У этого польского актера с предпочтениями в комическом жанре за всю театральную и кино карьеру набралось почти с полтысячи ролей! Родился на территории тогдашней Российской империи, смешил зрителей в кино и на сцене сначала в России, а потом - уже в независимой Польше.

 

Польский и русский театральный, кино и ТВ актёр Антон Фертнер (Antoni Fertner) родился 23 мая 1874 года в г. Ченстохов, Петроковская губерния, Царство Польское, 
Российская империя (с 1998-го года г. Ченстохов в составе Силезского воеводства Республики Польша).

 

Прим. КиноБлога. Ченстохо́ва (Częstochowa или Czynstochowy), также встречается как Ченстохо́в, Ченстохо́во или Ченстоха́у — город на юге Польши, на реке Варта, столица Ченстоховского повята и городской повят. Духовная столица Польши и главное место паломничества. Первые упоминания о городе - 1220-й год. Согласно Географическому словарю царства Польского и других славянских стран, название города образовано от имени Ченстоха. Так звали легендарного основателя, упомянутого в Гнезненской булле римского папы Иннокентия II.

 

Некоторые русскоязычные источники информации ошибочно выдают следующий абзац биографии Антона Фертнера: "Был вице-председателем Варшавского общества велосипедистов и организовал первые велогонки Царства Польского." А на самом деле -  просто прочитайте ниже.

 

Прим. КиноБлога. Не путать с другим Антоном Фертнером - Antoni Klemens Fertner (1849-1915) - соучредителем и долгое время вице-президентом Варшавского Общества велосипедистов (WTS).

 

 

Про родителей и семью

 

Антон Фертнер родился в семье кондитера.

 

Отец - Теофил Фертнер (Teofil Fertner).

 

Мать - Элеонора Фертнер (Eleonora Fertner), в девичестве Плешиньская (Pleszyńskaja).

 

У Антона Фертнера было три старших сестры.

 

Про образование

 

В старшей школе Антон Фертнер проявлял склонность к математике.

 

После смерти родителей Антон Фертнер поселился в г. Пётркув или Петроков (Piotrkowie). Здесь, кстати, Антон Фертнер впервые в свое жизни столкнулся с внутренней кухней театров - он устроился работать клакёром в один из местных театров.

 

Прим. КиноБлога. Клакёр (claqueur, от французского слова claque или хлопок ладонью) — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Первые записи к описаниям людей подобной профессии относят к III веку до н. э., когда драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров. Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект «социального доказательства», они стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать «Браво!» или проявлять недовольство. Феномен клаки основан на эффекте социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к аплодисментам, смеху и т. д., чем больше людей вокруг поступают аналогично. Данный феномен используется в театрах с помощью специально нанятых людей. И данный эффект ныне широко используется в ТВ шоу, особенно комедийного характера - всем известен закадровый смех, часто слишком навязчивый, кстати.

 

 

Затем Антон Фертнер переехал в Варшаву, где начал учиться в Торгово-промышленной школе имени Кроненберга (Wyższej Szkola Handlowa im. Kronenberga).

 

Прим. КиноБлога. Торговая школа Леопольда Кроненберга просуществовала в г. Варшава 26 лет, в период 1875-1900-го годов.

 

Вскоре, однако, Антон Фертнер поступил на актерский курс в Школу драмы при Варшавском музыкальном обществе, тем самым отказавшись от построения "экономической" карьеры.

 

Прим. КиноБлога. Официально школа драмы при Варшавском музыкальном обществе, просуществовавшем с 1889-го по 1916-й год, называлась Класс дикции и декламации (Klas Dykcji i Deklamacji przy Warszawskim Towarzystwie Muzycznym).

 

Свою актерскую школу при Варшавском музыкальном обществе Антон Фертнер закончил в 1895-м году.

 

Карьера в кино. Начало

 

Еще обучаясь в вышеупомянутой актерской школе, Антон Фертнер совершил в составе театральной труппы передвижного театра несколько гастрольных туров по Польше.

 

Затем Антон Фертнер попробовал работу в Государственной контрольной палате (Izbie Kontroli Państwa), однако канцелярская работа ему не нравилась, и поэтому он попросился в труппу театра Водевиль (Wodewil) в Варшаве, находившегося в то время под руководством Михала Воловски (Michał Wołowski).

 

Когда осенью 1895-го года Михал Воловски перебрался в Лодзь, Антон Фертнер, закончивший к тому времени свое актерское обучение, последовал туда с ним - и продолжил играть в труппе его нового театра.

 

Периодически, во время 3-х летнего пребывания в Лодзи Антон Фертнер участвовал вместе с театральной группой известной в то время польской актрисы Адольфины Зимаер (Adolfina Zimajer, в девичестве Wodecką, 1852-1939) в ежегодных гастрольных турах по царской России.

 

С конца 19-го века и по 1908-й год Антон Фертнер служил в нескольких Варшавских театрах (Народный театр, театр Фарса и Оперетты, Театр Розмаитоци и т.д.): а с гастрольными театральными труппами часто ездил на гастроли в Москву и Санкт-Петербург.

 

 

Кинокарьеру экранного актера Антон Фертнер начал относительно поздно, в возрасте 32-х лет, в 1908-м году в Варшаве, в 1-м польском художественном фильме:

  • Он сыграл главную роль - Антоша или «Антошки» (Antos) в короткометражной (7-ми минутной) комедии «Антошка первый раз в Варшаве» ("Antos pierwszy raz w Warszawie", 1908), выступив здесь еще и в качестве соавтора сценария. Режиссёр и кинооператор фильма - француз немецкого происхождения Жозеф-Луис Мюндвиллер (Joseph-Louis Mundwiller), в те годы известный как Жорж или Ежи Мейер (Jerzy Meyer).

 

Первая роль на экране принесла Антону Фертнеру узнаваемость среди широкой аудитории.

 

А вот так это стартовало. В 1908-м году Антону Фертнеру от Якуба Ясиньского (Jakub Jasiński), владельца первого кинотеатра в Варшаве («Оаза» или "Oaza"), поступило предложение сняться в черно-белом немом фильме в главной мужской роли, да еще и выступить в нем соавтором. Конечно же на заманчивое предложение по сути стать пионером польского кино Антон Фертнер согласился. Фильм сняли в Варшаве за несколько дней, а его премьера состоялась 22 октября 1908 года. Популярность фильма переросла в популярность самого актера, сыгравшего главную роль.

 

Карьера в кино. Саммэри

 

Антон Фертнер на протяжении всей своей актерской карьеры всегда был больше актер театральный, нежели актер кино:

  • он выступал на театральной сцене почти 60 лет - с 1895-го по 1954-й год;

  • а годов активности в кино всего 30 - с 1908-го по 1939-й год.

 

Говоря о фильмографии Антони Фертнера более детально, необходимо учитывать её разные периоды.

 

С 1908-го и до начала 1-й Мировой войны (до 1914-го) Антон Фертнер снялся примерно в десятке немых фильмов, в основном комедий, произведенных на территории Царства Польского.

 

Незадолго до начала 1-й мировой войны Антон Фертнер решил попробовать себя в роли кинопрокатчика - вскладчину со своими партнерами он купил родной для себя кинотеатр «Оаза», но из-за начавшейся войны, сразу после её начала кинотеатр впал в финансовые затруднения и Антон Фертнер и Ко. был вынужден его закрыть. 

 

В 1914-м году Антон Фертнер отправляется сначала в Киев, а затем в Санкт-Петербург и Москву, где по 1918-й год часто играет в антигерманских пьесах, выступает в театрах Москвы и других городов России, играет роли в русском кино.

 

Вот как начался его "русский отрезок" кинокарьеры. Своими удачными театральными ролями на московской сцене Антон Фертнер привлек внимание уже известного в то время кинопродюсера Александра Ханжонкова. Последний и предложил Антону Фертнеру сниматься в его фильмах в Москве.

 

1-й чисто российский художественный фильм Антона Фертнера и его 1-й у Ханжонкова - комедия "Драконовский контракт" (1915), и одна из главных ролей.

 

Снятый на студии Ханжонкова в Москве "Драконовский контракт" приносит коммерческий успех, Ханжонков предлагает Антону Фертнеру постоянный контракт, но уже на следующий год последний меняет кинокомпанию но переходит на другую московскую киностудию - "Люцифер" Эдуарда Пушкальского и Сергея Френкеля, но продолжает "гнуть свою линию" - снимаясь в основном в комедийных фильмах с полюбившимся зрителем героем в его исполнении - Антошкой.

 

Прим. КиноБлога. В 1914-м году режиссер, поляк по происхождению, Эдуард Пухальский (Edward Puchalski) основал в Москве киностудию «Люцифер» вместе с Сергеем Френкелем  и стал её главным режиссёром.

 

Одним из первых произведенных на "Люцифере" фильмов у Антона Фертнера стала кино комедия "Антошу корсет погубил" (1916).

 

До Октябрьского переворота 1917-го года в России и начавшихся в связи с этим революционных событий и гражданской войны Антон Фертнер успел сняться в Москвен в более чем 20-ти фильмах, поставленных Эдуардом Пухальским.

 

После 1918-го года и в последующие десятилетия выступал на сцене и снимался в кино    Антон Фертнер только в Польше.

 

Вначале своей актерской карьеры Антон Фертнер не слишком серьезно относился к кино.

А после окончания 2-й мировой войны он в кино не вернулся вообще, сосредоточившись на своей театральной работе.


А  истинный расцвет его актерского киномастерства как формы художественной деятельности приходится на 1934-1939 годы и связан с появлением звуковых фильмов.

 

Общая фильмография Антона Фертнера как актера кино - 51 роль:

  • в Польше в составе Российской империи (период 1908-1914) - 8 фильмов;

  • в царской России (период 1914-1918) - 24 фильма;

  • в независимой Польше (период 1918-1939) - 19 фильмов.

 

На телевидении Антон Фертнер никогда в своей жизни не снимался.

 

Наиболее известен зрителям Антон Фертнер как актер кино по следующим фильмам:

  • польская комедия "Ромео и Джульсия" ("Romeo i Julcia", 1933), роль - Онуфрий Козуглович (Onufry Kozieglowicz);

  • польская музыкальная комедия "Будет лучше" ("Bedzie lepiej", 1936), роль - Ручиньски (Ruczynski);

  • польская комедия "Два дня в раю" ("Dwa dni w raju", 1936), роль - Бошек (Boczek);

  • польская музыкальная комедия "Болек и Лёлек" ("Bolek i Lolek", 1936), роль - г-н Браун (Mr. Brown);

  • польская музыкальная комедия "Забытая мелодия" ("Zapomniana melodia", 1938), роль - Богуслав Ролич (Boguslaw Rolicz).

 

Последняя работа актера Антона Фертнера на экране:

  • польский художественный фильм "Бродяги" ("The Tramps" или "Włóczęgi", 1939), роль - Тромбка, частный детектив (Trompka). Фильм в жанре комедийной мелодрамы был снят будущим легендарным продюсером и режиссером Михалом Вашиньским на студии "Варшавское кинобюро Феникс" (Warszawskie Biuro Kinematograficzne Feniks).

 

Умер Антон Фертнер 16 апреля 1959 года. в г. Краков, Польская Народная Республика (ныне - Республика Польша), не дожив чуть больше месяца до своего 83-х летия.

Похоронен на Раковицком кладбище
(Cmentarz Rakowicki) в Кракове, являющемся
в настоящее время мемориальным.

 

Прим. КиноБлога. На Раковицком кладбище похоронены многочисленные представители военной, культурной и общественной интеллигенции Польши. Название кладбища происходит от близлежащей улицы Раковицкой. Кладбище основано в 1803-м году.

 

После смерти

 

В течение года после смерти актера, в 1960-м году из печати в Варшавском издательстве Wydawnictwo Literackie вышла книга " Антони Фертнер: "Комичные путешествия" (Antoni Fertner: „Podróże komiczne”) - некий сборник его воспоминаний, собранных и отредактированных Ежи Бобером (Jerzy Bober).

Антон Фертнер (Antoni Fertner) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

 

Please reload

DMSD в соцсетях
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Vkontakte Social Icon
  • Instagram
Поиск по тегам
Please reload

Pink_DMSD_promo pic_HQ.jpg
Khalid_DMSD_promo_HQ.jpg
Deep-Sleep_DMSD_fx1_LQ.jpg

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на iTunes
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding