top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Без тени в раю

Обновлено: 27 июн. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Любовные отношения с ней отразил в своем произведении сам Эрих Мария Рема́рк (Erich Maria Remarque). Произведение - это роман «Тени в раю» ("Shadows in Paradise"), героиня - это Наташа, а прототип - эта самая русская княжна и французская манекенщица и актриса. Про которую - данный пост КиноБлога.

 

Французская и американская манекенщица и актриса русского происхождения Наталья Палей (Natalie Paley) родилась 5 декабря 1905 года в западном пригороде г. Париж, столицы Франции.


Носила дворянский титул - княжна.

Прим. КиноБлога: дом, в котором она родилась, был в то время в собственности её родителей и находился по адресу 2 avenue Victor Hugo, Булонь-Биайанкур [Boulogne-Billancourt]. Этот дом стоит и сейчас, но у него другой адрес - 4 avenue Robert Schuman.

На Западе Наталья Палей была известна, в соответствии с произношением имени и фамилии на английский манер, как :

  • Натали Пэйли (Nathalie Paley).


Имя при рождении:

  • Княжна Наталья фон Гогенфельзен (Natalia von Hohenfelsen).


Про родителей и семью

Она - внучка императора Александра II.


Её родителями были великий князь Павел Александрович и его вторая супруга в морганатическом браке Ольга Валериановна фон Пистолькорс (урожденная Карнович), венгерка по национальности.


Первая фамилия у Натальи появилась (вкратце) так:

Наследственные титулы и фамилию для своей второй супруги и детей он нее (включая будущую Наталью) "организовал" в 1904-м году сам великий князь Павел, через принца-регента Леопольда Баварского (Prince Regent Leopold of Bavaria). Так по воле князя неравный брак перешел в равный. Был период, когда Царь Николай II не только не дал согласие на брак с Карнович, но и запрещал Павлу Александровичу и его семье возвращаться в Россию (из-за брака с женщиной не царских кровей и из-за того, что их первый ребенок, сын Владимир, родился еще тогда, когда будущая супруга Павла Александровича еще была в первом браке). И Наталья родилась в переездах семьи между Италией и Францией, а точнее под Парижем.


Вторая и последняя фамилия у Натальи появилась (вкратце) так:

Когда Николай II смягчился, - а произошло это в 1908-м году, спустя 3 года после рождения Натальи, - семье великого князя Павла Александровича было разрешено вернуться в Россию. Великий князь вернулся в Россию к началу 1913-го года, по случаю трехсотлетия дома Романовых, чуть позже за ним в Россию последовала супруга с детьми. А в 1915-м году, когда Наталье исполнилось 10 лет, княгине Гогенфельзен и всем трём её детям от великого князя Николаем II был дарован княжеский титул под фамилией Палей (украинский род Палій, известный в истории Запорожской Сечи, находился в родстве с Карновичами).

После Октябрьского переворота 1917-го года её отец и также брат, князь Владимир Палей, были арестованы большевиками и расстреляны, соответственно, в январе 1919-го и июле 1918-го года.

Представляется, что смерть близких мужчин, пережитая Натальей Палей в подростковом возрасте, сыграла трагичную роль в её взрослой личной жизни.

Любовники хоть или были знамениты или имениты, соответствуя её княжескому рангу, но все эти отношения, включая два брака, по прошествии времени и с учетом жизненных фактов, смотрятся хаотично и даже как-то отчаянно:

  • В 1932-м году пережила роман с поэтом Жаном Кокто;

  • В 40-х и начале 50-х годов 20-го века была любовницей немецкого писателя Эриха Марии Ремарка;

  • В 1942-м году в США имела роман с французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.


Лишь с последним упомянутым в списке она, расставшись, сохранила дружеские отношения, Наталья Палей оставалась с Антуаном де Сент-Экзюпери в переписке до конца его жизни.


Про эмиграцию

Мать Натальи, княгиня Ольга Палей, спасая себя и двух оставшихся в живых дочерей (3 из 4 её детей от первого брака жили с первым супругом), покинула Советскую Россию через Финляндию.

Прим. КИНОБЛОГа #1: после эмиграции во Францию, остаток жизни провела в этой европейской стране. Здесь она под названием 'Souvenirs de Russie' опубликовала книгу воспоминаний о жизни в России в 1916—1919 годах, которая в 2005-м году была переиздана в России.

Прим. КИНОБЛОГа #2: Дворец в Царском селе, который она с супругом построила после возвращения из Франции и в котором они успели пожить несколько лет (с 1914-го по 1918-й), пришлось бросить. Дворец был экспроприирован и, кстати, автомобиль у них забрал "для нужд революции" сам Ленин. Сейчас это здание под народным названием "Дворец княгини Ольги Палей" хоть и в сильно перестроенном виде, но существует, и под вывеской ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Турнера» расположено по адресу г. Пушкин, ул. Парковая, 64-68.

В общем, Наталья Палей и её старшая сестра Ирина остались живы благодаря помощи друзей, английского посольства, мужеству мамы и своей собственной отваге и здоровью.

Тайное бегство с ж\д вокзала на Охте в Петрограде через Терийоки (сейчас это г. Сестрорецк) и Выборг в начале декабря 1918-го года заняло у них на перекладных почти двое суток.

И это в мороз и в ночь, и когда им, двум девчонкам, без родителей, всего 12 и 14 лет соответственно...


Мама смогла к ним присоединиться в Финляндии лишь спустя месяц.

Папа же уже не смог воссоединиться с ними никогда, хотя они и надеялись до последнего.

