ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Прима номер 2

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Она была звездой мирового немого кинематографа. Но большинство кино критиков того времени называли её «примой № 2».

Проведя всю свою артистическую карьеру в системе выражения экранных образов через пластику и мимику, она так и не смогла привыкнуть к «обезличенному звуку».

Увы, типичная история для звёзд эпохи немого кино.

Прим. КиноБлога. Номером первым в те годы считалась Вера Холодная.

 

Французская, немецкая и русская актриса театра и кино Наталья Лысенко (Nathalie Lissenko) родилась 10 августа 1884 года в г. Николаев, Херсонская губерния, Российская империя (ныне административный центр Николаевской области в составе Республики Украина).

Прим. КиноБлога. По данным некоторых источников есть и другой год рождения у Натальи Лысенко - 1886-й.

Творческих псевдонимов не имела.


Полное имя при рождении:

  • Наталья Андриановна (Андреевна) Лисенко.

Прим. КиноБлога. В русскоязычных инфо источниках ее фамилия указывается двояко: Лисенко или Лысенко.

Про родителей и семью

Наталья Лысенко воспитывалась в творческой семье, где было велико влияние старшего брата отца, Николая, который много занимался с племянницей «фортепияным музицированием».

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Николай Витальевич Лысенко (10(22).03.1842 - 24.10 (06.11).1912) – знаменитый композитор, пианист и дирижер, считается основоположником украинской классической музыки.



Отец Натальи Лысенко хорошо играл на скрипке. А мать любила петь украинские песни.

Отец – Андрей Витальевич Лысенко – судовой врач, служил на кораблях Черноморского флота, прошел честный путь боевого офицера; окончил медицинский факультет Киевского университета; был определен в должность лекаря на пароход «Тамань». В 1876-м году добровольцем пошел работать в санитарный отдел Сербии, которая к тому времени уже воевала с Турцией. После войны служил на пароходах Верхне-Дунайской флотилии, затем был переведен в военный госпиталь г. Николаев. В 1884-м году ушел по службе в отставку.

Супруги Натальи Лысенко:

  • 1-й - русский актер Николай Радин (1872-1935);

  • 2-й - русский, американский, французский и немецкий актер Иван Мозжухин.


Брак с актёром Николаем Радиным был коротким: вскоре он становится мужем актрисы Елены Шатровой, с которой прожил до конца жизни.


А Наталья Лысенко выходит замуж за Ивана Мозжухина, звезду эпохи немого кино (пост КиноБлога об Иване Мозжухине читайте ЗДЕСЬ).

Про образование

За заслуги перед флотом отставному отцу Натальи Лысенко предложили врачебный округ в Киеве. Но он выбрал вакансию главного врача железнодорожной больницы на станции Знаменка Николаевско-Харьковской дороги и в 1885-м году, - уже после рождения дочери, Натальи Лысенко, - перевез все семейство в просторный дом на окраине Черного Леса.

Там он организовал среди рабочих станции любительский музыкально-драматический кружок.

В 1898-м году в пьесе Михаила Старицкого «Не судилось», очень популярной тогда среди местной публики, роль Екатерины сыграла 15-ти летняя Наталья Лысенко.

Это было 1-е публичное творческое выступление будущей кинозвезды эпохи немого кино.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Натальи Лысенко о своем первом театральном опыте: «Мне, дочери морского офицера, выпала роль крестьянской девушки, а молодого барича Михаила изображал бывший пастух, выучившийся на телеграфиста. На сцене мы поменялись местами в общественном происхождении. Я вошла в крестьянку Екатерину, став ее кровью и плотью… Публика плакала вместе со мною. А вот телеграфист, даже имени его не помню, сплоховал. Выхоленный пан получился у него мужиковатым крепаком…».

В 1898-м году Наталью Лысенко семья за казенный счет отправила получать образование в Одессу (прим. КиноБлога: ее учебу в пансионе благородных девиц оплатило Министерство путей сообщения Российской империи).

Наталье Лысенко обучение там не понравилось, она стала забрасывать родителей письмами с одним настойчивым требованием - забрать её из пансиона, так как «музыку и французский дают тут скверно, не в пример губернским городам…».

Под таким напором отец не выдержал и отвез дочку (Наталью Лысенко) в Москву, где по протекции устроил в театральную студию при МХТ (Московском художественном театре).

С этого времени у Натальи Лысенко начинается взрослая актерская жизнь.

Бывшая одесская пансионерка приехала в Москву в апреле 1900-го года, можно сказать - "к столу, ибо к тому времени прошло всего чуть более полутора лет, как в ресторане «Славянский базар» встретились два будущих великих человека - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко - и, проговорив друг с другом почти сутки. договорились о создании театра, будущего МХТ.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. На конец 19-го века В.И. Немирович-Данченко - уже известный драматург, по совместительству руководивший драматической школой Московского Филармонического общества; а К.С. Станиславский - актер-любитель, организатор театральной труппы Общества искусства и литературы. Речь в их долгой беседе шла о создании нового общедоступного театра. «Программа была революционна, - писал Станиславский в воспоминаниях «Моя жизнь в искусстве», - Мы протестовали против старой манеры игры, против театральности, против ложного пафоса, декламации, против актерского наигрыша, против дурных условностей постановки, декораций, против премьерства, которое портило ансамбль, против всего строя спектаклей и против ничтожного репертуара тогдашних театров».



МХТ создали в 1898-м году, но… выяснилось, что набрать актерскую труппу невозможно.

Не только в Российской империи, но и во всем мире не было подходящих артистов. С большим трудом Станиславский и Немирович-Данченко, как говорится, «наскребли» по провинциальным театрам «хоть что-то похожее для новой сцены».

В список «похожих» вошли:

  • Иван Москвин, Василий Лужский, Александр Адашев, Леопольд Сулержицкий и Александр Вишневский.


Эти актеры и стали первыми преподавателями театральной школы МХТ.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Наталья Лысенко вспоминала о своих «вступительных экзаменах» в МХТ так: "Меня завели в просторный кабинет, где накануне курили сигару. Четверо мужчин привстали с кресел, а женщина в темном платье с вологодским воротником (Мария Ермолова) пристально посмотрела и улыбнулась."

В общем, в 1900-м 16-ти летняя Наталья Лысенко поступили в студию МХТ, в 1904-м году её окончила.

Но еще в 1901-м году после 1-го курса театральной студии при МХТ, руководство театра приняло решение «обкатать» её на антрепризах в провинции.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

С 1904-го, сразу после окончания студии МХТ, вместе с 1-м мужем Николаем Радиным Наталья Лысенко работала в провин