русские кино эмигранты фильма, помимо Сержа Темова - Михаил Висаров, Борис де Фаст, Григорий Гайе, Лена Малина, Михаил Марк;

  • 1928 - историческая мелодрама "Клеопатра" ("Cleopatra"), режиссер - Р. Уильям Нейл (R. William Neill), 6-я часть 20-ти минутных уже цветных но еще немых фильмов Colorcraft и Technicolor для MGM, из серии "Великие события" (the 'Great Events');

  • 1928 - приключенческая мелодрама на русскую тему "Оспариваемая женщина", оспариваемая Генри Кингом" ("The Woman Disputed"), режиссеры - Генри Кинг (Henry King) и Сэм Тейлор, русские кино эмигранты в ролях - Борис де Фаст, Михаил Вавич, Николас Сусанин, Ольга Бакланова, Сэм Савицкий, Михаил Марк;

  • 1928 - приключенческий черно-белый немой вестерн "Тиран Красного ущелья" ("Tyrant of Red Gulch"), режиссер - Роберт де Лейси (Robert De Lacey), роль - Борис Козлов (Boris Kosloff);

  • 1934 - полнометражная комедия студии Columbia - "Капитан ненавидит море" ("The Captain Hates the Sea"), режиссер - Льюис Майлстоун, роль - мексиканский капитан, в одной из главных ролей - Аким Тамиров, один из композиторов фильма - Миша Бакалейников;

  • 1934 - полнометражная мелодрама на русскую тему (экранизация романа "Воскресение" Льва Толстого) - "Мы снова живем" ("We Live Again"), режиссер - Рубен Мамулян, роль - специально приглашенный танцор, в ролях - Анна Стен, Леонид Кински, Аким Добрынин, Василий Каллига, Алекс Кандыба, Зоя Карабанова, Илья Хмара, Нина Кошиц, Иосиф Мишуков, Алекс Новинский, Леонид Снегов, Михаил Висаров, художник-постановщик - Сергей Судейкин.

После кино



Подтверждено фактами, что Серж Темов танцевал на сцене вплоть до 1965-го года. т.е. до своих 64-х лет!

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот как об этом говорил сам Серж Темов: «Танцы дают вам энергию делать всё, что вы хотите, до конца своей жизни».

Совмещая начиная с 1960-го, - т.е. с с приближением своего 60-ти летия, - и с 1965-го полностью сосредоточился на своем любимом детище - на севере Калифорнии была создана Российско-Американская Музыкальная Ассоциация Сан-Франциско (the Russian-American Musical Association of San Francisco), в которой он стал художественным руководителем и режиссером-постановщиком.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Российско-Американская Музыкальная Ассоциация Сан-Франциско была основана в 1961-м году Сержем Темовым и Павлом Тарнавским как некоммерческая культурное объединение. Большая часть представлений Русско-Американской Ассоциации проходила в Nourse Auditorium и в театрах русских и латышских национальных организаций в Сан-Франциско. В 1966-м году в Ассоциацию официально входили 25 членов, около 20 из которых являлись певцами, в их числе - американцы, которые хотели научиться говорить и петь по-русски.

В это время Серж Темов и Вера Темова купили дом и жили в городке Сан Ансельмо, округ Марин.

Это рядом с Сан-Рафаэлем примерно в 30 км к северу от Сан-Франциско.

Продав в 1969-м году свою балетную учебную студию, Серж Темов рискнул как американский турист 3 раза за 4 года (с 1969-го по 1972-й) съездить на родину, которая к тому времени уже давно называлась СССР...


Последний путь

Серж Темов умер в возрасте 93-х лет, 1 сентября 1993 года в г. Ранчо Кордова, штат Калифорния, США.

Прим. КиноБлога. Ранчо Кордова - это пригород г. Сакраменто, административного центра штата Калифорния.

Его дражайшая единственная за всю жизнь супруга и сподвижница - Вера Темова - пережила его лишь на 1 год...

 

Недавние посты

Смотреть все