top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Спасённая Ремарком | Вера Малиновская, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Во время Второй мировой войны ей помогли спастись от нацистов Эрих Мария Ремарк и его супруга, с которыми она была дружна.

Прим. КиноБлога. Так гласит легенда, без разбора распространяемая в средствах массовой информации. На самом же деле, если не всё, то многое было по другому, читайте пост далее.

 

Германская и советская киноактриса Вера Малиновская (Vera Malinovskaya) родилась в 1900-м году в г. Киев, Российская империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).

Творческих псевдонимов не имела.


Полное имя при рождении:

  • Вера Степановна Малиновская.

Европейские варианты написания имени и фамилии:

  • Vera Malinowskaja или Vera Malinovskaja.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. В своем интервью, уже будучи в возрасте 79-ти лет, Вера Малиновская так оценила свою короткую, но яркую профессиональную кино карьеру (загадочно и грустно): "Я рождена была не для кино, а для любви."

Про родителей и семью

Кроме того, что отца Веры Малиновской звали Степан и что некая семья Вольфрам (Татьяна, Константин, Александр, Виктория, Виолетта) имеет к ней отношение, КиноБлогу о происхождении Веры Малиновской больше ничего не известно.

И про супругов Веры Малиновской существуют весьма противоречивые сведения.

Но в молодости и даже в среднем возрасте её личная жизнь была довольно бурной. Она остепенилась лишь в Италии, и то не сразу.

Супруги Веры Малиновской:

  • белогвардейский офицер Ильин (1920)

  • красноармейский офицер Малиновский (1920-1929)

  • немецкий летчик

  • итальянский летчик, личный пилот Муссолини

  • итальянский миллионер Рогатти

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По воспоминаниям из книги ротмистра Павла Васильевича Шапошникова, командира эскадрона охраны главнокомандующего Добровольческой армии, очевидца тех событий: "В марте 1920-го года, перед отступлением Белой армии, в Харькове Вера венчалась с офицером Ильиным. Во время эвакуации членов семей офицеров, вместо Новороссийска поезд попал в г. Ейск, где и был захвачен отрядом красных, которыми командовал Малиновский. Судьба семей офицеров не известна, но Вера осталась жива и вышла замуж за этого командира Малиновского. В двадцатых годах Ильин и Вера Малиновская случайно встретились в Бельгии. Но встреча для неё была не желанна, она бежала от первого мужа."

Про образование

В молодости Вера Малиновская занималась балетом, планируя карьеру балерины, прежде чем перейти к лицедейству.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Вера Малиновская дебютировала в кино в возрасте 24-х лет в год, который официально считается годом рождения флагмана всего советского, а сейчас и российского кино - киностудии Мосфильм. Случился этот дебют в 1924-м году в:

  • советском фильме студии Госкино (Культкино) режиссера и сценариста Александра Анощенко-Анода «Всем на радость» (1924), правда, её роль была эпизодической.


В буквальном смысле заказная драма (по заказу Центросоюза, прим. КиноБлога: этот кооперативный союз как общественная организация потребительской кооперации ведет отсчет со времен царского России, с 1896-го года) рассказывала на экране историю о том, как вернувший в село демобилизованный красноармеец наладил кооперативную торговлю и полностью вытеснил кулака.

Премьера состоялась 24 ноября 1924 года, но сам фильм не сохранился.

Уже в следующем, 1929-м году роль Дуни в советском фильме «Коллежский регистратор» или «Почтмейстер» (1925) по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» принесла Вере Малиновской популярность и всеобщее признание. Фильм-драма был снят на студии "Межрабпом-Русь", в фильме в главной роли (Симеон Вырин) блеснул Иван Москвин. Он же имел отношение к группе режиссеров, снявших этот фильм (был одним из 3-х). Одним из 2-х сценаристов фильма выступил Федор Оцеп, о котором КиноБлог еще расскажет.

Премьерный показ фильма "Коллежский регистратор" состоялся 22 сентября 1925 года, он был хорошо принят советским зрителем, а вывезенный за границу, успешно демонстрировался в ряде стран.

В 1925-м году Вера Малиновская примет участие в съемках еще одного фильма - «Медвежья свадьба» по новелле Проспера Мериме «Локис», над адаптацией которой работал сам Нарком просвещения Советской России А.В. Луначарский.

Прим. КиноБлога. Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — российский революционер, советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, Народный комиссар просвещения РСФСР в период октябрь 1917 - сентябрь 1929). Карьера в кино, авто сценариев к 6-ти фильмам и 1 роль как актера в советско-германском фильме.

На ближайшие 5 лет после этого Вера Малиновская станет звездой советского кино.

