top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Со-основатель Синематеки Франции

Обновлено: 24 апр. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


После создания в 1936-м году Французской синематеки он передал ее основателям коллекцию немых фильмов кино студии «Альбатрос», которые составили костяк фондов.

Данный пост КиноБлога составлен при участии Инги Домбровской, парижского корреспондента радиостанции RFI. За что ей персональна благодарность от проекта Ру КиноСтарз.

 

Французский кинопродюсер, художник русского происхождения Александр Каменка (Alexandre Kamenka) родился 18 мая 1888 года в г. Одесса, Херсонская губерния, Российская империя (ныне г. Одесса – административный центр Одесской области в составе Республики Украина).

Полное имя при рождении - Александр Борисович Каменка.

Прим. КиноБлога. В русскоязычных СМИ встречается 2 варианта написания его фамилии:

  • Каминка или Каменка.

Александр Каменка имеет следующие французские государственные награды:

орден Почетного легиона (1934), Крест бойца Сопротивления, медаль добровольного бойца Сопротивления.

Про родителей и семью

Александр Каменка родился в зажиточной еврейской семье.

Мать :

  • Анастасия Яковлевна Фельдман.



Отец :

  • Борис Абрамович Каменка (09.01.1855, Киев - 02.04.1942, Париж, похоронен на Новом кладбище в Нейи под Парижем), купец 1-й гильдии, банкир (7 лет, с 1910-го и до национализации, занимал пост председателя правления Азовско-Донского банка), общественный деятель, меценат.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Азовско-Донской коммерческий банк или Азовско-Донской Банк— один из крупнейших акционерных коммерческих банков Российской империи, правление которого располагалось сначала в г. Таганрог (1871-1903), затем - в Санкт-Петербурге (1903-1917), где банк отстроил на ул. Морская свое собственное здание. Устав банка был утверждён Российским императором Александром II 12 (24) июня 1871 года, а фактически банком владели частные лица - кланы Поляковых и Каменок. Как и большинство банков того бурного времени банк прошел через множество слияний/банкроств/поглощений. В 1912-1913-х годах приобрёл крупный пакет акций парижского Банка северных стран (Banque des pays du Nord, после эмиграции во Францию в этом банке и будет работать отец Александра Каменки). К 1917-му году Азовско-Донской банк имел в России 70 отделений, по размеру акционерного капитала делил 1-е место в России с 2-мя другими: Русским для внешней торговли и Петроградским международным коммерческим банками. В 1917-м году после Октябрьской революции Азовско-Донской банк вместе с другими частными банками был ликвидирован (национализирован) - через присоединение к Государственному банку Российской Республики (декретом ВЦИК от 14 (27).12.1917г.) Декретом Совнаркома от 23.01. (05.02.).1918г. акционерный капитал банка, наряду с акционерными капиталами других частных банков, был конфискован в пользу Государственного банка Российской Республики.

Племянник отца (сын его брата, московского купца 1-й гильдии Исаака Абрамовича Каменки, 1842-?) :

  • Август Исаакович Каминка (09.09.1865, Херсон - 01.11.1941, Рига) — российский юрист, общественный и политический деятель, публицист, издатель. С 1918-го года - в эмиграции в Финляндии, Германии и Латвии, после прихода советской власти в Прибалтику в 1939-м году стал гражданином СССР, имел отношения с семьей Набоковых.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. И.А. Каменка открыто симпатизировал кадетам. Вместе с Владимиром Дмитриевичем Набоковым, отцом известного писателя и сценариста Владимира Набокова, издавал «Вестник партии народной свободы» (1910-1917). Находился в Берлине вместе с В.Д. Набоковым пытался предостварить покушений русских террористов на представителя партии, в отличие от В.Д. Набокова тогда выжил.

Александр Каменка - старший из 4-х доживших до "взрослой" жизни детей (брат Михаил, родившийся в 1889-м году, умер в раннем детстве):

  • Единственная родная сестра - Дарья-Виталия Оливье де Кайё. (22.09.1908, Санкт-Петербург, Российская империя - 01.08.1998, Париж, похоронена на кладбище Пасси. Творческий псевдоним – Дарья Оливье. Училась в Русской гимназии в Париже, окончила Школу Лувра. С замужеством вошла в семью антикваров де Кайё. Занималась переводами романов и книг по искусству (с итальянского и английского языков), переводила с русского Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Н.А. Бердяева и др. Автор десятка книг об истории России. С начала 1970-х сотрудник Института славяноведения. Награждена медалью Искусств и словесности.

