top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Досокращался | Эрте, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Этот почти не известный на родине русский художник получил при жизни уважительное прозвище как в Европе, так и в Штатах - «отец ар-деко».

А в мире зарубежного искусства, театра и кино закрепил своё имя в сокращенном до одного короткого, всего из 4х букв, - в никнейме.

 

Французский художник, дизайнер, график, иллюстратор, модельер, художник по костюмам, художник-постановщик, русского происхождения, Эрте (Erté) родился 23 ноября (4 декабря по новому стилю) 1892 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне это город в составе РФ).

Эрте - это творческий псевдоним, образованный составным способом, из первых букв имени и фамилии, и который он взял, как утверждал в период своей взрослой жизни, «чтобы не позорить семью».

Настоящие имя и фамилия:

  • Роман Тыртов.

Иногда свои работы подписывал, комбинируя настоящее и вымышленное имена:

  • Роман де Тиртов-Эрте (Romaine de Tirtoff Erte).

Мировой известности Эрте достиг в начале 1970-х годов, в период нового интереса к стилю «ар-деко».

В 1976-м году был награждён французским Орденом Искусств и литературы.

Самым известным изображением авторства Эрте считается «Симфония в чёрном» (Symphony in Black), изображающая несколько стилизованную, высокую, стройную женщину, задрапированную черным, с тонкой черной собакой на поводке. Этот рисунок (см. выше) в том или ином виде воспроизводился, копировался и модифицировался бесчисленное количество раз.

Про родителей и семью

Эрте - потомок старинного дворянского рода, берущего начало в 1540-х годах от от татарского хана Тырта (по сведениям из других источников его род берет корни от посланника царя Ивана Грозного к татарскому хану Сафа-Гирею, и погибшего в сражении).

Родители Эрте:

  • отец - генерал-лейтенант русского флота, начальник Морского инженерного училища Пётр Иванович Тыртов;

  • мать - актриса Наталья Михайлова.

Про детство и отрочество

Роман Тыртов родился в Санкт-Петербурге и с раннего возраста проявлял интерес к театру, живописи, графике и дизайну одежды.


Он брал частные уроки у художника Дмитрия Лосевского (ученика Репина), занимался классическими танцами у балерины Марии Петипа.

Рисовать Эрте начал в три года.


Свой первый модный эскиз он создал в возрасте 6-ти лет – это был рисунок дамы в вечернем платье. Мать Романа отнесла эскиз своей портнихе, и сшитый по идее маленького мальчика туалет вызвал немало восхищенных вздохов.

Вообще, мать сильно поддерживала и направляла сына в его творческих начинаниях.

В 1900-м году, ещё мальчиком, побывал на Всемирной выставке в Париже.

Тогда в нём и проснулась любовь к Парижу и Франции.

В 1907-м один год прожил в Париже и затем вернулся в Россию, но ненадолго.


Про эмиграцию

В 1912-м году, по окончании гимназии, Эрте навсегда уехал из России.

Сначала он переехал в Париж, чтобы продолжить карьеру дизайнера.

Он принял это решение, несмотря на серьезные возражения со стороны своего отца, который хотел, чтобы сын продолжал семейную традицию и стал офицером флота. Хотя, надо отдать должное отцу, подарок в виде заграничного паспорта сделал сыну все-таки он.

Жил Эрте в Париже и в Монте-Карло.


Официально он поехал во французскую столицу в качестве специального корреспондента известного петербургского журнала «Дамский мир» - в его обязанности входило писать заметки о модных новинках, делать наброски моделей модных Домов и уличные зарисовки парижской толпы.

Первым постоянным спутником жизни Эрте, до своей смерти от заражения крови в 1933-м году, был князь Николай Урусов.

Прим. КиноБлога. Наиболее известные Николаи Урусовы из рода Урусовых (род князей Урусовых был внесён в V и VI части родословных книг Московской, Симбирской, Смоленской, Санкт-Петербургской, Черниговской и Ярославской губерний (Гербовник, VI, 1), а герб рода князей Урусовых внесён в Часть 6 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 1.):

  1. Князь Николай Юрьевич Урусов (1767 - 1821) - генерал-майор Русской императорской армии; отец статс-секретаря С. Н. Урусова.

  2. Князь Николай Петрович Урусов (1864 - 1918) - гродненский (1901-02) и полтавский (1902-06) губернатор, член Государственного совета. Младший брат Александра Петровича Урусова, основателя Всероссийского национального союза. Был арестован чекистами в Ессентуках и в Пятигорске расстрелян.

Начало карьеры дизайнера и художника по костюмам

Сначала, с 1913-го по 1914-й год, параллельно журналисткой работе Эрте начал работать в модном доме "Каролин", но недолго.


Затем устроился работать в Дом моды у Поля Пуаре (Paul Poiret).

В 1915-м году Эрте получил свой первый существенный контракт - с журналом Harper's Bazaar и, таким образом, запустил свою впоследствии прославленную карьеру дизайнера, художника по костюмам и художника-постановщика.

В 1915 - 1937-м годах, за более чем двадцать лет сотрудничества Эрте создал 250 уникальных обложек Harper's Bazaar, не считая двух с половиной тысяч рисунков и набросков, появившихся на страницах этого журнала.

Иллюстрации Эрте также появились на протяжении его карьеры в таких всемирно известных журналах как «Cosmopolitan», «Ladies Home Journal» и «Vogue».