Прим. КИНОБЛОГа: великий князь Павел Александрович был реабилитирован лишь в 1999-м году.


По прошествии полуторагодичного периода пребывания в Финляндии и Швеции, с весны 1920-го года вместе с матерью и сестрой Наталья Палей жила во Франции. Чуть повзрослев, работала манекенщицей в Париже.

Появлялась на обложке журнала Vogue.

О ней публиковались статьи с громкими заголовками в духе "супермодель из дома Романовых".

Мама пыталась обучать её в Швейцарии, но она оттуда быстро сбежала по причине несовместимости со сверстниками, не видевшими ужасов "революций".

В 1927-м году в возрасте 21-го года, она вышла замуж за модельера Люсьена Лелонга (Lucien Lelong, 1889-1958), с которым вскоре рассталась, но официально развелась лишь в 1937-м году.

В 1933-м году переехала в США.

В 1936-м она ненадолго вернулась в Европу, где с выходом на экраны в 1936-м году закончилась её краткосрочная кинокарьера, и после чего она вернулась в США уже навсегда, наведываясь в Европу потом лишь по семейным и отпускным делам.

Американское гражданство получила в 1941-м.


В США Наталья Палей вышла замуж 2-й раз, за бродвейского продюсера Джона Уилсона (John C. Wilson).

Свадьбу сыграли в сентябре 1937-го года в г. Фейрфилд (Fairfield), штат Коннектикут.

А затем, приобретя апартаменты на Манхэттэне, они перебрались в Нью-Йорк.


Это был брак 100%-ный брак по расчету.

Наталья Палей знала о сексуальных наклонностях своего супруга, но её это устраивало.

Она прожила с ним в браке до самой его смерти в 1961-м году и после этого больше не вышла замуж.


Карьера в кино и на ТВ. Начало


Первая роль Натальи Палей на экране:

  • французский фильм "Охотник на перепелов" ('L'épervier', 1933). И сразу главная женская роль Марины.


Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


Конечно, Наталья Палей была больше моделью, светской львицей, чем кино и театральной актрисой.


Экранной карьеры она коснулась вскользь, скорее всего, воспользовавшись своей дружбой. Или её друзья воспользовались для кино её красивой, статной внешностью и громким статусом.


Ведь, в отличие от гремевших в те времена в эмигрантской Европе и Штатах "притворных Романовых" она была настоящей...



Она снималась в трех странах, во Франции, Великобритании и в США, в Голливуде.


Общая фильмография за 4 года в кино как актрисы у Натальи Палей – всего:

  • 6 ролей.


Но зато какие это были роли и с кем к компании!

Морис Шевалье, Шарль Буайе, Кэри Грант, Кэтрин Хепбёрн...


Она дружила с Сержем Лифарем, Лукино Висконти, Марлен Дитрих.

Наиболее известна Наталья Палей зрителям, помимо последнего своего фильма, ещё по одному кино проекту:

  • британская комедийная мелодрама "Частная жизнь Дон Жуана" ('The Private Life of Don Juan', 1934) с Дугласом Фэйрбэнксом (Douglas Fairbanks) в главной мужской роли. В этом фильме от знаменитого британского венгра Александра Корды (Alexander Korda) Наталья сыграла бедную жену ревнивого мужа.


А сам фильм в год премьеры получил награду и номинацию на Венецианском международном кинофестивале.

Последняя роль на экране – французский фильм, ради съемок в котором она фактически ненадолго вернулась во Францию.

Возможно, само название её завлекло:

  • "Новые мужчины" ('Les hommes nouveaux', 1936).


В этой французской кинодраме Наталье Палей доверили главную женскую роль Кристианы (Christiane).

Оставив кино, она занималась социальными ивентами в Нью-Йорке. Некоторое время работала в области общественных связей для модного дома Mainbocher, в середине прошлого века ставшего популярным в США и после переезда из Франции в США именовавшего себя не менее как "Первый американский кутюрье"...

Прим. КИНОБЛОГа: этот модный дом просуществовал с 1929-го по 1971-й год, сначала в Париже, до 1939-го года, а потом переехал в Штаты. Был основан американцем, выходцем из Чикаго по имени Мейн Бохер [Main Rousseau Bocher].

Последний путь

Последние годы Наталья Палей сильно болела и чахла из-за потери зрения.


Умерла Наталья Палей в возрасте 76-ти лет в Нью-Йорке под самый Новый год. Случилось это печальное событие 27 декабря 1981 года.

Случилось это в госпитале после неудачной операции.

Вместе со своей старшей сестрой они прожили долгие жизни.

Увы, наследников или наследниц Наталья Палей не оставила.


Но род Палей продолжила сестра Ирина, она умерла в Париже 15 ноября 1990 года на 86-м году жизни.

У неё остались сын и дочь, и оба имеют потомков.

P.S.

В 2013-м году на телеэкраны вышел:

  • французский полнометражный документальный фильм "Кокто и Марэ - мифическая пара" (Cocteau Marais - Un couple mythique, 2013).


В этом фильме использованы уникальные архивные киноплёнки, запечатлевшие таких личностей как:

Коко Шанель, Жан Кокто, Колетт, Сальвадор Дали, Фернандель, Жан Габен, Жан Марэ, Эдит Пиаф, Пабло Пикассо и в том числе и Наталья Палей, а также и другие...).

КИНОБЛОГу остается помечтать, что когда-то российское телевидение купит этот фильм, продублирует его на русский язык и покажет российскому зрителю.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page