Несомненно, у неё было много профессиональных достоинств, без них не становятся дважды номинантами на Оскар. Но в назидание потомкам именно факт смерти от собственной злостной привычки курения, КиноБлог вынес в заголовок и в начало поста о ней. Будучи заядлой курильщицей, не впервые она заснула в постели с зажженной сигаретой, но на этот раз случился пожар и она получила сильные поверхностные ожоги. Три дня спустя она умерла в больнице от инсульта, спровоцированного ожогами и поражением легких от курения.

 

Русская и американская театральная и кино актриса, театральный педагог Мария Успенская (Maria Ouspenskaya) родилась 29 июля 1876 года в г. Тула, Российская империя (ныне г. Тула - административный центр одноименной области в составе РФ).

 

Прим. КиноБлога. Дата рождения Марии Успенской оспаривается. Например, альтернативный вариант года рождения - 1887-й (см. фото ниже) - указан на её американской могиле.

 

Полное имя - Мария Алексеевна Успенская.

 

Один из устойчивых творческих псевдонимов - мадам Успенская (Madame Ouspenskaya).

 

Про родителей и семью

 

Мария Успенская родилась в адвокатской семье.

 

Отец - Алексей Успенский.

 

Своей семьи у Марии Успенской не было, как не осталось и наследников.

 

Про образование

 

Сначала Мария Успенская училась вокальному мастерству в Варшаве, в Варшавской консерватории, затем продолжила оперное обучение в Москве.

 

Уже будучи за 30, решила перекваливицироваться в актрисы.
Актёрскому мастерству училась с 2011-го года в той же Москве, в скандально известной школе драмы Александра Адашева.

 

Прим. КиноБлога. Александр Иванович Адашев (1871-1934?, настоящая фамилия — Платонов) — русский актёр и театральный педагог. Служа актером в Московском художественном театр (MХТ), в 1906-м году он стал главой частной драматической школы собственного имени, и в числе преподавателей его школы отметились такие мастера как Леопольд Сулержицкий, Ричард Болеславский (пост КиноБлога о Ричарде Болеславском читайте ЗДЕСЬ), Василий Качалов, Василий Лужский и Нина Литовцева. Вскоре курсы стали очень популярными и приобрели статус предварительной школы для актеров, желающих присоединиться к MХТ. Среди выпускников школы Адашева числятся Евгений Вахтангов, Серафима Бирман, Владимир Готовцев, Мария Дурасова и героиня этого поста Мария Успенская. Курсы были свернуты в 1913-м году, когда большинство студентов и наставников ушли из школы, а сам Адашев, обвиненный в «нарушении норм морали», был вынужден покинуть и МХТ и Москву. Он провел остаток своей жизни, работая в российской провинции и в Киеве.

 

Карьера в кино. Начало

 

Начинала свою творческую карьеру Мария Успенская как театральная актриса.
С 1912-го по 1916-й она гастролировала по Российской империи, р
аботая в провинциальных театрах.

 

В 1917-м году Мария Успенская была принята в МХТ, где работала под руководством Константина Станиславского. И в итоге исполнила до начала эмиграции более 100 ролей на театральной сцене.

 

За год до официального зачисления в МХТ, в 1916-м, она дебютировала в российском художественном кино.

 

Первые роли Марии Успенской на экране:

  • "Ничтожные" (Россия, 1916), режиссер Александр Волков. Пост КиноБлога об Александре Волкове читайте ЗДЕСЬ;

  • "Сверчок на печи" (Россия, 1916), режиссер Борис Сушкевич. В этом фильме в главной мужской роли снялся легендарный в последующем Михаил Чехов. Пост КиноБлога о Михаиле Чехове читайте ЗДЕСЬ;

  • "Цветы запоздалые" (Россия, 1916), режиссер тоже Борис Сушкевич.
    В этом фильме в главной женской роли снялась легендарная в последующем Ольга Бакланова, с которой в Америке они станут подругами.
    Пост КиноБлога об Ольге Баклановой читайте ЗДЕСЬ.

 

Но после попадания в МХТ про кино Мария Успенская "вспомнила" всего 2 раза, в 1918-м и 1920-м годах. КиноБлог уже много раз писал о том, что Станиславский и Немирович-Данченко фактически запрещали актерам своих трупп сниматься в кино, не считая кинематограф искусством.