Про эмиграцию

В 1927-м году популярность Веры Малиновской была в СССР такова, что она снялась в образе камео, т.е, сыграла саму себя в комедийном немом фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Сама Мэри Пикфорд (американская актриса, также как и Вера Малиновская, сыгравшая в фильме саму себя) по возвращении в США отмечала в одном из интервью: "В России я встретила очаровательную молодую русскую «звезду» — высокую девушку с длинными белокурыми волосами. Она была героиней лучшей картины, которую я видела там, — «Коллежский регистратор». Возможно, что она приедет в Америку при содействии Дугласа и моем. Нечего и говорить о том, как ей этого хочется."

Большой успех случился у фильма Якова Протазанова в жанре социальная драма/мелодрама "Человек из ресторана" (СССР, 1927), премьера которого состоялась 12 августа 1927 года и в котором Вера Малиновская сыграла главную женскую роль - Наташу. Фильм сразу же попал через немецкую и американскую кинопрокатные компании в международный кинопрокат и привел Веру Малиновскую к получению предложения сняться в немецком художественном фильме.

Прим. КиноБлога. Правда, в самом СССР дальнейшая судьба фильма "Человек из ресторана" в режиссерской версии Якова Протазанова была незавидной. Эмиграция Ивана Шмелева, автора рассказа, по которому был поставлен "Человек из ресторана" (и, к слову, это была на тот год уже третья его экранизация), а также невозвращение на родину Михаила Чехова, работавшего в Германии (пост КиноБлога про Михаила Чехова читайте ЗДЕСЬ), стали поводом для того, чтобы о фильме надолго забыли. Лишь после распада СССР, только в 1990-х годах кинокартина была показана по ТВ.

В 1928-м году Вера Малиновская, предварительно получив разрешение советского правительства, уехала в Мюнхен, где снялась в немецком историческом фильме «Ватерлоо», который вышел прокат на следующий год.

Предположение, часто встречающееся в сегодняшних СМИ: "Вера Малиновская уговорила «компетентные советские инстанции» отпустить её за границу. Она , очевидно, в течение нескольких лет мечтая покинуть СССР, решила остаться в Германии, став «невозвращенкой», сильно подведя доверчивых чиновников".

Примечание КиноБлога. Из первых уст. Версия самой Веры Малиновской, озвученная ею в 1979-м году во время визита в Москву времен СССР: "Ее мужа, летчика, чуть ли не замнаркома, командировали в Германию для закупки военной техники, она поехала вместе с ним. В Берлине к ней обратились немецкие кинематографисты с предложением принять участие в картине «Ватерлоо». Вот тогда-то и понадобилось всё её обаяние для того, чтобы добиться у компетентных инстанций разрешения принять заманчивое предложение. Муж закончил дела, вернулся в СССР, а жена осталась досниматься. Потом был подписан другой контракт. А из родной страны доносились пугающие вести об арестах, гонениях, вроде бы и муж попал в немилость…"

Подтвержденным фактом в этой части биографии Веры Малиновской является то, что в 1928-м году пригласила молодую, знаменитую и очень красивую актрису в фильм «Ватерлоо», - где ей предложили роль графини Тарновской, возлюбленной Наполеона, - германская, вернее баварская кинокомпания Münchner Lichtspielkunst AG (Emelka).

Прим. КиноБлога. Münchner Lichtspielkunst AG (Emelka), что в переводе означает "Мюнхенское светлое искусство игры", снимала фильмы в Германии с 1919-го по 1932-й год. Основанная в апреле 1918-го года кинематографическая компания создавалась под руководством мюнхенского кинематографиста Питера Остермаера (Peter Ostermayr, 1882-1967) как "баварский противовес" берлинской кинокомпании Universum Film AG (более известной как UFA), и быстро стала вторым по величине концерном в Веймарской республике. Акционерное общество Münchner Lichtspielkunst AG было экономически успешным кинопредприятием вплоть до конца 1920-х годов. Начиная с 1919-го года, производственная площадка была расположена в предместье Гейсельгатейг (Geiselgasteig) под Мюнхеном. После банкротства в 1932-м году компания оправилась через год и реорганизовалась во всемирно известную сегодня "Бавария Фильм" (Bavaria Film AG). Исторический адрес: Bavaria Studios, Bavariafilmplatz 7, Гейсельгастейг, Грюнвальд, Бавария, Германия.


На фото ниже - так выглядела натурная площадка упомянутой киностудии в 1927-м году.



Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Кинокарьера Малиновской была яркой, но непродолжительной, всего:

  • 6 лет, с 1924-го по 1929-й год.

