ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Один из первых

Обновлено: 11 мая

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он - один из первых сценаристов российского кино эпохи его зарождения.

Но, конечно, же на самом деле он больше писатель и драматург,

причём, комедийно-сатирической специализации.

 

Чехословацкий и русский писатель, сценарист, драматург, театральный критик и издатель Аркадий Аверченко (Arkady Averchenko) родился 15 [27] марта 1880 года в г. Севастополь, Крым, Российская империя.

Прим. КиноБлога: год и место рождения Аркадия Аверченко называются разные, например, 1881-й и Харьков. Да он и сам подливал масла в огонь (см. далее). А А на его могиле в Праге годом рождения вообще указан 1884-й.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Выписка из Книга записи актов гражданского состояния церквей за 1880-й год, сохранившейся в Севастопольском городском государственном архиве: под №16 сделана запись о рождении 15 марта 1880г. отрока Аркадия, родителями которого являлись - см. далее. Из тех же записей известно и место, где крестили Аркадия Аверченко – Петропавловская церковь в г.Севастополь (ныне не существует).


Встречавшиеся при жизни творческие псевдонимы (прим. КиноБлога: можно сказать, что он даже любил себе их выдумывать):

  • Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.


Полное имя при рождении:

  • Аркадий Тимофеевич Аверченко.


При жизни на латинице Аркадий Аверченко писал свои имя и фамилию как:

  • Arkadij Avercenko или Arkadij Awertschenko.


Сегодня же его имя и фамилия чаще всего на латинице встречаются в более современных вариантах:

  • Arkady Avertchenko и Arkady Averchenko.


Аркадий Аверченко - редактор гремевших своей популярностью в дореволюционной России таких журналов как «Сатирикон» (1908-1913) и «Новый Сатирикон» (1913-1918).

Про родителей и семью

Аркадий Аверченко родился в православной семье небогатого купца.

Родители Аркадия Аверченко:

  • отец - Тимофей Петрович Аверченко, русский купец 2-й гильдии. В 1890-м году Т.П. Аверченко совершенно разорился.

  • Мать - Сусанна Павловна Софронова, дочь отставного солдата с Полтавщины.

Прим. КиноБлога. Из первых уст:

  • Современники считали отца Аркадия Аверченко довольно безалаберным человеком, а впоследствии сам Аркадий Аверченко намекал на крайнюю неудачливость своего отца в коммерческих делах, которая всякий раз вела его к разорению.

  • Мать Аркадия Аверченко была неграмотной. По сведениям биографа Аверченко Виктории Миленко отец не стал учить свою дочь Сусанну грамоте, "потому что старшая ее сестра, грамотная, сбежала с гусаром."

Сам Аркадий Аверченко официально женат никогда не был, но к его любовницам с их многолетними романами причисляли 2 известных в те годы в России театральных актрис, обе, кстати, были замужними:

  • в петербургский период - Александра Яковлевна Садовская (08.05.1888, Казань - 31.01.1956, Оренбург), Заслуженная артистка РСФСР (8.10.1945). Выпускница школы Евтихия Павловича Карпова (Ст.-Петербург, 1907-1908). Сценический путь начала в 1908-м году в московском Новом драматическом театре, затем играла в Петербурге, затем всю оставшуюся жизнь в провинциальных театрах СССР;

  • в пражский период - Раиса Андреевна Карелина-Раич (в девичестве Поповкина, 1880 - 28.09.1957, Москва), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). После учебы в театральной школе Блюменфельда в Киеве (преподаватели Н. П. Рощин-Инсаров, Е. Я. Неделин) с 1897-го года выступала в труппе Н. Н. Соловцова. В 1900-1925 годах играла в театрах Новочеркасска, Кишинева, Казани, Харькова, Киева и других городов. В 1904-1906 и 1925-1933 гг - в московском театре Корша. В 1933-1948 годах - актриса театра им. МОСПС (затем театр им. Моссовета). В 1948-м году оставила сцену.

Любовь Аркадия Аверченко к кинематографу и театру органично сочеталась с его увлечением актрисами.

Его «театральные романы» обсуждал весь Петербург.

Официальных наследников Аркадий Аверченко не оставил, но, отдельные биографы Аркадия Аверченко указывают, что в Харькове у него рос сын, о котором он сам, похоже, ничего не знал, но зато потом которого признали севастопольские родные Аркадия Аверченко.

Про образование

Аркадий Аверченко - недоучившийся ученик реального училища, т.е. он не получил даже полного начального образования. Кто-то из его биографов считает, что по состоянию здоровья (прим. КиноБлога: из-за зрения, в возрасте 8-ми лет у него констатировали сильную близорукость), кто-то - что из-за ограниченности в средствах его большой семьи.

Но недостаток образования у Аркадия Аверченко со временем компенсировался природным умом.

И, несмотря на плохое зрение, очень много и без разбора читал.

И еще учился дома, где его учили старшие сестры.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Свой дом на Ремесленной Аркадий Аверченко без особой любви называл «блокгауз». Как выглядел этот «блокгауз» в Севастополе на самом деле, сегодня уже неизвестно, так как и он, и все другие дома улица Ремесленной исчезли вместе с ней в 50-х годах ХХв. Тогда весь Одесский овраг, по которому она проходила, был засыпан, а на его месте заложен Комсомольский парк, который и по сей день – напротив Центрального рынка (некогда Базара).

Начало репортажной и литературной деятельности

В 1896-м году отец пристроил 15-ти летнего Аркадия Аверченко в транспортную контору «Волга», младшим писцом. Через год 16-летний Аркадий Аверченко бросил эту службу.

В это время его сестра Мария вышла замуж за инженера Терентьева, который уехал с ней на Брянский угольный рудник.


Прим. КиноБлога: сейчас это Брянка в Луганской области, часть шахт бассейна была куплена Брянским заводом металлоизделий, отсюда и «Брянский рудник».


Сюда переехал и Аркадий Аверченко и стал работать здесь конторщиком, где прослужил 3 года, до 1899-го.

В 1900-м 20-ти летний Аркадий Аверченко переехал в Харьков.


В 1903-м году в харьковской газете "Южный край" был опубликован 1-й рассказ Аркадия Аверченко - "Как мне пришлось застраховать жизнь", который сразу же задал его литературный стиль.

В 1906-м Аркадий Аверченко становится редактором сатирического журнала "Штык", почти полностью представленный его материалами.


После закрытия этого журнала возглавляет следующий - "Меч", - тоже вскоре закрытый.

Еще проживая в Харькове, начинающий юморист Аркадий Аверченко стал посылать рассказы в петербургские журналы и газеты; некоторые из них выходили в газете «Свободные мысли» у Василевского Не-Буквы.

В конце 1907-го года Аркадий Аверченко решает на переезд в Петербург.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По­явился 27-ми летний Аркадий Аверченко в Петербурге не то в Рождество, не то прямо в Новый год – как и положено предприимчивому молодому провинциалу, с 11 рублями в кармане и мечтой о славе.

По переезду в Петербург Аркадий Аверченко сотрудничает как автор в сатирическом журнале "Стрекоза", позднее преобразованном в "Сатирикон". Затем становится постоянным редактором этого популярного издания.

Аркадий Аверченко обладал отменным чувством юмора, за что его и любили журналисты.

Вот цитаты из его персонального интервью, которое он дал в Ковно (прим. КиноБлога: ныне это литовский город Каунас) в 1923-м году:

"Сколько вам лет? - Не знаю. - То есть, как не знаете?!! - Так и не знаю. Когда был совсем маленьким, не умел считать, а вырос - сбился. - Но ваши родители? - О! Они так молодились, что если бы я не сопротивлялся - мне сейчас было бы лет восемнадцать. - Где вы родились? - Гомер побил меня на четыре города. - ?!!? - О месте его рождения спорили 7 городов, а о моем рождении только три: Харьков, Севастополь и Одесса. - А на самом деле - место вашего рождения? - У меня наибольшия подозрения падают на Севастополь. - Где вы учились? - Нигде. Родители полагали, что у меня слабое зрение, и я с детским простодушием поддерживал это заблуждение. - Но вы что-нибудь кончили? - Да. На прошлой неделе. - Так поздно?! - Да, это было поздно: половина второго ночи. Я кончил небольшой роман. - Где вы жили в последнее время? - В Чехословакии. Я в восторге от этой страны! Ласковый, приветливый народ, чудесное отношением к русским. К сожалению, мы чехов не знали раньше, мало знаем и теперь. А они нас очень любят."

