ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Мастер особого приёма

Обновлено: 3 апр.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

В кино он запомнился особым приёмом - часто использовал в кадре на переднем или заднем плане художественные миниатюры на стекле своей собственной кисти, таким образом умело сочетая работу классического художника и художника-постановщика.

Отдельное спасибо за помощь в сборе информации для этого поста:

испанскому исследователю биографии героя этого КиноБлоговского поста:

  • г-ну Хорхе Горостиза (Jorge Gorostiza) - за предоставление полезной информации в части эмиграционного периода;

  • сводному внуку героя этого КиноБлоговского поста Александру Раппапорту - за предоставление уточняющей личной информации про своего деда.

 

Французский, испанский и португальский кино- и театральный художник-постановщик, художник комбинированных съёмок, а также художник русского происхождения Пьер Шильд (Pierre Schild) родился в 1897-м году в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне Санкт-Петербург - город в составе России и РФ).

Прим. КиноБлога. Точная дата рождения не известна. Предполагается, что он родился в 1892-м или 1897-м году, а год его смерти колеблется между 1966-м и 1968-м годами (см. ниже).

Пьер Шильд (Pierre Schild) - творческий псевдоним, образованный переделкой первого имени с русского на французский, а фамилии в псевдониме - через сокращение родной.

Ещё один известный его творческий псевдоним - Педро Шильд (Pedro Schild), это "новообразование" появилось уже после его переезда в Испанию (см. далее).


Прим. КиноБлога. Редко, но можно встретить и такой вариант Педро Эскудеро (Pedro Escudero). Объяснение тут следующее, по сути, просто игра слов. Шильд по-немецки - это щит, а по-испански это же слово пишется как escudo. А уже escudero - это оруженосец.

Настоящее имя при рождении - Лакка Шильдкнехт (?), которое он использовал как имя и фамилию Lakka Schildknecht в кинотитрах вплоть до 1929-го года, и только с 1931-го года перешёл на укороченный творческий псевдоним Пьер Шильд.

Прим КиноБлога. У нас вызывает сомнение, что Лакка - это часть его настоящего имени. Внук, к сожалению, не смог дать пояснений в этом вопросе. Продолжим расследование на этот счёт. Если будут результаты - сообщим дополнительно.

Русифицированное полное имя:

  • Пётр Николаевич Шильдкнехт.

Прим. КиноБлога. Из любопытного. Некоторые русскоязычные интернет-ресурсы по неведению обзывают его на английский манер - Пьер Чайлд. Смешные. Не ведитесь, уважаемые читатели, это не правильно.

Почитается как «ведущий художник по декорациям французского авангарда и художественного кино».

Про родителей и семью


Пьер Шильд родился в русской семье с немецкими (по отцу) и французскими (по матери) корнями.


Крещён в католической вере.

И, да, Пьер Шильд - выходец из творческой семьи, продолжатель творческой династии, и родоначальник семейной кинодинастии.

Теперь по порядку.

Вот он, дед по отцовской линии:

  • Александр фон Шильдкнехт Alexander Johann von Schildknecht (02.06.1828 – 02.06.1858), обрусевший немецкий барон.

Родители Пьера Шильда:

  • отец — Николай Александрович Шильдкнехт (Nikolai von Schildknecht, 1857 - 1918), известный русский архитектор, больше занимался интерьерами, чем строительством, но, тем не менее, построил в Петербурге несколько доходных домов (Большой пр. В.О., 62; наб. Адмиралтейского канала, 23); реконструировал 1-й этаж и арку здания Кабинета Его Императорского Величества, построил здание электростанции Аничкова дворца (во дворе) на Фонтанке; сначала учился в гимназии Карла Мая; с 1873-го года поступил, а в 1881-м окончил Петербургскую академию художеств в звании классного художника 1 степени за «проект Окружного суда в столице», Академик архитектуры с 1885-го года; в 1883-м -1887-м годах служил в Главном управлении уделов, Городской управе, Главном дворцовом управлении, затем был причислен к Кабинету Его Императорского Величества Александра III; Статский советник; Председатель Общества благоустройства дачной жизни в Терийоки (1906-1907, ныне г. Зеленогорск, Курортный район г. Санкт-Петербург); скончался вскоре после Октябрьского переворота, в 1918-м году, от голода;

  • мать — Инна Фёдоровна Шильдкнехт (в девичестве Каналоши-Лёфлер), из семьи французского происхождения. Умерла за границей,


Родной брат отца, т.е. родной дядя Пьера Шильда, - тоже знаменитый а прошлом россиянин, и с такой же, увы, трагичной судьбой как и у брата:

  • Александр Александрович Шильдкнехт (1857-1917), тоже как и брат лютеранин; глава семью где было шестеро детей, образование получил в кадетском корпусе; на военную службу поступил в 1876-м году; окончил Николаевское кавалерийское училище; выпущен в лейб-гвардии конный полк; гвардии Корнет (1878), затем поручик (1885), штабс-ротмистр (1887); в отставке (13.07.-15.10.1887 и 22.06.1891-12.07.1894); по неизвестной публично причине - новый виток карьеры: Начальник конюшни молодых лошадей придворного конюшенного ведомства (12.07.1894-04.01.1911), опять поручик (1894), штабс-ротмистр (1896), ротмистр (1900), получил звание подполковника (1900) и полковника (1904), заведующий хозяйством придворной конюшенной части (1911); убит криминальными элементами в Петрограде 28.02.1917г., по другим сведениям - убит восставшими солдатами.

Родной старший брат Пьера Шильда:

  • Евгений Шильдкнехт, военный моряк (? - ?), известно, что проживал в Терийоки после эмиграции в Финляндию в 1920-м - 1929-м годах. На фото ниже - это он, мальчик справа, а за ним его и Пьера Шильда родители. Слева мужчина в фуражке - это родной брат отца Пьера Шильда. Есть сведения, что сопровождал адмирала Колчака в его сибирских делах и походах.


Супруги Пьера Шильда:

  • 1-я супруга - Лидия Ивановна Шильд (в девичестве Мациевская (1894, Ст.Петербург, Российская империя - 1975, Ленинград, СССР), певица (меццо-сопрано), после ленинградской блокады потеряла голос, дочь служащего Министерства внутренних дел Российской империи, польско-эстонских кровей;

  • 2-я супруга - ______ __________, петербургская актриса, данных об имени и фамилии пока нет, имеются сведения, что убежал за границу именно с ней, в 1923-м году.

  • 3-я супруга - ____ Карташова (имя КиноБлог устанавливает), брак гражданский (со слов Александра Раппапорта, внука Пьера Шильда).


Прим. КиноБлога. Испанский исследователь биографии Пьера Шильда утверждает, что в Испании у Пьера Шильда жены не было.


Детей у Пьера Шильда было за всю его жизнь трое.


Двое от 1-го брака:

  • сын - Виктор Петрович Шильдкнехт (Victor Schildknecht, позднее Viktors Eduards Šildknehts; 27.01.1917, Петроград - 09.08.2012, Рига, Латвия), - на фото вверху - советский и латвийский художник-постановщик и живописец, после развода родителей и эмиграции отца остался с матерью в СССР, с 1934-го по 1935-й год учился на вечерних курсах при Всероссийской Академии художеств, затем стал художником Ленинградского рекламного треста (1935–1936), Ленинградского университета (1937–1939), Алматинской киностудии (1943–1946), с 1946-го жил и работал в Латвийской ССР, долгие годы работал на Рижской киностудии (1947–1949 и 1955–1990), а также в рижском филиале компании «Коммерческая реклама»; специалист по комбинированным съёмкам, работал над созданием более 30-ти художественных фильмов; художник-постановщик 24-х кинолент, самые известные из них: «Армия «Трясогузки», «Тобаго» меняет курс», «Мираж»; как классический художник прославился как маринист и также писал и пейзажи, и ещё создавал модели кораблей; в 1958-м году стал членом Союза кинематографистов Латвийской ССР, в 1973-м году - членом Союза художников, в 1967-м году - заслуженным деятелем культуры Латвийской ССР, получил в 2009-м году латвийскую национальную премию награду Великий Кристап (Lielais Kristaps) за весомый вклад в латвийский кинематограф; в 1996-м году о нём в Латвии был снят документальный фильм «Корабли без моря» ("Kuģi bez jūras"), режиссер Дайра Аболиня (Daira Āboliņa).

  • дочь - Лидия Петровна Шильдкнехт (1914, Ст.Петербург - 1997, Ленинград), семейный никнейм "Люля" и "Люля Людмила" (прим. КиноБлога: чтобы не путать с тезкой-мамой), потомок старинной аристократической голландской фамилии, актриса Мариинского театра, меццо-сопрано, в советское время - да начала Великой отечественной войны пела в ленинградском театре Музыкальной Комедии и обладала приятным, затем - художник по костюмам (в частности, в фильме «Сегодня — новый аттракцион», к/ст Ленфильм, 1966), похоронена на Смоленском кладбище на семейном участке.


Третий ребенок у Пьера Шильда родился уже во Франции, куда Пьер Шильд уехал в 1923-м году, оставив уже в советском Петрограде свою первую супругу и двоих детей:

  • сын - Мишель Карташов (Michel Nicolas Cartacheff, 1932-2008), французский художник-иллюстратор, фотохудожник и карикатурист. Взял себе фамилию супруги отца.


Прим. КиноБлога. Натали Карташов, дочь Мишеля Карташова и внучка Пьера Шильда (см. далее), которая в недавнем прошлом на одном из аукционов продавала комплект фотографий из семейного архива Шильдов. На нескольких из фото фигурировали её дед Пьером Шильд, на другой его совместное с Сергеем Пименовым фото, и также портрет Пьера Шильда кисти Серебрякова.



Виктор Шильдкнехт остался бездетный, а вот внуки у Пьера Шильда появились по 2-м другим линиям:

  • внук (ребенок от 2-го брака 1-й супруги Пьера Шильда) - Александр Раппапорт (Вологда, СССР - ), в настоящее время проживает в Латвии, на фото вверху - это он;

  • внучка - Наталья Карташов (Nathalie Ludmilla Cartacheff);

  • внук - Иван Карташов (Yvan Cartacheff).

Другими разрешенными сведениями про родителей, семью, детей и внуков Пьера Шильда в настоящее время КиноБлог не располагает.

Про образование



С большой долей вероятности можно предположить, что культура творческой среды прививалась Пьеру Шильду в семье с самого раннего детства.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот как, например, пересказывал историю пристрастий отца Пьера Шильда к лицедейству и театрам Александр Гербертович Раппапорт, его сводный внук, сын австрийского и советского кинорежиссёра Герберта Раппапорта и Лидии Петровны Шильдкнехт: "Страстью его (прим.: отца Пьера Шильда) было создание домашнего кукольного театра. Много лет он потратил на создание этого театра. Театр был копией Мариинской оперы. Был точно воссоздан весь интерьер и сцена с декорациями и знаменитым занавесом работы Головина. Были вылеплены фигурки всех певцов и снабжены соответствующими костюмами. Представления он давал вместе со своими детьми, помогавшими крутить фигурки под звук только что появившегося тогда фонографа с записями знаменитых опер. Был у него представлен и кукольный Шаляпин. Сам Федор Иванович часто приходил посмеяться над этими имитациями, где бабушка с ним и познакомилась."

Так или иначе, но Пьер Шильд пытался получить художественное образование в своем родном город, но архитектурное отделение Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне Академия им. Репина) не закончил, вероятно, по причине своего "буржуазного" происхождения. Таковы были "тамошние" времена.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Александра Раппапорта: "Ходили на эти спектакли (прим.: домашние кукольные спектакли семьи Шильдкнехтов) и знаменитые художники: Добужинский, Головин, Судейкин, Крамской, с дочерью которого бабушка дружила до её отъезда за границу. Все эти художники находили в Петре Николаевиче (прим.: будущем Пьере Шильде) изрядные способности, но ему не хватало усидчивости для развития своего дарования и, отучившись года три в Петербургской Академии художеств, он бросил занятия, предавшись всяким случайным работам."

Трудовую деятельность на творческом поприще начал с работы реквизитором в Императорском театре Санкт-Петербурга / Петрограда.