ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Своя Матильда

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он - из рода Романовых.

И у него была своя Матильда.

Прим. КиноБлога. Но расскажет о нём КиноБлог не из-за любовных похождений, сопряженных с кражей фамильных драгоценностей, что в его царствующей семье предпочли замять, а в связи с тем, что он - один из создателей системы кинодистрибуции на территории современного Узбекистана и основатель первых стационарных кинотеатров Ташкенте.

 

Русский предприниматель и узбекский кинопрокатчик Великий князь Николай Константинович Романов (Nicholas Konstantinovich Romanov, Grand Duke of Russia или the Russian GD) родился 2 [14] февраля 1850 года в г. Санкт-Петербург, столице Российской империи (ныне - город в составе РФ).

В ссылке был известен под фамилиями:

  • Волынский, Искандер.

Про родителей и семью

Николай Константинович Романов - 1-й законный ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II. Внук Николая I, двоюродный брат Александра III.


Отец Н.К. Романова - Великий князь Константин Николаевич Романов (9 (21) сентября 1827, Санкт-Петербург - 13 (25) января 1892, Павловск), генерал-адмирал, 5-й ребёнок и 2-й сын российского императора Николая I и Александры Фёдоровны. Младший брат императора Александра II.

Мать Н.К. Романова - Великая княгиня Александра Иосифовна, урождённая Александра Саксен-Альтенбургская (8 июля 1830, Альтенбург, герцогство Альтенбург в Тюрингии - 6 июля 1911, Санкт-Петербург), эрнестинская принцесса, супруга своего троюродного брата. Она - 5-я (младшая) дочь герцога Иосифа Фридриха Саксен-Альтенбургского (1789 - 1868) и принцессы Амалии Терезы Вюртембергской (1799 - 1848). Полное имя - Александра Фридерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета. Свою любовь к неверному супругу сохранила с 1848-го года до самой его кончины. В 1889-м году Константина Николаевича хватил удар: у него отнялись правая рука и нога и он почти потерял дар речи. В таком состоянии он прожил 3 года. Александра Иосифовна в качестве сиделки неотлучно находилась при нём.

Про образование

По собственной инициативе Николай Константинович Романов в 1868-м году поступил в Академию Генерального штаба.

Учился на общих основаниях, никаких поблажек ему как члену императорской фамилии не давали.

Сразу после окончания Академии, в числе лучших с серебряной медалью, Николай Романов поступил на военную службу и в 21 год стал командиром эскадрона лейб-гвардии конного полка.

Про Матильду Николая Романова

На одном из балов Великий князь Николай Романов познакомился с замужней американской танцовщицей и куртизанкой Фанни Лир (Fanny Lear), чье настоящее имя было Харетт Блэкфорд (Harriet Ely Blackford).

Прославилась на весь мир, когда в 1875-м году издала свои мемуары о любовных похождения с Великим князем (Fanny Lear: Love and Scandal in Tsarist Russia).

Прим. КиноБлога. "Творческий" псевдоним Харетт Блэкфорд взяла себе по имени главной героини в популярной в те годы в Европе одноименной комедийной музыкальной пьесе "Fanny Lear" (альтернативное название - La Petite Marquise), со скандальным успехом впервые поставленное в Париже в 1867-м году её авторами - Анри Мейльяком (Henri Meilhac) и Людовиком Галеви (Ludivic Halevy). Либретто к опере Жоржа Бизе "Кармен", между прочим, их рук дело.

КиноБлог опустит сальные подробности похождений молодого Николая Романова и американки, тем более, в Интернете, Вы, уважаемый читатель, легко найдете эти подробности в других источниках.

В общем, по решению родителей с подачи отца Николая Романова "отрывают" от куртизанки Фанни Лир планов на скандальный брак и отправляют на войну. И в 1873-м году 23-х летний полковник Генерального штаба Николай Константинович Романов вместе с русским экспедиционным корпусом отправился походом на Хиву.

Да, за участие в Хивинском походе был награждён орденом Святого Владимира 3-й степени.

Но в этом походе у Николая Романова родилась другая страсть - к ориенталистике и особенно к Амударьинской области.

И эта страсть станет впоследствии знаком его судьбы.

КиноБлог отметит, что страстное отношение Николая Романова к Фанни Лир было скорее всего искренним, а вот её к нему - сугубо материальным. Недаром она, после визитов в Павловск и Мраморный дворец выдвинула новому "возлюбленному" условие - сто тысяч рублей в обмен за её "душу и тело" (она уже знала, что семья Романовых выделяла Николаю Романову 1 миллион франков в год на его содержание, а, значит, по её расчетам, он должен был легко запрошенную сумму "наскрести").

Как бы то ни было, попутешествовав с Николаем Романовым примерно год по Европе (эту уже после его возвращения с войны) в 1874-м году Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться.

С Великим князем она больше никогда не встречалась.

Кража

14 апреля 1874 года в Мраморном дворце обнаружили святотатство.

С оклада иконы, которой сам Николай I благословил своего сына Константина и его невесту Александру Саксен-Альтенбургскую на брак, исчезли 3 бриллианта.

Отец Николая Романова вызвал полицию. Через несколько дней бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.

Вызванный для объяснений самый главный подозреваемый - Никола (как его звали тогда домашние) - сперва всё отрицал, но потом сознался, что на вырученные от продажи краденых бриллиантов он собирался делать подарки Фанни Лир.

Но не выказав ни сожаления о содеянном, ни раскаяния, он этим окончательно разозлил и отца, и всё семейство.

И хотя его отец и сам не слыл хранителем супружеской верности, имел многочисленные любовные похождения на стороне и незаконнорожденных детей, - в том числе и от балерины Мариинского театра Анны Кузнецовой, - Николай Романов безрассудной кражей подписал себе приговор.

Приговор

Николаю Романову было объявлено фактически 2 приговора.

Первый - для публики -состоял в признании его безумным: отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции.

Второй - семейный: во всех бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям.

Он также лишался всех званий и наград и вычёркивался из списков полка.

Он высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано.

Ссылка

Хотя титул великого князя Николаю Романову сохранили и до последних дней к нему обращались "Ваше Императорское Высочество", он был увезён из Санкт-Петербурга осенью 1874-го года.

За период с 1874-го по 1881-й год, т. е. за неполных 7 лет Николай Романов сменил по меньшей мере 10 мест жительства.

Ему нигде не давали приобрести хоть какой-нибудь дом и обзавестись связями.

Местами ссылки в том числе были: Владимирская губерния, Умань, местечко Тывров близ Винницы, Крым, Самара, Оренбург.


В Ташкент

Зимой 1878-го года в Оренбурге великий князь тайно обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер.

Специальным указом Синода затем этот брак был расторгнут.

Через несколько лет Александр III дозволил узаконить морганатический брак, но предписал отправляться в Туркестанский край, в Ташкент.

Куда летом 1881-го года Николай Романов с супругой и прибыл.

В Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского, а позже стал называть себя Искандером. Эту фамилию (в дальнейшем, Высочайше узаконенную) носили его потомки - князья Искандеры.

В 1894-м или 1895-м году он женился второй раз, на Дарье Часовитиновой, 15-летней дочери ташкентского жителя, принадлежащего к казацкому сословию.


Так он стал двоеженцем.

От этого союза у Николая Романова было несколько детей (в первом браке детей не было).

Про кинобизнес. Саммэри

Фильмография у Николая Константиновича Романова нет: в кино не снимался, фильмы не продюсировал, сценарии к кинопродукции не писал.

Вообще, первые демонстрации синематографа в Ташкенте начались в 1906-м году в Городском саду, когда Николай Романов-Искандер уже слыл ташкентским аборигеном (прожив здесь на этот момент почти 15 лет).

Николай Романов загорелся новой идеей и а собственные средства через несколько лет построил два первых стационарных кинотеатра в Ташкенте.

Оба кинотеатра получили название «Хива» - в честь Хивинского похода 1873-го года.

Один из них был летним, располагался в Городском Саду Ташкента, позднее был переименован в кинотеатр «Фестиваль». Другой - зимним. Зимний кинотеатр «Хива» (см. фото выше), построенный в 1910-м году по проекту ведущего архитектора Туркестана начала 20-го века Г. Сваричевского, после окончания Великой Отечественной войны получил название «Молодая Гвардия».

В 1966-м году кинотеатр был полностью разрушен, во время ташкентского землетрясения.

Можно сказать, Николай Романов-Искандер протоптал дорогу и другим кинопрокатчикам.

Вслед за ним в 1914-м году один из пионеров российского кинематографа, ярославский купец Григорий Иванович Либкен - предприниматель, занимавшийся производством и продажей колбасы, а также производством и прокатом кинофильмов - открывает свой стационарный кинотеатр в Ташкенте.

В общем, в далеком Туркестане опальный великий князь стал кинопрокатчиком, предпринимателем и благотворителем.

Доходы от предпринимательской деятельности князя превышали сумму в 1,5 миллиона рублей в год (Прим. КиноБлога: в Ташкент ему в год также присылали по 200 тыс. руб. из Императорского дома Романовых).

В городских кругах и окрестностях его уважительно именовали "ташкентский князь".

Наследие


Николай Константинович Романов не только открывал и становился владельцем мыловаренного завода, бильярдных, сети по продаже кваса и риса, выращивал хлопок, строил хлопкоочистительные заводы и вырабатывал мануфактуру. Он строил водопроводы и реализовывал масштабные оросительные работы. Например, свои средства Николай Романов проложил 100-километровый канал, и на орошенных землях появились 119 русских поселений.