Полная фильмография Веры Малиновской как актрисы кино – 12 фильмов (8 в СССР и 4 в Германии/Австрии):

  • драма "Всем на радость" (1924), роль — эпизод;

  • драма/ужасы/мистика "Медвежья свадьба" или "Последний Шемет" (1925), роль — Юлька, Шемет - это фамилия графа и его семьи;

  • "Коллежский регистратор" (1925), роль — Дуня;

  • драма "Чужая" или "Такая женщина" или "Метель" (1927), роль — Фрося;

  • "Поцелуй Мэри Пикфорд" (1927), роль — Вера Малиновская;

  • драма/мелодрама "Человек из ресторана" (1927), роль — Наташа;

  • драма "Хромой барин" (1928), экранизация одноименной повести А.Н. Толстого, роль — Катенька;

  • историческая драма "Ледяной дом" или "Бирон и Волынский" (1928), роль — Мариорица;

  • драма "Царский охотник" ("Die Kaiserjäger", Австрия (Германия), 1928), роль - эпизод;

  • историческая драма "Ватерлоо" ("Waterloo", Германия, 1929), роль — польская графиня Тарновская (Gräfin Tarnowska);

  • мелодрама "Цыганский барон" ("Der Zigeunerprimas", Германия, 1929), адаптация одноименной оперетты 1912-го года от Имре Кальмана и в постановке Карла Вильгельма (Carl Wilhelm), австрийского режиссера, при нацистском режиме перебравшегося в Великобританию, роль - дочь цыганского барона (Rácz Sári);

  • комедия "Шёнбруннский фаворит" ("Der Günstling von Schönbrunn", в международном прокате - "Favorite of Schonbrunn", Германия, 1929), роль - императорская придворная дама графиня Ностиц (Gräfin Nostiz). В этом фильме снялся известный русский кино эмигрант Александр Мурский.

Популярность Веры Малиновской пришлась в СССР на годы НЭПа и была очень высока.

Наряду с такими актрисами, как Анна Стэн, Ольга Жизнева и Анель Судакевич, Малиновская была «звездой» советского немого кино.

В эмиграции Вера Малиновская сыграла в 4-х немецко-австрийских фильмах (см. выше) и на этом закончила кинокарьеру.

Слабо владея в те годы немецким языком, Вера Малиновская не могла противостоять наступлению эпохи звукового кино - эта начавшаяся эпоха как бы и стала завершением её кино карьеры за рубежом.


Комедия "Шёнбруннский фаворит" стала первым и последним её звуковым фильмом.

Дальше по судьбе Веру Малиновскую ждала эмиграция на юг Европы, сначала в Италию, затем в Монако.

Во время 2-й мировой войны и после

Предположение, часто встречающееся в сегодняшних СМИ: "Во время 2-й мировой войны Малиновской помогли спастись от нацистов Эрих Мария Ремарк и его жена, с которыми она была дружна."


Или более близкое к действительности предположение других СМИ: "Во времена Третьего рейха она, должно быть, бежала с помощью Эриха Марии Ремарка и его жены, с которым она делила дружбу с нацистами."

КиноБлог же предположит следующее: если и спасал Ремарк Веру Малиновскую, то на территории Германии, и "спасал" весьма своеобразно (читайте далее).


Прим. КиноБлога. Эрих Мария Ремарк (Erich Maria Remarque, настоящее имя Erich Paul Remark, 22.06.1898 – 25.09.1970) покинул Германию и перебрался в соседнюю Швейцарию сразу же после 10 мая 1933 года, когда правительство Германии по инициативе нацистского пропагандиста Иосифа Геббельса запретило и публично сожгло работы Ремарка. В Швейцарии он обосновался на купленной в 1931-м году вилле в Порто Ронко, недалеко от Локарно. В 1938-м году у Ремарка отобрали немецкое гражданство. В 1939-м году он спас от репатриации в Германию свою бывшую (и 1-ю) жену актрису Ильзу Ютту Замбону (Ilse Jutta Zambona), женившись на ней повторно (развелись они в 1930-м, но в Швейцарию они уехали вместе), и они эмигрировали в США, где в 1947-м году и стали натурализованными гражданами США. В 1958-м году Ремарк вернулся в Швейцарию уже со своей 2-й и последней официальной супругой, где и прожил остаток жизни. Германского гражданства обратно так и не получил, хотя однажды пытался. По жизни Эрих Мария Ремарк был замечен в любовных связях с немецко-американской актрисой Марлен Дитрих (Marlene Dietrich), австрийской актрисой Хайди Ламарр (Hedy Lamarr), мексиканской актрисой Долорес дель Рио (Dolores del Río).

В смущенной признательной трактовке самой же Веры Малиновской Эрих Мария Ремарк её на какое-то время "приютил". Но они быстро расстались, ибо писатель посчитал, что её «дурной немецкий стал проникать в рукописи его произведений».

Одним словом, Вера Малиновская с приходом нацистского режима в Германию, территорию современной Германии покинула и обосновалась в Италии. Где и закрутилась её невероятная богемная судьба. Она общалась с Максимом Горьким, Роменом Ролланом, с культурной элитой Европы.

С зарубежными мужьями Веры Малиновской у КиноБлога пока "запутка".

Кто был первым, а кто вторым, а кто третьим?

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот что сообщают открытые источники: "Она снова полюбила летчика, на этот раз – итальянского. Наверное, более высокопоставленного, чем прежний муж – то был личный пилот Муссолини! Затем Вера Малиновская вышла замуж за миллионера (Рогатти)."

Что точно, так это то, что Вера Малиновская вела в Италии светскую жизнь, бывала на грандиозных приемах, которые устраивал итальянский диктатор Муссолини.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По прошествии лет Вера Малиновская рассказывала, что никакой дружбы ни с фашистским диктатором, ни с его женой-актрисой у них не было. Но в 1920-1930-е годы, до начала 2-й мировой войны Бенито Муссолини был субъектом для подражания и даже восхищения во всем мире у многих, в том числе и в киносреде в далекой от Италии Америке. Например, Гарри Кон (Harry Cohn), один из создателей и руководителей голливудского мейджора "Коламбиа Пикчерс", не стеснялся подражать манерам дуче и обставлял свой кабинет в его же стиле.

Прим. КиноБлога. Рашель Муссолини (Rachele Mussolini, в девичестве Guidi, 11.04.1890 – 30.10.1979), единственная официальная супруга диктатора Муссолини, никогда не была актрисой, публично её представляли как добропорядочную жену и мать их детей, хотя у супруга были множественные служанки-любовницы, да и дети их многие были рождены не в семье. Несмотря на это, Рашель Муссолини проявляла лояльность к супругу всю свою жизнь, и даже после казни итальянскими партизанами Бенито Муссолини и и его очередной любовницы, она упрашивала отдать его тело на частное захоронение, но напрасно. В поздние годы не только владела ресторанчиком по месту своего рождения (деревушка Predappio, на середине пути между Болоньей и Сан-Марино), но и еще сама подавала блюда в нем.

В 1979-м году Вера Малиновская посетила СССР в качестве почетной гостьи XI Московского международного кинофестиваля. Спустя многие годы она кратковременно возвратилась на родину в Советский Союз.

Прим. КиноБлога. XI Московский международный кинофестиваль состоялся в 1979-м году. Открылся 14 августа 1979 года. Председателем жюри был режиссер Станислав Ростоцкий. Среди получивших юбилейные премии (по случаю 60-ти летия советского кино) были Луис Бунюэль, Акира Куросава, Рене Клер и другие.

Все окружающие были потрясены, насколько органично немолодая актриса сохранила осанку и легкость походки, присущие воспитанницам балетных школ. Андрон Кончаловский, один из членов жюри, наверняка должен был пересекаться на фестивале с Верой Малиновской, и что-то мог бы вспомнить/рассказать/добавить что-то конкретное. А пока доступны лишь отрывочные воспоминания со встречи Веры Малиновской в сентябре 1979-го года со своей давней подругой и актрисой Галиной Кравченко в ее большой уютной московской квартире.

Прим. КиноБлога. Галина Кравченко (11.02.1905, Казань - 05.03.1996, Москва) - советская актриса кино и театра со сложной судьбой, звезда немого кино.

Подружились 2 актрисы, снявшись в советской мистической драме/фильме ужасов Владимира Гардина и Константина Эггерта «Медвежья свадьба» (1925), дружно обруганной "толпой критиков", в числе которых выступили и Владимир Маяковский, и Ильф с Петровым. Вера Малиновская сыграла главную женскую роль - Юльку, а у Галины Краченко был эпизод.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот как привязала Вера Малиновская свою судьбу к судьбе Галины Кравченко в своем интервью: «Если бы я не сообразила остаться на Западе, меня бы не миновала судьба моей дорогой Галочки. А может, случилось бы еще что-то похуже».

Остаток жизни бывшая актриса Вера Малиновская провела в Италии и в Монако.



Последний путь


Вера Малиновская умерла в возрасте 87-ми лет. Случилось это печальное событие 30 ноября 1988-го года в Монако.


У Веры Малиновской остались родственники, с которыми КиноБлог планирует организовать встречи с целью заполнить пробелы этого биографического поста.

 

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page