ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

У истоков российского софт порно

Обновлено: 9 июн.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Его рассказы до сих пор перепечатываются и издаются и в сборниках и отдельно в разделах эротика или censored. А ведь он фактически не просто стоял у истоков, а активно влиял на формирование таких особых субжанров российского да и европейского кино, как

эротическое и порнографическое.

 

Советский, французский, немецкий и русский писатель, драматург, сценарист и режиссер Анатолий Каменский (Anatoli Kamensky) родился 17 (29) ноября 1876 года в г. Новочеркасск, область Войска Донского, Российская Империя (ныне - город в составе Ростовской области РФ).

Прим. КиноБлога. Справка. Новочеркасск - в Российской империи - столица Донского казачества, как поселение основано самим атаманом Матвеем Платовым.


В реестр RU КиноСтарз Анатолий Каменский попал потому, что в его творческой биографии были два эмиграционных периода, хоть и кратковременных:

  • 1920-1924 годы

  • 1930-1935 годы, когда он жил и работал в Берлине, Германия, и в Париже, Франция.

Кстати, Анатолий Каменский присутствует в советской Краткой Литературной Энциклопедии (1929-1939), правда, с пометкой "злостный белоэмигрант".


Про родителей и семью


Анатолий Каменский - сын русского чиновника низкого звания Павла Каменского.

Про образование

В 1895-м году Анатолий Каменский закончил астраханскую гимназию и поступил в Петербургский государственный университет путей сообщения.


Через 2 года он бросил учёбу и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, который и окончил в 1902-м году.

Писательская деятельность. Начало

Вскоре Анатолий Каменский поступил на службу в Министерство финансов.

В это же время он опубликовал ряд художественных произведений, посвящённых падению нравственности современного мещанства, идеализируя в противовес ему провинциальную мораль, постепенно перейдя к фрейдизму. Произведения Анатолий Каменского стали освещать открытие сексуальности, из-за чего критиковался за эротизм, переходящий в порнографию.

Беллетристика в русле "эротического" течения - это его рук дело:

  • сборники "Степные голоса" (1903), "Рассказы" (1907);

  • роман "Люди";

  • повесть "Студенческая любовь" (оба 1908).

В 1908-м году он написал и опубликовал рассказ «Леда» (вскоре переделанный в пьесу), вызвавший грандиозный скандал и в прессе и в читательской среде.

А через 5 лет, в начале 1914-го года бульварную российскую публику взбудоражила шокирующая новость: Анатолий Каменский выехал в Париж для инсценировки своей пьесы «Трагедия Леды», с Идой Рубинштейн в главной роли.


Про рассказ "Леда"

"Леда" опубликована в 1907-м году. Является, пожалуй, самым скандальным в смысле русской литературы рассказом.

Так или иначе, в свое время "Леда" прогремела на всю Россию, была превращена в пьесу и после революции 1917-го года шла в Москве и провинции с немалым успехом главным образом из-за судьбы главной героини: "Прекрасно сложенная молодая женщина принимает гостей..."

Прим. КиноБлога 1: пьеса "Леда" была запрещена на профессиональной сцене на основании номерного циркуляра, но для представления на любительской и домашней сцене цензурное разрешение не требовалось. Но после Февральской революции - вслед за городовыми - исчезли все надзирающие учреждения. И пьеса вернулась на широкую сцену.

Прим. КиноБлога 2: Существует следующая легенда. Понадобилась актриса на главную роль, но актриса на ставшую уже скандальной роль не находилась. Отчаявшись, Анатолий Каменский обратился к любителям - пригласил некую поэтессу (по другой версии собственную жену.) Но когда актриса в образе Леды, облачась в золочёные туфельки и цокая золочёными каблучками, выпорхнула на подмостки, то не сумела, согласно газетным отчётам, вымолвить ни словечка. Ибо упала без чувств. Что только способствовало коммерческому успеху.

Карьера в кино. Начало

В 1913-м году, параллельно писательской деятельности, Анатолий Каменский начал успешную карьеру киносценариста. Считается едва ли не первым в России профессиональным киносценаристом.

В раннем российском кино Анатолий Каменский - крайне любопытный его представитель.

Как автор Анатолий Каменский нашёл себя в проповеди свободной любви, «новых отношений», противостоящих условностям, стереотипам старой морали.

Говоря современным языком, Анатолий Каменский - один из пионеров российской порно кино индустрии.

Прим. КиноБлога 1: Европейскими пионерами индустрии движущихся порнокартинок стали французы. Обнажение мадемуазель впервые было показано в киноленте «Туалет для новобрачной» с Луизой Милли в главной роли. Тогда же ввели понятие жантильного (кокетливого) кино. Героиней фильма стала игривая женщина в стиле «богатая красивая», немножко вне приличий, чтобы мужчина захотел с нею пообщаться. Да, фильм «Туалет новобрачной» (1896) от режиссеров и операторов Пиру и Леара, стал, по всей видимости, и первым постановочным (художественным) фильмом во Франции. Можно сказать, порнокинематограф зарождался одновременно с обычным кино. :) А начиналось это так: Сначала Пиру называл себя «королевским фотографом» и снимал фото и кинохронику. Когда ему захотелось заснять пантомиму, он это и осуществил совместно с Леаром, засняв «Туалет новобрачной», гигантскую по тем временам ленту в 60 метров, проекция которой длилась порядка трех минут, и где актриса мюзик-холла Луиза Милли снимала флер д’оранж и белое платье, появлялась в корсете и розовой юбке и, наконец, надевала длинную ночную рубашку и ложилась в постель в стиле Людовика XV. Эта первая демонстрация призывной сексуальности имела такой успех, что кроме салона «Кафе де Пари» пришлось открыть еще два зала. Этот фильм навеял различные фильмы-последователи, в числе первых - «Раздевание модели» (1897), один из удачных фильмов впоследствии легендарной парижской киностудии четверых братьев Патэ (Pathe) во главе с Шарлем Пате.

Прим. КиноБлога 2: В Америке "порнопервенцем" на большом экране стал немой короткометражный романтический фильм Уильяма Хейса (William Heise) «Поцелуй Мэй Ирвин и Джона Райса» (1895, оригинальное название: "The Kiss", известен также как "The May Irwin Kiss", "The Rice-Irwin Kiss" и "The Widow Jones"). Фильм был снят на маленькой студии Раффа и Гаммона в Нью-Йорке. Между прочим, этот фильм вошёл в историю кино по двум моментам: 1) это был первый фильм, где снимались не актеры мюзик-холла или цирка, а драматические актеры — «звезды»: 2) самое первое использование крупных планов (лицо при поцелуе). Кинематографический термин «поцелуй в диафрагму», обозначающий счастливый финал (happy end) в кино, родился из этого фильма: через тридцать лет поцелуя канадской актрисы водевиля Мэй Ирвин (May Irwin) и американского актера водевиля Джона Райса (John Rice), в 1927-м году напомаженные губки американской кинозвезды канадского происхождения Мэри Пикфорд (Mary Pickford) повторят "поцелуй в диафрагму" в щёку Игоря Ильинского и родится знаменитая советская черно-белая кинокомедия «Поцелуй Мэри Пикфорд», копия которой в настоящее время хранится в Библиотеке Конгресса США. Пресса же в год выхода фильма на экраны пропечатала его как зрелище труднопереносимого взаимного скотства и пошлости. Кустарщина, удивится современный зритель, курам на смех! Это самый первый фильм, где запечатлён поцелуй. На плёнку заснята финальная сцена из мюзикла "Вдова Джонс" ("The Widow Jones"), и длится эта сцена 18 секунд. Премьера фильма, снятая для компании легендарного изобретателя Томаса Эдисона - Edison Manufacturing Company, состоялась в Вест Энд Парк (West End Park), Оттава, Канаде 21 июля 1896 года (до этого, целый год после производства фильма показывали в салунах, т.н. пенни-аркадах, на фонографах и кинетоскопах под вывеской "только для мужчин") и долгое время считался первым публично показанным в Канаде фильмом. В то время Эдисон работал в студии Black Maria в Вест-Ориндже, штат Нью-Джерси, США. Позже оказалось что чуть меньше месяца до этого, 27 июня 1896 года, Синематограф братьев Люмьер уже показывал различные фильмы в Монреале. В 1999-м году фильм попал в Библиотеку Конгресса США как «культурно значимая» кинолента, для сохранения в Национальном реестре фильмов. А тогда, в самые первые дни показов фильм "Поцелуй" был осужден как шокирующий и непристойный для кинозрителей и заставил Римско-католическую церковь призвать к цензуре и моральной реформе - потому что поцелуи на публике в то время могли привести к судебным преследованиям. Этот фильм также вызвал большой скандал и породил неодобрительные редакционные статьи в газетах, которые ​​призывали даже к действиям полиции в местах предполагаемых показов. Каталог же Эдисона рекламировал этот фильм так: «Они готовятся целоваться, начинают целоваться, целуются, целуются и целуются так, что каждый раз дом разносит в щепки».

Про 2 периода эмиграции