Сын кузнеца у истоков национального кино

На календаре 3 ноября - это день, когда родился он, один из основателей национального кино, латвийского. Особенно тамошние "киношники" должны его помнить. И этот день и его самого. Ведь без Вилиса Сеглиньша художественное латвийское кино конечно же было бы, но не таким каким оно стало с применением его актерских, режиссерских, преподавательских и организаторских талантов.

 

Прим. КиноБлога: этот пост КИНОБЛОГа подготовлен благодаря информационной поддержке Рижского музея кино (Rīgas Kino muzejs) при Академии культуры Латвии и лично г-жи Лаймы Минценовой (Laima Mincenofa), главного хранителя фондов музея. Сам музей расположен по адресу: ул. Пейтавас 10, Рига LV 1050.

 

Латвийскй и русский актер, режиссёр и преподаватель Вилис Сеглиньш (Vilis Segliņš) 
родился 3 ноября 1882 года в районе главного города Курляндской губернии Российской империи - Митавы (ныне г. Елгава и Елгавский район - в составе Латвийской Республики).

 

Родился в семье кузнеца. 

 

В рождении он несколько опередил трёх других выдающихся "киношников" его современности, родившихся на территории современной Латвии:

  • на четыре с половиной года - российского и советского кинооператора Эдуарда Тиссэ (01.04.1987, г. Либава, Курляндская губерния Российской империи, ныне г. Лиепая в составе Латвийской Республики).

  • на 5 с небольшим лет - советского режиссера Сергея Эйзенштейна (10.01.1988, г. Рига, главный город Лифляндской губернии Российской Империи, ныне - столица Латвийской Республики);

  • на 6 лет - американского актера и рестлера Ивана Линова (Ivan Linow, настоящее имя Янис Линаус или Janis Linaus), родившегося 21 ноября 1888 года (на территории современной Латвии, точное место рождения КИНОБЛОГу не известно). 

 

 

Возможно, в конце мая 1896-го года Вилис Сеглиньш был или сам или вместе с отцом среди толпы людей, отстаивающих очереди в Риге, чтобы попасть на чердак дома на ул. Калькю, д. 11***, чтобы за сумасшедшие деньги посмотреть невиданные прежде "живые фотографии" братьев Люмьер. Ну, или это был какой-нибудь сеанс в каком-нибудь т.н. "интерим" (временном) кинотеатре? Иначе, как бы у него проснулся интерес к кино, которое только начинало свой путь в мире?

 

Прим. КиноБлога №1: Этот адрес - есть место первого коммерческого киносеанса в Риге, в несохранившемся до наших дней (из-за разрушений во время Второй мировой войны) в Старом городе деревянном трехэтажном доме с мансардой (само здание принадлежало купцу Василию Алиханову, здесь же и торговавшему конской упряжью), где на мансарде и происходило первое в Латвии публичное представление "синематографа Люмьер". Первый показ состоялся 28 мая (9 июня) 1896 года. А сам дом располагался в квартале между улицами Малая Монетная и Шкюню (современные названия).

 

Прим. КиноБлога №2: Улица Калькю [Kaļķu iela или Kalk Strasse], некоторое время известная ещё и как Известковая улица, - легендарная и в истории города Риги вообще, и в кинотеатральной - в частности. Впервые она упоминается в 1407-м году, существует и поныне. В квартале на месте дома Алиханова - площадь Ливов (Līvu laukums, первоначальное название площади  - Сквер у филармонии, до 29.02.2000). На этой же улице до сих пор работает Рижский русский театр имени Михаила Чехова, открывшийся в 1883-м году (первоначально, до 1902-го труппа Второго городского русского театра устраивала представления в других местах), и т.д.

 

 

Как бы то ни было, но известно, что актерский путь Вилис Сеглиньш начал в 1901-м году, поступив на службу актером в Рижский театр Латвийского общества. Начина с 1904-го года
он уже режиссер в Новом рижском театре.

 

С началом войны театральные труппы начинают сыпаться по многим и разным причинам. И в период двух войн (Первой мировой и Гражданской - в России) в 1914 - 1920 годах, Вилис продолжил карьеру актера на сценах и на киносъемочных площадках в России, потом перебрался на юг, в Одессу.

 

 

Предположение №1 от КИНОБЛОГа: вполне вероятно, что с самим отъездом из Риги или с решением Ригу покинуть Вилису помог известнейший в то время театральный атрепренер Константин Незлобин (Алябьев). Их маршруты перемещений или пересекаются или совпадают. Первый период пребывания Незлобина в Риге (1902-1909), когда он поднимал театральную индустрию города, приходится на самое начало карьеры Сеглиньша здесь же. Незлобин, приехав в Латвию во второй раз (в 1914-м), снова Латвию покидает (в 1915-м), как и Сеглиньш, а потом туда же и окончательно возвращается (в 1925-м). И карьеры свои они оба закончили одинаково - в провинциальных латвийских театрах. Также тут могут быть замешаны женщины. :) К примеру, это могла быть Елизавета Жихарева - актриса театра Незлобина и подруга актера и лучшего друга Чардынина Андрея Громова, которая снималась у Чардынина в 1914-м году и потом была в Риге. В общем, требуется 'additional research'. :)))

 

Предположение №2 от КИНОБЛОГа: Скорее всего, знакомство Сеглиньша и Чардынина могло произойти или в Москве (что маловероятно, ибо в период 1914-1918 годов Чардынин уже был в киноиндустрии и сначала работал на Ханжонкова, а потом на Харитонова, а Вилис к кино еще не имел никакого отношения кроме зрительского) или в Одессе. Если второе, то за достаточно короткий период. Летом 1918-го года кинорежиссер Петр Чардынин и московский кинопредприниматель Дмитрий Харитонов обратились с просьбой к Луначарскому, тогда народному комиссару просвещения: помочь группе киноработников выехать в Одессу (все ради звезды Одесса - родина Веры Холодной) для съемок. Получив разрешение, группа, в составе которой такие знаменитости как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский (они все вместе с Чардыниным перешли от Ханжонкова к Харитонову) отправляется в Одессу. А уже в ноябре 1918 года Одессу занимают 
войска Антанты. Знакомство Вилиса и Петра могло состояться при участии литовского поляка Чеслава Сабински (Cheslav Sabinsky), который был сорежиссером на самом знаменитом фильме Петра Чардынина - в драме "Молчи грусть, молчи" 1918-го года, снятом в Одессе.

 

По большому счёту, судьба почти всех фильмов с участием Вилиса Сеглиньша  - незавидная:

  • Практически все довоенные латвийские фильмы исчезли, где и как - до сих пор неизвестно. И вряд ли истина уже будет установлена. В их составе исчез и вышеупомянутый фильм "Я ушел на войну"

  • Исчезли и две кинокартины, снятые Петром Чардыниным и кинокомпанией Чардынина-Сеглиньша "Латвияс Филма" - кинокомедия "Фрицитис на взморье" (1921) и мелодрама "В вихре времени".

  • В 1918-м он снимается в Одессе на студии "Киносекция Подива 41" у режиссеров Эдуарда Пухальского и Александра Аркатова в одной из главных ролей в фильме "Четыре месяца у Деникина". Фильм снимали в составе пакета агитационного кино, по заданию Политотдела 41-й дивизии. От фильма остались только название и основные фамилии основных участников кинопроекта. А содержание фильма не установлено. Потому что негатив уничтожен осенью 1919-го года белой контрразведкой в Одессе.

  • Фильм "Саботажники" (альтернативное название "Смерть Леонида Андреева") 1919-го года режиссера Николая Салтыкова, произведенный одесским товариществом "Киножизнь" - не сохранился. И только по второму названию можно предположить, что фильм биографический, т.е. как-то связан с судьбой Леонида Андреева.

  • Фильм "Два мира" производства 1920-го года, снятый Всеукраинским кинокомитетом в Одессе тем же Александром Аркатовым и вторым режиссером В. Черноблером - не сохранился. Остались только краткие сведения, что это была экранизация популярной в гражданскую войну одноименной театральной агитационной пьесы неизвестного автора.

  • Даже короткометражные фильмы с его участием ("Пауки и мухи" и "Красные по белым") тоже были уничтожены контрразведкой Белой армии. Конечно, не потому, что в них снялся Вилис, а потому что это была война. Прим. КиноБлога: никакая война не является аргументом для уничтожения культурных ценностей.

