ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Рядом с Кубком Муссолини

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Для режиссёра он ушёл из жизни рано.

А так бы со своими талантами мог получить не только номинацию на Кубок Муссолини на Венецианском кинофестивале 1934-го года.


 

Канадский, американский, европейский, советский и русский кино режиссер и сценарист Фёдор Оцеп (Fyodor Otsep) родился 9 февраля 1895 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Прим. КиноБлога 1. По другим данным Фёдор Оцеп родился на 2 года раньше, в 1893-м году, этот год "утвердила" его могильная плита, хотя американские иммиграционные записи подтверждают, что 1895-й год - это все-таки правильно по документам.

Прим. КиноБлога 2. Европейский, потому что после эмиграции, кроме Северной Америки (США и Канада) он работал также в Германии, Франции, Италии и Испании.

Полное имя при рождении - Фёдор Александрович Оцеп, с ударением в произношении фамилии на 1-й слог.

Прим. КиноБлога. Наверняка любопытно будет узнать, оцеп - это не абракадабра из букв, а слово имеющее как минимум два конкретных толкования. В старорусском языке о́цеп - это длинный шест у колодца, служащий рычагом для подъема воды (т.н. "журавль"), а также прикрепляемый к потолку деревянный шест, на котором висит и качается детская колыбель.

Творческих псевдонимов после одного журналистского (см. ниже) Фёдор Оцеп не имел, но т.к. он прослыл европейским режиссером и много где снимал свои фильмы, т.е. жил там где творил, и его русскоязычные имя и фамилия в разных странах были по-разному проинтерпретированы.

Что отразилось в том числе и в титрах:

  • Fedor Ocep, Fedor Ozep, Fjodor Ozep, Fyodor Ozep, Fédor Ozep, Pedro Otzoup и др.

Про родителей и семью


Фёдор Оцеп родился в семье Александра Оцепа, владельца московской фабрики по производству зонтиков.

Прим. КиноБлога. Предположение. Известное в Москве в довоенные и послевоенные годы предприятие - УМП "Фабрика зонтов", возможно, было национализированным предприятием отца Фёдора Оцепа.

Фёдор Оцеп - самый младший из 4-х детей своих родителей:

  • старшая родная сестра - Вера Райзман (урождённая Оцеп) (1880-1965), её сын в браке с Яковом Ильичем Райзманом [по словам Сергея Эйзенштейна известен тем, что шил костюмы бояр для фильма «Иван Грозный»] - Юлий Райзман (05(15).12.1903, Рига - 11.12.1994, Москва), известный советский кинорежиссёр, сценарист, педагог; получается, родной племянник Фёдора Оцепа;

  • родная сестра помладше - Лия Алейникова (урождённая Оцеп, 1887-1948, Москва), супруга Моисея Алейникова (16.11.1885 - 30.04.1964), известного российского/советского кино предпринимателя, похоронена на Новодевичьем кладбище;

  • родной брат - Семён Оцеп (1886-1957), в годы НЭПа был владельцем фабрики «Свет» в Лебяжьем переулке в г. Москва.

Супруги Фёдора Оцепа:

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По большому счету, история встречи и взаимоотношений и разрыва Фёдора Оцепа и Анны Стен с точки зрения КиноБлога заслуживает экранизации, Это настоящий любовный треугольник с цепочкой драматических событий, аварии, бегства, разочарований, надежд и т.д. Недаром, например, известный голливудский продюсер RU происхождения Сэмюэл Голдвин в своих мемуарах ("Goldwyn: A Biography") знакомству Анны Стэн с будущим новым мужем и разрыву с Фёдором Оцепом посвятил отдельные строки: "... она (мисс Стэн) "недавно попала в легкую автомобильную аварию и из автомобиля выскочил привлекательный молодой человек, представившийся так - Юджин Френке. И мисс Стэн утверждает, что они влюбились с первого взгляда (в друг друга) так, как это обычно бывает в кино. И она оставила Фёдора Оцепа ради Юджина Френке, рассчитывая,

что последний продолжит направлять её кино карьеру как её агент."