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Аркадий Аверченко - один из самых востребованных авторов эпистолярного жанра в России 1910-х годов.

Его высокая популярность не могла не сказаться на появлении в кино в статусе сценариста, т.к. зарождавшаяся в то время по всему миру, в том числе и в России, киноиндустрия в лице ее первых продюсеров и режиссеров "металась по всему свету" в поисках как самих авторов-сценаристов так и материала для сценариев будущих кино картин.

Сравниться по популярности как в литературе, так и в кино в те годы могли с Аркадием Аверченко немногие,

лишь Леонид Андреев да и несколько других авторов.


1-я сценарная работа для экрана у Аркадия Аверченко "срослась" в год начала 1-й Мировой войны - в 1914-м году, когда на кино экраны Российской империи вышли 2 фильма:

  • "Сила сопротивления" и "Блюститель нравственности" (см. далее).

Но...

Хотя, вот что ещё.

Формально в кино Аркадий Аверченко сначала попал... актером кино.


Вот как это было.

Русский кинопредприниматель, как сейчас сказали бы, продюсер Александр Ханжонков, как и многие его коллеги-конкуренты озаботившийся сценарным обеспечением своего предприятия, поздней осенью 1912-го года привлекает к решению этой задачи такие именитые в то время литературные силы как: Аркадий Аверченко, Фёдор Сологуб, Тэффи, О. Дымов, А. Амфитеатров, Е. Чириков, Александр Куприн, Леонид Андреев, Анатолий Каменский и др. - на создание оригинальных сценариев, либо на продажу прав на инсценировки их сочинений.


Для закрепления отношений он устраивает большой пикник в окрестностях Петербурга, во время которого выстраивается игровая сцена, пародировавшая одну из тем ранней русской хроники и выданная затем за подлинно документальную съемку.


На российские экраны сие кино произведение вышло в 1913-м году под названием:

  • "Охота на лосей и диких коз в окрестностях Петербурга" (альтернативное название: "Корифеи русской литературы на охоте").

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Один из участников драматург и прозаик Илья Сургучев в мемуарах об этих съемках написал так: "... Кинематографическое общество Ханжонкова пригласило петербургскую писательскую молодежь на зимнюю охоту где-то под Петербургом. ... Как сейчас помню первоклассный вагон Николаевской дороги, отлично натопленный, уютный, слабо освещенный, пахнущий еще летней пылью, которая, как известно, имеет свой специфический, и не без очарования, запах. Приехали, великолепно, по-лукулловски поужинали, “бенедиктин” был в литровой посуде, потом по-охотничьи завалились спать вповалку, галдели до глубокой ночи: молодость, здоровье, сытость, надежды, успех “в чувствах”, задор… ... Загорели на морозе и так же весело вернулись в Петербург и ... защелкала “Биржевка”: возвратились такие-то и такие-то, кинематографическая фирма засняла и сцены охоты, и сцены поездки, и скетч, в импровизационном порядке разыгранный таким-то, таким-то и таким-то под наблюдением архи-талантливого такого-то… ... В результате всего этого на вас, хочешь, не хочешь, но ложилась какая-то приятная тень известности, было лестно, что ты выходишь из обывательской незначительности."

Кстати, можно сказать, что участием в фильме "Охота на лосей и диких коз в окрестностях Петербурга" Аркадий Аверченко приобщился к одному из первых мире фильмов в комбинированном жанре художественно-документального кино, который сегодня называется "мокументари", т.е. жанр, где художественными средствами идет реконструкция сцен из реальной жизни, которые потом в кино выдаются как настоящие, существовавшие в прошлом.