ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Ода Оде

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


За все её достижения в песенном творчестве, в педагогике и даже в телевидении ей надо спеть оду.

Этой Оде.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. О́да в переводе с древне-греческого означает «песнь», в наши дни — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.

 

Британская, американская, французская и русская оперная певица (сопрано), преподаватель, а также кино, ТВ и театральная актриса Ода Слободская (Oda Slobodskaya) родилась 22 ноября (10 декабря) 1888 года в г. Вильна, Виленская губерния, Российская империя (ныне это г. Вильнюс, столица Литовской Республики).

Полное настоящее имя при рождении:

  • Ода Абрамовна Слободская.

Творческий псевдоним - Одали Карено (Odali Careno).

Прим. КиноБлога. История псевдонима. Американский театральный импресарио русского происхождения Макс Рабинов (Max Rabinoff, родом из Могилева) организовал для нее ы 1923-м году гастроли по Америке в качестве звездной солистки «Украинского хора», где Ода Слободская успешно дебютировала в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Чтобы заработать дополнительные деньги, в Штатах она решила расширить свою классический репертуар до номеров в водевилях, где стала исполнять оперные арии и баллады под псевдонимом «Odali Careno».

В замужестве носила сдвоенную фамилию - Ода Слободская-Пэлли (Oda Slobodskaya-Pelly).

Про родителей и семью



Родилась Ода Слободская в многодетной еврейской семье с корнями в еврейской общине на территории современной Литвы, была старшей девочкой.

Родители Оды Слободской:

  • отец - Абрам Эльяшевич Слободской (1864, Михалишки, Виленский уезд, Российская империя - 1924), занимался поставками военного обмундирования для русской армии;

  • мать — Сара (Сора) Михелевна Слободская (урождённая Тателес, 1866, г. Вильно, Виленская губерния. Российская империя - 1921), в замужестве домохозяйка.

Её родители поженились в г. Вильна 24 октября 1886 года.

И даже известны точные адреса проживания их семьи в ныне литовской столице: сначала это улица Конной, дом № 2, а позже - улица Базилянская, дом № 6/16.

Супруг Оды Слободской:

  • Раймонд Пелли (Raymond Pelly), период брака: 1932- ?; на дату брака - британский офицер в звании капитан.

Прим. КиноБлога. Сама Ода Слободская к кино и ТВ имеет хоть и знаковое (см. далее), но вторичное для себя отношение. А вот ее племянник (сын старшего брата Рувина), Морис Слободской - легендарная для советского кинематографа личность, долголетний соратник Владимира Дыховичного. А совместно с Яковом Костюковским и Леонидом Гайдаем он написал сценарии трёх самых популярных советских комедий: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука».

Про образование

Ода Слободская в период 1907-го - 1916-го годов, обучалась в тогда российской столице - в Санкт-Петербургской консерватории; по классу вокала у Натальи Александровны Ирецкой, певицы (сопрано) и педагога, и по классу оперного искусства у Ивана Васильевича Ершова, знаменитого в свое время оперного певца и ещё художника.

Артистическая карьера. Начало

Дебютировала Ода Слободская в Санкт-Петербурге в 1916-м году, на сцене Мариинского театра она исполнила партию Лизы в «Пиковой даме».



В течение последующих 5-ти лет (1916 - 1921) она исполнила многие основные части сопрано русского репертуара, а также классические зарубежные.


После Октябрьского переворота 1917-го года, в приказном порядке по распоряжению большевистских властей России присоединилась к другим певцам в обязательных гастролях на фабрики и в деревни, на этих гастролях познакомилась с будущим знаменитым оперным певцом (бас), актером и скульптором Федором Шаляпиным.

Про эмиграцию в Европу



В 1921-м году, в короткий период (1920-1922), когда Вильнюс был столицей марионеточного государственного образования под названием Срединная Литва, она вместе со старшим братом Рувином и его семьёй вернулась в родной для себя Вильнюс, где поселилась на улице Часная, дом № 8-3.

Здесь позже она получила литовское гражданство.

Отсюда же, из Вильны, в 1922-м году выехала на гастроли сначала в немецкий Берлин, откуда ее пригласили петь.

Успех Оды Слободской в Берлине привел к тому, что в этом же 1922-м году Сергей Дягилев предложил ей присоединиться к его Русским сезонам в Париже, чтобы она спела главную партию в премьере оперы «Мавра».

Так, в 1922-м году 33-х летняя Ода Слободская дебютировала в эмиграции - она выступила во французской столице, в Париже, в премьере оперы «Мавра» И. Ф. Стравинского, поставленной дирижёром Г. Г. Фительбергом.

Затем Федор Шаляпин пригласил её стать ведущим сопрано в компании, которую он создавал, чтобы гастролировать по Западной Европе, и Ода Слободская пела с ним в Париже.

Про эмиграцию в США

В 1923-м году неожиданно для своего окружения в Париже Ода Слободская уехала в Штаты (см. выше).

Почти 7 лет (1923 - 1930) Ода Слободская прожила в Нью-Йорке, где начала пользоваться сценическим именем «Одали Карено» (см. выше).

Здесь в Штатах она много гастролировала, выступала по большей части в варьете.

Про эмиграцию в Великобританию

В 1930-м году Ода Слободская подписала контракт как Одали Карено на 2-х недельные гастроли в лондонском театре «Палладиум» и уехала из США в Великобританию.

На следующий год, в 1931-м, Ода Слободская возобновила свою классическую певческую карьеру, появившись на оперной сцене в самом центре британской столицы - в театре Лицей (the Lyceum Theatre) в Вестминстере вместе с Федором Шаляпиным, в роли Наташи в опере "Русалка" Александра Даргомыжского.

Добившись успеха и здесь, Ода Слободская получила приглашение на выступление в специальных сборных концертах перед британскими монархами (прим. КиноБлога: тогда такие концерты назывались "Royal Command Performance", в наши дни это "Royal Variety Performance") королем Георгом V и королевой Марией.

В 1932-м году, после ее брака с Рэймондом Пелли, Англия стала для Оды Слободской постоянным домом уже официально, т.к. она получила британское подданство.

В сезоне 1933-го года Ода Слободская участвовала в трёх постановках знаменитого миланского театра Ла Скала.

С 1935-го года Ода Слободская выступала в знаменитом лондонском Ковент-Гардене.

Осуществила ряд записей для граммофонной компании «Сага».

Карьера в кино и на ТВ. Начало



Кино и телевидение на протяжении всей жизни были для Оды Слободской были вторичным творческим пространством. Все-таки она больше была певица, а потом еще и педагог.

На телеэкране Ода Слободская дебютировала раньше, чем в большом кино.

Произошло это в 1930-х годах, на BBC; сначала это были радиозаписи, а с 1934-го года и телевизионные эфиры.

Прим. КиноБлога. К становлению британской телерадиовещательной корпорации BBC, которая была создана как частная 18 октября 1922 года и национализирована 1 января 1927 года, имеют непосредственное отношение и другие русские кино эмигранты, в их числе:

Дебютировала в кино Ода Слободская в 1936-м году:

  • в фильме "Кого любят боги" (см. ниже).

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Общая фильмография Оды Слободской – короткая.

Причина уважительна - она оперная певица по 1-й своей творческой профессии.

Официальная фильмография Оды Слободской - 2 фильма:

  • 1951 - британская биографическая драма "Кого любят боги" ("Whom the Gods Love"), про жизнь Моцарта и его супруги Констанции, эпизодическая роль певицы, художник-постановщик фильма - Андрей Андреев;

  • 1951 - британская полнометражная цветная биографическая драма "Волшебная шкатулка" ("The Magic Box"); роль - солистка на концерте, в одном из других камео - Питер Устинов, из любопытного - одну из главных женских ролей в фильме сыграла Мария Шелл (Maria Shell), старшая сестра Максимилиана Шелла, в свое время супруга Натальи Андрейченко; сам фильм был закончен и показан незадолго до окончания Британского Фестиваля 1951 года (the 1951 Festival of Britain), но в прокат был выпущен лишь в 1952-м году.

Но жила Ода Слободская в последней своей стране эмиграции (Великобритании) в такие времена, когда шло становление британского радио и ТВ и когда Великобритания пыталась себя идентифицировать как нацию, имеющую отношение к зарождению кино.


Так что так невольно получилось, что Ода Слободская получила отношение к этим двум "историческим" историям:

  1. В течение 1930-х годов она была очень востребована Би-би-си для концертных радиозаписей оперы (в частности, как героиня "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича ) и для сольных радиозаписей концертов русской песни: после 1934-го года, когда началось уже не экспериментальное, а ограниченно-массовое телевещание, то и для телевещания отдельных концертов.

  2. Фильм "Волшебная шкатулка" - это фильм про бурную жизнь Уильяма Фриз-Грина (William Friese-Greene, 07.09.1855, Бристоль - 05.05.1921, Лондон), британского фотографа и изобретателя в области кино и фотографии, одного из пионеров кинематографа. Считается, что с него начинается британские технологии в мировом кино. Ведь он первым разработал и запатентовал одну из самых ранних работающих кинематографических камер. Снятый в стиле воспоминаниях фильм "Волшебная шкатулка" рассказывает о неутомимых экспериментах Фриз-Грина с «движущимся изображением», которые неизбежно приводят к серии неудач и разочарований, в то время как другие берут на себя ответственность за открытия главного героя, а проще говоря, воруют его открытия, модернизируя их.

Про про увлечения