• Из России через Европу в США ли?

Исчезнувшая

Пост обновлен нояб. 3

Этот пост КиноБлога запрещен к копированию. Охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Цитирование возможно, но с обязательным указанием ссылки на первоисточник. Проект RU KinoStarz®

В современных кино справочниках её след теряется на пути из Европы в США, а дальнейший период проживания - белое пятно. Даже дата смерти, место смерти и захоронения не указываются...

КИНОБЛОГу удалось раздобыть важные уточняющие сведения и частично поднять завесу тайны. Читайте сенсационные материалы о ней в этом посте.

Русская, итальянская, датская, немецкая актриса Ольга Беляева (Olga Belaieff) родилась в Российской Империи 16 марта 1900 года.

Настоящие имя, отчество и фамилия - Ольга Александровна Можжева.

Она так витиевато себя опутывала многочисленными трансформациями нескольких своих псевдонимов, что трудно понять даже мотивы. А по прошествии века уже можно строить только предположения. Вот этот спектр фамилий-псевдонимов (имя Ольга при этом оставалось неизменным): D'Org, d'Org, d'Org-Belajeff, Belaieff, Belajeff, von Balejeff, de Belaieff, von Belajeff...

Предположение КИНОБЛОГа: Эту версию конечно же, надо проверять. Когда найдется заказчик таких исследований, КИНОБЛОГ продолжит эту кропотливую работу в Европейских архивах и киноинститутах. А пока сама версия в набросках. Во всех фильмах до 1923-го года включительно она указывала себя как Ольга Де Орг.

Начиная с кинокартин 1924-го года, она в титрах себя уже указывает как Ольга фон Беляефф (Olga von Balejeff).

В частности, в немецком фильме по рассказу люксембургского писателя, писавшего на немецком Норберта Жака (Norbert Jacques, прим. КИНОБЛОГа: целых 16 фильмов были сняты по его произведениям) - "Человек против человека" ('Mensch gegen Mensch', 1924) - она играет главную женскую роль, оппонируя главному герою в исполнении знаменитого немецкого актера Альфреда Абеля (Alfred Abel), который сам родом из Лейпцига и впоследствии частично разделил жизненный финиш с Ольгой Беляевой - точное место захоронения неизвестно. Gloria-Film GmbH была производителем, а Universum Film (UFA) - дистрибьютором фильма.

В эти же годы в Лейпциге (с 1895-го года) работала нотоиздательская фирма «M. P. Belaieff, Leipzig», основанная Митрофаном Петровичем Беляевым (1836-1904), знаменитым петербургским лесопромышленником, меценатом и музыкальным издателем, создателем "беляевского кружка" и "беляевских пятниц", и за которым в Лейпциге даже после его смерти сохранилось статусное имя - von Belaieff.

Кстати, ставший знаменитым бренд существует и поныне, с небольшим офисом в городе Пиннеберг (Pinneberg) вблизи Гамбурга, а производство и дистрибуция осуществляются компанией Schott Music из немецкого города Майнц. Прямого потомства Беляев с супругой не оставили, так что, вполне возможно, или кто-то (например, Альфред Абель) подсказал, или она сама надумала, представиться еще одной приемной дочкой М.П. Беляева (первую приемную звали Валя).

КИНОБЛОГ оставит в дальнейшем тексте этого поста самый распространенный публичный вариант ее имени и фамилии - Ольга Беляева.

В общем, после 1920-го года она - в эмиграции, где везде представляется вдовой погибшего царского офицера.

А 1-я роль на экране случилась в уже ставшей советской России. В 1918-м году Ольга под псевдонимом Ольга Де Орг (Olga D'Org) снялась в главной женской роли у Александра Разумного (1891-1972, прим. КИНОБЛОГа: впоследствии стал известным советским режиссером, режиссер легендарных фильмов "Миклухо-Маклай" и "Тимур и его команда", в его биографии был трехлетний период работы зарубежом, в Германии, с 1926-го по 1928-й годы) в фильме "Белое и черное", для которого эта детективная драма стала пятой срежиссированной кинокартиной.

Фильм был снят на частной киностудии Иосифа Ермольева (пост КИНОБЛОГа про Иосифа Ермольева читайте ЗДЕСЬ), а премьера состоялась 2 января 1919 года в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).

Перед эмиграцией пару лет Ольга Беляева снимается на юге Советской России, в частности, в кинокартине Владимира Симова с длинным названием - "Трагедия современной любви и брака" (1920).

В эмиграции она покоряет киноиндустрию в трех странах. Сначала она сыграла в Италии, затем интенсивно работала актрисой на фильмах, созданных в Дании и в Германии, в основном на немецкой студии UFA.

Прим. КИНОБЛОГа: UFA GmbH, одно из прошлых названий - Universum Film AG - существует в Германии и поныне, как ТВ и кино-блок медийного холдинга Bertelsmann/FremantleMedia. Ей удалось пережить несколько финансовых кризисов и смены нескольких режимов в Германии (она была и в руках Геббельса, и в руках Хоннекера). История киностудии берёт начало с 1910-го года, а как правоприемственное юрлицо действует с 1917-го года. Бабельсберг стал центром германской киноиндустрии благодаря появлению именно UFA. В 1930-м году на студии был снят первый успешный немецкий звуковой фильм "Голубой ангел", с Марлен Дитрих и Эмилем Дженнингсом в главных ролях.

В Италии Ольга Беляева сыграла в фильме Александра Уральского "Оборотная сторона медали" ('La medaglia e il rovescio', 1920), увидевшего свет на киноэкранах Италии в октябре 1920-го года, и в этом фильме она сыграла главную женскую роль. В этом фильме также засветился актером и самый первый Синатра, который итальянский. :) - Эдуардо Синатра (Eduardo Senatra). Весной следующего, 1921-го года на экраны вышел еще один фильм Александра Уральского с Ольгой Беляевой в главной роли, где даже в названии было использовано её имя - 'Olga, Dik e Puk' (1921).

Ольга Беляева причастна к первой датской кинокартине. В фильме "Большие ожидания" ('Store forventninger', 1922), ставшем к тому же одной из самых первых экранизаций произведений Чарльза Диккенса, и в этой исторической драме она сыграла главную женскую роль - Эстеллу (Estella). И, вообще, в Дании Ольгу Беляеву почитают как причастную к истокам датского кино.

Наиболее известна осталась зрителям по следующим кинопроектам:

  • немецкий фильм "Кабинет восковых фигур" ('Three Wax Men', оригинальное название 'Das Wachsfigurenkabinett', 1924);

  • немецкий фильм "Зайда, трагедия модели" ('Zaida, die Tragödie eines Modells', 1923);

  • немецкий фильм "Двое детей" ("Zwei Kinder", 1924), роль Маргариты (Margarete);

  • немецкий фильм "Наследие Казановы" ('Casanovas Erbe', 1928).

В 1928-м году в различных публикациях появляется её знаменитая реклама люксового Мерседеса, где она в кабриолете позирует пассажиром вместе с водителем и собакой.

Последняя известная роль на экране у Ольги Беляевой – в полнометражном немецко-французском фильме французского режиссера Шарля Бурге (Charles Burguet) по его же сценарию-адаптации "Вуаль танцовщицы" (название фильма в Германии - 'Die Schleiertänzerin', название во Франции - 'Le meneur de joies', 1929) со знаменитым французским актером, самым первым кино Фантомасом - Рене Наварре (René Navarre) в главной мужской роли. Фильм был навеян успехами в Европе американской актрисы и танцовщицы Лои Фуллер (Loie Fuller), знаменитой основательницы танца модерн.

Общая известная фильмография – 16 ролей, все - в немом кино, но зато в 4-х разных странах: Советской России, Италии, Дании и Германии.

С приходом на смену немому кино звуковых фильмов Ольга Беляева теряет свою востребованность как актриса. Если внешность еще на высоте, то плохое знание иностранных языков её подводит. И она окончательно "пускается" в богемную жизнь, перебравшись в Париж.

Известный и активный в те годы писатель и публицист Николай Брешко-Брешковский (1874-1943) в одном из своих очерков "Парижские огни (От нашего парижскаго корреспондента)" в №37 журнала "Для Вас" от 8 сентября 1934-го года написал буквально так:

"Через несколько минут, – Декобра живет в двух шагах от площади Альма, – появляется он, бритый, со скептической улыбкой на тонких губах, и вместе с ним, молодая, лет тридцати, блондинка… оказавшаяся Ольгой Александровной Беляевой. Теперь, спустя годы, все газеты и все люди кричат о счастливцах – булочниках, парикмахерах, угольщиках – выигравших в Национальную Лотерею до пяти миллионов франков. До чего бледнеют эти колоссальные выигрыши, с яснаго неба упавшие, по сравнению со сказочными карьерами кое‑кого из нашей отечественной эмиграции. Возьмем упомянутую Ольгу Беляеву. Жена армейскаго офицера, вернее вдова, – он погиб то‑ли на Перекопе, то‑ли еще раньше, под Царицыным… Женщина очутилась на чужбине, в бедности и «без языков», – она потом овладела ими. Внешность: женщина, как женщина, особенно среди букета международный красавиц Парижа, Берлина, Лондона… Но, увлекается ею германский финансист Гольдсмит, банкир масштаба Варбургов, Стиннесов, Мендельсонов, Блейхредеров… У Беляевой – особняк в Берлине, особняк в Париже. В своих бриллиантах она производит впечатление закованной в волшебно‑сверкающую кирассу... Несколько лет головокружительнаго богатства и таких же головокружительных прихотей. Но звезде банкира Гольдсмита не суждено было сиять вечно. Гитлер, еще из «Коричневаго Дома» в Мюнхене, грозил: – «В тот день, когда я приду к власти – я повешу Гольдсмита!» Но, банкир, оказался весьма предусмотрительным. В тот день, когда фюрер взял в руки власть, Гольдсмит находился за пределами досягаемости, – в Швейцарии… Он унес свою голову, но не унес своих миллионов. Беляева веселится, посещает модные курорты, в «монденных» журналах появляются ея «купальные» портреты с заголовком: «княгиня де‑Беляев»… А через некоторое время – новые аллегорические «пять миллионов». Ольга Александровна совсем недавно обвенчалась по православному обряду с американцем Мультоном… по сравнению с которым Гольдсмит, даже в пору своему расцвета, мог показаться почти бедняком… Во Франции Мультону принадлежит замок ни по архитектуре, ни по роскоши не уступающий Версальскому дворцу."

В одном из других очерков, про графиню Людмилу Воронцову-Дашкову он злорадно дополняет:

"...И вновь, как и в эпоху сватовства Детгердинга, другая женщина вырвала у нея обывательски выражаясь «из под носа» архимиллионера. Эта другая, — Ольга Беляева, а архимиллионер — Мультон, поднесший своей молодой супруги «Версальский дворец и Версальские фонтаны»...

Прим. КИНОБЛОГа: Журнал «Для вас», выходивший в Риге с 1933-го по 1940-й год, но исключительно про французский Париж и русских эмигрантов в нём, издавался в типографии другого рижского русскоязычного издания - газеты "Сегодня". Это был вполне обычный иллюстрированный еженедельник с переводными романами и рассказами, беглым обзором международной жизни, модами, кроссвордами, но категорически обращённый к Западу. Николай Брешко-Брешковский, описавший последние дни пребывания Ольги Беляевой в Париже перед отъездом на другой континент, был одним из основных авторов журнала (и под своим именем и под разнообразными псевдонимами типа Мата д’Ор, Ник. Белый, Н. Суражский, Фраскуэлло, Н. Николаев, Старый Петербуржец, Василий Верига) и также его представителем в Париже, получая какую-то часть тиража и обеспечивая его распространение, и от этого имея доход. Издатель журнала Рувим Рубинштейн был убит латышскими националистами возле своего дома в Межапарке в день занятия Риги немецкими фашистами.

Кто такой этот американский миллиардер Мультон, КИНОБЛОГУ удалось докопаться, и мы срываем завесу тайны с биографии Ольги Беляевой после 1934-го года. Читайте пост КИНОБЛОГа дальше.

Эксклюзив КИНОБЛОГа выделен красным цветом (сведения взяты из достоверных источников): На самом деле фамилия миллиардера была в очерке Брешко-Брешковским выведена на французский манер. Его правильное имя и фамилия - Артур Моултон (Arthur Julian Moulton), который унаследовал очень крупную по тем временам сумму, порядка трех миллионов долларов (для сравнения - летом 1934-го года все крупные американские газеты отметили крупный заработок студии Фокс, которая за первую половину года собрала во всех кинотеатральных кассах мира 1 миллион сто тысяч долларов) от своей матери - Катерины Моултон (Catherine Taylor Moulton), которая, в свою очередь, была внучкой Моисея (Мозеса) Тейлора (Moses Taylor), крупного финансиста и первого президента National City Bank of New York. Впоследствии этот банк развился и трансформировался в сейчас всемирно известный Citibank. Как и многие наследники, кому состояние досталось в подарок, Артур вел разгульную и расточительную жизнь и как было модно тогда, на два континента - в Европе и в США. В Европе он в основном время проводил летом и во Франции, а в США - в Нью-Йорке и на юге, во Флориде. Познакомился он с Ольгой зимой 1932-го года в Палм Бич, где как обычно проводил зиму. А через 2 года, в начале августа 1934-го Ольга Беляева и Артур Моултон сыграли свадьбу, по русскому православному обряду, в его фамильном замке во Франции, в Chateau de la Verriere, что недалеко от Версаля. Православный обряд организовали в маленькой часовне замка, всего за несколько месяцев до церемонии превращённой Моултоном из католической в епископальную.

В прессу и окружению они сообщили, что отныне половину своего времени будут проводить в Париже и Лондоне, а также в доме Ольги под Берлином, а другую - в Палм Бич во Флориде, где у Моултона был дом и яхты.

Прим. КИНОБЛОГа: замок с перестройками и достройками существует и поныне, - см. фото слева, - построен семьей Сегье (Séguier) в начале шестнадцатого века. Сменив нескольких владельцев, был куплен американской семьей Моултонов, во время Первой мировой войны этот замок центром реабилитации для раненых американских офицеров. В 1952-м году Национальный французский образовательный комитет (la Mutuelle générale de l’Éducation nationale) выкупил это здание и прилегающие земли и открыл здесь институт и психиатрическую лечебницу имени Марселя-Ривьера (Marcel-Rivière).

Многие крупные американские газеты сочли важным расписать свадьбу во всех подробностях в разделе светских новостей, под одним и тем же, как они считали, броским заголовком - Американец из Нью-Йорка женился в Париже на блондинке из России.

Так Ольга Беляева стала Ольга Беляефф-Моултон (Olga de Belaieff Moulton). Спустя полгода их супружеский корабль стал биться о волны семейного разлада, что через некоторое время привело к процессу развода, который в итоге растянулся на годы и который, превратившись в многолетнюю судебную битву, дал корм журналистам для написания теперь уже разгромных статей по поводу развода русской красавицы и американского миллиардера. На судебных заседаниях начиная с 1939-го года Ольга гнула линию пьянства и побоев со стороны супруга, а он делился информацией о колоссальных тратах на свою супругу и ее части тела, например, на зубы, ставшие золотыми с точки зрения затрат на их "ремонт".

В общем, развод действительно растянулся на годы. Артур Моултон в итоге добился запрета для Ольги носить его фамилию и она снова стала Беляевой, но взамен от бывшего супруга она получила пожизненное содержание, которое могло сокращаться из-за установленных ограничений или могло быть прекращено, если она снова выйдет замуж.

Да, трудности развода возникли ещё и по объективным причинам. Брак оформлялся в Париже, и Моултону необходимо было оформить бракоразводные бумаги в столице Франции, что сделать он смог лишь после освобождения Парижа от немецких и итальянских фашистов, в 1945-м году.

А Ольга еще в во второй половине 1950-х годов судилась с налоговыми органами и самим Моултоном, с первыми по вычетам из её "моултоновского жалованья", а с бывшим супругом - по поводу недоплат жалованья. В общем, выводы делайте сами. Но что точно можно сказать, в таких увлечениях судебными делами, точно было не до кино...

Американское гражданство Ольга Беляева получила в 1940-м году.

Последний путь


Дальнейшая судьба Ольги Беляевой, как и место, время и обстоятельства гибели или смерти КИНОБЛОГу пока не известны.

Ольга Беляева (Olga Belaieff) - в реестре RU КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

КОНТАКТИРУЙТЕ

С отзывами и предложениями - сюда:

DMSDonline@gmail.com

или заполните форму обращения

здесь

Смотрите контент DMSD на Vimeo
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке интернет-мира!

  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram

© 2010-2020  DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS, KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding