top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Из клана сопрано

Обновлено: 8 июн. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Она - из клана сопрано. Но не в смысле мафиозного клана Сопрано, прославленного американским телесериалом,

а из клана певческого, т.е. из тех, кто владел голосом сопрано.

 

Американская и русская оперная певица, актриса и педагог Нина Кошиц (Nina Koshetz) родилась 17 (29) января 1892 года в селе Кирилловка, Киевская Губерния, Российская империя (теперь это с. Шевченково, Звенигородский район, Черкасская область, Республика Украина).

Прим. КиноБлога 1. Некоторые источники датой рождения Нины Кошиц указывают 30 декабря 1891 года.

Прим. КиноБлога 2. Село Кирилловка переименовано в Шевченково потому что здесь прошло детство украинского поэта, писателя, художника RU происхождения Тараса Шевченко, и его памяти посвящён расположенный в селе Литературно-мемориальный музей.

Полное настоящее имя при рождении:

  • Нина Павловна Порай-Кошиц.

Творческий никнейм, использовавшийся современниками при её жизни -

  • "Шаляпин в юбке".

А уже в эмиграции в поздние годы к ней приклеилось словосочетание:

  • Мадам Кошиц (Mme. Nina Koshetz).

Про родителей и семью​​

Оба родителя Нины Кошиц были представителями оперного певческого клана, причем, в момент знакомства служили в Большом театре в Москве:

  • Отец - Павел Алексеевич Порай-Кошиц (1863 - 02.03.1904, Москва) оперный певец, тенор, в 1891-1992 годах выступал в Киевской опере, в 1893-1903 годах солировал в Большом театре в Москве В 1886-89 пел в оперных театрах Италии (городах Верчелли и Казальме-Маджиоре), Греции, Америке (Гватемала).В 1889-90 пел в Тифлисе, в 1890-92 в Киеве и Баку.В 1893-1903 солист Московского Большого театра (дебютировал в партиях Рамзеса и Иоанна Лейденского в декабре 1892)..Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве ;

  • Мать - Тамара Леонидовна Порай-Кошиц.

Отца Нина Кошиц потеряла в 1094-м году, когда ей было лишь 12 лет.

Побудительные мотивы для наложения им рук на себя были запредельно грустными: в конце 1890-х годов Павел Порай-Кошиц сорвал голос и в 1904-м году был уволен из Большого театра с назначением мизерной пенсии, после этого некоторое время преподавал, но из депрессии так и не вышел (он самостоятельно растил двух дочерей и нуждался в средствах) - покончил жизнь самоубийством в свои 42 года в отчаянии перерезав ножом горло и проткнув себе бок.

Нина Кошиц была одной из 2-х дочерей своих родителей:

  • родная младшая сестра - Мария Кошиц (1894 - ?)

  • родной брат - Валентин Кошиц (1894 - ?)

Даже если бы судьба уберегла будущую певицу Нину Кошиц от невыносимого зрелища самоубийства, то отчаяние отца последние его годы до этого девочка-подросток не чувствовать не могла. Считается, что сформировавшийся на стрессах непростой характер Нины Кошиц позже не раз станет объектом пересудов.

Супруги Нины Кошиц:

  • 1-й - Александр фон Шуберт (Alexander von Schubert), художник-портретист

  • 2-й - ???, в 1934-м году, когда 40-ка летняя Нина Кошиц повторно въезжала в США, совершила она это свое путешествие вместе со своим 2-м мужем и дочерью. Собственно, другие детали об этом её супруге и их браке надо "подымать".

Дочь Нины Кошиц от 1-го брака:

  • Марина Кошиц, более известная по фамилии отца как Марина Шуберт (Marina Schubert, 1912-2000), которая впоследствии стала известной в США оперной певицей (сопрано) и успешной киноактрисой.

Прим. КиноБлога. Марина Шуберт родилась у Нины Кошиц за год до окончания учебы в Московской консерватории (см. ниже).


Современники Нины Кошиц считали, что пару лет лет (1915-1916) она находилась в романтических отношениях с композитором Сергеем Рахманиновым, который, к слову, был к тому времени уже женат и был на 20 лет старше нее. Насколько близкими были эти отношения - наверняка уже не узнать, но некоторые факты останутся фактами: Нина Кошиц познакомилась с Сергеем Рахманиновым в 1915-м году, и они вместе выступили на успешных концертах, он посвятил ей цикл из 6-ти песен о любви (опус 38).