 

Нормальный человек вряд ли выдержит потрясения от уничтожения того, куда ты вкладывал свои силы, время и душу. Хотя, наверно, слава Богу, что хоть ноги унёс из Одессы. В общем, в самом начале 20-х годов Вилис Сеглиньш, набравшись киноопыта в царской и советской России, возвращается в Латвию. Рига становится латвийской, а Латвия - независимой, заключив мирный договор с РСФСР 11 августа 1920 года.

 

А Вилис Сеглиньш весь свой опыт направляет на создание фильмов не документальных, которые уже вовсю снимаются в Латвии, а художественных, с участием актеров.

 

Вилис Сеглиньш - сценарист и режиссер-постановщик первого латвийского художественного фильма "Я ушел на войну" ('Es karā aiziedams', 1920), сюжет которого - связан с Первой мировой войной и борьбой за независимость Латвии.

 

Затем, пригласив Петра Чардынина из Германии, вместе с ним, выпускником Студии Немировича–Данченко, известным российским актером, сценаристом и режиссером, и с которым они подружились еще в период пребывания Сеглиньша на юге Российской Империи, участвует в работе созданного Сеглиньшем в 1920-м году акционерного общества "Латвияс Филма" ("Latvijas filma”), где компаньоны успевают снять 4 фильма.

 

Прим. КиноБлога: "Латвияс Филма"  - единственная национальная кинокомпания в Латвии того периода.

 

 

В первом из этих четырех, в художественном фильме "В вихре времени" ('Laiku viesulī', 1921) Вилис играет главную роль. По жанру этот фильм - мелодрама, о любви немецкой баронессы и латышского офицера. Пост КИНОБЛОГа про Петра Чардынина - "Она уснула на его руках" - читайте ЗДЕСЬ.

 

Во втором из четырех Вилис Сеглиньш как актер не участвует, но участвует как со-продюсер. Кинолента "Фрицитис на взморье" (альтернативное название "Фрицитис в Юрмале") от автора сценария и режиссера Петра Чардынина стала первой латвийской кинокомедией. В этой одночастной «веселая комедии», как её тогда рекламировали, снялись Фрицис Лицис, Нина Карелина, Хермине Фреймане и др.

 

В третьем - "Психея" ('Psihe', 1922, другое название "Во власти любви"), премьера которого состоялась 20 февраля 1922 года, - Вилис Сеглиньш в звездном актерском составе фильма (известно, что Петр Чардынин умел открывать звезд): Эдуард Смильгис (впоследствии основатель Художественного театра и народный артист СССР), Лилия Эрика, Теодор Валдшмидтс, Лилита Берзиня, Адолф Херманис и др.

 

Четвертый - драма Чардынина "Добыча, брошенная волкам"  ('Vilkiem mests laupījums', 1922) - выходит на экраны с публичной премьерой в кинотеатре "Гранд-кино" спустя полгода, 26 сентября 1922 года. В ролях: Лилита Берзиня, Олга Вейнберга, Волдемар Шварц, Вилис Сеглиньш и др.

 

Вилис Сеглиньш - и в числе создателей первых в Латвии курсов актерского мастерства. Вместе с ним эти курсы организовали и на них преподавали Петр Чардынин, Андрей Громов, Лилли Эрика и др.

 

Он работает в кино- и театральной индустрии параллельно. Вместе с Чардыниным они снимают фильмы, занимают преподавательской деятельностью в созданной актерской школе, и заодно (в период 1920 - 1922 годов) Вилис Сеглиньш сотрудничает с национальным театром.

 

Сотрудничество с Чардыниным продолжается до того момента, когда в конце декабря 1922 года Петра Чардынина заманивают в СССР,
и он отбывает главным режиссером в Москву, по приглашению созданного там "Кинематографического товарищества 
"Елин-Задорожный и Ко".

 

Прим. КиноБлога: сотрудничество Чардынина с новой компанией продлилось всего пару месяцев и весной 1923-го года он принял другое, более амбициозное предложение - вернулся в Одессу, для участия в съемках фильмов производства ВУФКУ (Всеукраинское фотокиноуправление).
В Одессе затем он снял 26 фильмов.

 

В общем, амбициозный Чардынин, обиженный на рижскую прессу и кинокритиков,  - в Москве, а после его отъезда Вилис Сеглиньш надломлен, и "Латвияс Филма" окончательно чахнет.

 

КИНОБЛОГ не будет смаковать отзывы критиков на первые латвийские "кинопромышленные" фильмы, произведенные студией Чардынина-Сеглиньша. Кто-то считает, что их киноработы латвийского периода заслужили критику, кто-то считает - незаслуженно. КИНОБЛОГ лишь даст вам, дорогой читатель два аргумента для ваших собственных умозаключений. Во-первых, весь шоубиз везде и всегда имел и имеет "повышенную температуру" во взаимоотношениях профессионалов, будучи настоящим серпентарием, где красиво улыбаются и всем только на публику. Во-вторых, жестокая конкуренция, в которой любые методы хороши. В том числе и "заказуха". Не забывайте, "Латвияс Филма" была первой попыткой на промышленном уровне создавать национальные фильмы. И критика могла быть "проплаченно" организована со стороны контор, прокатывающих американское и европейское кино. Тем более, что многие критические публикации выходили в рижской прессе до премьеры (!?). В общем, давайте просто снимем шляпу перед его старшим соратником (П. Чардынин) и перед человеком, который стоял у истоков национального латвийского кино и таковым останется навсегда. Это Вилис Сеглиньш.

 

А в завершение поста КИНОБЛОГ лучше расскажет о том, как снималась «первая большая латвийская фильма». Да, именно так, фильма, а не фильм в начале 20-го века назывались киноленты в то время. Собственно, кинопленку тогда тоже называли фильмой.

 

По сути, художественный фильм "В вихре времени" - первый национальный ко-продукционный проект.  Вот как это было. В конце апреля 1921-го года Петр Чардынин прощается в зале Logenhaus с берлинской публикой двумя бенефисами с участием актерского состава кинокартины «Дубровский, атаман разбойников» - Т.Дуван, Л. Потехиной, В. Вронского, О. Рунича, Г. Ратова (трое последних станут впоследствии очеь знамениты, а Григорий Ратов спустя много лет получит свою звезду на голливудской Аллее славы. Пост КИНОБЛОГа про Грегори Ратоффа - "Крёстный папа Бонда" - читайте ЗДЕСЬ.) В июне 1921-го он вместе с Андреем Громовым и некоторыми актерами МХТ (Московского Художественного театра) прибывает поездом в Ригу, где приступает к съемкам "В вихре времен". Сценарий к фильму написан Янисом Акуратерсом (Jānis Akuraters), одним из вдохновителей Латвийского Национального театра. А 18 августа 1921 года прошел закрытый показ картины. Реклама публичных показов фильма, которые начались спустя неделю, 23 августа, гласила буквально следующее: "Премьера "кинодрамы в 6-ти частях Я. Акуратера" состоится в кинотеатре «Гранд-Кино» по адресу ул. Романовская (ныне Лачплеша, 52/54). Первый экземпляр будет демонстрироваться только в одном кино Риги, после чего будет отослан к эстам и литовцам. Остальные экземпляры отсылаются в Западную Европу".

 

В середине 20-х годов Вилис Сеглиньш уходит из киноиндустрии Латвии и остается только в индустрии театральной:

  • В период 1929 -1940 годов - режиссёр Кулдигского театра.

  • В период 1941-1945 годов - режиссер художественного департамента.

  • В период c 1946-го года и до ухода на пенсию в 1956-м году - режиссер в различных малых театрах в районах Латвии.

Последний путь

 

Вилис Сеглиньш умер 30 марта 1961 года в возрасте 78-ми лет, похоронен на Лесном кладбище (Meža kapos) в Риге.

 

P.S. При подготовке поста КИНОБЛОГ использовал информацию с портала 
http://www.russkije.lv/ru/ Института Русского культурного наследия Латвии и с сайта http://www.rigacv.lv/ рижского Благотворительного Фонда развития культуры.

Вилис Сеглиньш (Vilis Segliņš) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

Please reload

DMSD в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram
Поиск по тегам
Please reload

Pink_DMSD_promo pic_HQ.jpg
Khalid_DMSD_promo_HQ.jpg
Deep-Sleep_DMSD_fx1_LQ.jpg

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на iTunes
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • Facebook Clean Grey
  • Vkontakte - Grey Circle
  • Twitter Clean Grey
  • Grey Instagram Icon

This site complies with the GDPR law.

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding