top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Он вам не Хам | Серж Дэнем, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

В названии поста слово "хам", написанное с большой буквы - это не опечатка.

Потому что это заглавная буква во втором слове никнейма великого европейского и американского продюсера и импресарио русского происхождения.

Читайте пост КиноБлога о нём далее.

 

Американский продюсер, импресарио, балетный педагог, а также финансист русского происхождения Серж Дэнем (Serge Denham) родился 4 ноября 1896 года в г. Самара, Самарская губерния, Российская империя (ныне г. Самара - административный центр Самарской области в составе РФ).

Прим. КиноБлога. В некоторых СМИ Москва ошибочно называется городом его рождения.

Серж Дэнем или Серж Дэнхем (это как читать, по-французски или по-английски) - его творческий псевдоним.

Прим. КиноБлога. Как был образован этот псевдоним, КиноБлогу пока не известно.

Настоящее полное имя при рождении:

  • Сергей Иванович Докучаев.


Встречается несколько вариантов написания его творческого псевдонима как на русском так и на латинице:

  • на русском: Серж Дэнем, Серж Денем, Серж Дэнхам, Серж Денхэм, Сергей Дэнем и т.д.;

  • на латинице: Sergei Denham, Serge Denham

Про родителей и семью


Серж Дэнем родился в состоятельной русской семье.


Родители Сергея Пименова:

  • отец — Иван Федорович Докучаев (03.1854 - ?), банкир;

  • мать — Татьяна Семеновна Докучаева (1854 - ?).

Семья Сержа Дэнема была многочисленна на детей, всего их было 8:

3 девочки и 5 мальчиков.

Вот известные родные братья и сестры Сержа Дэнема:

  • брат - Алексей Докучаев;

  • сестра - Екатерина Докучаева;

  • сестра - Надежда Докучаева;

  • брат - Фёдор Докучаев;

  • сестра - Вера Докучаева.

Когда умер отец Сержа Дэнема, для ухода за "детским гуртом" была нанята французская гувернантка.

Супруга у Сержа Дэнема была по жизни одна единственная:

  • Валентина Николаевна Ершова (01.11.1896, Российская империя - 11.08.1970, Нью-Йорк, США), дочь богатого купца, период брака: 05.1915 - 30.01.1970, брак оборвался смертью супруга от последствий аварии.

У пары было 2 дочери:

  • старшая - Валентина Дэнем, затем миссис Уилсон (Valentine Wilson), т.к. вышла замуж за наследника американской нефтяной компании Continental Oil Co. Роберта Уилсона;

  • младшая - Ирина Дэнем, затем миссис Роберт Пабст (Irina Pabst, 28.02.1917 - 09.01.2018), немецкая актриса, дизайнер и филантроп, прожила 100 лет.

Прим. КиноБлога. Не путать с другой русской Ириной Пабст (Irina Pabst, 02.12.1928, Берлин - 01.05.2004, Берлин), дочерью русского дворянина, полковника царской армии Удинцева; родилась и выросла в Берлине; осталась известна не только как немецкая актриса, а больше как благотворительница; прекрасно знала русский язык и жертвовала немалые средства на социальные проекты в России; по некоторым сведениям покончила жизнь самоубийством.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Серж Дэнем в шутку делил своих дочерей на «одну от капиталистической системы» (Ирину), и «одну от коммунистической» (Валентину).

Другими публично разрешенными сведениями про родителей, семью и детей Сержа Дэнема в настоящее время КиноБлог пока не располагает.

Про образование

По воспоминаниям самого Сержа Дэнема именно уже упомянутой выше французской гувернантке он должен быть благодарен за то, что он пришел в своей деятельности к балету.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Он вспоминал, что однажды она (гувернантка) сделала ему театр из оранжевого картона и вырезала ему бумажных кукол-балерин, чтобы он с ними играл.

Когда семья переехала из Самары в Москву, Сержа Дэнема отправили в интернат под Санкт-Петербургом.

Затем уже в Москве он окончил Московский коммерческий институт.

Считалось, что его образование было эклектичным, охватывая как бизнес, так и искусство.

Помимо всего прочего, у Сержа Дэнема был особый талант к игре на фортепиано.

Среди многих уважаемых и известных людей, которые часто бывали в доме его образованной матери, числился и Александр Скрябин, который, как говорили некие свидетели, давал Сержу Дэнему уроки игры на фортепиано.

