ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Первый русский в до-Голливуде

Обновлено: 23 февр.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он - один из первых русских и самый 1-й успешный в американском кино до-голливудских времен.

Т.е. среди тех, кто высадился иммиграционным десантом на американскую землю когда голливудские мейджоры были ещё не мейджоры, а только-только формировались и названия свои нынешние ещё не имели, Нью-Йорк был гораздо важнее для кино чем Лос Анджелес, а всевозможные изобретения, сражения патентов, слияния и поглощения в американской кино индустрии и кинопрокате происходили на его глазах - он в то время активно служил и работал в таких структурах.

Прим. КиноБлога. В советской истории кино он практически не известен, т.к. был ярым противником большевистского режима. Сразу после Октябрьского переворота 1917-го года, произошедшего в царской России, хотел снять в США серию антибольшевистских кинофильмов, но потерпел неудачу с поиском финансирования.

 

Американский кино и театральный актер, режиссер, драматург, сценарист, а также писатель русского происхождения Николай Дунаев (Nicholas Dunaew) родился 22 мая 1884 года в г. Москва, Российская империя (ныне это столица России и Российской Федерации).

Полное настоящее имя при рождении:

  • Николай Александрович Дунаев (Nicholas Alexander Dunay).

Прим. КиноБлога. Родная фамилия Николая Дунаева требует уточнения, ибо в англоязычных СМИ встречается указание, что его от рождения звали Николай Дуней (Nicholas Dunay).


Встречающиеся варианты написания на латинице:

  • Nicholas A. Dunaev, Nickolas Dunaeu, Nicholas Dunaeu, Nicholas Dunaev, Nick Dunaew, а также Nicholas "Kolya" Dunaew.

Последний из упомянутых выше - это творческий псевдоним с использованием уменьшительного варианта первого имени - Коля Дунаев (Kolya Dunaev).

Прим. КиноБлога. Не путать с другим Николаем Дунаевым, российским актёром и театральным педагогом Николаем Ивановичем Дунаевым (03.05.1937 -), который использует творческий псевдоним Наиль Дунаев, в настоящее время проживает в г. Казань.

Еще один псевдоним Николай Дунаев получил от американской прессы из-за своей силы в пальцах рук и цирковых трюков, которые он стал выполнять, когда в Штатах плавал на кораблях торгового флота - "Отчаянный русский-американец, который легко гнет монеты" ("the Desperate Russian-American who bends coins easily").

Прим. КиноБлога. Много позже это его мифическое качество будет выведено на его могильном камне как эпитафия (см. ниже).

И еще один псевдоним - "Силач из Москвы" (“The Strongman from Moscow”) - Николай Дунаев получил, когда переехал из Нью-Йорка в Голливуд.

Про эмиграцию в Европу и США

Николай Дунаев покинул свою родину вынужденно (см. ниже) и задолго до Октябрьского переворота 1917-го года в России. И сначала на несколько лет его новым местом обитания стала Европа, а в итоге французский Париж.

Николай Дунаев приехал в Соединенные Штаты морем зимой 1911-го года через Нью-Йорк, как и большинство эмигрантов того времени, через остров Эллис. И, прибыв из Европы, осел поначалу здесь, в Нью-Йорке.

Прим. КиноБлога. Во многих СМИ, как русскоязычных, так и иностранных, распространена ошибочная версия, что Николай Дунаев впервые въехал в США в 1919-м году.

Въехав в США зимой 1911-го года, первые полтора года на новой для себя земле Николай Дунаев провел в неквалифицированном труде, его свободное знание французского здесь не работало, и нужно было учить и подтягивать английский.


Прим. КиноБлога: какая работа стала в Штатах его самой читайте далее, в разделе "Карьера в кино и на ТВ. Начало".

В кино как актер Николай Дунаев стал сниматься в 1912-м году (см. уже помянутый раздел про начало кино карьеры).

Про родителей и семью

Николай Дунаев родился в семье русского чиновника:

  • Его отец - Александр Дунаев -

  • Его мать - Феодосия Дунаева (в девичестве Багрова).

Супруги у Николая Дунаева за всю его жизнь были официально две:

  • Эдит Донненберг (Edith T. Donnerberg), период брака: 1911 - 1917, расписались в Англии в 1911-м году, брак оборвался уже в США по причине ее смерти;

  • Нина Байрон (Nina Byron, 27.07.1900, Крайстчерч - 21.01.1987, Линсбург), американская актриса новозеландского происхождения, период брака: 18.09.1918 - 17.01.1924), развод был судебным по инициативе Николая Дунаева в июне 1922-го года и продолжался почти 2 года; на двух фото внизу - это она, на одном веселая, - в 1917-м году (до замужества с Николаем Дунаевым), а на другом - уже грустная, в июне 1919 года (за месяц до своего 19-ти летия и за полгода до расставания с супругом).

Прим. КиноБлога. Уже после развода с Николаем Дунаевым (в период 1925-1929 годов) Нина Байрон стала танцовщицей серии бродвейских мюзиклов "Безумства Зигфелда" ("Ziegfeld Follies"), за Ниной Байрон, как и за многими другими артистками, участвовавшими в шоу, закрепилось прозвище «Девушка Зигфелда». Все эти девушки появлялись перед публикой в шикарных пышных костюмах, которые моделировали знаменитые кутюрье того времени, в их числе и Эрте; да, и из этой серии мюзиклов ее партнер по сцене в этих шоу вышел будущий известный американский актер русского происхождения Эдди Кантор.

А познакомились Николай Дунаев и Нина Байрон в Нью-Йорке, когда она появилась в студии ставших в будущем знаменитыми братьев Августа и Луи Люмьера (the August and Louis Lumiere studio), где оба должны были фотографироваться. Он быстро влюбился в нее, действовал оперативно - 18 сентября 1918 года они поженились, а вскоре он перевез Нину Байрон вместе с матерью в Лос-Анджелес.

Здесь одно время они проживали по адресу Голливуд, 1504 McCadden Place. Это прямо на знаменитом бульваре Сансет (прим. КиноБлога: сегодня по этому адресу располагается большое офисное здание).

А 4 января 1920 года уже расстались.

Развод действительно проходил драматично. Полтора года уж прошло как они расстались. А в июне 1922-го года Николас Дунаев, в то время уже киноактер и часто работавший в паре с известной в те годы американской актрисой Полин Фредерик (Pauline Frederick), находившейся в разводе между своими 2-м и 3-м браками (всего у нее их было 5), подал в суд на развод с Ниной Байрон. В то время он проживал в Green Room Club в Нью-Йорке.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. В своем ходатайстве о разводе Николай Дунаев заявил, что пытался вытащить свою 2-ю жену из нищеты до своего уровня, но потерпел неудачу. В заключительном слове он сказал буквально следующее: "нельзя сделать шелковый кошелек из уха свиноматки." На суде Николай Дунаев утверждал, что именно Нина Байрон покинула его и сослался на её предосудительное поведение, о котором он позже узнал через своих друзей.

Как бы то ни было, но, действительно, с тех пор когда Нина Байрон стала членом труппы Хитчику (the Hitchy-Koo troupe, прим. КиноБлога: шоу просуществовало 3 года: 1917-1920), основанной звездой Бродвея Раймондом Хитчкоком (Raymond Hitchcock), Николай Дунаев больше её не видел.

Прим. КиноБлога. Почему КиноБлог так подробно про личную жизнь Николая Дунаева? А всё просто, его "кейс" - прямая иллюстрация поговорки "ищите женщину". Неудача во 2-м драке фактически оборвала кино карьеру Николая Дунаева в 1920-м году (см. далее).

Другие публично доступные сведения о родителях и семье Николая Дунаева КиноБлог еще будет пополнять с согласия его родственников.

Про образование

В детско-юношеские годы Николай Дунаев много путешествовал с родителями по Европе, благо, на это у семьи была финансовая возможность.

1-е высшее образование Николай Дунаев получил юридическое - в Московском университете.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По его собственной легенде - будучи молодым студентом в царской России, он был так очарован Большим театром, что отказался от планов на карьеру по следам отца. Но продолжил обучение в Европе по специальности.


После окончания Московского университета Николай Дунаев учился в парижском университете в Сорбонне, закончив учебу здесь со степенью бакалавра по науке (B.S. degree).

Стал профессиональным театральным и кино актером Николай Дунаев уже в эмиграции, в США (см. далее)

Но сначала прошел через ссылку. Опираясь на его воспоминания, можно кратко описать его витиеватый путь в творчество:

  • по возвращению из французской Сорбонны и имея до этого многолетние возможности сравнивать жизнь в царской России и Европе, стал критиковать российские власти через фельетоны и сатирические статьи и даже поэмы;

  • за критическое литературное и журналистское творчество был арестован царским режимом, отправлен в ссылку в Сибирь;

  • из Сибири Николаю Дунаеву удалось каким-то образом бежать в Париж.

Прим. КиноБлога. Смущает, что невозможно в автобиографии Николая Дунаева получить больше фактов по этому этапу его жизни.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Уже находясь в "беглянской" эмиграции в Париже, Николай Дунаев организовывает здесь небольшую театральную гастрольную компанию, приобретает первые навыки импресарио и продюсера.

Но после организации и проведения гастролей по нескольким странам Европы этот бизнес забрасывает и перебирается на другой континент, в Нью-Йорк, как уже сообщено КиноБлогом выше.

1-й год в Нью-Йорке выдался для Николая Дунаева не простым. Зимой 1911-го его самой 1-й работой в Штатах стала работа по уборке снега. Затем он проработал кондуктором трамваев в 3-х разных компаниях, но в итоге был уволен.

Нашел работу на кораблях торгового флота США, на борту этих кораблей, благодаря своим навыкам в восточной борьбе, выдающейся физической силе и комплекции, стал развлекать публику трюками со сгибанием монет, отсюда появилось его прозвище, о котором КиноБлог уже рассказал выше.

Приглашение в кино случилось для Николая Дунаева на фоне популярности таких палубных развлекательных шоу.

40-минутная короткометражка "Воскрешение" ("Resurrection", 1912) - это дебютная актерская работа Николая Дунаева, в которой он снялся в роли персонажа по фамилии Смелков (Smelkov).

Эта черно-белая немая драма была снята компанией Masko Film Co. по успешной бродвейской пьесе, а дистрибутировалась будущим голливудским мейджором Paramount (когда она называлась еще Famous Players Film Company).

Прим. КиноБлога. Это один из первых фильмов, распространявшихся через прокат главным образом в Нью-Йорке Адольфом Цукором (Adolph Zukor) и его кинокомпанией Famous Players, более известная сейчас как Paramount Pictures.

Прим. КиноБлога. Не путать название с Илоном Маском! :) Masko Film Company - содержит в 1-м слове своего названия комбинацию из первых букв фамилий ее создателей и кинопродюсеров Германа Мейсона (Herman Mason) и Гарри Ковара (Harry Kovar). Второй, кстати, - русский эмигрант.