Везде летучий

Этот пост КиноБлога запрещен к копированию. Охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Цитирование возможно, но с обязательным указанием ссылки на первоисточник.
                                                                  Проект RU KinoStarz®

 

Первой слово "летучий" прославила не известная в недавнем прошлом российская телеведущая скандального телешоу, а он. И прославил на весь мир. Театры с названием "Летучая мышь" создавались им в Москве, потом в Париже, потом в Нью-Йорке на Бродвее. А из его театрально-гастрольных трупп вышло немало ставших потом известными кино актеров и кино актрис.

 

Прим. КиноБлога. А организовывал гастроли своих трупп с аналогичным названием он и на других сценических площадках Европы и Америки, не только в названных выше городах.

 

Американский, французский и русский театральный импресарио, конферансье,
а также театральный и кино актер Никита Балиев (Nikita Balieff) родился в сентябре 1876 года в г. Ростов-на-Дону, Российская империя (устойчивое название как Ростов-на-Дону получил лишь в начале 20-го века, до этого часто назывался Ростов, и ныне Ростов-на-Дону - административный центр Ростовской области в составе РФ).

 

Прим. КиноБлога.  Более точная дата его рождения не известна. И существует альтернативная версия места его рождения - г. Эрзурум, Османская империя. Изначально этот город был армянским и назывался Карин. Сейчас - административный центр одноименного ила в составе Турецкой Республики.

 

Полное имя при рождении - Мкртич Асвадурович Балян (как вариант Мкртыч Асвадурович Бальян).

 

"Обрусил" свое полное имя до Никита Федорович Балиев и принял православную веру.

 

Творческих псевдонимов не имел, в эмиграции облагородил фамилию на европейский манер - Балиефф.

 

Никита Балиев - кавалер французского ордена Почетного легиона, стал им в 1928-м году.

 

Про родителей и семью

 

Никита Балиев из армянской семьи.

 

Родной брат Никиты Балиева:

  • Григорий Балиев (Григорий Балян), ? - 30.10.1929, Париж, Франция;  в эмиграции с 1920-го года, жил в Париже. На протяжении многих лет работал в администрации театра «Летучая мышь», созданного братом. Похоронен на кладбище Банье.

 

В браке Никита Балиев был дважды:

  • Зоя Карабанова (пост КиноБлога о Зое Карабановой читайте ЗДЕСЬ);

  • Елена Комиссаржевская (в девичестве Акопян, 1895, Российская империя - 15.03.1981, Нью-Йорк, США), русская, британская и американская актриса, период брака: 1922 - 04.09.1936, брак оборвался смертью супруга.

 

Наследников, увы, не оставил.

 

Про образование

 

В 1896-м году Никита Балиев окончил Московскую коммерческую академию, но его страстью и призванием стал театр. Хотя, коммерческое образование ему затем пригодилось по жизни в управленческих театральных делах.

 

Артистическая карьера и карьера импресарио. Начало

 

Сначала Никита Балиев стал пайщиком ставшего впоследствии знаменитого Московского художественного театра (МХТ) и секретарём Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

 

И прорвался на сцену МХТ актёром. В театральных постановках Никита Балиев создал несколько запоминающихся ролей, в том числе Гость Человека в спектакле «Жизнь Человека» Леонида Андреева. Но самым ярким стал образ Хлеба в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», которую Константин Станиславский поставил на сцене МХТ 13 октября 1908 года.

 

С пародии на этот легендарный спектакль и началась жизнь театрального кабаре «Летучая мышь». На премьеру 18 октября 1908 года в небольшой артистический подвал в Дом Перцова на Пречистенской набережной в Москве пригласили 60 гостей, вдобавок напечатав рекламное объявление в газете «Русское слово»: «Интимный „кабачок“ друзей художественного театра открывается в воскресенье».

 

Прим. КиноБлога.  Надо отдать должное, что все ранние театральные начинания Никита Балиев осуществлял на средства своего друга и земляка Николая Лазаревича Тарасова (1882 - 10.1910, Москва). Этот меценат, нефтепромышленник-миллионер, московский щёголь и ловелас, был выходцем из армянской купеческой семьи Торос, происходившей из Армавира, имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах,
а состояние получил в наследство от отца. Вообще, он прославился как меценат. В 1906-м году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу-Данченко, когда труппа МХТ попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис. В 1908-м году он вместе со своим другом Никитой Балиевым, с которым он делил квартиру по адресу Большая Дмитровка, д.9, основал театр-кабаре «Летучая мышь».

 

 

Вот как это было в подробностях. За 7 месяцев до премьеры, 29 февраля 1908 года Никита Балиев и Николай Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома дома Перцова. Николай Тарасов арендовал подвал, актёры МХТ В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова (её дочь - русская и немецкая актриса кино Ольга Чехова), И. М. Москвин, Г. С. Бурджалов и Алиса Коонен подписали соглашение на открытие актёрского клуба и заверили бумагу в городском присутствии.

 

Увы, из-за очередного любовного треугольника 28-летний Николай Тарасов застрелился в октябре 1910-го года. В день смерти Николая Тарасова в МХТ отменили спектакль.

 

Прим. КиноБлога. Справка. Николая Тарасова похоронили на Армянском кладбище в Москве. Надгробный памятник, воспроизводящий сцену его самоубийства, создал скульптор Николай Андреев. Надгробие Тарасова считается лучшим из всех кладбищенских мемориалов, созданных Андреевым, и сейчас охраняется государством как памятник истории и культуры.

 

Дальше Никите Балиеву пришлось двигаться со своим проектом "Летучая мышь" без своего друга и мецената.

 

В 1915-м году кабаре-театр «Летучая мышь» переехал в подвал доходного дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, в т.н. Дом Нирнзее (читайте об этом доме и подвале, где располагалась "Летучая мышь",
в посте КиноБлога о Владимире Венгерове ЗДЕСЬ
).

 

 

Воплотив свою мечту о собственном театре, Никита Балиев открыл интимный клуб для актёров МХАТа, который очень скоро вырос в знаменитый московский камерный театр с постоянной труппой, а после эвакуации из революционной России станет ярким ревю в Париже и, затем, на Бродвее в Нью-Йорке.

 

Карьера в кино

 

Экранная карьера для Никиты Балиева и в России и в Европе была вторична. А вот когда он попал в Америку, новое медийное пространство его привлекло. Но в возрасте под 50 трудно было начинать актерскую карьеру, а продюсирование требовало гораздо больших денежных ресурсов чем он в то время располагал.

 

Да, как уже отметил КиноБлог выше, дебютировал на экране Никита Балиев уже в эмиграции в Америке. Но по сути, его дебют в 1923-м году - это не специально сочиненная история для кино, а снятый на кинопленку спектакль его нью-йоркского ревю "Летучая мышь" ("La chauve souris"). Короткометражный фильм Ли де Фореста, в котором "звездила" Тамара Гева, назывался «De Forest to Film Chauve Souris Story» (1923).

 

Прим. КиноБлога. Справка. Ли де Форестом на пленку было запечатлено одно из самых популярных представлений театра Никиты Балиева - «Парад деревянных солдат», в котором использовалась мелодия Леона Джесселя «Die Parade der Zinnsoldaten» («Парад оловянных солдат»). Постановка воспроизводила легенду о русском императоре Павле I, согласно которой царь, покидая плац, забыл отдать марширующим солдатам приказ «остановиться». Без этого приказа солдаты дошли до Сибири, прежде чем о них вспомнили и приказали вернуться. Балиевская водевильная версия были снята с использованием процесса киноозвучивания DeForest Phonofilm. Премьера состоялась 15 апреля 1923 года в театре Rivoli в Нью-Йорке вместе с 18 другими короткометражными фильмами, снятыми Ли де Форестом. Сегодня этот короткометражный фильм находится в коллекции Мориса Зуари в Библиотеке Конгресса США.

 

Спустя 12 лет, в 1935-м году, Никита Балиев снялся в своем единственном полном метре - американской трагикомедии на тему большевизма "Однажды вечером при луне"
("Once in a Blue Moon"). В этом фильме ему досталась роль генерала Онегина.  Также в фильме снялась еще двое актеров с русскими корнями:
Михаил Далматов и Катрин Сергава. 
Остальных русских в фильме играли кто угодно, только не русские.

 

 

Последние годы жизни, вернувшись из Европу в 1934-м году, Никита Балиев провел в США, выступал как конферансье в больших ревю, пытался и дальше сниматься в Голливуде, но жизнь внезапно оборвалась...

  

 

Дополнительные детали творческой биографии Никиты Балиева, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.

Последний путь

 

Весной 1936-го года Никита Балиев работал в маленьком, созданном им кабаре в подвале нью-йоркского отеля «Сен-Мориц». В мае 1936-го года кабаре закрылось, Никита Балиев стал хлопотать о гастролях, ездил к различным американским импресарио, но в такси с ним случился внезапный инсульт.

 

Умер Никита Балиев спустя несколько месяцев, в возрасте 60-ти лет -
4 сентября 1936 года в в больнице Парк Уэст на Западной 76-й улице на Манхэттене, г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Причиной смерти стала болезнь почек.

 

Прим. КиноБлога. Существует другая дата его смерти, отличающаяся от 1-й на 1 день - 3 сентября 1936 года.

 

Его проводы и отпевание состоялись в Русской православной церкви Христа Спасителя на Мэдисон-авеню на Манхэттене. Прощальное мероприятие под руководством представителей русской православной и армянской церквей собрало очень большое количество неравнодушных особ, около одной тысячи человек, среди которых было много местных и мировых знаменитостей (например, Моррис Гест, Сол Юрок, Михаил Фокин и др.) и в том числе представители русского дворянства. И пел хор Русской оперной труппы (the Russian Opera Company) под дирижированием Сэма Савицкого.

 

Похоронен Никита Балиев на кладбище Маунт-Оливет, Маспет, Квинс, Нью-Йорк.

 

P.S.

 

Известный в Нью-Йорке художник-карикатурист Алекс Гард, эмигрант родом из Казани, был приглашен Никитой Балиевым для росписи театрального занавеса в своем нью-йоркском кабаре. После этой встречи и родился шарж импресарио. Этот шарж Никиты Балиева руки Алекса Гарда (Алексея Кремкова) для знаменитого ресторана Сарди, где в течение бродвейского сезона часто выступали известные исполнители и где до сих пор висят карикатуры многих известных сценических актеров, с 1979-го года размещен в Театральном отделе Билли Роуза в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств (the New York Public Library for the Performing Arts) в составе 227 шаржей из коллекции Сарди. 

 

Прим. КиноБлога. Справка. Известный и сегодня актерский ресторан 
«Сарди» (Sardi's) был открыт на Манхеттэне в Нью-Йорке 5 марта 1927 года эмигрантами из Италии – Мельхиоро Пио Винченцо Сарди и его женой Эугенией. Чтобы привлечь посетителей, они пригласили художника-карикатуриста, эмигранта из России Алексея Кремкова, жившего по соседству. Алексей стал Алексом Гардом и по контракту с владельцем рисовал шаржи за ежедневный бесплатный обед. Такую плату он получал до самой смерти в 1948-м году, оставив после себя 700 шаржей.

Никита Балиев (Nikita Balieff) - в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

 

 

 

 

 

Please reload

DMSD в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram
Поиск по тегам
Please reload

Pink_DMSD_promo pic_HQ.jpg
Khalid_DMSD_promo_HQ.jpg
Deep-Sleep_DMSD_fx1_LQ.jpg

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на iTunes
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding