top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Анимация была и до Уолта Диснея | Владислав Старевич, кинобиография


Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз. Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Легендарный американский режиссер Тим Бёртон, который сегодня у всех любителей кино на слуху - по поводу созданного им художественного фильма, экранизации одноименного романа "Дом странных детей Мисс Перегрин" ('Miss Peregrine's Home for Peculiar Children', 2016) - называет его фильм, созданный ещё в 1933-м году,

своим "главным источником вдохновения".

 

Французский и русский режиссёр, создатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации, Владислав Старевич (Ladislas Starewitch) родился 27 июля (8 августа) 1882 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Прим. КиноБлога. Речь в 1-м абзаце шла про легендарный фильм "Щенок-талисман" ('Fetiche Mascotte' или 'The Mascot', 1933). Владислав Старевич - создатель этого мультфильма.


В титрах фильмов и в зарубежных источниках его имя указано и пишется по-разному. Этот список КиноБлог начнёт с варианта, который сейчас использует его внучка, которая вместе с супругом бережно хранит память о своем легендарном деде:

  • Ladislas Starewitch, Wladyslaw Starewicz, Ladislaw Starewitsch.

Имя Владислава Старевича ставится в ряд не просто вместе с другим создателем мира анимационного кино Уолтом Диснеем, а перед ним. К примеру, в 1993-м в США вышло второе издание книги Дональда Крафтона (Donald Crafton), которая так и называлась -

"До Мики-Мауса: анимационное кино" или 'Before Mickey: The Animated Film: 1898-1928').

Про родителей и семью


Российский и французский режиссёр, создатель первых в мире сюжетных фильмов, снятых в технике кукольной анимации, Владислав Старевич родился в семье литовских поляков.


В семье Владислава Старевича было двое детей, обе дочери:

Про образование


Владислав Старевич рано потерял мать. И поэтому с 1901-го года воспитывался у её родителей в Ковно (ныне это Каунас, второй по величине и значению город Литовской республики, а тогда - административный центр Ковенской губернии Российской Империи).

Владислав Старевич не был отличником, но активно участвовал в художественной самодеятельности.

Любил играть комические роли.


С 5-го или 6-го класса у него было два серьёзных увлечения: фотография и энтомология.

Владислав Старевич собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Причем, еще и делал макеты насекомых. И настолько точно, что, как утверждали его сверстники, макеты Владислава Старевича нельзя было отличить от настоящих насекомых.

После окончания 10-го класса Владислав устраивается работать смотрителем в Ковенский городской музей.

При поступлении на работу он дарит представителям музея 2 альбома с собственными фотографиями города Ковно. Директор музея, оценив таланты молодого человека, предлагает ему снять с помощью имевшейся у музея кинокамеры несколько фильмов.


Карьера в кино и на ТВ. Начало

1-й фильм, который Владислав Старевич продемонстрировал работникам музея, назывался «Над Неманом» и они были поражены техническим уровнем выполненной работы.

За этим фильмом последовали несколько попыток сделать образовательные фильмы на тему энтомологии.

25 ноября 1906 года Владислав Старевич женится на Анне Циммерманн, первой и единственной супруге, которая становится его музой и даже героиней некоторых его фильмов (А вообще, Старевич любил снимать в кадре свою жену, детей и даже внуков. К примеру, в последней работе мастера в тестах анимации были задействованы руки внучки).

В общем, в 1909-м году Владислав Старевич снимает 2 фильма из жизни насекомых:

  • «Жизнь стрекоз»;

  • «Жуки-скарабеи».


Посмотрев эти фильмы, директор музея предлагает Старевичу съездить в Москву, чтобы попытаться найти лучшее применение его талантам.

Прим. КиноБлога. Справка. Необходимо отдать должное Каунасскому городскому музею и его главному смотрителю и директору в период 1905-1919 годов Тадасу Даугирдасу (Tadas Daugirdas). Это он, археолог и художник, фактически открыл уникальный талант Владислава, который далее раскрылся в столице России, а полным цветом - в столице Франции. Музей первоначальна назывался Музеем истории города, ведет свою историю с 1882-го года, и существует поныне как Kauno miesto muziejus.

Следуя совету и напутствиям, за пять лет до того, как Каунас захватили войска кайзеровской Германии, Владислав отправляется в Москву. где знакомится с кинопромышленником Александром Ханжонковым и рассказывает ему, что хочет заниматься съёмкой видовых фильмов.


Александр Ханжонков дарит ему подержанную кинокамеру и несколько рулонов плёнки с единственным условием: Старевич будет передавать ему права на все сделанные им фильмы. Ханжонков снимает для Старевича квартиру и просит приносить весь отснятый материал лично к нему, на съемку первого месяца выделив 5 месяцев. Но уже через 2 с половиной месяца Старевич приносит ему не один, а сразу три отснятых фильма. После этого Старевичу выделяют отдельное помещение для работы, предоставляют более серьёзную аппаратуру и полную творческую свободу.

В 1910-м году Владислав Старевич решает снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны.


Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово.

Снятый им таким образом фильм «Lucanus Cervus» стал 1-м в мире кукольным анимационным фильмом.

В той же технике Владислав Старевич снимает вышедший в прокат в 1912-м году короткометражный фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», в котором жуки разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей.



Покадровая техника кукольной анимации была тогда совершенно неизвестна, поэтому во многих отзывах, в российской и зарубежной прессе, сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых. :)))

Вообще, московский дореволюционный период в частности и весь российский период для Владислава Старевича становятся годами не только высокой производительности, но "мульти-инструментализма".

Он пробует себя, и весьма успешно, и как режиссер-постановщик (его первая же режиссерская работа над экранизацией повести Гоголя "Страшная месть" 1912-го года получает Золотую медаль на конкурсе фильмов во время Всемирной выставки в итальянском Милане) и как оператор-постановщик (в частности, на кинокартине Петра Чардынина "Домик в Коломне", 1913).

Прим КиноБлога. Пост КИНОБЛОГа про Петра Чардынина - читайте ЗДЕСЬ.

И московский период - это период открытия им новых "кинотехник". В дополнение к сказанному выше в фильме "Ночь перед Рождеством" 1913-го года, с Иваном Мозжухиным в главной роли, Владислав Старевич впервые в МИРЕ применяет совмещение в кадре актёрской игры и нарисованного «спецэффекта».

Про эмиграцию


В 1919-м году Владислав Старевич вместе с семьей эмигрирует сначала в Италию, а оттуда во Францию. Уезжает он заграницу из Крыма, где в Ялте, работал пару лет в филиале кинокомпании своего бывшего московского работодателя Александра Ханжонкова и снял там с десяток художественных кинолент, в том числе и первый российский "Вий".

Прим КиноБлога. Пост КИНОБЛОГа про Александра Ханжонкова - читайте ЗДЕСЬ.

Поселяется он в пригороде Парижа, который и останется последним в жизни родным городком. Коммуна Фонтене-су-Буа (Fontenay-sous-Bois) - место жизни и смерти великого "киношного" аниматора. У него уже тогда, в 20х годах прошлого века в Европе была очень серьезная репутация. И случай Владислава Старевича с получением работы по профилю и очень высоким жалованьем - единственный случай в российской «киноэмиграции», когда эмигранту практически сразу предложили постоянную серьёзную работу. Именно во Франции он к должности сценарист и режиссера анимационных лент добавляет статус продюсера.

Первой работой во французском периоде для него становится анимационная лента 'Dans les griffes de l'araignée', 1920). И, конечно же, самым главным его достижением стал первый в мировом кино полнометражный кукольный анимационный фильм:

  • «Рейнеке-Лис» ('Le roman de Renard', 1930/1937/1941).



Фильм получил восемь международных премий, производился долгих тринадцать лет (по двум причинам, из-за недостатка финансирования и из-за того, что его производство попало на старт эпохи звукового кино и пришлось его уже выпускать и в озвученной версии), а прокатная судьба у него - почти никакая. А все из-за того, что версия со звуком была произведена на деньги фашистского германского правительства, которому захотелось приложить руку к экранизации "народной поэмы" Гёте.

После окончания Второй мировой войны с финансированием новых работ у Старевича случились сложности, из-за этого некоторые работы (например "Мечта в ночь летнего солнцестояния" или 'The Midsummer Night's Dream') так и остались не завершенными. Но в 1949-м году ему на помощь пришёл Александр Каменка (про Александра Каменку также можно прочитать пост КиноБлога), который профинансировал самый первый цветной фильм-сказку Владислава Старевича - "Цветок папоротника" и все последующие его работы.


В 1950-м году "Цветок папоротника" выиграл первый приз как анимационный фильм на 11-м Международном фестивале детского кино во время Венецианской биеннале.


Серию мультфильмов Старевича про медвежонка Потапова (Patapouf) "Нос к ветру" ('Nez au vent' или 'Nose to the Wind', 1956), рассказывающую о приключениях медвежонка, который сбегает из школы ради того, чтобы создать со своими друзьями кроликом и лисом ансамбль для концертов в лесу, можно назвать предтече успешного российского анимационного сериала на "медвежью" тему ("Маша и медведь") и многих голливудских мультфильмов, где разные звери сплошь и рядом куда-то сбегают.


Но смерть любимой супруги надломила его (она умерла в год создания первой серии). И Владислав Старевич успел после успеха первого фильма снять только второй анимационный фильм из этой серии - "Зимняя карусель" ('Carrousel boréal', 1958).

"Зимняя карусель". Это был его последний завершенный фильм.


Но последней его работой стала незавершённая анимация:

  • "Как собаки и кошки" ('Comme chien et chat', 1965) .


Последний путь


Владислав Старевич умер в возрасте 82-х лет во время работы над упомянутым выше мультфильмом "Как собаки и кошки". Произошло это печальное событие 26 февраля 1965 года в пригороде Парижа, французской столицы.


P.S.


Вместе с Владиславом Старевичем ушла целая эпоха пионеров анимационного кино.

Но дело его живет, архивные бережно сохраняются и множатся в виде трибьютов и восстановленных копий.


КиноБлог приведёт лишь несколько примеров:

  • Его внучка (Leona Beatrice Martin-Starewitch) в 2012-м году выпустила реконструированную версию анимации "Щенок-талисман" и из 21-минутной её хронометраж стал 38 минут. Название этой версии, для тех кто заинтересуется: Fétiche 33-12;

  • В 2009-м знаменитый режиссёр Уэс Андерсон (Wes Anderson) делает трибьют мультику Старевича "Рейнеке-Лис" в своем фильме "Бесподобный мистер Фокс" ('Fantastic Mr. Fox', 2009);

  • В 2014-м году в коммуне, где жил и работал Владислав Старевич, в кинотеатре "Космос" прошли 2-дневные демонстрации архивных работ Старевича. Материалов из государственных, муниципальных и личных архивов набралось на 7 часов. Учтите на минуточку, что это всё - трудоемкая ручная анимация...


Кстати, из авторитетных "киношников" ко мнению Тима Бёртона о Владиславе Старевиче и его творениях присоединяется и британский режиссёр Терри Гиллиам (Terry Gilliam). Он называет тот же мультфильм одним из десяти лучших анимационных лент за всё время.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page