Карьера. Начало

Профессиональная карьера Сержа Дэнема была чрезвычайно разнообразной.

Когда началась 1-я мировая война, он работал в Российской империи на Красный Крест.

После революции 1917-го года он увез свою семью на восток России, сначала в дом родственников в Уральске. Затем - на Дальний Восток, во Владивосток, где устроился работать директором общежития при университете.

Затем Серж Дэнем стал представителем антибольшевистского правительства адмирала А.В. Колчака.

Его работа заключалась в сборе средств для поддержки войск Колчака.

Прим. КиноБлога. Эта работа впоследствии оказалась для Сержа Дэнема весьма полезной для сбора денег для проекта Русский балет Монте-Карло.

Про эмиграцию

Находясь в Шанхае по делам адмирала Колчака, Серж Дэнем узнал, что режим Колчака в Сибири пал, и решил сделать шаг, который определит его дальнейшую судьбу - он и его семья эмигрировали в Соединенные Штаты.

В 1921-м году они прибыли в калифорнийский Сан-Франциско.

Оставив семью на временном поселении, Серж Дэнем отправился один в поисках работы сначала в Чикаго.

Затем перебрался в Нью-Йорк.

Первую работу Серж Дэнем нашел в антикварном магазине на 59-й Западной улице.

После этого послал за женой и дочерьми.

Недавно приобретенный друг познакомил Сержа Дэнема с банковским миром США.

Это было для него очень удачное знакомство - вскоре Серж Дэнем попал в кресло вице-президента Bankers Trust, причём, с широкими географическими полномочиями: он был назначен ответственным за создание и наблюдение за филиалами в Восточной Европе, а затем и в Лондоне, Париже и Вене.

По воспоминаниям современников, Серж Дэнем слыл весьма общительным человеком, и во время своих путешествий смог встретить множество людей, которые помогли ускорить его окончательный выбор карьеры.

Одним из таких новых знакомых стал Сергей Дягилев, который, - по словам самого Сержа Дэнема, - первым посеял семена идеи, что Америка может и должна стать следующим великим центром балета.

Другим "новым встречным" стал полковник де Базиль, которого он нашел очаровательным.

И еще одним одним важным новым знакомым для Сержа Дэнема стал Уотсон Вашберн, адвокат и балетоман. Этого господина он впервые встретил на пароходе из Шанхая в Сан-Франциско.

Именно Уотсон Вашберн, уже в США, познакомил Сержа Дэнема с несколькими богатыми любителями балета.

Подготовив почву для того, что должно было произойти с Сержем Дэнемом в США.

К середине 1930-х годов стало очевидно, что у компании Blum / de Basil возникли финансовые трудности и идеологический раскол.

Воспользовавшись моментом, Серж Дэнем созвал своих новых друзей и основал World Art Inc., акционерную корпорацию, которая затем в 1938-м году приобрела компанию Рене Блюма.

Серж Дэнем был назначен президентом этой новой балетной организации. Этот президентский пост он затем занимал на протяжении всего существования балетной труппы в том или ином виде (см. далее).

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри



Период активности Сержа Дэнема в кинематографе и на ТВ чётко не измеряется, но находится в диапазоне его официальной увлеченности "Русскими балетами":

  • 1936 - 1968.

Прим. КиноБлога. Имеется ввиду, что записи телеспектаклей и хореографические постановки"Русских балетов" в кино санкционировались менеджментом "Русских балетов", т.е. де-факто Сержем Дэнемом тоже.

После того, как Леонид Мясин покинул из-за разногласий с полковником де Базилем "Русский балет Монте-Карло" в 1944-м году, Серж Дэнем на оставшиеся 24 года стал не только финансистом/акционером, но и исполнительным директором этой труппы.

За более чем 30 лет в мировом балете, Серж Дэнем наверняка внес вклад и в мировой кинематограф. Но для этого КиноБлогу надо провести отдельную кропотливую изыскательскую работу, чтобы затем опубликовать результаты этих научно-библиографических изысканий.


А пока мировому сообществу он остается известен как продюсер и пропагандист балета.

Прим. КиноБлога. На фото ниже - Серж Дэнем в декабре 1961-го года в Лос-Анджелесе, на одной из церемоний с труппой Русского балета Монте Карло.



Ballet Russe в одном из своих последних вариантов из множества многочисленных перестал действовать в США в сезоне 1962-го - 1963-го годов - к этому времени труппа уже почти полностью состояла из американцев, так и закончила свое существование.

Но Серж Дэнем продолжал работать менеджером Ballet Foundation&

И в 1967-м году предпринял еще одну попытку возродить "Русские балеты":

  • труппа целый сезон протанцевала в родном для себя Монте-Карло.

Но на следующий год, в 1968-м году, компания всё-таки была признана банкротом.

Но как бы то ни было, у Сержа Дэнема была необычная мечта для банкира мечта и он её реализовал в полной мере:

Прим. КиноБлога. Из первых уст. «Моя мечта, - сказал он в 1945 году, - заключалась в том, чтобы исключить частное владение Русским балетом Монте-Карло и сделать его достоянием культурного и образовательного фонда без каких-либо коммерческих интересов для его руководства. Я рад сообщить, что этот план был реализован».


Наряду с классикой Ballet Russe de Monte Carlo под руководством Сержа Дэнема реализовал на сцене несколько совершенно новых произведений, в том числе Bacchanale, Labyrinth, Rodeo, Frankie and Johnny и Billy Sunday, а также ряд работ хореографов-женщин.

В список последних вошли:

  • Агнес де Милль (дочь легендарного американского кинопродюсера и режиссера Сесиля де Милля), Бронислава Нижинская, Пилар Лопес, Рут Пейдж, Валери Беттис, Антония Кобос, Рутанна Борис, Татьяна Чами, Нини Тейладе и Нина Новак.

Прим. КиноБлога. Справка. На картинке внизу - обложка программки "Русского балета Монте Карло", нарисованная Борисом Аронсоном для выступлений в сезоне 1942/1943 годов.



Имея такой послужной список, Серж Дэнем мог справедливо чувствовать, что его труппа была «жизненно важна для новых идей», а также могла считаться «успешной в поддержании лучших традиций балета».

Серж Дэнем оставил богатое наследие в виде бумаг.

Документы Сергея Денхэма были подарены танцевальной группе Джерома Роббинса (the Jerome Robbins Dance Division) в 1992-м году совместно от имени двух персон: его младшей дочери Ирины Пабст, The Ballet Foundation и Мишеля (Михаила) Суботина.

Про про увлечения

В середине 1950-х годов Серж Дэнем занялся побочной деятельностью - стал готовить новую смену для своей балетной труппы. В 1956-м году он основал the Ballet Russe School of Ballet in 1956, которую затем передал школе the Swoboda - Yurieva School.

Дополнительные детали творческой биографии Сержа Дэнема, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь

Последние годы своей жизни Серж Дэнем жил в доме 1200 на Пятой авеню на Манхеттене, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США,

Серж Дэнем умер в возрасте 73 года там же, на Манхеттене, в результате смертоносных последствий от дорожного происшествия на перекрестке Мэдисон-авеню и 57-й улицы.

Случилось это печальное событие 30 января 1970 года, когда он вечером выходил из офиса Ballet Russe и его сбил автобус.

Скончался Серж Дэнем в больнице Святой Клэр (St. Clare's Hospital).

Тело Сержа Дэнема было захоронено на Центральном кладбище (Center Cemetery) города Бриджуотер, округ Личфилд, штат Коннектикут, США.



Его жена, теперь уже вдова, умерла 7 месяцев спустя после смерти супруга. И была подхоронена к нему в могилу.

А спустя 14 лет, в 1984-м году, к ним двоим в могилу был подхоронен самый преданный помощник Сержа Дэнема по Фонду русского балета - проживший 90 лет Михаил Суботин (30.09.1894 - 03.1984).

P.S.

В США находятся в архивах бумаги Сержа Дэнема, сданные туда предприимчивыми американскими "балерунами", которые получили это наследие в подарок (см. выше).

Многочисленные короба с ценными документами до сих пор не выкуплены...

Желающие помочь КиноБлогу в благородном деле "вернуть русскую историю в родную колею" могут сделать целевой благотворительный взнос через ЯНДЕКС ДЕНЬГИ.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот что уже упомянутая выше Агнес де Милль откровенно написала о нем в своих ставших известными на весь мир мемуарах «Dance to the Piper»: "Его важность как импресарио и предпринимателя можно сравнить с покойным полковником Василем де Базилем. Оба мужчины помогли вывести балет к новой публике. Они были пионерами балета как популярного вида искусства, а не балета как развлечения меньшинства."

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page