Согласно расследованию КиноБлога, любовный треугольник Оцеп - Стен - Френке, скорее всего, образовался не в США и не так красиво-внезапно, как описал Сэмюэл Голдвин (и скорее всего, с подачи самой Анны Стэн), а в Германии, где все трое наверняка впервые познакомились. Случилось это на производстве 1-го звукового фильма Анны Стэн:

на немецкой кинодраме "Убийца Дмитрий Карамазов" или "Братья Карамазовы" ("Der Mörder Dimitri Karamasoff", 1931), по известному произведению Федора Достоевского.

На этой кинокартине Федор Оцеп был одним из 4-х сценаристов и со-режиссером, Юджин Френке - одним из 2-х продюсеров, а Анна Стэн играла главную женскую роль - Грушеньку. Съемки проходили в Германии на немецком языке в период с 22 октября по 24 ноября 1930 года, а премьера фильма состоялась 6 февраля 1931 года в кинотеатре «Берлин Капитолий» (Berliner Capitol-Kino).

И в этом же 1931-м году закончился брак Анны Стен и Фёдора Оцепа.

Про образование

После окончания лицея Фёдор Оцеп учился в Московском университете.

Одновременно с учёбой стал работать журналистом и писать рецензии на фильмы в популярном в те годы журнале «Кино-Театр и жизнь», изобретя для литературного творчества псевдоним из родного имени и придуманной фамилии - Фёдор Машков.

Быстро завоевал репутацию талантливого критика.

В общем, специализированного литературного и режиссерского образования Фёдор Оцеп не получил, а результатов добился талантом, связями и практикой.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

С 1915-го года 20-ти летний Фёдор Оцеп начинает параллельно работать ассистентом на хронике и сценаристом у 2-х выдающихся в уже ближайшем будущем кино личностей - продюсера Иосифа Ермольева и режиссёра Якова Протазанова.

За короткий 4-х летний период до вступления в России после Октябрьского переворота 1917-го года новых правил жизни Фёдор Оцеп успел написать целый ряд киносценариев, и некоторые фильмы по ним стали потом культовыми:

  • «Николай Ставрогин» (1915, по роману «Бесы» Ф. Достоевского),

  • «Дети Ванюшина» (1915),

  • «Пара гнедых» (1915),

  • «Мёртвый дом» (1915),

  • «Пиковая дама» (1916),

  • «Проклятые миллионы» (1917),

  • «Отец Сергий» (1918, совместно с Николаем Эфросом и Александром Волковым),

  • «Тайна королевы» (по роману Элинор Глин «Три недели»).


Так совпало, что с началом национализации русской кино промышленности Фёдор Оцеп остался в Москве и продолжил работу кинодраматурга, написав сценарий, в частности, для фильма «Поликушка» (1919) по произведению Льва Толстого.

Параллельно, в 1918-м году, через Моисея Алейникова, супруга сестры (см. выше), Фёдор Оцеп устроился в киноателье «Русь» Михаила Трофимова, где стал заведующим художественной частью «Руси».

Как сейчас сказали бы, менеджмент "Руси" в непростые 1917-1918 годы был эффективным: Трофимову и Алейникову поначалу (в 1918-м году) удалось избежать национализации - они сменили форму собственности на кооперативное общество.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. По декрету о национализации от 28 марта 1918 года не подпадали в своей отрасли под национализацию предприятия с уставным капиталом до 500 или 300 (в зависимости от отрасли) тыс. руб. и малые предприятия, принадлежащие потребительским кооперативным обществам, товариществам и их объединениям.

На "Руси" Фёдор Оцеп увлёкся координационно-творческой работой и на время отошёл от написания собственных сценариев.

Прим. КиноБлога. Предположение. Собственно, "увлекся" административными делами Фёдора Оцепа, скорее всего, вынужденно - виной послужили политические и экономические обстоятельства, отразившиеся и на кооперативе "Русь". Ведь шел период ломки в России частной кино промышленности и создания на ее базе кинопромышленности советской, - приходилось приспосабливаться.

