ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Высота

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Сначала он достиг высоты в своем росте. Очень уж был высок для своих современников. А затем достиг высот в кино, причем, сразу в нескольких ипостасях - как режиссер, сценарист и актер.

Прим. КиноБлога. В годы биологического расцвета рост героя этого поста КиноБлога достигал 191 см.

 

Французский кино и ТВ режиссёр, сценарист и актёр, артист кабаре русского происхождения Жак Тати (Jacques Tati) родился 9 октября 1907 года, в г. Ле Пек, Франция.

Прим. КиноБлога. Географическая справка. Le Pecq - это коммуна в департаменте Ивелин в регионе Иль-де-Франс в северной части центральной Франции. Сам город Ле Пек расположен в западном пригороде Парижа, в 18,4 км от центра Парижа.

Настоящее имя при рождении - Яков Татищев (Jacques Tatischeff).

Соответственно, Жак Тати - это творческий псевдоним.

Другие его устойчивые никнеймы: Mr. Hulot, J. Tati, Zak Tati или просто - Tati.

Прим. КиноБлога. Считается, что опробовал он свой псевдоним (Жак Тати) в начале 1930-х годов, когда начал выступать как комик на сценах парижских кабаре, ресторанов и клубов. Чтобы соответствовать ограничениям афиш по размеру. В общем, сократился по фамилии. :)

Про родителей и семью

Жак Тати родился в семье смешанных кровей: русской, датской и итальянской.

Прим. КиноБлога. Татищевы - русская дворянская семья патрилинейного происхождения Рюрикийских.

Дед Жака Тати по линии отца - Дмитрий Татищев (1826, Москва - 1878, Париж), генерал Императорской русской армии и военный атташе при посольстве России в Париже. Находясь в Париже, Дмитрий Татищев женился на француженке Роуз Анатали Алинквант (Rose Anathalie Alinquant, 1837, Компьен - 1903, Сен-Жермен-ан-Ле) (прим. КиноБлога: российские источники указывают, что она была артисткой цирка и никогда не была замужем), а скончался при подозрительных обстоятельствах - от травм, полученных в результате несчастного случая на лошадях, 3 года спустя после рождения сына, которого назвали Жорж-Эммануэль (будущий отец Жака Тати).


Дед Жака Тати по матери был родом из Голландии и дружил с самим Ван Гогом, а после переезда в Париж стал владельцем престижной компании по обрамлению картин, которая располагалась возле Вандомской площади; среди его клиентов был даже Тулуз-Лотрек.

Родители Жака Тати:

  • отец - Жорж-Эммануэль Татищев (1875, Париж - 1957); В его детстве Татищевы переживали бурные времена, например, насильственное выселение из Франции и отправку в царскую Россию. В 1883-м году его мать привезла 8-ми летнего Жоржа-Эммануэля обратно во Францию, где они поселились в поместье Ле-Пек, недалеко от Сен-Жермен-ан-Ле, на окраине Парижа;

  • мать - Марсель Клер ван Хоф (Marcelle Claire van Hoof, ? - 1968), голландка итальянского происхождения, период брака: 1903 - 1957, смерть супруга.

Именно отец Марсель Клер ван Хоф привел отца Жака Тати в семейный бизнес. Впоследствии Жорж-Эммануэль Татищев стал директором компании Cadres Van Hoof, а семья Татищевых имела относительно высокий уровень жизни, хотя финансовую подпитку из России от тамошних Татищевых (родной брат деда Жака тати одно время был губернатором Перми) после смерти Жоржа-Эммануэля получали крайне нерегулярно.

Жак Тати - один из 2-х детей своих родителей:

  • старшая родная сестра - Натали Татищев (Nathalie Tatischeff, 1905 - )

Супруги Жака Тати:

  • 1-я (гражданская) - Герта Шиль (Herta Schiel);

  • 2-я - Мишлен Винтер (Micheline Winter), танцовщица, актриса, домохозяйка; период брака: 25.05.1944 - 04.11.1982), брак оборвался смертью Жака Тати.

Любопытна история знакомства и разрыва Жака Тати со своей 1-й супругой, так и оставшейся гражданской. Потом эта связь еще аукнется его потомкам в связи с его же собственным кинонаследием (см. ниже, в PS).

Жак Тати познакомился с австрийской эмигранткой Гертой Шиль во время немецкой оккупации, когда она и ее сестра работали вместе с ним в парижском мюзик-холле (Лидо-де-Пари). Когда Герта Шиль забеременела, родная сестра Жака Тати Натали, к тому времени уже богатая деловая женщина, отсоветовала его жениться на матери своего будущего ребенка. В конце концов Герту Шиль убедили подписать юридический документ, освобождающий Жака Тати от его обязанностей отца в обмен на деньги, и, родив, она покинула Францию с их ребенком, собравшись жениться на другом человеке. Так Герта Шиль оказалась в Великобритании.

Поступок Жака Тати вызвал его обструкцию в театральных кругах Парижа и он был вынужден на некоторое время покинуть театральную сцену во Франции, отправившись на работу в Берлин, а затем жил некоторое время в уединении в деревне Сент-Север-сюр-Эндр.

Прим. КиноБлога. Этот отрезок жизни во французской деревне впоследствии стал источником вдохновения для его полнометражного режиссерского дебюта - фильма 1949-го года «Жур де Фет» ("Jour de Fête"), который в советском прокате назывался "Праздник жизни" и сегодня считается одной из самых влиятельных

киноработ во французском кино.

Дочь от 1-го (гражданского) брака:

  • Хельга Мари-Джоан Шиль, (Helga Marie-Jeanne Schiel, 01.08.1942 - ), в настоящее время проживает на северо-востоке Англии.

Дети от 2-го брака:

  • дочь - Софи Татищев (Sophie-Catherine Tatischeff, 23.10.1946, Нейи-сюр-Сен - 27.10.2001, Париж), французский киномонтажер и режиссер, умерла рано, от рака;

  • сын - Пьер Тати (Pierre-François Tati, 04.07.1949, Нёйи-сюр-Сен, - ), киинопродюсер.

Про образование

Жак Тати был заурядным учеником в основных предметах, но все же преуспел в спорте: в теннисе и верховой езде.

Он бросил школу в 1923-м году в возрасте 16 лет, чтобы пройти обучение в семейном бизнесе (см. выше), где его дедушка обучал его рисованию и обрамлению картин.

В течение 2-х лет, с 1927-го по 1928-й годы, Жак Тати отслужил военную национальную (во французской армии) службу в Сен-Жермен-ан-Лайе в 16-м кавалерийском полку драгунов.

После окончания службы в армии Жак Тати получил стипендию на обучение в Лондоне, но опять же, больше преуспел в спорте, чем в учебе. Впервые познакомившись с регби в Великобритании и вернувшись в Париж, Жак Тати присоединился к полупрофессиональной команде по регби - Racing Club de France.

Именно в упомянутом регбийном клубе Жак Тати впервые публично представил свои комические таланты, в перерывах развлекая своих товарищей по команде веселыми подражаниями их спортивным усилиям.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

В 1931-м году, когда глобальный экономический кризис достиг Франции, 24-х летний на то момент Жак Тати покинул Racing Club de France и, к неодобрению своей семьи, устроился на простейшую работу в семейное предприятие Cadres Van Hoof.

Но именно в этот трудный экономический период, забыв про относительно комфортный образ жизни среднего класса Жак Тати разработал собственную коллекцию движений пантомимы, которые станут его фирменным Impressions Sportives (Спортивные впечатления). С ними он и начал свои пантомимные клоунские выступления в Париже.

А дебютировал на экране Жак Тати сначала как киноактер, и произошло это в начале 1930-х годов.

Считается, что впервые Жак Тати снялся в 1932-м году во французском спортивном короткометражном фильме, который в настоящее время считается утерянным - "Оскар, чемпион по теннису" ("Oscar, champion de tennis", 1932), от режиссера Джека Форрестера (Jack Forrester).

И до начала 2-й мировой войны успел сняться ещё

в 5-ти короткометражках.

С началом 2-й мировой войны, в сентябре 1939-го года Жак Тати был призван обратно в свой 16-й полк драгунов, который затем был включен в 3-ю дивизию Legere de Cavalerie (DLC). Эта дивизия была демобилизована после того, как 22 июня 1940 года было объявлено о захвате Франции Германией.


Вернувшись в Париж, Жак Тати возобновил свою деятельность в качестве артиста кабаре, устроившись на работу в «Лидо де Пари» Леона Вольтерры, где с 1940-го по 1942-й он исполнял свои «Спортивные впечатления».

1942-й - 1945-й годы - годы обструкции и относительного уединения Жака Тати от жизненной и творческой суеты (причины см. выше).

По окончанию 2-й мировой войны Жак Тати возвращается на экран киноактером и уже дебютирует в большом кино. Ему достается эпизодическая роль призрака в лирической комедии "Сильви и Призрак" ("Sylvie et le fantôme", 1946) режиссера Клода Аутанта-Лары (Claude Autant-Lara).

Прим. КиноБлога. На следующий год Жак Тати сыграет 2-ю роль в большом кино - офицера в баре в следующем Аутанта-Лары, в мелодраме "Дьявол во плоти" ("Le Devil au corps", 1947).

На своем 1-м актерском полнометражном фильме Жак Тати познакомился и подружился с Фредом Орейном (Fred Orain), директором студий Сен-Мориса (Saint-Maurice) и Викторина (Victorine) в Ницце (прим. КиноБлога: продакшн-компания Les Studios de la Victorine существует до сих пор). И в начале 1946-го года Фред Орейн и Жак Тати основали продюсерскую компанию Cady-Films, которая стояла за первыми 3-мя фильмами Жака Тати уже как режиссера.

В 1946-м году Жак Тати снял свой режиссерский дебют - короткометражный фильм «Школа факторов». Произошло это вынужденно. Дело в том, что режиссером предполагался Рене Клеман, оказался занят на другом фильме («Битва за железную дорогу»), и тогда режиссуру взял на себя сам Жак Тати.

1-м полнометражным художественным фильмом, в котором Жак Тати проявил себя как режиссер-постановщик, стала уже упомянутая выше кинокартина "Праздник жизни" ("Jour de fête", 1949). В производстве фильма Жаку Тати помогали его дети: Софи фильм монтировала, а Пьер ассистировал в линейном продюсировании. Еще в этом фильме он снял свою жену - в эпизодической роли. Сам же он стал еще автором сценария к фильму, и еще снялся в эпизодической роли. В общем, такой своеобразный семейный подряд.

Прим. КиноБлога. Все исходные киноматериалы для киноленты была сняты в 1947-м году, как фильма эта работа была завершена в 1948-м году, но в прокат во Франции вышла лишь 4 июля 1949 года из-за "терок" с французскими дистрибьюторами. Фильм, хорошо принятый до этого в Лондоне (в марте 1949-го года), получает большой публичный успех во Франции, а в 1950-м году удостаивается Гран-при французского кино.

Да, любопытно, фильм "Праздник жизни" должен был стать одним из первых цветных французские кинофильмов, но экспериментальный аспект новой цветовой системы Thomsoncolor, разработанной во Франции, и высокую стоимость цветной печати бюджет фильма не осилил, и фильм в итоге остался черно-белым.

Прим. КиноБлога. Лишь почти 50 лет спустя, в 1995-м году, удалось сделать цветную версию "Праздника жизни" и представить ее общественности.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Жак Тати - классик комедийного жанра. Наибольшую популярность ему принёс его персонаж "господин Юло" (Monsieur Hulot), наивный простак, перенесённый из кабаре (см. фото слева).

Впервые г-н Юло появился в 1953-м году, в фильме «Каникулы господина Юло» ("Les vacances de Monsieur Hulot", 1953), а затем тоже в комедии, под названием «Мой дядюшка» ("Mon oncle", 1958), получившей премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».


Любопытно, что художником по гриму на этом фильме поработал Борис Карабанов, родной брат знаменитой актрисы Зои Карабановой.

Годы прижизненной активности Жака Тати в экранных искусствах - 44 года: 1932 - 1975.

На протяжении всей своей карьеры Жак Тати оставался безоговорочно приверженным своей художественной целостности и своей независимости как режиссер. После успеха фильма "Мой дядюшка" он отклонил предложение из Голливуда о съёмках серии 15-ти минутных телевизионных комедий с персонажем по фамилии Юло, предпочтя остаться независимым режиссером.


Общая фильмография Жака Тати (без учета побочных работ во время кино и ТВ проектов):

  • актер в большом кино - 7 ролей;

  • актер в короткометражках - 7 фильмов;

  • актер на ТВ - 2 проекта;

  • режиссер в большом кино - 5 фильмов;

  • режиссер короткометражного кино - 2 фильма,