top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Любить нельзя помиловать

Обновлено: 9 июн. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Фильм «Любить…» был снят этим режиссером.

Но на советские киноэкраны вышел перемонтированным и без его ведома и согласия.

После его обращения в советский суд как самый справедливый суд в мире, вместо суда над нарушителями авторских прав уголовное дело уголовное дело было заведено против него самого, автора фильма.

Прим. КиноБлога. Данный пост написан при участии Веры Таривердиевой, дочери советского и российского композитора Микаэла Таривердиева, неизменного композитора художественных фильмов этого режиссера.

 

Израильский, российский и советский кино режиссер и сценарист Михаил Калик (Mikhail Kalik) родился 27 января 1927 года в г. Архангельск, РСФСР, СССР (ныне этот город административный центр Архангельской области в составе РФ).

Михаил Калик - творческий псевдоним.


Полное настоящее имя при рождении:

  • Моисей (Мойше) Наумович Калик.

Имя Михаил прижилось от домашних; Миша, так его звали дома с детства.

Про родителей и семью

Михаил Калик родился в еврейской семье.

Отец - Наум Моисеевич Калик, из бедной семьи, начинал как актер в бродячей труппе, еще до революции; воевал по призыву на 1-й мировой, был ранен; актёр еврейского, а позже, в архангельской ссылке - русского кукольного театра, и также один из основателей архангельского ТРАМа (Театра рабочей молодёжи).



Мать - Лея-Либа Калик, родом из Киева, из зажиточной семьи. Училась в элитной в то время Киево-Печерской гимназии, выпустилась из нее в 1913-м году, в год 300-летия Дома Романовых.

Михаил Калик был женат.

Супруга Михаила Калика:

  • Сусанна Калик (Susanna Kalik).

Дети (оба родились в Москве):

  • сын, умер раньше отца;

  • Дочь - Юдит-Юлия Калик (Judith Julia Kalik, в замужестве Учитель, 23.02.1965 -), израильский историк и библиограф.

Про образование

Подростковые годы Михаил Калик провёл в Средней Азии, в эвакуации.

По семейной легенде знакомство Михаила Калика с производственной кухней кинематографа случилось у него как раз в эвакуации. Это и знакомство 17-го Михаила Калика с самим Сергеем Эйзенштейном, присутствие на съемках 1-й части его «Ивана Грозного», именно здесь состоялся выбор будущей профессии – кинорежиссер.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Фильм "Иван Грозный" - последняя работа режиссера Сергея Эйзенштейна. Фильм ему заказали ("предложили") из самого Кремля, в январе 1941 года. Первую часть фильма режиссер начал снимать во время Великой Отечественной войны (в 1944-м году) в Алма-Ате. Премьерный показ фильм состоялся в московском кинотеатре "Ударник" 20.01.1945г. И он получил самые хвалебные оценки, а также был удостоен Сталинской премии. А вот 2-я часть фильма, из-за разногласий с Кремлем, вышла на экраны СССР и всего мира лишь в 1958-м году.

Поступив на факультет театроведения в ГИТИС, Михаил Калик оставил в нём учёбу на 3-м курсе, в 1949-м году, и поступил во ВГИК, попав в мастерскую великого Григория Александрова.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Как вспоминал сам Михаил Калик: "Папочка мой — он тогда еще был жив — сказал: «Если ты так уж хочешь быть режиссером, иди в кино. Кино — молодое искусство».

А из-за арестов и лагерей учеба в области искусства и кино продлилась у Михаила Калика 10 лет.

В 1951-м году Михаил Калик вместе с несколькими другими студентами был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме» и «террористических намерениях» и был осуждён по статье 58-17 на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Прошёл несколько тюрем и лагерей, в том числе Лефортово и Озерлаг под Тайшетом в Иркутской области.



Через 4 с половиной года, в 1954-м году, когда началась активная десталинизация, Михаил Калик был освобождён (прим. КиноБлога: реабилитирован в 1956-м) и сразу же восстановился на 3-м курсе ВГИКа, где и продолжил учёбу.

И в 1958-м году закончил режиссёрский факультет уже как выпускник мастерской Сергея Юткевича.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Михаила Калика: "... восстановили меня исключительно стараниями Ромма, который ведь и принял меня во ВГИК. ... самым страшным испытанием был коллоквиум — собеседование. На нем присутствовал Михаил Ромм. Я стал рассказывать ему, как я учился в ГИТИСе, как увлекся Древней Грецией. Видно было, что ему интересно, и он как-то даже стал волноваться и как будто обрадовался, найдя собеседника. Там стоял рояль, и вдруг Ромм стал что-то наигрывать — одно, другое. Что-то я узнавал, что-то нет. И я придумывал под эту музыку видеоряд. Вдруг он дает мне одну из картин, которые там лежали, — это оказалось «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Эпизод, из которого мне надо было сделать раскадровку, монтажный кусок. Я стал смотреть и вдруг увидел такую очень киношную деталь — воронье. И понял, что это начало сцены. И баба рыдает. И стрелец прощается. Другой держит свечку, а потом оглядывается и замечает Петра… Я стал все это рассказывать Ромму, и он кивал: «Да, да»… А в 1954-м, когда я вернулся из лагеря, по моему поводу заседала мандатная комиссия. И был ее председатель, за которым было последнее слово. ... и он был против. И тут Ромм встал и стукнул по столу: «Калик будет учиться!» А Ромм снял «Ленина в Октябре». С Роммом не спорили. И они за­ткнулись, а я оказался на курсе у Юткевича."

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Дебютировал в кино Михаил Калик в год окончания ВГИКа.

Вместе с дипломной работой киноповестью "Юность наших отцов" (как со-сценарист и со-режиссер) в 1958-м году он вместе с еще 2-мя режиссерами снял:

  • на "Молдова-фильм" историческую драму "Атаман Кодр" или "Гайдуцкая баллада" ("Balada haiduceasca", 1958), которая "взорвала" советские кино театры, собрав в своих залах более 22 миллионов зрителей.

Его 1-й личный большой кинематографический успех случился в 1961-м году в его фильме «Человек по следам солнца».


А затем на экраны вышел его фильм «До свидания, мальчики» (1964).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминания Михаила Калика: "Сейчас я точно знаю: всех людей надо прощать. Потому что все несчастные. Люди несчастны по определению, они рождаются несчастными. Даже если чувствуют себя счастливыми. Несчастны, прежде всего, потому, что смертны и мысль о смерти преследует их всю жизнь. Я это точно знаю — я два раза по полгода сидел в одиночке, я сидел в трех московских тюрьмах и трех пересыльных. Я был в Озерлаге, на станции Тайшет, — это один из самых страшных лагерей, а вокруг меня были люди, сидевшие с 1937-го. Помните в «До свидания, мальчики» сцену с тачками? Из-за нее фильм не выпускали полтора года — требовали вырезать. Ее и еще одну, с еврейскими родителями одного из героев. А я отказывался. Так вот, эта сцена с тачками — конечно, воспоминание о лагере."

Про эмиграцию

Художественный фильм «Любить…», про который шла речь в самом 1-м абзаце этого поста, был снят сценаристом и режиссером фильма Михаилом Каликом в 1968-м году.


И, вероятно, его дальнейшая "уголовно-детективная" судьба стала последней каплей в чаше решений в пользу эмиграции.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Авторская копия фильма "Любить..." была реквизирована при обыске в квартире режиссера. В 1990-м году Михаил Калик частично восстановил и доработал фильм, но самая первая авторская копия так и не была найдена.

Через 3 года, в ноябре 1971-го года, 41-летний Михаил Калик вместе с супругой и 2-мя детьми эмигрировал в Израиль. Где осел в г. Иерусалим.

А его фильмы тут же попали в разряд запрещенных для показов в Советском Союзе.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Фильмы Михаила Калика имеют характерную черту - акцент на атмосферу и эмоциональные связи между протагонистами, и в его кино историях сюжетная линия имеет второстепенное значение.

БОльшую часть своих фильмов Михаил Калик снял в СССР.

А в Молдавии так вообще его считают патриархом национального кинематографа.


В период эмиграции в Израиле Михаил Калик поставил:

  • только 1 художественный фильм - драму «Трое и один» ("Shlosha Veod Achat", 1974), по мотивам рассказов Михаила Горького,

  • ряд короткометражных фильмов,

  • а также 1 документально-видовой фильм - об Израиле.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Уже в период Перестройки упомянутый видовой докфильм непрерывно демонстрировался при входе в израильский павильон на Московской международной книжной ярмарке (1987).

Общая фильмография Михаила Калика –

  • сценарист в большом кино (в СССР) - 5 фильмов;

  • режиссер в большом кино (СССР) - 7 фильмов;

  • художник-постановщик (СССР) - 1 фильм;

  • режиссер и сценарист в большом кино (Израиль) - 1 фильм;

  • режиссер в большом кино (Россия) - 1 фильм.


На ТВ Михаил Калик никогда не работал.



И хотя фильм «Трое и один» снимался на фоне красот Красного моря, пляжей Эйлата и Восточного Синая, возможно, сложный философский подтекст - слова и поступки стареющего отца подаются режиссером Михаилом Каликом в разрезе материалистического процесса в израильском обществе и отношений главного героя со своими сыновьями, - задал неудачу в израильских кино театрах, тем самым практически завершив израильскую карьеру Михаила Калика как режиссера большого кино.


Он все же остался в Израиле, но кино снимал с того 1975-го года уже мало.

Прим. КиноБлога. Предположение. Возможно, неудача кинопроката израильского фильма Михаила Калика была связана с его отказом вступить в национальный союз кинематографистов. Потом Михаил Калик сам вспоминал, что ему говорили, что он делает ошибку этим поступком.

В 1991-м году Михаил Калик получил приглашение в новое государство - Россия.

Здесь на киностудии им. Горького в 1992-м он снял:

  • по собственному сценарию автобиографический художественный фильм "… И возвращается ветер" (1992).

Прим. КиноБлога. Историческая справка. В 1993-м году Михаил Калик представил свой единственный российский фильм на Иерусалимском кинофестивале. Здесь фильм, в котором снялись такие мэтры советского кино как Бронислав Брондуков, Станислав Говорухин, Эммануил Виторган, Олег Ефремов, Аристарх Ливанов и другие, получил 2 специальные награды в категории для иностранных фильмов.

В этом фильме Михаил Калик, как чаще всего бывало в его кино карьере, выступил и сценаристом и режиссером.

Но он не изменил и еще одному своему правилу, наверно, самому раритетному среди творцов - постоянству: композитором его фильма снова стал Микаэл Таривердиев (15.08.1931 - 24.06.1996), великий советский и российский композитор, и его личный друг и соратник на всех художественных фильмах.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Михаил Калик про многолетнюю дружбу с Микаэлом Таривердиевым: "... наша с Микаэлом связь, я считаю, была от Бога. Так точно совпасть… мы еще делали «Юность наших отцов», по роману Фадеева «Разгром». Это был и его диплом, в Институте имени Гнесиных, и мой, во ВГИКе."


«За чужую печаль и за чье-то незваное детство Нам воздастся огнем, и мечом, и позором вранья. Возвращается боль, потому что ей некуда деться, Возвращается вечером ветер на круги своя». (А. Галич)


Такое проникновенное стихотворение звучит в фильме Михаила Калика.


И это же стихотворение звучит в фильме Олега Лубски "Какой он командир" (2017), в прочтении легендарного советского и российского актера Виктора Проскурина.

Прослушать и посмотреть этот фрагмент вы можете, открыв изображение-ссылку ниже.



Про преподавательскую деятельность

В начале эмиграционного периода Михаилу Калику поступило предложение преподавать, в израильском отделении международной киношколы «Кино для молодежи».

И на полтора года он стал её художественным руководителем, писал программу, искал израильских преподавателей…

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Михаил Калик про преподавательскую деятельность, зачем она ему была нужна: "Я понимал, что это даст мне не только деньги, но знакомства в мире кино. И возможность хотя бы заплатить первый взнос за квартиру. А потом, когда у меня появилась возможность снимать,

я ушел."


Дополнительные детали творческой биографии Михаила Калика, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь


Михаил Калик умер на 91-м году жизни, после тяжелой продолжительной болезни.

Случилось это печальное событие 31 марта 2017 года в г. Иерусалим, признанном Израилем своей столицей.

P.S.


Последний приезд Михаила Калика на родину - это посещение XXII Фестиваля российского кино «Окно в Европу»,

в августе 2014 года в г. Выборг.


На фото ниже - Михаил Калик и рядом с ним (слева) Вера Таривердиева, во время одного из мероприятий упомянутого фестиваля.


В 1988-м году молдавский режиссер Николай Гибу снял в фильм о Михаиле Калике:

  • «Политзаключенный Р-886».

А в 2001-м году Семен Винокур снял документальный фильм о жизни Михаила Калика под названием:

  • «Черно-белый калик» («Калик в черно-белом и в цвете»).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Одна из цитат Михаила Калика в упомянутом фильме: «В лагере я прочитал в одной книге, что Господь посылает тяжелейшие испытания тем, кого любит».

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page