top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Предреволюционный дебют | Николай Топорков, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Его дебют в кино - оператором-постановщиком случился на русском немом документально-художественном фильме, осветившем самое скандальное уголовное дело в предреволюционной России.

Прим. КиноБлога. Этот пост получился достоверным благодаря помощи

прямых потомков героя поста:

  • Анны-Марии Топорковой, дочери его сына, и

  • Сильвейн Топорковой.

 

Французский, немецкий, шведский и русский кино оператор Николай Топорков (Nicolas Toporkoff) родился 20 июня 1885 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Николас Топоркофф - "европеизированно-облагороженный" вариант его настоящих русских имени и фамилии.


Полное имя при рождении:

  • Николай Павлович Топорков.

В титрах его имя и фамилия в последние годы карьеры указывалась на латинице как Nikolai Toporkoff.

Своеобразное возвращение к корням - от Николаса к Николаю.

Топорковы была довольно распространенной фамилией в России.

Топорков Вячеслав Евгеньевич, член Московского родословного общества, располагает максимально возможно полными данных о восходящем и нисходящем родстве Топорковых из разных мест России.

Прим. КиноБлога. Самый известный однофамилец Николая Топоркова из творческой среды - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог Василий Осипович Топорков (1889-1970), Народный артист СССР (1948) и РСФСР (1938).

Про родителей и семью

Николай Топорков - из семьи состоятельного московского коммерсанта.

Родители Николая Топоркова:

  • Отец - Павел Дмитриевич Топорков (1858 - 1915)

  • Мать - Анастасия Никифоровна Симбирская (1858 - 1925, Москва)

Николай Топорков был 2-м по старшинству среди 6-ти детей своих родителей (пяти братьев и сестры):

  • Александр Топорков (1880 - 1935, Агадир, Марокко)

  • Михаил Топорков (24.11.1887, Москва - 1944)

  • Екатерина Топоркова (1894 - 1974, Москва)

  • Дмитрий Топорков (1915, умер в год рождения)

  • Владимир Топорков (данные у французской ветви рода Топорковых отсутствуют)

Супруга:

  • Катерина Пачковская (Catherine Pachkowsky, 24.08.1890, Вильна, Российская империя - 14.08.1973, Шель, восточный пригород Парижа), период брака: 15.03.1921 - 20.06.1965, брак оборвался смертью супруга.

Дети в браке у Николая Топоркова и Катерины Пачковской:

  • Тамара Топоркова (Tamara Toporkoff, 03.04.1910, Ялта - 08.02.1986, Париж);

  • Константин Топорков (Constantin Toporkoff, 21.10.1913, Ст.-Петербург - 19.01.1999, Париж).

Внучка (по сыну):

  • Анна-Мария Топоркова (Anne-Marie Toporkoff), французский фотограф

Внук (по сыну):

  • Мишель Топорков (Michel Toporkoff)


Внучатая племянница:

  • Сильвейн Топоркова (Sylviane Toporkoff).

Про образование

До 1910-го года, до своего 25-летия, Николай Топорков проживал за границей, где и смог получить практическое обучение в качестве оператора.

Карьера в кино. Начало


В 1910-м году французская кинокомпания Gaumont нанимает Николая Топоркова кинооператором - для съемки кинохроники в родной для него Российской империи.

И 5 лет (1910 - 1914) Николай Топорков работает в российском филиале компании «Гомон».

В 1913-м Николай Топорков как оператор-документалист получает приглашение киевского режиссера Иосифа Сойфера (прим. КиноБлога: в годы поздней эмиграции - Осипов) помочь ему зафиксировать кадры одного важного судебного процесса.


Так Николай Топорков попадает работать на свой 1-й полнометражный фильм:

  • «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса» — документально-игровую кинокартину по взбудоражившему всю дореволюционную Россию киевскому судебному делу Менахема Бейлиса периода 1911-го - 1913-го годов.

Иосиф Сойфер монтирует кинокартину и сразу же продает ее за границу, где фильм шёл в разных странах Западной Европы и США под названием "The Beilis Case". Поэтому в царской России он не был известен.

Прим. КиноБлога. Не путать вышеуказанный дебютный фильм Николаса Топоркова со 2-й документально-художественной драмой, снятой в царской России по следам нашумевшего дела Бейлиса, которое, к слову, не дает покоя и самым знатным юристам и в наши дни, например, Генри Резнику, - это фильм "Дело Бейлиса" с датой выпуска на экраны уже только в революционном 1917-м году и получивший целую серию альтернативных названий: "Процесс Бейлиса", "Вера Чибиряк, или Кровавый навет", "Правда о деле Бейлиса", "Кровавый навет", киевская киностудия "Светотень", режиссёр - Николай Брешко-Брешковский; кинокартина сохранилась частично.

Начавшаяся в 1914-м году 1-я мировая война вносит коррективы в начальную фазу кино карьеры Николая Топоркова.

В последующий 2-х летний период (1915-й - 1916-й годы) Николай Топорков снимает кинохронику для Скобелевского комитета.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Скобелевский комитет - благотворительная организация, учрежденная 26 ноября 1904 года в связи с Русско-Японской войной. Устав организации подписан 16 июня 1905 года. Первоначальное название – «Комитет имени генерал-адъютанта М. Д. Скобелева для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам». Находился под высочайшим покровительством российского императора и располагался в Санкт-Петербурге по адресу: Мытнинская ул., 27; дом существует и поныне, в советское время имел адрес 10-я Советская, 15, но теперь старое название и нумерация возвращены.

С 1917-го года Николас Топорков работает уже в кинофирме Иосифа Ермольева, которая называлась "Торговый дом "И. Ермольев" (пост КиноБлога о Иосифе Ермольеве читайте ЗДЕСЬ).

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Компания в форме товарищества "Торговый дом "И. Ермольев" была основана в Москве в 1915-м году Иосифом Ермольевым, уже работавшим на тот момент в киноиндустрии царской России - он был одним из 3-х совладельцев кинопрокатной фирмы «Ермольев, Зархин и Сегель», зарегистрированной в г. Ростов-на-Дону. В 1918-м году компания открыла съёмочный филиал в г. Ялта. За весь период существования в России (с 1915-го и до прекращения деятельности в 1920-м году) выпустила более 120 наименований фильмов.

И до своей эмиграции из России, и до эмиграции Иосифа Ермольева вместе со своей студией из России во Францию, документально подтверждено, что Николай Топорков как оператор-постановщик успел поучаствовать в производстве только одного фильма московского ермольевского кино ателье:

  • "Кулисы экрана" (1917), альтернативное название: "Разбита жизнь безжалостной судьбой", режиссеры фильма: Георгий Азагаров и Александр Волков.

Премьера состоявшего из 2-х частей фильма случилась в Москве 28 ноября 1917 года.

И хотя киностудии Ермольева с конца ноября 1917-го и до отъезда в Европу из Крыма в феврале 1920-го года удалось снять в своем филиале в Ялте и выпустить на экраны еще с десяток фильмов, скорее всего, 32-35-ти летнему Николаю Топоркову еще трудно было конкурировать за главное место у кинокамеры с такими ермольевскими мэтрами как Федор Бургасов и Николай Рудаков. Поэтому, возможно, он лишь помогал выполнять вспомогательные работы.

Как сейчас сказали бы, работал 2-м оператором и т.д.

Про эмиграцию во Францию

Согласно документам Николас Топорков зарегистрировался в г. Париж, Франция как эмигрант 1 марта 1921 года.

Фактически же Николай Топорков попал во Францию вместе с костяком кино группы Иосифа Ермольева на год раньше. Они эвакуировались из порта Ялты 10 февраля 1920-го года, т.е. еще до того, как из Крыма эвакуировались врангелевцы.


В этот костяк вошли:

Перекантовавшись пару месяцев в османском Константинополе, в апреле 1920-го года группа Ермольева (Николай Топорков по-прежнему в их составе) отправилась во французский Марсель, а в начале мая перебралась в Париж, где в парижском пригороде Монтрё-сю-Буа Иосиф Ермольев арендовал бывший павильон фирмы «Братьев Пате» и развернул там первые съёмки, и под начавшееся французское кино производство зарегистрировал компанию "Ermolieff-Cinema".

1-я кино работа Николаса Топоркова в эмиграции стала 1-м фильмом и студии Иосифа Ермольева в эмиграции:

  • «Агрессивное приключение» или «Ужасная авантюра» («L`Angoissant Aventure» 1920), с Натальей Лысенко и Камиллой Барду в главных женских ролях и с Иваном Мозжухиным в главной мужской роли, сценарий в соавторстве — Иван Мозжухин, режиссер - Яков Протазанов, операторы - Николай Топорков и Федот Бургасов (прим. КиноБлога: Федор Бургасов поменял имя на Федот в эмиграции).

Прим. КиноБлога. Историческая справка. В советском кинопрокате, когда еще в СССР разрешено было показывать фильм, снятые за рубежом с участием русских кино эмигрантов, фильм назывался «Когда дьявол спит». В 1924-м году появился запрет ни импорт таких фильмов в СССР. Одной из причин была высокая популярность "эмигрантского" кино у советских зрителей. Так новая власть боролась одновременно и с инакомыслием и с конкуренцией.

Премьера "Ужасной авантюры" состоялась 19 ноября 1920 года в кинотеатрах Парижа.

А на следующий год, в 1921-м году, вместе с немецким оператором польско-еврейского происхождения Джозефом Луи Мундвиллером (Joseph-Louis Mundwiller) Николас Топорков снимает свой 2-й фильм, экранизацию Ги дэ Мопассана под режиссурой Виктора Туржанского - "Порядок" ("L'Ordonnance"), в главной женской роли - Наталья Кованько.

Прим. КиноБлога. Можно сказать, Николасу Топоркову в начале карьеры оператора художественного кино повезло с учителями. Сначала Николай Рудаков и Федор Бургасов, и вот теперь Мундвиллер, он же Ежи или Георг Мейер (Jerzy/Georges Meyer), оператор, стоявший у истоков зародившегося в конце 1900-х годов национального русского кино. Ежи/Георг Миллер до отъезда из Советской России успел в России царской снять порядка 20-ти фильмов как оператор, в их числе "Москва под снегом" (1909), "Петр Великий" (1910), "Анна Каренина" (1911). Было чему получиться Николаю Топоркову.

Николай Топорков натурализовался в составе всей своей семьи как французский гражданин 19 августа 1927 года. А следующий 1928-й год стал последним в работе киностудии "Альбатрос", выстроенной Александром Каменкой на основе "Ермольев-Синема".

Легендарной французской кино эмигрантской студии, где Николаю Топоркову привелось поработать с такими эмигрировавшими из России русскими режиссерами (в дополнение к уже упомянутым выше) как:

  • Николай Маликов, Владимир Стрижевский и Федор Оцеп.


Кто-то из них сбежал не только из России из-за русской революции в континентальную Европу, а двинулся дальше: например, Михаил Чехов в Великобританию, Иван Мозжухин и Виктор Туржанский в США, и т.д.

А Николай Топорков, изменив свое имя Николай на франкоязычное Николас, и поработав до 1930-го года включительно на съёмках нескольких кинофильмов в Берлине, Германия (на легендарной студии UFA и других), возвращается и поселяется во Франции уже на постоянной основе, где он проведет всю оставшуюся часть своей кино карьеры.

2 последних его немецких фильма:

  • драма "Белый дьявол" ("Der weiße Teufel", 1930), по роману Льва Толстого "Хаджи Мурат", студия UFA, режиссер Александр Волков, продюсеры Ной Блох и Георгий Рабинович, один из 3-х композиторов - Михаил Левин, дизайн костюмов - Борис Билинский, директор производства и 2-й режиссер - Анатоль Литвак, в ролях такие русские кино эмигранты как: Иван Мозжухин, Лидия Потехина, Сергей Жаров, Алексей Бондырев, Александр Мурский, Георгий Серов;

  • мелодрама "Тройка" ("Troika", 1930), адаптация одноименной новеллы, один из первых немецких звуковых фильмов (прим. КиноБлога: в фильме были применены музыка и звуковые эффекты, но актеры еще не говорили), студии Hisa-Film-Vertrieb и Usunia Produktion, режиссер Владимир Стрижевский, один из 3-х сценаристов - Михаил Залкинд (прим. КиноБлога: родоначальник продюсерской династии Залкинодов - Илья Залкинд и Александр Залкинд), в ролях такие русские кино эмигранты как: Михаил Чехов и Ольга Чехова, Александр Полонский, Борис Алекин.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Годы активности Николая Топоркова в кино - 42 года:

  • 1913 - 1954.

Общая фильмография (подтвержденная) Николая Топоркова как кино оператора –

  • в большом кино - 83 фильма (2 из них в России, 8 - в Германии, 1 в Швеции);

  • в короткометражном кино - 7 фильмов.

Для ТВ Николай Топорков никогда не работал.

Историки кино считают что с художественной точки зрения художественные фильмы, в которых принимал участие Николай Топорков как оператор-постановщик, был довольно посредственными, но это ни в коме случае не умаляет его заслуг как квалифицированного кино оператора, умевшего находить язык с самыми разными режиссерами.


И его выбирали, и выбирал и он, вот кино режиссеры, на чьих картинах наиболее часто работал оператором-постановщиком Николас Топорков:

  • Александр Волков - 7 фильмов;

  • Пьер Биллон (Pierre Billon) - 7 фильмов;

  • Рене Шанас (Rene Chanas) - 5 фильмов;

  • Марсель Л'Эрбие (Marcel L'Herbier) - 3 фильма;

  • Марк Аллегре (Marc Allégret) - 2 фильма;

  • Саша Гитри (Sacha Guitry, французский режиссер и сценарист русского происхождения) - 2 фильма, оба в 1948-м году

Наиболее известен зрителям во всем мире Николай Топорков по следующим кино проектам:

  • 1923 - фильм из 10-ти новелл "Дом тайн" ("La maison du mystère");

  • 1923 - трагикомедия "Огненный мангал" ("Le brasier ardent");

  • 1924 - драма "Душа художника" или "Сердце актрисы" ("Âme d'artiste");

  • 1926 - приключенческий исторический фильм "Михаил Строгов" ("Michel Strogoff"), режиссер - Виктор Туржанский;

  • 1927 - франко-немецкая биографическая драма "Казанова" (название в мировом прокате "The Loves of Casanova"), в ролях: Иван Мозжухин и Диана Каренни, Нина Кошец, Ольга Дей, Наталья Лысенко, Дмитрий Дмитриев и другие;

  • 1927 - биографическая драма "Наполеон" ("Napoléon vu par Abel Gance");

  • 1928 - германская мелодрама "Тайны Востока" ("Geheimnisse des Orients");

  • 1929 - германская мелодрама "Царский адъютант" ("Der Adjutant des Zaren");

  • 1931 - мелодрама "Женщина ночи" ("La Femme d'une nuit"), в одной из ролей - Борис де Фаст, композитор - Мишель Мишле, художники-постановщики - Петр Шильд и Борис Билинский, а Борис Билинский еще и художник по костюмам;

  • 1932 - трагикомедия "Фанни" ("Fanny");

  • 1932 - мелодрама "Сюзанна"(" Suzanne");

  • 1932 - комедия "Позаботься об Амели" ("Occupe-toi d'Amélie");

  • 1933 - комедия "600 тыс франков в месяц" ("600 000 francs par mois"), римейк фильма Николая Колина от 1926-го года;

  • 1933 - комедия "Давайте коснёмся дерева" ("Touchons du bois");

  • 1934 - швейцарско-французская криминальная драма "Похищение" ("Rapt"), режиссер Дмитрий Кирсанов, в одной из ролей Надя Сибирская;

  • 1938 - криминальная драма "Рамунчо" ("Ramuntcho"), художник-постановщик фильма - Юджин Лурье;

  • 1939 - криминальная драма "Видок" ("Vidocq");

  • 1940 - драма "Лагерь 13" ("Campement 13");

  • 1945 - драма "Последнее суждение" ("Le jugement dernier"), с участием Григория Громова и Сандры Миловановой;

  • 1948 - биографическая драма "Хромой Дьявол" ("Le diable boiteux");

  • 1948 - трагикомедия "Актёр" ("Le comédien");

  • 1949 - приключенческий фильм «Белая эскадрилья» ("L'escadron blanc") с участием Жана Шевьера и Рене Лефевра;

  • 1950 - драма "Прощайте, месье Грок" («Au revoir monsieur Grock»), знаменитый клоун Грок - в главной роли, художник по костюмам - Ольга Покровская;

  • 1951 - шведская комедия "Мой друг Оскар" ("Min vän Oscar");

  • 1952 - трагикомедия "Одни в целом мире" ("Seuls au monde" или "La porte ouverte");

  • 1953 - криминальная драма "Я - шпион" ("Je suis un mouchard"), фильм продюсировал Александр Каменка.

Последним годом в кино карьере Николая Топоркова как оператора-постановщика стал 1954-й год, в котором на экраны вышли 2 французские киноленты, снятые им:

  • комедия "Целитель Легиньон" ("Leguignon guérisseur"), сиквел (продолжение) комедии 1952-го года «Господин Легиньон, стрелочник» ("Monsieur Leguignon Lampiste"), где Луи де Фюнес - в главной роли;

  • драма "Отступник" ("Le défroqué"), в фильме снялись такие русские кино эмигранты как Лиля Кедрова и Григорий Громов. На Берлинском международном кинофестивале в 1954-м году режиссер фильма Лео Джоаннон (Léo Joannon) получил Бронзового медведя.

Последний путь


Николас Топорков умер 20 июня 1965 года в г. Канны, на юге Франции, не дожив 5 дней до своего 80-ти летия.

Похоронен Николас Топорков на городском кладбище в Каннах.

Отпевание состоялось тоже в Каннах - в православной церкви Архангела Михаила (Église Saint-Michel-Archange de Cannes).

Прим. КиноБлога. Упомянутая церковь в том виде, в котором она существует и поныне, была построена в 1894-м году. В 1921-и году именно в этой в церкви состоялось венчание великого князя Андрея Владимировича с балериной Матильдой Кшесинской.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page