top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Авиатор | Александр де Северский, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


По профессии он был авиатор,

по званию публично именовал себя майором,

а по призванию запомнился как шоумен.

Многие купились.

Недаром, полнометражная анимационная лента студии Дисней, стоящая особняком в её длинной фильмографии, была в войну сделана именно с ним и вокруг него.


Кто же он такой?

Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.

 

Русский и американский лётчик, изобретатель, авиаконструктор, американский писатель и актёр Александр де Северский (Alexander de Seversky) родился 6 (7) июня 1894 года в г. Тифлис, Российская империя (ныне это г. Тбилиси, столица Республики Грузия).

Прим. КиноБлога. де - приставка, добавленная Александром де Северским к своей фамилии уже в эмиграции.

Полное имя при рождении:

  • Александр Николаевич Прокофьев-Северский.

Прим. КиноБлога. В списке мировых кинозвезд RU происхождения можно встретить с десяток работников кино и ТВ индустрии с приставкой де в фамилии, большинство из них были придуманы (добавлены как часть псевдонима) их обладателями. О 3-х таких кинозвездах КиноБлог уже рассказал: Леонардо ди Каприо, Борис де Фаст, Люси де Альбер. О других - еще расскажет. Следите за нашими анонсами и публикациями.

В эмиграции Александр де Северский сформировал для себя никнейм "эволюционным" методом:

  1. сначала "отстегнул" настоящую часть своей сдвоенной фамилии (прим. КиноБлога: фамилия его отца при рождении как раз была Прокофьев);

  2. как и отец, добавил приставку де, чтобы придать для понимания окружающих что он - благородного происхождения;

  3. и с 1928-го стал публично именовать себя с приставкой в звании майор, когда получил это звание, проскочив капитана (см. ниже) - Major Alexander P. Seversky или Major Alexander P. de Seversky.

Прим. КиноБлога. С подробной биографией Александра де Северского можно ознакомиться через изучение уже существующих многочисленных публикаций. В частности, в одном из свежих изданий - в сборнике "Русское зарубежье. Великие соотечественники. 100 судеб русской эмиграции в 20м веке" (2018) есть про него отдельная глава. В своем посте КиноБлог отмечает знаковые моменты в судьбе Александра де Северского и делает упор на фрагменты его судьбы, касающиеся кино индустрии, которой он тоже успел уделить часть своей жизни. Этим наш пост и уникален.

В американском 2-х томном справочнике 1999-го года от Джона Фредриксена "Американские военные лидеры. С колониальных времен до сегодняшнего дня" ("American Military Leaders. from colonial times to the present") , в 1-м томе, его можно встретить в оглавлении на букву D как Alexander Procofieff De Seversky.


«Воздушная мощь — путь к победе» ("Victory Through Air Power") - именно за книгу, опубликованную в 1942-м году на английском языке в престижном нью-йоркском издательстве Simon & Schuster и которая принесла ему всеобщую известность в западном мире как писателю и стратегу - Александра де Северского и следует причислить к мировым кинозвездам RU происхождения. И поэтому КиноБлог посвящает ему этот свой традиционный пост и зачисляет в реестр Ру КиноСтарз.

Упомянутая книга быстро стала бестселлером в США и Великобритании и подвигла компанию Уолта Диснея снять пропагандистский анимационно-художественный фильм. В котором, в промежутках между рисованными анимированными сценами, выступал сам автор -

Александр де Северский (подробности - ниже).

Да. ещё один очень важный момент связи Александра де Северского с мировой кино индустрией да и вообще компьютерной графикой:

Александр де Северский - в числе создателей нью-йоркского учебно-исследовательского заведения (NYIT, см. ниже), который считается родиной фильмов, полностью выполненных в технологиях трехмерной компьютерной графики (3D CGI).

Вот такой Александр де Северский, получается, пионер авиации и кино.


С выходом из печати 512-страничной книги "Генералы голливудских карьеров" (2024), автор Олег Лубски, ISBN 978-5-0062-5579-1, кинобиография Александра де Северского стала частью книги и элементом связи проекта Ru KinoStarz и изданного справочника (книга-справочник доступна онлайн - Вайлдберрис, Озон, Литрес, Амазон Киндл, Яндекс Букмейт и др., или в печатном виде в ЧБ по системе печать по требованию или в цвете по персональному заказу у автора):



Про родителей и семью

Александр де Северский родился в семье потомственных дворян.


Его предки по отцовской линии были военными.


Родители Александра де Северского:

  • Отец - Николай Георгиевич Прокофьев (Nikolai de Seversky, 1870, Тифлис - 04.04.1941, Париж), Северский - это его им же и придуманный сценический псевдоним; был не только исполнителем, но и автором ряда романсов, много гастролировал по стране с концертными программами, записывал на граммофон романсы и арии из оперетт. Перед 1-й мировой войной (в 1908-м году) увлёкся авиацией и стал 11-м по счету русским летчиком. Уже в 1909-м он владел 2-мя самолетами. Во время войны служил инструктором Гатчинской авиационной школы, где учились летать два его сына. Категорически не принял революцию, стал белым офицером, эмигрировал вместе с сыном Георгием через Швецию во Францию. В середине 1920-х годов снялся как актер кино в нескольких фильмах. В 1927-м году служил режиссёром Русского театра в Париже. В частности, одним из первых поставил на Западе «Белую гвардию» («Дни Турбиных») Михаила Булгакова.

  • Мать (1-я супруга отца из его двух) - Вера Прокофьева-Северская (в девичестве Прессман), театральная актриса и певица, с которой они познакомились на концерте в Тифлисе, но развелись, когда их 2 сына были еще подростками.



У Александра де Северского был младший родной брат и родившаяся позже сводная сестра (от 2-го брака его отца):

  • Георгий или Жорж Северский (George Seversky, 04.12.1895, Санкт-Петербург - 27.03.1972, Нью-Йорк), военный летчик, актер, певец (прим. КиноБлога: баритон, исполнитель русских романсов, записал множество грампластинок, выступал на гастролях вместе с Александром Вертинским), общественный активист, авиатор.

  • Ника Прокофьева-Северская.

Супруга - единственная:

  • Эвелин Олифант (Evelyn Olliphant (1907, Новый Орлеан – 1967 ), американка, политический активист, тоже пилот, период брака - с 1923-го года и до самой смерти супруга; считается, что на весь период брака она стала верной подругой и единомышленницей мужа.

Дочери Александра де Северского и Эвелин Олифант в браке:

  • Диана (Diane)

  • Елизавета (Elizaveta)

  • Барбара или по-русски Варвара (Barbara [Barbe])

Про образование

Александр де Северский поступил в военное училище в 10 лет.

Отец Александра де Северского - один из 1-х русских летчиков, владел своим самолетом (прим. Киноблога: потом их стало 2, но 1-м был модифицированный Blériot XI, построенный Михаилом Григорашвили) и поощрял занятия своих обоих сыновей летным делом. И поэтому, - хотя Александр де Северский в 14 лет поступил в Императорское Российское военно-морское училище, - отец уже научил Александра де Северского и его брата летать.

Получив в 1914-м году диплом инженера и 1-е звание, Александр де Северский начал службу в море на одном из кораблей флотилии эсминцев, но началась 1-я мировая война.

Про эмиграцию в США

В Российской империи Александр де Северский успел дослужиться с корабельных гардемаринов (в 1914-м году) до старшего лейтенанта, последнее звание он получил 10 октября 1917-го года - за боевые заслуги.

Воевал он знатно, получил за свои воздушные бои аж 4 царских награды. Но в эмиграции себя в звании все-таки на одну ступень повысил.

В начале 1918-го года Александр де Северский, волею судьбы разделенный со своим отцом и братом, находился во Владивостоке, и, под предлогом болезни, один и морем выехал в США.

В марте 1918-го года он прибыл на восточное побережье в Вашингтон - в ещё действовавшее российское посольство в США и представился агентом по делам Военно-морского флота.

Но быстро остался не у дел, т.к. царское посольство развалилось.

И тогда Александр де Северский стал подыскивать себе новую работу.

Поселившись в Нью-Йорке на Манхэттене, он короткое время даже управлял там рестораном.

Но тут состоялась его встреча с известным генералом Билли Митчеллом, определившая всю дальнейшую судьбу Александра де Северского в эмиграционный период.

Билли Митчелл, с которым они стали впоследствии закадычными друзьями, был убеждённым сторонником развития бомбардировочной авиации, в последствии он вообще стал считаться «крестным отцом» американских военно-воздушных сил.

Прим. КиноБлога. Американский генерал Билли Митчелл (Billy Mitchell, 1879-1936) - стратег дальних ковровых авиабомбардировок, уволенный из армии США со скандалом, но затем реабилитированный. Но этот пост не о нём.

Александр де Северский поделился с Билли Митчеллом своими соображениями по техническому усовершенствованию самолётов. Идеи 25-ти летнего русского лётчика заинтересовали генерала, а взгляды на стратегию - совпали, и осенью 1918-го года он предложил Александру де Северскому место инженера-консультанта при Военном министерстве США в Вашингтоне.

О том, как сложилась дальнейшая судьба Александра де Северского в области военной и гражданской авиации США написано много статей, есть и посты, и даже книги.


КиноБлог же кратко отметит еще 2 факта в биографии Александра де Северского в США, а дальше перейдет к описанию фрагмента его жизни в голливудской

киноиндустрии:

  • 1927-й год - получил американское гражданство;

  • 1928-й год - ему было присвоено звание майора ВВС США в запасе, чем он всю свою оставшуюся жизнь очень гордился. Даже, наверно, больше гордился, чем теми фактами, что позже по ходу своей жизни и работы в США 2 американские награды он получал из рук 2-х американских президентов - от Теодора Рузвельта и Гарри Трумена. На фото вверху - персональный бэдж Александра де Северского, который он старался носить при каждом удобном случае после присвоения ему звания майор запаса.


Карьера в кино и на ТВ. Начало

Этот его фильм целых 2 государственных руководителя - американский президент (Рузвельт) и британский премьер (Черчилль) просматривали в годы 2-й мировой войны совместно.

Как уже отметил КиноБлог выше, в своей знаменитой книге Александр де Северский приводил аргументы и утверждал, что США могут и должны стать державой, лидирующей в воздухе, чтобы занять тем самым военное лидерство в мире.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

С одной стороны, можно сказать, что Александр де Северский - потомственный шоумен и "киношник", продолжатель творческих дел отца.

С другой, конечно же он прежде всего военный, со специализацией в летном деле.

И такое генетическое наследство досталось ему тоже по линии отца, одного из пионеров русской авиации.

Но в летном деле старший сын пошел гораздо дальше-глубже своего отца - стал конструктором-изобретателем самолетов и стратегом военной авиации, бизнесменом в авиаиндустрии.


Прим. КиноБлога: правда, не особо успешным бизнсменом - созданная им авиакорпорация со временем обанкротилась.

Общая фильмография Александра де Северского, если не считать 3-х телевизионных ток-шоу и 1-го документального сериала, – 1 фильм:

  • полнометражный анимационный фильм "Воздушная мощь — путь к победе" или "Победа через мощь в воздухе" ("Victory Through Air Power", 1943).


Хотя и в нём (см. постеры выше) он снялся в роли самого себя.

И в титрах фильм был посвящен покровителю американской мечты Александра де Северского - генералу Билли Митчеллу.

А ещё в этом кинопроекте Александра де Северского причислили к стану сценаристов, но, по правде говоря, к сценарию он не имел отношение, а просто остался автором книги, а адаптировала его книгу к экрану целая группа аж из 6-ти сценаристов во главе с Пирси Пирсом (Perce Pearce), отличившегося до этого на этой же Диснеевской студии на мультиках про Белоснежку и про Бамби.

Александр де Северский со временем прослыл популярным шоуменом.

Его любили приглашать на ТВ, когда оно стало массовым, и на радио, его обласкали фотографы и кино хроникеры. Сохранились его фотографии, где американские президенты вручают Александру де Северскому государственные американские награды.

Прим. КиноБлога. Из любопытного. В семейном ток шоу американской актрисы Лорейн Дей ("The Laraine Day Show") 1951-го года, выходившего на ABC с мая по июль 1951-го года 15-минутными телепрограммами, Александр де Северский снялся в программе вместе с такими известными в то время американскими певцом и музыкантом как, соответственно Джонни Джонсон (Johnny Johnston) и Билл Харрингтон (Bill Harrington).

Но как же Александру де Северскому удалось прорваться на кино экран и создать себе фильмографию? Об этом КиноБлог расскажет отдельной главой.

Как создавался и прокатывался анимационный фильм

Александра де Северского


Уже популярный к тому времени анимационный режиссер и продюсер Уолт Дисней прочитал только что изданную книгу Александра де Северского «Победа через авиацию», вмиг ставшую бестселлером в США, и почувствовал, что ее послание было настолько важным, что он лично профинансировал анимационное производство книги, чтобы на этом попробовать еще и заработать. Для этого он и выкупил права на экранизацию.

Да, в начале 1940-х Уолт Дисней уже работал над анимационным фильмом об истории авиации, и когда началось производство фильма с участием Александра де Северского, этот уже созданный к тому времени материал был использован в качестве пролога к новому фильму.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Считается, что анимационный фильм по книге Александра де Северского был создан прежде всего для того, чтобы наглядно донести его теории правительственным чиновникам и общественности. Кинокритик Ричард Шикель говорит, что Дисней «торопливо вытолкнул фильм, даже отбросив свое недоверие к ограниченной анимации под влиянием неотложности».

Сегодня эта анимация из фильма смотрится конечно же смешно, она очень примитивная. Однако единственное очевидное объяснение ее использования - это схематические иллюстрации тем для разговора Александра де Северского в кадре. На этих анимированных и статических рисунках изображены непрерывные потоки культовых самолетов, образующих мосты или щиты, а также показаны авиа боеприпасы, двигающиеся вдоль сборочных линий.

"Воздушная мощь — путь к победе" - это 70-ти минутный американский рекламно-пропагандистский анимационный документально-художественный фильм, подтверждающий надежность стратегической воздушной бомбардировки во 2-й мировой войне.

Это уникальный фильм в истории производства и проката компании Disney. Этот фильм, в котором продаются стратегические военные теории Александра де Северского о практическом использовании стратегических бомбардировок на большие расстояния.

Используя комбинацию анимации, смешно рассказывающую о развитии воздушной войны, время от времени фильм переключается на майора, иллюстрирующего, что его идеи могут выиграть войну для союзников. Надо признать, его актерские способности проявились наглядно.

После просмотра фильма (по настоянию Уинстона Черчилля) Франклин Д. Рузвельт наконец-то принял участие в полномасштабной стратегической воздушной кампании против Германии и Японии.

Все дубли синхронных монологов Александра де Северского были сняты на фоне для вставок анимации или рисунков Диснея поздно ночью, чтобы избежать интерференции с шумами от рядом располагавшегося авиазавода Локхид.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Когда в начале съёмок Александр де Северский стал беспокоился о том, что у него не получается одновременно говорить и указывать на свои отметки на картах, режиссер фильма Эйч Си Поттер (H.C. Potter) напомнил ему его летную практику, и произнес с насмешливым русским акцентом «рассеять внимание». Александру де Северскому это так понравилось, что это фразу - «Обращай внимание!» - он попросил использовать перед началом каждого такого фрагмент.

Фильм был экспериментальным и по жанру и по использованным технологиям совмещения живого и рисованного изображений. Для фильма придумывались самые разные анимационные комбинации, но не все из них в итоге вошли в фильм.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Например. согласно автобиографии Уолта Диснея, он попросил иллюстратора своей студии Билла Пита (Bill Peet) нарисовать несколько раскадровок для анимационной последовательности, которая должна была быть включена в фильм, но не попала в него. В этом фрагменте был показан гипотетический воздушный налет противника на Нью-Йорк. Последними сценами в этом эпизоде была Статуя Свободы, погружающаяся в гавань Нью-Йорка.

RKO Radio Pictures, стандартный дистрибьютор студии Disney) не увидел потенциальной прибыли в этом фильме и отказался от его проката. Поэтому Уолт Дисней заключил контракт на кинотеатральный прокат с United Artists (прим. КиноБлога: дистрибьютор многих его короткометражек в период 1932 - 1937 годов).


В итоге, этот фильм стал 1-м и единственным полнометражным анимационным фильмов студии Disney, выпущенной в кинопрокат другой киностудией.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. 11 июля 1943 года газета «Нью-Йорк таймс» посвятила полстраницы премьере фильма «Воздушная мощь - путь к победе» и его сюжету. Возможно, это был первый раз, когда такое использование визуального описания было поставлено на службу абстрактного политического аргумента. Одно дело слышать, как кто-то говорит, что против современных бомбардировщиков, «изобилующих оружием", или что "маленькие одиночные истребители окажутся беспомощными, потому что их пушки не маневренны - они могут стрелять только вперед». Другое дело, когда рассказ сопровождается яркими анимациями истребителей со свастикой, сражающихся за позицию и сбитых подобными лучу анимированными выстрелами огня из бомбардировщика, орудия которого "всегда находятся в огневом положении". В статье цитируется кинокритик Джеймс Эйджи: "Надеюсь, Майор де Северский и Уолт Дисней знают, о чем они говорят, потому что я подозреваю, что очень многие люди, которые видят «Победу через авиацию», подумают, что они это делают сами... У меня было чувство, что мне что-то продали под довольно высоким давлением, продали то, что мне не нравится, и я поражен той легкостью, с которой такая уверенность в себе по таким важным вопросам может быть прокричена по всей стране без перекрестного допроса."

После своего первоначального релиза в 1943-м, а, затем, повторных показов 1944-го года этот фильм в течение целых 60-ти лет больше публично в Соединенных Штатах не демонстрировался. Только вступительный фрагмент «История полетов» ("History of Flight") демонстрировался в антологиях Disney Specials. Однако, фильм все же был доступен в 16-миллиметровых кинокопиях и иногда показывался в ретроспективах истории кино.

Прим. КиноБлога. Предположения. Возможно, настоящей причиной такой цензуры стало то, что фильм оценили слишком пропагандистским, или возможно, потому что он стал считаться оскорбительным для немцев и японцев.

Для списания фильма в архивы могла быть и более прозаическая причина - только в 1945-м году, Уолт Дисней оказался в состоянии погасить убытки этого фильма размером в 1,2 миллиона долларов.


Хотя сам фильм и принес минуты славу его создателям, став номинантом на кинопремию Оскар в 1944-м году - в категории "Лучшая музыка, озвучивание драматического или комедийного фильма" (на фото слева Уолт Дисней со статуэткой Оскар в руках, а Александр де Северский - справа, широко улыбается).



Маркетинговый подход студии изменился в мае 2004-го года, когда Дисней выпустила полностью переработанную и полную версию фильма, включив его состав комплекта DVD под названием "На переднем фронте / шедевры студии Дисней" (The Disney Masterpieces "On the Front Lines", 2004).

Одно из главных предложений Александра де Северского в фильме - проведении крупной дальнобойной воздушной бомбардировки японских островов за пределами Алеутских островов было расценено как абсолютно неосуществимое. Эти острова у территории Аляски крайне изолированы и было бы трудно снабжать и и эксплуатировать крупные военные базы на них. Кроме того, погодные условия в этом регионе чрезвычайно изменчивы и непредсказуемы, что создает опасные условия полета, особенно для ширококрылых бомбардировщиков, которые Александр де Северский предлагал там эксплуатировать. Но так или иначе, японцы считали Александра де Северского причастным к ковровым авиа бомбардировкам Токио и даже к атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки.

Прим. КиноБлога. Предположения. После окончания 2-й мировой войны для Александра де Северского устраивали встречу с японским императором, но встреча проходила за закрытыми дверями и приносил ли наш герой там извинения или только оправдывался - КиноБлогу пока не известно.

Про про увлечения

Александр де Северский стал знаковым для США меценатом.

Одно только это учебное заведение чего стоит. Ни много ни мало, Александр де Северский - в числе со-основателей в 1955-м году такого ныне мощного частного учебно-исследовательского университета как Нью-Йорский технологический институт (New York Institute of Technology или NYIT). И здесь, как вы уже знаете из этого поста КиноБлога, рождалась тридэ графика, сегодня широко применяемая в кино.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. NYIT сегодня - это частный докторский исследовательский университет с 2-мя основными кампусами в Нью-Йорке (в Олд-Уэстбери и на Манхэттене). Кроме того, он имеет исследовательский центр кибербезопасности в г. Порт-Вашингтон, Нью-Йорк, а также кампусы в Арканзасе, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае и Канаде. Ещё NYIT имеет в своем составе 5 школ и 2 колледжа, все - с упором на технологии и прикладные научные исследования: Школа архитектуры и дизайна, Школа междисциплинарных исследований и образования, Школа инженерных и компьютерных наук, Школа медицинских профессий, Школа менеджмента, Колледж Искусств и наук и колледж остеопатической медицины. По состоянию на 2018-й год NYIT обучал около 10 тыс. студентов дневных отделений во всех своих заведениях по всему миру.

Если захотите, вы и сегодня можете приобщиться к бывшей собственности Александра де Северского, внесенного им еще при жизни как вклад в учреждение NYIT.



Последний путь


Александр де Северский умер спустя 1,5 месяца после своего 80-ти летия. Случилось это печальное событие 24 августа 1974 года, в Нью-Йоркском мемориальном госпитале, г. Нью-Йорк, США.

Был похоронен на кладбище Вудлон (the Woodlawn Cemetery) в Бронксе.

P.S.


С даты релиза фильма "Победа через мощь в воздухе" он время от времени всплывает в цитатах и фрагментах из него, использованных в последовавших после него аудиовизуальных произведений. Официально таких заимствований можно отметить с десяток.


Крайним является вот этот - в:

  • американской независимой полнометражной криминальной драме "Пропавший без вести" ("The Missing Person", 2009) использован фрагмент анимационного фильма с участием Александра де Северского.

Прим. КиноБлога. В современной российской печати Александр де Северский часто упоминается как культовый русский человек, достигший огромных высот в своей эмиграции. Да, это так. Но никто правдиво не указывает, что Александр де Северский никогда не был русским патриотом после эмиграции. В 1950-е и 1960-е годы он открыто, - в том числе и печатных и радио интервью, - называл СССР самым главным противником и опасной для США ядерной державой.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page