Уже на следующий год после устройства Фёдора Оцепа на "Русь", в 1919-м году, в Советской России был принят указ о национализации, этот день потом станет праздником. :)

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Декрет Совета народных комиссаров о национализации кинодела был издан 27 августа 1919 года. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. Лениным, вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность страны были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавлявшегося Анатолием Луначарским. Был создан Всероссийский фотокиноотдел (ВФКО). День кино установлен в память именно об этом событии - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года как День советского кино. Позднее эта дата стала считаться Днем кино России.

Удивительно, но "Руси" удалось удержаться как частному предприятию и на этот раз. Но началась идеологическая травля его владельцев, продолжавшаяся несколько лет - за создание фильмов, идущих в разрез с политикой и идеологией новых официальных властей в России. Михаилу Трофимову стали открыто (через прессу) намекать, что советское кино перестало нуждаться в его услугах. Его деловой партнер (Моисей Алейников) сломался и уехал за границу (якобы лечить жену).

А в 1922-м году у советского руководства на основе дружеской связи с немецким медиа магнатом-коммунистом (см. ниже) возникла идея объединить усилия на идеологическом кино фронте и под раздачу попал кино кооператив "Русь".

Фактически уже оставшись без денег, Михаил Трофимов был не нужен. После попытки создать филиалы "Руси" в Одессе и Ялте он эмигрирует.

А вот Моисей Алейников и Фёдор Оцеп умудрились удержаться у руля власти "Руси", которая ушла на заклание. И когда в 1922-м году советские власти дали согласие на создание советско-германского акционерного общества «Межрабпом-Русь», и со своей стороны "влили" в эту компанию имущество "Руси", Фёдор Оцеп вошёл в состав руководства вновь образованной кино компании.

Прим. КиноБлога. Борьба с мифами. КиноБлог обращает внимание на следующее. Хотя открытый интернет пестрит информацией о том, что «Межрабпом-Русь» было единственным негосударственным кинопредприятием в постреволюционной России, заявим мягко, но громко - это всё не правда, и вот почему:

  1. во-первых, оно (общество) было создано нелегитимно - на базе национализированного (украденного) частного имущества другой компании, хотя, да, ей отдали дань уважения, сохранив ее же название, правда, 2-м словом :) ;

  2. во-вторых, оно (общество) было создано по прямому указанию новых российских властей, а именно В.И. Ленина и его окружения (см. ниже);

  3. и в-третьих, это было не советское, а советско-германское предприятие (см. ниже), позже, - если выражаться современным языком, - ставшее частью германского медиа холдинга.

Более важным будет выделить то, что эта киностудия стала первой (прим. КиноБлога: и единственной в России периода СССР, как покажет история) советской межгосударственной киностудией и первой в СССР наладила производство ко-продукционных кинолент.

"Межрабпом-Русь">"Межрабпомфильм">"Союздетфильм">"К/студия им. Горького"


Торговый дом «Русь» (киноателье "Русь"), ставший впоследствии долевым взносом Советской России в "Межрабпом-Русь", был создан ещё в дореволюционной России.

1915-й год. Михаил Трофимов, купец из Костромы, на паях с инженером Моисеем Алейниковым основал "Русь" в Москве.


Основной капитал предоставил Михаил Трофимов, а сам торговый дом в основном стал заниматься производством русских кинофильмов.

Прим. КиноБлога. Вплоть до 1990-х годов заслуги Михаила Семеновича Трофимова, который стоял у истоков этой киностудии и на равных участвовал в руководстве ею, если и не замалчивались, то очень сильно принижались. А причина - банальна. В первые послереволюционные годы началась идеологическая травля в адрес М.С. Трофимова. В журнале «Искусство кино» тех лет появилось обидное словечко - «трофимовщина», которое отождествлялось с религиозными идеям