Прим. КиноБлога. Биографы по-разному описывают знакомство блестящего дуэта — одни утверждают, что Рахманинов впервые увидел облаченную в черное начинающую певицу, исполнявшую его романс "Сирень", в Малом зале консерватории. По другой версии, они встретились в компании в доме композитора Ильи Саца, Рахманинов еще на улице услышал дивный голос, поющий "В молчаньи ночи тайной" — и в тот вечер они больше никого не замечали. Третьи биографы утверждают, что ещё в 1909-м трогательная 15-ти летняя девушка решилась познакомиться с автором на одном из концертов. В 1911-м Сергей Рахманинов услышал необыкновенное пение и аккомпанемент, что доносились из окон дома Ильи Саца. Войдя в квартиру, он первым делом попросил хозяев познакомить его с музыкантами. Навстречу вышла девушка с серыми глазами. Она пела, она и аккомпанировала. Они встретятся в следующем, 1912-м году, на концерте памяти Саца. Сергей Рахманинов ей скажет: «Я Вас помню».


Так или иначе, но в декабре 1916-го года Нина Кошиц подписывает контракт с другим пианистом (Сергеем Прокофьевым) на выступления, и Сергей Рахманинов отступает от их отношений.

Впоследствии они очень редко виделись друг с другом: Хотя уже в США, по всплывшим в конце 20-го века воспоминаниям, стало известно следующее:

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Нью-Йоркское музыкальное общество цитирует свидетельство источника, скрывшегося под псевдонимом: "Джон Стейнвей рассказал мне 16 декабря 1980 года, что Нина Кошиц преследовала Сергея Рахманинова в США, что выбивало его из нормальной колеи, "принося боль", и, по словам Леонарда Пеннарио (американского музыканта), Нина Кошиц открыто бравировала тем, что была "любовницей Рахманинова". Поэтому Сергею Рахманинову приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы держать под спудом свою тайну"…

Её новый аккомпаниатор, Сергей Прокофьев, как будто соревновался с предыдущим, он тоже посвятил Нине Кошиц цикл своих произведений. Сначала это были романсы («Пять стихотворений Анны Ахматовой для голоса с фортепиано») и затем еще один, по ее же нетерпеливой просьбе, во время гастролей в Калифорнии.

Но весной 1921-го года у Нины Кошиц закончились и эти творческо-личные отношения.

Про образование

Нина Кошиц происходила из очень музыкальной семьи.


Ее родители до поры до времени оба были успешными оперными певцами и Нина Кошиц была очень музыкальна.

С 4-х лет она начала играть на фортепиано, а в возрасте 9-ти лет она дала свой 1-й сольный фортепианный концерт фортепьяно.

Оправившись от шока в связи с кончиной отца спустя четыре года, 16-ти летняя Нина Кошиц нашла в себе силы продолжить путь к мечте - в 1908-м году она поехала в Москву и поступила в Государственную московскую консерваторию, где в период 1908-1913 годов и получила вокальное образование и образование пианистки (класс вокала - Умберто Мазетти, класс фортепиано - Н. Е. Шишкин и К.Н. Игумнов).

Затем Нина Кошиц совершенствовалась у легендарной Фелии Литвин в Париже (прим. КиноБлога: Нина Кошиц во взрослой жизни и Фелия Литвин оказались внешне очень похожи, что наталкивает на кое-какие предположения).

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Фелия Литвин (Félia Litvinne, 31.08. (12.09.) 1860), Санкт-Петербург, Российская Империя - 12.10.1936, Париж, Франция), оперная певица, настоящее имя Франсуаза Жанна Васильевна Литвинова (в девичестве Шутц). В 1888-м году пела в Риме и Венеции, выступала на сцене парижского театра «Гран-Опера». Затем была приглашена в Неаполь (театр «Сан-Карло») и Милан (1890, театр «Ла Скала»). В октябре того же года дебютировала в московском Большом театре, затем пела в петербургским Мариинском театре, получила приглашение в одесский Итальянскую оперу. В 1892-м году пела в Мадриде, в 1895-м году в Марселе, позже в Милане, Монте-Карло.

Как Нина Кошиц попала в кино в актрисы - читайте далее, но определенно можно сказать, что случилось это уже после эмиграции в США.

Про эмиграцию

Нина Кошиц обладала сильным ровным голосом редкого по красоте, нежного тембра, тонким художественным вкусом и при этом имела яркую сценическую внешность.


Певческий (оперный) дебют Нины Кошиц состоялся в 1913-м году - в роли Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» в Москве в частном оперном театре Сергея Ивановича Зимина (прим. КиноБлога: в 1936-м его театральная площадка стала филиалом Большого театра), где она пела в качестве солиста вплоть до начала 1920-х годов. Параллельно (1917-1918) она пела в Мариинском театре в Петрограде.

В 1919-м году вместе с Украинской республиканской капеллой своего двоюродного дяди Александра Антоновича Кошица (Александр Кошиц - двоюродный брат ее отца) Нина Кошиц уехала на гастроли за границу и осталась в США.



Прим. КиноБлога. Историческая справка. До Октябрьского переворота 1917-го года, проживая и работая в Москве, Нина Кошиц была активным членом украинского общества "Кобзарь", которое на тот момент возглавлял Семён Петлюра. И хор "Украинская республиканская капелла" уехал на гастроли с благословения и на средства Семёна Петлюры. Вместе с этим хором, кстати, уехали ее родная сестра Мария и старшая сестра русского писателя Михаила Булгакова. Булгаковы и Порай-Кошицы первые 2 десятилетия 20-го века жили в одном доме в Киеве, на знаменитом Андреевском спуске. Порай-Кошицы на 1 этаже, Булгаковы на 2-м.

Прим. КиноБлога. Из любопытного. Хор "Украинская республиканская капелла" уже в США и Канаде оставит значительный след в сохранении украинского музыкально-исторического наследия в аудиовизуальной форме. Как? Читайте пост КиноБлога про Лео Булгакова в части создания американо-канадского художественного музыкального фильма "Маруся" (1938).

В эмиграции Нина Кошиц официально дебютировала как солирующая камерная певица в американском Детройте.

В 1920-м году вместе с Детройтским симфоническим оркестром (the Detroit Symphony Orchestra) под управлением Осипа Габриловича.

В 1922-м году Нина Кошиц с большим успехом выступила в спектаклях гастролировавшей в США «Частной русской оперы» и получила с помощью Сергея Прокофьева ангажемент в Чикагскую оперу.

В 1922-1924-м годах она — солистка Чикагской оперы (Lyric Opera of Chicago).

Периодически Нина Кошиц выезжала на гастроли в Европу (в частности, она пела в Париже в театре Елисейских полей и в «Гранд-Опера»), в соседнюю Мексику и в 1924-м даже в Южную Америку (театр Колон в Буэнос-Айресе, а также в Сан Паулу и Рио де Жанейро).

Карьера в кино и на ТВ. Начало

1-й ролью в кино для Нины Кошиц стали съемки в биографической драме Александра Волкова "Казанова" ("Casanova", 1927). В тот период она находилась на гастролях в Европе и могла себе позволить найти время для съемок в этом германо-французском фильме, в роли графини Воронцовой (Countess Vorontzoff), тем более что кино еще было немым и ей не нужно было заучивать текст и проговаривать диалоги.

Прим. КиноБлога. Казанова - один из многих знаковых европейских фильмов, созданных с большой долей участия русских киноэмигрантов. Например, в этом фильме своим участием засветились": актеры - Иван Мозжухин, Наталья Лысенко, Диана Каренни и многие другие, кинооператоры Николай Топорков и Фёдор Бургасов, оба продюсера - Ной Блох и Григорий Рабинович, художник-постановщик - Иван Лошаков, художник по костюмам - Борис Билинский.

С 1932-го Нина Кошиц уже безвыездно жила в США. Здесь она выступала по радио, а с 1934-го начала сниматься в голливудских фильмах.

1-м американским фильмом с записью в титрах стал для Нины Кошиц полнометражный фильм в жанре мистическая драма "Алжир" ("Algiers", 1938), который на следующий год, в 1939-м, получил 4 Оскаровские номинации (один из номинантов - художник-постановщик фильма Александр Толубов). В этом фильме она сыграла персонаж по имени Таня, а на съемочной площадке ей помогла в том числе и Леонид Кински.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

После того, как Нина Кошиц покинула Россию, можно насчитать не менее 50-ти оперных представлений с ее участием. Конечно же, она пела сотни концертов, как сольных, так и с оркестрами , как в США так и в Европе, давала оркестровые концерты и часто под руководством самых престижных дирижеров, таких как Леопольд Стоковский, Серж Куссевицкий и Осип Габриловиц.

Прим. КиноБлога. Историк оперы Чарльз Джахант (Charles Jahant) в числе гастрольных городов Нины Кошиц называет такие города как: Париж, Виши, Бордо, Барселона, Берлин, Лондон, Рига, Монте-Карло, Стокгольм, Остенде, Мюнхен, Рим, Канны, Ницца, Сан-Ремо, Антверпен, Брюссель, Мехико, некоторые города на Балканах, но всё это в основном в 1920-е годы.


Период творческой активности Нины Кошиц в кино и на ТВ случился во 2-й половине ее жизни и длился 31 год (1927 - 1957). Если не считать пары её европейских экспериментов в немом кино Европы, целенаправленно она стала уделять внимание экранным искусствам уже в США и по воле обстоятельств, связанных, скажем так, с известным всем "чрезмерно экстравагантным образом жизни".

Дело в том, что в 1930-е годы голос Нины Кошиц начал слабеть, а в 1940-х годах ей и вовсе пришлось уйти на "оперный" покой, она переехала в Голливуд и начала среди прочего учить пению желающих стать голливудскими звездами и начинающих исполнителей (на фото ниже Нина Кошиц аккомпанирует своей дочери Марине Шуберт).



Но сначала в Лос-Анджелесе она попробовала себя, как сказали бы сейчас, в качестве бизнес-вумэн - в 1941-м она стала ресторатором в собственном ресторане а-ля рюс, но это предприятие закончилось банкротством очень быстро, за 2 года - в 1942-м году.

В общем, последние годы жизни Нина Кошиц жила в Лос Анджелесе, вела в Голливуде педагогическую деятельность, изредка снималась в звуковых фильмах.

Общая фильмография Нины Кошиц:

  • актриса в большом кино - 10 фильмов;

  • артист озвучания - 1 фильм;

  • певица - 3 фильма;

  • актриса на ТВ - 1 роль (в качестве самой себя), в драматическом телесериале "Телефонное время" ("Telephone Time", 1956-1958) для канала CBS, в 30-ти минутной серии, которая называлась ее именем - "История Кошиц" ("The Koshetz Story", 1957), вышедшей в американский телеэфир 25 июня 1957 года. Ее дочь Марина Шуберт, предоставила сценаристам исходные материалы, и также снялась в этой серии.

Роль Нины Кошиц в телесериале "Телефонная жизнь" стала единственной её ролью на ТВ и последней ролью как экранной актрисы.

И, конечно же, по своему внутреннему содержанию Нина Кошиц осталась больше певицей чем актрисой.

Вплоть до самой смерти в 1965-м году Нина Кошиц продолжала давать уроки пения в Голливуде.

При этом открыто признавалась, что не исполняла ничего лучше романсов Сергея Рахманинова.

Дополнительные детали творческой биографии Нины Кошиц по части кино последуют от КиноБлога позже.

Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz.

Про про увлечения

С 1942-го года 50-ти летняя Нина Кошиц занялась преподавательской деятельностью - начала преподавать пение.

С этой целью она открыла элегантный музыкальный салон в прибрежном калифорнийском курортном городе Лагуна Бич. Среди ее учениц по пению числились такие кино звезды как Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), Энн Блит (Ann Blyth) и Клодетт Кольбер (Claudette Colbert).

Но её "неортодоксальный" образ жизни продолжал медленно и неуклонно разрушать здоровье Нины Кошиц.


Последний путь


Нина Кошиц умерла в возрасте 73-х лет в результате церебрального тромбоза. Случилось это печальное событие 14 мая 1965 года в городе Санта-Ана, штат Калифорния, США.

Как утверждают американские источники, первопричина - "чрезмерно экстравагантный образ жизни".

Тело Нины Кошиц было кремировано. Кому были переданы останки в виде сосуда с пеплом - КиноБлогу достоверно не известно.

 

Недавние посты

Смотреть все