top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Наипервейшая

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Среди женщин русского происхождения она стала 1-й женщиной-продюсером - владелицей собственной кино студии. В итальянском Милане.

Когда в царской России творилась история незаконного государственного переворота и его последствий, она в Италии вершила другую историю - историю европейского кинематографа.

 

Французская, немецкая и итальянская кино и театральная актриса, продюсер и кино предприниматель русского происхождения Диана Карени (Diana Karenne) родилась в 1888-м году в г. Киев, Киевская губерния, Российская империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).

Прим. КиноБлога 1. Дата рождения Дианы Карени с точностью до месяца и дня на сегодня не известна.

Прим. КиноБлога 2. Согласно отдельным источникам Диана Карени родилась в одном из 2-х городов, которые сегодня территориально входят в состав Республики Польша - в Гданьске (тогда этот город назывался Данциг) или в Щецине.

Диана Карени - творческий псевдоним.


Имя при рождении:

  • Лукадия Константин (Leucadia Konstantin).

На кириллице встречается несколько вариантов написания ее фамилии в творческом псевдониме:

  • Каренн, Карен и т.д.


Дополнительная путаница, видимо, возникает ещё и из-за того, что помимо Дианы Карени, устойчивых творческих псевдонимов у нее было еще 2:

  • Анна Карен (Anna Karènne) или Диана Каррен (Diana Karren).

Самым верным русскоязычным вариантом, по произношению и написанию у нее будет Диана Карени.


Тем более, что:

  1. встречается прямой вариант этого имени и фамилии на латинице - Diana Kareni;

  2. приняла она свой творческий псевдоним в Италии, с подачи итальянца и логичнее поэтому произносить и читать его (псевдоним) на итальянский манер.

Прим. КиноБлога. Окончательный вариант на латинице - Diana Karenne - ее творческий псевдоним приобретет в 1916-м году, по настоянию продюсера Эрнесто Паскуали (см. ниже), который начнет ее снимать в тот год и немного видоизменит ее сценическое имя с более раннего, которая актриса себе придумала, вдохновленная чрезвычайно популярным в те годы романом "Анна Каренина" Льва Толстого.

Диана Карени - среди пионеров всего мирового и европейского "женского кино":

как продюсер, режиссер и кино предприниматель.

На фото ниже - Диана Карени рядом с кинокамерой тех времён.


Про родителей и семью

Про родителей и семью Дианы Карени публично и достоверно известно в настоящее время мало.

Считается, что она - сестра известного немецкого и французского кино продюсера русского происхождения Грегора {Гжегожа или Жоржа, как будет удобнее} Рабиновича (Rabinovitch Gregor, 02.04.1887, Киев – 12.11.1953, Мюнхен).


Также у нее был еще один брат (Давид), с участием которого она организовала совместную кинокомпанию в Италии в 1917-м году.

Но этого союза хватило лишь на 2 фильма.



При иммиграционном въезде в Италию Дана Карени в документах указала, что была замужем, но развелась, прежде чем эмигрировать в Италию.

На протяжении 4-х лет, начиная с 1916-го, Диана Карени находилась в личных отношениях с итальянским режиссером, продюсером и кино предпринимателем Эрнесто Мария Паскуали (Ernesto Maria Pasquali, 1883, Италия - 09.05.1919, Турин, Италия), вплоть до его скоропостижной кончины в 1919-м году.


Прим. КиноБлога. Эрнесто Паскуали - один из пионеров итальянского кино и один из самых плодовитых итальянских продюсеров всех времен. За 36 лет своей жизни и за 11 лет в кино, т.е. за такое короткое время, он успел спродюсировать в компании своего собственного имени («Паскуали», основа в 1909-м году) порядка 600 короткометражек и более 70 полнометражных фильмов!



В 1920-е Диана Карени выходит замуж за немецкого ученого из Берлина.

Про образование

Предположительно, Диана Карени получила театральное образование и, кстати, первый театральный сценический опыт в царской России.

Была обучена игре на фортепиано.

Про эмиграцию в Италию

Вероятно, у Дианы Карени был уже театральный опыт в царской России (на момент эмиграции ей уже исполнилось 25 лет), из которой она бежала до начала 1-й мировой войны, переехав в в 1914-м году в нейтральную Италию.

Но в кино она впервые снялась уже в эмиграции, и именно в Италии.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Первоначально она поселилась в Риме и в 1-й же год эмиграции. И в 1914-м году Диана Карени дебютировала здесь на киностудии Roma-Film.

Прим. КиноБлога. По сведениям от современников того времени, Диана Карени участвовала в качестве «универсальной актрисы» в некоторых фильмах, снятых этой киностудией, однако, названия этих фильмов к сожалению не дошли до нашего времени.


В 1916-м году Диана Карени переехала в Турин (прим. КиноБлога: на фото ниже - так она выглядела в 1916-м году). И стала сниматься на киностудии «Aquila Film», где под именем Дианы Каррен приняла актёрское участие в нескольких фильмах во второстепенных ролях.


У нее была способность выделяться, несмотря на то, что она не главная героиня. Например, как в фильме "Шпион Карваль" ("Karval lo spione", 1916).


Благодаря этому качеству и упомянутому фильму её замечает режиссер и продюсер Эрнесто Паскуали (см. выше).

Считается, что именно он дал толчок карьере Диане Карени на путь настоящей "кинодивы", итальянской, а, потом, и европейской кинозвезды немого кино.


В 1916-м году Диана Карени впервые становится главной героиней в кино - в:

  • фильме "Цыганская страсть" ("Passione tsigana", 1916).


Эрнесто Паскуали продюсирует эту мелодраму, фильму достается большой успех, а кинокритики хвалят Диану Карени...

«не за пластическую красоту тела, а за некоторые жесты и другие установки внушительной силы».

Диана Карени снимается в фильмах Эрнесто Паскуали, начинает участвовать в написаниях сценариев, и учится у него на практике продюсерским навыкам.

Еще здесь, в Турине, она решила стать актрисой и режиссером, а также продюсером, следуя к собственному успеху по пути всех крупных итальянских кинематографистов того времени - через продюсерские компании часто под собственным именем, хотя и с плохой последовательностью в действиях и с трудностями в финансировании и оснащении/пользовании оборудованием.

В 1916-м году, среди прочих, вышла в прокат и:

  • немая черно-белая мелодрама "Лия" ("Lea", 1916), в которой Диана Карени сыграла главную героиню по имени Лия, девушку, которая ослепла, но благодаря любви обрела зрение снова.


Это 1-й фильм Дианы Карени как режиссера (прим. КиноБлога: она выступила со-режиссером фильма).

И впервые в итальянском кинематографе снимающаяся актриса официально берет на себя еще и режиссуру.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Справедливости ради следует отметить - знаменитая итальянская кинодива этой же эпохи Франческа Бертини (Francesca Bertini, 11.04.1888, Флоренция - 13.10.1985, Рим), стала режиссером (со-режиссером, кстати тоже) на год ранее (в 1915-м) чем Диана Карени, в фильме "Ассунта Спина" ("Assunta Spina", 1915), но не снималась в нём сама.

Можно сказать, Диана Карени и Франческа Бертини спорили за звание первых женщин-кино продюсеров и кино предпринимательниц в Италии и Европе.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. К пионерам женского пола в итальянском кино, помимо Дианы Карени и Франчески Бертони, относят: Эльвиру Нотари (Elvira Notari), Джемму Беллинчони (Gemma Bellincioni), Джулию Кассини-Риццотто (Giulia Cassini-Rizzotto) и др.


Прим. КиноБлога. Из любопытного. К клану Кассини, который можно идентифицировать как кинодинастию зарубежного происхождения, Джулия Кассини отношения не имеет, она просто вышла замуж за другого Кассини, итальянского актера Альфонсо Кассини).



В конце 1916-го года Диана Карени вступает в сотрудничество с "Megale Film", на:

  • фильме "Цепь" ("Catena", 1916).

В этом фильме она снялась и выступила супервайзором мизансцен.

На следующий год, в 1917-м, переехав в Милан, вместе со своим братом Диана Карени основала продакшн компанию «Дэвид Каренн Фильм» ("David-Karenne Film").


Несколько месяцев спустя компания меняет название на «Каренн Фильм» ("Karenne Film").

И с этой новой компанией она сняла как режиссер 2 фильма. И, заодно, снялась в них как актриса:

  • "Справедливое правосудие для женщин!" ("Justice de femme!", 1917) в котором она представила свою диссертацию о незаконнорожденном материнстве,

  • "Пьеро" ("Pierrot", 1917), из которого она реализует рекламные проекты, опубликованные элегантным журналом In Penombra.

Прим. КиноБлога. Фильм "Пьеро" представляет собой своего рода продолжение соревнования с Франческой Бертини, которая за 3 года до фильма Дианы Карени сыграла Пьеро в аналогичном фильме - «История Пьеро» ( "L'Histoire d'un Pierrot", 1914), от студии Негрони и ее владельца Бальдассара Негрони, выступившего и режиссером.


В том же 1917-м году Диана Карени, параллельно, пробует сотрудничество с несколькими студиями:

  • она берется за режиссуру 2-х фильмов для компании "Ambrosio Film", владелец и продюсер которой Артуро Амброзио (Arturo Ambrosio) сообщал, что "отношения были непростыми с самого начала из-за независимого и причудливого характера актрисы", плюс случается факт жесткой цензурной интервенции, которая даже требует смены названия в одном из фильмов ("Роман Мод" ("Il romanzo di Maud", 1917, прим. КиноБлога: Мод - это имя главной героини, которую играла Диана Карени) что в итоге приводит к быстрому прекращению их сотрудничества;

  • берет на себя руководство киностудией «Novissima Film» в Риме, основанную за год до этого. И снимает и снимается в фильме этой студии - "Фарфоровая дама" ("La damina di porcellana". 1917). Но в следующих проектах дела дальше планов на этой студии не идут.

В 1918-м году Диана Карени снимается для Итальянского общества кино (Società Italiana Cines) по заказу итальянского министерства флота в:

  • пропагандистском фильме "Итальянский триптих" ("Trittico italiano", 1918).

В конце 1-й мировой войны, в 1919-м году, после смещения центра тяжести итальянского кино, Диана Карени покинула Турин и переехала в Рим.

Прим. КиноБлога. Одной из причин переезда была личная - в начале мая 1919 года скончался ее близкий друг Эрнесто Паскуали, после участия в съемках фильма "Слейма" ("Sleima", 1919), режиссером и сопродюсером которой была сама Диана Карени, а также еще снялась здесь в главной женской роли.

В период 1919-1920 годов в итальянской столице Диана Карени успевает делить свое время на бизнес сразу в нескольких производственных компаниях: «Tespi Film» и «Tiber Film» - первые в этом списке.


«Tespi Film».

Здесь она снимается в 5-ти фильмах (в последних 2-х кинокартинах в списке он также и режиссер):

  • "Слейма",

  • "Индиана" ("Indiana"),

  • "Ученица Гента" ("La studentessa di Gand"),

  • "Провидец" ("La veggente") и

  • "Аве Мария" ("Ave Maria").

«Tiber Film». Здесь она снялась в 4 фильмах (в последнем по списку она еще и режиссер):

  • "Пламя и пепел" ("La fiamma e la cenere"),

  • "Грешная каста" ("La peccatrice casta"),

  • "Зоя" и

  • "Леди роз" ("La signora delle rose").


Но перегруз всё-таки сказывается.

Киноработы этого периода с Дианой Карени как актрисой и режиссером встречают противоречивые комментарии.

Всё больше и больше критиков подчеркивают анахроничный, безликий и устаревший стиль «див» (Франческе Бертини и другим тоже достается), которые монополизировали итальянскую кинематографию.

Негативные отклики кинопрессы и гонка за астрономическими гонорарами становятся причинами её разорения, а кинопублика уже предпочитает новые модели поведения актрис и персонажей, предложенных американским кинематографом, такими как,, например, Мэри Пикфорд и другие.

Диана Карени не смогла или не захотела выходить из стереотипа «дивы».

И не хотела мириться с новыми обстоятельствами.

Ей даже приписывали попытку самоубийства, предпринятую в 1919-м году.

Про эмиграцию в Германию и Францию

В конце 1910-х годов случился кризис итальянской кинематографии.

Итальянская цензура уже слишком сильно вмешивается в ее последние фильмы:"

  • "Зоя" ("Zoja", 1920) и

  • "Проиграл!" ("Smarrita!", 1921).

По этой причине цензурных трудностей оба фильма, завершенные в 1920-м году, были выпущены на экран с задержкой в год, соответственно в 1921-м и 1922-м годах.

Считается, что все эти сложности заставили Диану Карени уехать в 1920-м году из Италии в Германию. Где она дебютировала как немецкая актриса в:

  • киноленте "Игра с огнем" ("Das Spiel mit dem Feuer", 1921).


Другие русские кино эмигранты актеры в упомянутом фильме: Осип Рунич, Василий Вронский.


Затем Диана Карени перебралась во Францию, где поселилась и где присоединилась к группе русских "кинематографических" эмигрантов, бежавших от последствий Октябрьского переворота и Гражданской войны во французскую столицу.

И один из них - режиссер Яков Протозанов, который снимает ее уже как французскую актрису, в фильмах:

  • "Смысл смерти" ("Le Sens de la mort", 1922).

Прим. КиноБлога: в "Смысле смерти" снялось еще несколько актеров русского происхождения - Варвара Янова, Владимир Стрижевский, Сандра Милованова;

  • "Тень греха" ("L'ombre du péché», 1923).

Во 2-м фильме Диана Карени снялась не только в роли главной героини фильма по имени Анна, но еще и стала

со-продюсером фильма от имени своей компании.

На протяжении 1920-х годов деятельность Дианы Карени была разделена между Францией, где она приняла участие в съёмках 5-ти фильмов, и Германией (8 фильмов), страной, в которой она расположила публику и киновласти к себе, когда вышла замуж за немецкого гражданина.

Но новые реалии кинопроизводства, с которыми она вступила в контакт, больше не позволила ей остаться также и режиссером ее фильмов. Т.е. в итоге эта (режиссерская) деятельность останется для Дианы Карени только связанной с итальянским периодом. В то время как во Франции она уже больше актриса и работала главным образом с режиссерами русского происхождения (в дополнение к Якову Протозанову это также Александр Волков и режиссер-актер Николай Маликов, с которым они дали жизнь драматическому образу Распутина в немецкой киноленте).

Поездки в Италию

Только дважды в течение 1920-х годов Диана Карени возвращалась в Италию по художественным причинам. Хотя она часто возвращается туда в течение долгих периодов отдыха на Лигурийской Ривьере:

  • 1922-й год - она отправилась во Флоренцию, чтобы интерпретировать один из немногих своих фильмов, снятых в столице Тосканы - "Данте в жизни и в свое время" ("Dante nella vita e nei tempi suoi");

  • 1928-й год - болонский драматург Гульельмо Зорзи (Guglielmo Zorzi) позвал ее на главную героиню фильма "Золотая вена" («La vena d'oro»).

2-й из выше упомянутых фильмов, этот немой фильм вышел в прокат в 1929-м году, накануне появления звукового кино. И по этой причине он остался незамеченным.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Диана Карени имела большое значение для итальянского кинематографа на протяжении:

  • 10 лет - с 1914-го по 1923-й.


В течение этого срока она была одной из самых престижных итальянских и европейских актрис, наиболее востребованных, любимых и наиболее оплачиваемых. Во время 1-й мировой войны она стала звездой итальянского немого кино.

Более того, Диана Карени - важный деятель всего европейского немого кино, поработавшая сначала в Италии, а затем во Франции и Германии.

И самое главное, Дина Карени была в числе пионеров кино от лица всех женщин мира.