 

Всего за годы служения театру в России Мария Успенская исполнила на театральной сцене более 100 ролей.

 

И именно театр круто изменил её судьбу, причем, еще дважды с момента когда она перестала быть оперной певицей и стала театральной актрисой:

  1. сначала она эмигрировала в в США с помощью театральных гастролей;

  2. затем она дебютировала в американском кино из-за успеха и самой пьесы на Бродвее и ее роли в ней.

 

Эмиграция в США

 

Для Марии Успенской это не была эмиграция в чистом виде. Это было "невозвращение", не возвращение с гастролей.

 

Прим. КиноБлога. Гастроли МХТ, всю осень 1922 года путешествовавшего по Европе, открылись в Нью-Йорке в понедельник 8 января 1923 года в театре AlJonson на 59-ой Стрит. В первый сезон, продлившийся до 2 июня 1923 года, театр показал американскому зрителю Нью-Йорка, Чикаго, Филадельфии, Бостона спектакли «Царь Фёдор», «Три сестры», «Вишневый сад», «На дне» и концерт, составленный из «Провинциалки» и трех сцен из «Братьев Карамазовых». Вернувшись на второй сезон (ноябрь 1923 - май 1924) мхатовцы расширили не только территорию гастролей, но и репертуар. Показ спектаклей начался в 19 ноября 1923 года спектаклем «Братья Карамазовы» и завершился 10 мая 1924 года спектаклем «Вишневый сад». Спектакли «Трактирщица» К. Гольдони, «Вишневый сад», «Иванов» «Иванов» А.П. Чехова, «На дне» M. Горького, «На всякого мудреца довольно простоты» А.H. Островского, «Братья Карамазовы», «Царь Фёдор» А.К. Толстого, «Хозяйка гостиницы», «У жизни в лапах», «Доктор Штокман» Г. Ибсена, «Смерть Пазухина», «Дядя Ваня» А.П. Чехова были показаны зрителям десятка городов - Нью-Йорка, Филадельфии, Бостона, Нью Хейвена, Хартфорда, Нью-Арка, Бруклина, Вашингтона, Питсбурга, Кливленда, Чикаго, Детройта. В течение 2-х сезонов за 12 месяцев своих гастролей в США МХТ дал 380 представлений - больше, чем количество дней, проведенных за океаном (играли по 8 раз в неделю и почти без выходных). Поездка МХТ очень быстро превратилась в «русскую театральную революцию», которая потрясла театральную Америку. Критики говорили о «завоевании Америки русским театром», о том, что в Нью-Йорке «художественники» обрели «третий дом» (после Москвы и Петрограда).

 

Станиславский в своих воспоминаниях утверждал, что после гастролей "Теперь в Америке МХТ считается американским театром».

 

А Америка становится новым домом для десятка членов труппы, включая Ричарда Болеславского и Марию Успенскую. Именно во время первого этапа американских гастролей МХТ в 1923-м году они решают остаться в Нью-Йорке и не возвращаться в СССР.

 

Прим. КиноБлога. Скорее всего, успех первых американских выступлений МХТ и активный интерес молодых американских актеров к системе Константина Станиславского на основе его персонального гастрольного тура с лекциями по США побудили их двоих открыть школу драматического искусства.

 

Преподавательская деятельность

 

Мария Успенская - авторитетный американский театральный педагог и актерский репетитор. Она - один из 2-х соучредителей знаменитого в прошлом Американского театра-лаборатории.

 

Прим. КиноБлога 1. Американский театр-лаборатория (the American Laboratory Theater или the American Laboratory Theatre или the Lab) - это одновременно и театральная школа и театральная компания. Это была субсидировавшаяся (частными лицами и компаниями) организация, которая в целях поиска финансирования проводила публичные кампании по сбору средств. Сама школа была известна как Институт театрального искусства (the Theatre Arts Institute). Была основана в 1923-м году Ричардом Болеславским и Марией Успенской и в качестве метода обучения продвигала систему Станиславского. Школа давала театральные постановки с 1925-го по 1930-й год. Располагаясь все время в Нью-Йорке, театр и школа просуществовали с 1923-го по 1933-й год (год, когда они само-ликвидировались), а их создатели стали первыми в Америке пропагандистами идей Станиславского. В течение 11-ти лет существования через школу Марии Успенской/Ричарда Болеславского/Марии Германовой прошло около 500-т учеников [7]. Среди них были будущие авторитеты - Ли Страсберг (Lee Strasberg), Гарольд Кларман (Harold Clurman) и Стелла Адлер (Stella Adler), ведущие преподаватели из тех, кто и по сегодняшний день продолжает оказывать большое влияние на американскую театральную и экранную индустрии. В период существования ALT скауты американского радио и кино были частыми гостями школы. Кстати, если проводить аналогии - ALT "продержался" на целых 2 года дольше, т.к. основанная Ли Страсбергом и Гарольдом Кларманом по аналогии с ALT школа-театр под названием Групповой театр (the Group Theater) просуществовала с 1931-го по 1940-й год.

 

Прим КиноБлога 2. Школа и методы Станиславского в США долгое время поддерживалась благодаря актёрским студиям типа школы Болеславского-Успенской, и, конечно, благодаря также и прославленному актёру Михаилу Чехову, который впоследствии от системы своего учителя отошел и основал школу с элементами собственной методики. Читайте об этом в посте КиноБлога про Михаила Чехова ЗДЕСЬ.

 

В 1929-м году Мария Успенская образовала свою школу актерского мастерства, назвав её собственным именем - Школа драматического искусства Марии Успенской (the Maria Ouspenskaya School of Dramatic Arts).

 

В 1936-м году, когда она переехала в Голливуд, она перевела свою школу туда, где она (школа) просуществовала до 1943-го года.

 

В первое время пребывания на Западном побережья США, чтобы поправить свое финансовое положение, Мария Успенская организовала еще и платную школу танцев - в одном из помещений на улице Вайн (Vine St.) в Лос Анджелесе.

 

 

Карьера в кино. Американское начало

 

Как театральная актриса Мария Успенская была занята во многих бродвейских постановках, правда, преимущественно в возрастных ролях.

 

Выступая с пьесой "Додсуорт" ("Dodsworth") на Бродвее с 1934-го года вместе со своими учениками, она обратила особое внимание на свою роль - немецкую баронессу фон Оберсдорф (the German Baroness Von Obersdorf) в сценической адаптации одноименного романа Синклера Льюиса (Sinclair Lewis). Вместе с Уолтером Хьюстоном (Walter Huston), исполнителем роли Додсуорта, американского бизнесмена на пенсии, рогоносца, одержимого молоденькой женой, она была выбрана американским продюсером еврейско-польско-российского происхождения Сэмюэлом Голдвином (Samuel Goldwyn) для повторения успеха в одноименном фильме-адаптации с помощью режиссера Уильяма Уилерса (William Wyler’s) выпущенном на студии Голдвина в 1936-м году.

 

И в спектакле и в фильме жена Додсуорта планирует выйти замуж за гораздо более молодого мужчину, которого останавливают несколько разрушительных слов от пожилой матери в исполнении Марии Успенской.

 

Можно сказать, этот спектакль принес ей и кино дебют и номинацию на «Оскар». 

 

Уолтеру Хьюстону этот спектакль и фильм, кстати, тоже принес номинацию на  Оскар, за главную мужскую роль, первую из 4-х. В 1948-м году, в фильме своего сына он получит Оскара за главную мужскую роль, а его сын Джон Хьюстон - Оскара за режиссерскую работу - Сокровища Сьерра-Мадры ("The Treasure of the Sierra Madre", 1948).

 

Карьера в кино. Саммэри

 

Начало американской кинокарьеры Марии Успенской удалось на славу. Кинодебют в 1936-м, когда ей уже было почти 60 (!!!) лет, сразу же ей принес и известность как кино актрисы и номинацию на Оскара.

 

Мария Успенская - одна из немногих женщин, родившихся в Российской империи, СССР или Российской Федерации, кто или получил престижного Оскара или его номинацию. Более того, она это сделала дважды.

 

Номинации Марии Успенской на "Оскар":

  • 1936 - Лучшая актриса второго плана - "Додсворт" ("Dodsworth", 1936), за роль баронессы фон Оберсдорф ;

  • 1939 - Лучшая актриса второго плана - мелодрама "Любовный роман" ("Love Affair", 1939), за роль бабушки Жану

 

Прим. КиноБлога. В 1936-м году Мария Успенская стала первой актрисой, которая получила оскаровскую номинацию за свой американский кино дебют.

 

Все это более чем удивительно, ведь до конца жизни Мария Успенская, обладавшая маленьким ростом (155 см), так и не избавилась от своего сильного ярко выраженного славянского акцента, а в фильмах, где она получила свои номинации её роли на экране длились всего 4 и 10 минут соответственно.

 

А в 1946-м году «Оскар» был присужден её ученице — Энн Бакстер (Anne Baxter).

 

Прим. КиноБлога. Известный в Голливуде факт - преподаватель и тогда неизвестная еще ученица из аристократической семьи часто схлестывались между собой на уровне темпераментов.

 

Карьера Марии Успенской в американском кино стала процветать с переездом в Лос Анджелес после успеха её дебютного фильма. Именно там она и снялась во всех своих остальных (19-ти) фильмах.

 

Общая фильмография Марии Успенской:

  • как актрисы большого кино (в США) - 20 ролей;

  • как актрисы в короткометражках (в Российской империи и СССР) - 6 фильмов.

 

 

Прим. КиноБлога: В списке из 6-ти короткометражек вызывает резонные вопросы приписываемое Марии Успенской участие в съемках советского фильма "Танька-трактирщица" (1929). В эти годы (в 1928-1929-м) она уже находилась США и проживала и работала в Нью-Йорке. Т.к. она осталась в США как "невозвращенка", риск уехать на съемки в СССР и не вернуться оттуда был велик. Возможно, для съемок эпизода фильма Марию Успенскую просто подсняли в Нью-Йорке и потом вставили этот фрагмент в фильм... Или как вариант, ответы кроются в самом фильме Бориса Светозарова, цифровая копия которого гуляет по просторам интернета.

 

Мария Успенская - знаковая фигура для американского кино:

  • её биография приведена в книге «Актрисы определенного персонажа: 40 знакомых голливудских лиц с тридцатых до пятидесятых» Акселя Ниссена ("Actresses of a Certain Character: Forty Familiar Hollywood Faces from the Thirties to the Fifties" by Axel Nissen);

  • её профиль указан в сборнике «Характерные персонажи в фильмах ужасов и научной фантастики, 1930-1960» Лоуренса Роу ("Character Actors in Horror and Science Fiction Films, 1930-1960" by Laurence Raw, 2012).

 

Помимо упомянутых выше фильмов, наиболее известна Мария Успенская зрителям по следующим кино работам:

  • графиня Пелагея Валевска (Countess Pelagia Walewska) - в исторической драме студии MGM "Покорение" ("Conquest", 1937) с Гретой Гарбо (Greta Garbo) в главной женской роли. Пост КиноБлога об её избраннике Олеге Кассини читайте ЗДЕСЬ. Среди русских кино эмигрантов в этом фильме: Владимир Соколов, Алекс Акимов, Ада Кузнецова;

  • Махарани (Maharani) - в приключенческой драме студии 20й век Фокс "Пришли дожди" ("The Rains Came", 1939);

  • Ольга Кирова (Madame Olga Kirowa) - в американском римейке знаменитого фильма - мелодрама "Мост Ватерлоо" ("Waterloo Bridge", 1940) от студии MGM;

  • старая цыганка Малева (Maleva) в фильме ужасов студии Universal "Человек-волк" ("The Wolf Man", 1941);

  • Ама (The Amah) - в фильме в жанре криминальная драма "Жестокий Шанхай" ("The Shanghai Gesture", 1941), в числе звезд фильма - русские кино эмигранты Иван Лебедев, Михаил Разумный и Михаил Далматов;

  • мадам фон Элн (Madame von Eln) - в фильме в жанре мистическая драма "Кингс Роу" ("King Row", 1942), в этом фильме - одна из 57-ми ролей будущего американского президента Рональда Рейгана в кино;

  • она же, старая цыганка Малева - в фильме ужасов студии Universal «Франкенштейн встречает Человека-Волка» ("Frankenstein Meets the Wolf Man", 1943);

  • Королева амазонок (Amazon Queen)  - в культовом приключенческом боевике студии RKO Radio Pictures "Тарзан и амазонки" ("Tarzan and the Amazons", 1945);

  • Мария - в вестерне "Вайоминг" ("Wyoming", 1947).

 

Последняя киноработа — мадам Карина (Mme. Karina) в фильме "Поцелуй во тьме" ("A Kiss in the Dark", 1949).

 

На съёмочной площадке Мария Успенская всегда была властной и требовательной, а на съёмках своих последних фильмов настаивала на том, чтобы в титрах она значилась как мадам Мария Успенская.

 

И снималась она до самых последних дней своей жизни. Комедия студии Warner "Поцелуй во тьме" вышла на экраны за 8 месяцев до смерти Марии Успенской в результате несчастного случая.

Мария Успенская умерла в возрасте 73* года от инсульта и ожогов тела и ног 3 декабря 1949 года в Лос Анджелесе, Калифорния, США.

 

Кремирована и 20 января 1950 года похоронена на мемориальном кладбище Forest Lawn Memorial Park Cemetery в Глендейле.

 

Прощание проходило 6 декабря 1949 года по адресу 5959 Бульвар Санта-Моника, напротив кладбища. На мероприятии присутствовало более 150-ти человек из мира киноиндустрии, в том числе отметились и известные русские кино эмигранты, такие как Амир Тамиров и Леонид Кински.

 

Прим. КиноБлога. И по факту смерти в дату рождения Марии Успенской была внесена дополнительная путаница. В сертификате ее смерти был указан возраст 62 года, в документах коронера - 68 лет.

 

С большой печалью следует признать факт, что Мария Успенская провела свои последние годы в Голливуде в бедности, а ее мизерное наследие растворилось среди коллекционеров, а, затем, относительно недавно всплыло в публичном аукционе вновь - в мае 1989 года голливудский Collectors Bookstore предлагал личную коллекцию Успенской, состоявшую в основном из постеров, фотографий и вырезок из газет, за цену 300-400 долларов. Эта цена соответствовала оценке всего имущества Марии Успенской на день ее смерти... The Hollywood Citizen-News 13 января 1950 года скурпулезно подсчитала ее наследство в 358 долларов.

 

Прим. КиноБлога. Возможно, Мария Успенская прожила бы и дольше, но т.к. у нее не было медицинской страховки не было личных сбережений, её на следующий день после получения ожогов из платной больницы перевезли на большое расстояние в бесплатный пансион для работников местной киноиндустрии (the Motion Picture & Television Country House and Hospital). Находившимся и в менее тяжелом состоянии пострадавшим и больным такая тряска обходилась не легко...

 

Актерский репетитор на все времена

 

Мария Успенская передала на практике свое видение актерского мастерства многим в США и в Голливуде, кого-то из известных научила даже танцам.

 

Но из известных печатных свидетельств её обучающих программ осталось, пожалуй, лишь одно - раздел в книге Ричарда Болеславского "Лицедейство: Первые 6 уроков" (Acting: The First Six Lessons: Documents from the American Laboratory Theatre). Несмотря на то, что автором указан лишь один, в приветственном слове редактора переизданной книги резонно утверждается, что Ричард Болеславский не написал бы этой книги без материалов и подсказок Марии Успенской, которая в их совместной школе отвечала за практические занятия со студентами. И в книге есть отдельная глава - Notes on Acting with Maria Ouspenskaya. Глава была добавлена к новой редакции книги и была основана на 4 эссэ, впервые изданных с 1954-го по 1955-й годы в American Repertory Theater: The Art Magazine в Голливуде с помощью её бывшей ассистентки Гэрриет Пратт (Harriet Pratt). Сама книга была впервые издана в 1933-м году в Нью-Йорке, а переиздана с добавленными материалами в США и Канаде в 2010-м году.

Мария Успенская (Maria Ouspenskaya) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

Please reload

DMSD в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram
Поиск по тегам
Please reload

Pink_DMSD_promo pic_HQ.jpg
Khalid_DMSD_promo_HQ.jpg
Deep-Sleep_DMSD_fx1_LQ.jpg

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на iTunes
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • Facebook Clean Grey
  • Vkontakte - Grey Circle
  • Twitter Clean Grey
  • Grey Instagram Icon

This site complies with the GDPR law.

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSD Film Club и DMSD Ru Films - торговые марки DomMedia Holding