Прим. КиноБлога. Про сына еще одного известно дизайнера русского происхождения в журнале "Вог" - киноактера Энсела Эльгорта читайте пост КиноБлога ЗДЕСЬ.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Карьера в кино для Эрте началась в 1920-м году, когда он выступил художником-постановщиком, в паре с американским художником австро-венгерского происхождения Джозефом Урбаном (Joseph Urban) и создал костюмы для:

  • американского фильма «Беспокойный секс» ("The Restless Sex", 1920), где в главной роли снялась Мэрион Дэвис (Marion Davies, получила свою звезду на Аллее славы в Голливуде в 1960-м году).


Эта кинодрама финансировалась Уильямом Рэндольфом Херстом, владельцем "Харперс Базар".

А дистрибуцией занимался Paramount.

Повторный старт кинокарьеры Эрте получит через 5 лет (см. далее).

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Годы активности в кино у Эрте - это десятилетний период, с 1920-го по 1929-й, в котором отдельно выделяется активное четырехлетие, с 1923-го года по 1926-й.

Общая фильмография Эрте:

  • как художника по костюмам - 11 фильмов

  • как художника-постановщика - 5 фильмов

В 1925 году американский продюсер российского происхождения Луис Майер (пост КиноБлога о Луисе Майере читайте ЗДЕСЬ) пригласил Эрте на студию «Метро-Голдвин-Майер», чтобы проектировать костюмы и их комплекты для американского немого фильма в жанре мелодрама с незатейливым названием "Париж" ("Paris", 1926). В одной из ролей в этом фильме снялся Михаил Висаров (пост КиноБлога о Михаиле Висарове читайте ЗДЕСЬ).

Кому беда, а кому и хорошо.

Множество проблем со сценарием "Парижа" вынудили Мейера загрузить приглашенного Эрте другими заданиями, чтобы Эрте не простаивал и его не потерять.

Так, благодаря Луису Мейеру, Эрте поучаствовал в производстве таких известных фильмов студии MGM, как:

  • приключенческая мелодрама «Бен-Хур» ("Ben-Hur: A Tale of the Christ", 1925),

  • драма «Мистик» ("The Mystic", 1925),

  • драма «Время, комедиант» ("Time, the Comedian", 1925),

  • комедия «Танцевальное безумие» ("Dance Madness", 1926).


Последняя работа Эрте для экрана - участие в знаменитом:

  • голливудском киномюзикле "Голливудское ревю" ("The Hollywood Revue of 1929", 1929), как единственного художника-постановщика и одного из 4-х художников по костюмам.


В 1930-м году этот фильм был номинирован на Оскар как лучшая кинокартина, но т.к. в тот год приз в этой номинации не был вручен, фильм можно считать оставшимся в числе победителей.


Фильм прославился тем, что собрал 200 кинозвезд, имевших контракт со студией MGM, в свой актерский состав, среди которых было 25 звезд первой величины того времени.

В том числе и Наташа Натова (Natacha Natova) и её танцевальная труппа.

В 1929-м году Эрте фактически закончил карьеру в кино и вернулся к своим традиционным занятиям.

А телевидения тогда еще не существовало.

Но на ТВ он однажды все-таки засветился.

В серии американских документальных фильмов для Paramount Television "Стиль жизни богатых и знаменитых" ("Lifestyles of the Rich and Famous", 1984 - 1994) он стал героем фильма, вышедшего в телеэфир 21 июля 1984 года.


Вместе с ним в этом фильме интервьюировали участников знаменитой группы Duran-Duran и всемирно известного актера русского происхождения Питера Устинова (пост КиноБлога о Питере Устинове читайте ЗДЕСЬ).

Возвращение во Францию

Эрте вернулся во Францию из США в начале тридцатых годов – в расцвете славы, на гребне финансового успеха, - и обосновался в Булони, дорогом парижском пригороде, где по соседству жили, например, князь и княгиня Юсуповы (Пост КиноБлога про Феликса Юсупова читайте ЗДЕСЬ).

Про множество талантов и увлечения

Эрте также создавал скульптуры из бронзы, ювелирные изделия.

Работами Эрте восхищались Джордж Баланчин и Энди Уорхол.

Эрте создавал костюмы для Анны Павловой, Мата Хари, Лиллиан Гиш, для множества громких сценических постановок.

В 1940 - 1960-х годах - скульптор, график (автор серий «Живописные формы», «Цифры» и «Алфавит»), сценограф (в частности, оформлял балеты Ролана Пети), декоратор интерьеров.

За два года до смерти Эрте создал семь бутылок с ограниченным тиражом для бренда Courvoisier, чтобы показать различные этапы процесса коньячного производства: от дистилляции до созревания.

В 2008-м году восьмая и последняя из оставшихся бутылок Курвуазье, им разработанных, содержащая коньяк Grande Champagne, датированный 1892-м годом, были проданы за 10 000 долларов за штуку.

Выставка его работ 1967-го года была куплена музеем Метрополитен.

Тогда впервые музей купил все экспонаты оптом.

В 1975-м году Эрте выпустил книгу воспоминаний:

  • «Вещи, которые помню».

Работы Эрте можно найти в коллекциях нескольких известных музеев, включая Музей Виктории и Альберта, Музей искусств Метрополитен и Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA).

Кроме того, значительная коллекция работ Эрте находится в Музее с названием 1999 в Токио.


Последний путь

Эрте прожил долгую, насыщенную жизнь и умер 21 апреля 1990 года в Париже в возрасте 97 лет.

Не успев достроить свой новый дом на Мальорке.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page