  • 1-й брат - Георгий Каменка (17.02.1894, Ст.-Петербург, Российская империя - 14.10.1974, Сен-Клу {пригород Парижа}, похоронен на кладбище Батиньоль); окончил экономический факультет Политехнического института в СПб. В 1917-м году был командирован в Норвегию и Швецию по делам Красного Креста. До 1919-го года жил в Скандинавии, затем переехал в Париж. Работал в Комитете ссуд русским, исполнял обязанности секретаря. С 1921-го по 1924-й годы - директор транспортного дела, затем банкир. Член-основатель масонской ложи Гермес.

  • 2-й брат - Ипполит Каменка (1896, Ст.-Петербург, Российская империя - 17.05.1990, Нью-Йорк).; учился в СПб. В начале 1920-х уехал в Париж. Окончил там Высшую политехническую школу. Работал архитектором административных и жилых зданий. В 1920–1930-е годы построил в Париже клинику «Мирабо» и виллы на юге Франции. Участник Осеннего салона (1923-1925, 1927, 1931). В 1940-м году эмигрировал в США. Продолжал до самой смерти работать архитектором.

Сын Александра Каменки:

  • Саша Каменка (Sacha Kamenka, 26.11.1910, Санкт-Петербург - 10.03.1970, Париж), французский кино и ТВ продюсер и продакшн-менеджер.


Внук :

  • Патрик Каменка (Patrick Kamenka), журналист французского информагентства AFP (1972-2008), освещал и освещает иностранную тематику (бывший СССР, бывшая Югославия, Россия, Кавказ, Ирак). Избран в Руководящий комитет Европейской федерации журналистов (EFJ). Интервью Инги Домбровской с Патриком Каменкой - внизу по ссылке.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. "В нашей семье стыдно не знать русский — это память о предках, утверждает Патрик Каменка.



Правнук - Вадим Каменка (Vadim Kamenka), международный репортёр в газете L’Humanité, как и отец освещает российские вопросы.

Про образование

Александр Каменка учился в Ст.-Петербургском и Парижском университетах, говорил на нескольких языках.

Специализированного кино или художественного образования не имел.

Карьера в искусстве. Начало

По семейной легенде - Александр Каменка с детства мечтал стать актером.

И даже не только карьера в искусстве, но и вся карьера для Александра Каменки началась именно с театра. В Санкт-Петербурге он играл в театре, а в период 1912-го - 1918-го годов был здесь же директором Школы драматического искусства.



Что неудивительно.

Ведь его дед, Александр, работал в Мариинском театре.

А отец-банкир занимался благотворительностью в среде русского искусства.

Поэтому в гостях у семьи часто бывали многие ведущие представители русской интеллигенции того времени — Фёдор Шаляпин, Илья Репин, Матильда Кшесинская и т.д.

А с кино изнутри Александр Каменка познакомился уже в эмиграции, будучи во Франции, о чем читайте в этом посте КиноБлога далее.

Про эмиграцию

Октябрьский переворот 1917-го года в Российской империи вызвал необратимые последствия во все, но особенно в банковской сфере, как в самом государстве, так и во вне. Внутри-то большевики поступил просто - все банки были национализированы, а капитал и золото, до которого они физически добрались - экспроприирован.

Франция пытается разобраться с возникшей французско-российской финансовой путаницей, связанной с полученными российскими императорами кредитами, которые большевистская власть не намерена признавать долгами и в 1918-м году для переговоров в Париж приглашает делегацию банкиров, которую как раз возглавил отец Александра Каменки.

Так, в 1918-м году Александр Каменка сопровождает своего отца во Францию как секретарь и переводчик (тогда ему около 25 лет), где Каменки начинают готовить почву для будущей эмиграции.



Российское имущество и капитал семья Каменки потеряла, окончательно и полностью эмигрировала из уже Советской России в 1919-м году во Францию, через Данию и Швецию, где с 1917-года жил и работал один из братьев Александра Каменки - Георгий Каменка (см. выше).

В 1920-м году отец Александра Каменки участвует в создании Российского торгово-промышленного и финансового союза, и входит в состав его Совета, а также, как говорится, устраивается на работу в банк Banque des pays du Nord, где он состоял одним из акционеров (см. выше). Часть этих средств затем достается Александру Каменке для старта в кино бизнесе.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Банк де Пей дю Нор (Banque des Pays du Nord) - французский банк, основанный в Париже в 1911-м году банками и предпринимателями северных регионов Франции с участием шведской стороны, в том числе Stockholms Enskilda Bank, вязанного с могущественной шведской семьей Валленбергов. В 1943-м году Банк де Пей дю Нор был поглощен Европейским промышленно-финансовым банком.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

В Париже Каменки поначалу в основном занимаются банковской и общественной деятельностью, и Александр Каменка - не исключение.

Но в тоже самое время семью Каменок русское художественное сообщество в эмиграции продолжает привлекать на свои мероприятия, в 1920-м году Александр Каменка, после обращения к его отцу русского кино продюсера и предпринимателя в эмиграции Иосифа Ермольева соглашается на встречу с последним.

На момент этой знаковой встречи Иосиф Ермольев уже владеет компанией «Ermolieff-Cinéma», располагает собственным зданием в парижском пригороде Монтрёе (прим. КиноБлога: здание киностудии сохранилось до сих пор), производит фильмы во Франции, и ищет капитал для развития своего производства.

Так по согласию в ответ на просьбу к Борису Абрамовичу Каменке помочь в финансовых делах, Александр Каменка фактически был откомандирован в помощь.

Сначала он просто помогает Иосифу Ермольеву в производстве, "вбухивается", как говорится в практику кино производства. Но быстро становится председателем совета директоров компании, в обмен на финансовую поддержку банковских структур со стороны отца. Помощником и соратником Александра Каменки по управлению кинокомпанией становится Ной Блох (1875, Санкт-Петербург - 1937, Париж).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из пересказов Патрика Каменки: "... студия объединила под одной крышей русских и французских режиссёров, русских актёров и рабочих. Письма от безработных русских эмигрантов приходили пачками: «Хотел бы сыграть роль отца в Вашей новелле. Я играл Раскольникова и Христа», «Желаю вступить в ваш кинотеатр и обучиться артистом», «Может, вам нужен хороший гримёр?» По-французски почти никто из этих людей не говорил — большинство надеялись, что скоро вернутся Россию."

Когда Иосиф Ермольев в 1922-м году уезжает из Парижа в Мюнхен, а затем в Берлин, Александр Каменка, Ной Блох (Noe Bloch) и Морис Хаш (Maurice Hache) берут управление полностью в свои руки и в августе 1922-го года преобразовывают компанию «Ermolieff-Cinéma» в акционерное общество Альбатрос» (la «Société Albatros»).

Вскоре вся семья Каменок становится группой мажоритарных акционеров переименованной компании.

Карьера в кино и на ТВ. Закат

«Говорящее» кино, появившееся на горизонте внедряемых в кино новых технологий, еще больше ослабляет ситуацию на "Альбатросе" и далеко не все фильмы студии имеют коммерческий успех, сам Александр Каменка помогает многим выходцам из России, но в то же самое время его творческие и коммерческие амбиции явно превышают имеющиеся в его распоряжении средства.

Вдобавок начинает давить конкуренция со стороны агрессивного американского кинорынка (будущего Голливуда), в середине 1920-х годов европейцы вынуждены уходить в ко-продукцию для противостояния торговой кино войне, а часть творческого костяка "Альбатроса" "разбредается по Америке и Европе.

И "Альбатрос" в 1928-м году все-таки сдается. Студии в Монтрёе приходит конец, происходит продажа земли в Малакофф, годами ранее оптимистично приобретенная с целью будущего расширения.

Самый успешный фильм студии "Альбатрос" в год её закрытия - это комедия "Соломенная шляпка ("Un chapeau de paille d'Italie", 1928), с актерским участием Ольги Чеховой и Валентины Тисье; за камерой - Николай Рудаков, за костюмы отвечал - Лазарь Меерсон.

Но сам Александр Каменка окончательно не сдается, а осуществляет осторожное отступление - типа, на позицию "проекты в стадии изучения".

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Малакофф (Malakoff) - это юго-западное предместье Парижа, коммуна во Франции, в регионе Иль-де-Франс, департамент О-де-Сен. Как город образован 8 ноября 1883 года, через отделение части города Ванв, и назван так в честь Малаховой башни, возведенной в тематическом парке по случаю победы в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.

Александр Каменка продолжает периодически работать как продюсер, иногда с успехом. До начала 2-й мировой войны успевает поучаствовать в производстве 13-ти французских и немецких художественных фильмов.

8 лет после закрытия "Альбатроса" Александр Каменка хранит свою коллекцию фильмов и архивы студии «Альбатрос» в еще неокрепшей фильмотеке Cinémathèque, членом которой он является и затем, в обмен на членство в Совете директоров, передает свой кино архив туда уже официально.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Сегодня Французская синематека (Cinémathèque Française) - крупнейший в мире архив фильмов и любых документов, связанных с кинематографом; т.к. в настоящее время в её фондах сосредоточено более 40 тысяч фильмов, а также тысячи связанных с ними материалов: сценарии, эскизы, декорации, костюмы, аппаратура, афиши, фотографии. И ежегодно синематека приобретает от 100 до 150 новых фильмов. Является частной ассоциацией, существующей при этом на 3/4 за счёт государственных дотаций. С 2005-го года располагается в новом здании на ул. Берси, дом 51 в XXII округе Парижа. Официально считается, что была основана в 1936-м году Жоржем Франжю и Анри Ланглуа как некоммерческая организация, с целью реставрации и сохранения кинолент и их демонстрации новым поколениям зрителей.

Во время 2-й мировой войны Александр Каменка прячется в свободной французской зоне, а после окончания войны все же выпускает как продюсер или со-продюсер еще 6 художественных фильмов, из которых 2 - это совместное производство с СССР (см. далее), под зонтиком своей новой компании (прим. КиноБлога: в 1946-м году он основал и и стал директором студии Film Alkam), а также на других.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Александр Каменка в годы своей жизни – несомненный авторитет во французском кино. Недаром он трижды (в 1947-м, 1949-м и 1951-м годах), входил в состав жюри Каннского международного кинофестиваля.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. В 1925-м году французские кинокритики так подавали собирательный образ Александра Каменки: "... если говорить о «цикле Альбатроса», то душой этой студии является г-н Каменка - удивительное сочетание художника и организатора, дилетанта и бизнесмена, который является горячим проводником этой мистики коллективных усилий."

С 1945-го года и до своей кончины Александр Каменка - Почетный президент Французской синематеки.

Общая фильмография Александра Каменки как продюсера и/или художественного руководителя (как сейчас сказали бы - креативного продюсера) – более 60-ти полнометражных фильмов.

В короткометражном кино Александр Каменка поучаствовал лишь несколько раз, а на телевидении не продюсировал ничего - лишь однажды снялся там, в роли самого себя:

  • документальный телесериал французского государственного канала ORTF "Кинематографисты нашего времени" ("Cinéastes de notre temps", 1964-1972), в части хронометражом 2,5 часа и под названием "Первая волна" ("La première vague", 1968).

Прим. КиноБлога. Следует, конечно, пожурить создателей и идеологов выше заявленной документальной серии. Кроме Александра Каменки, лишь Георгий Анненков и Леонид Азар и Борис Левин приняли участие как интервьюируемые. Хотя выходцев из Российской империи, особенно в первой волне, во французском кино было хоть отбавляй.


Наиболее известен Александр Каменка как продюсер зрителям во всем мире по следующим кино проектам (кроме упомянутых выше и позже):

  • французская мелодрама "Лев Моголов" ("Le lion des Mogols", 1924), с Иваном Мозжухиным и Натальей Лысенко;

  • германо-франко-шведский триллер-ужастик "Калиостро - любовь и жизнь великого искателя приключений" ("Cagliostro - Liebe und Leben eines großen Abenteurers", 1929), с участием Ивана Коваль-Самборского и Николая Римского, художник-постановщик - Лазарь Меерсон, а помогал продюсировать - Владимир Венгеров;

  • французская криминальная драма "На дне" ("Les bas-fonds", 1936), адаптация произведения Максима Горького с актерским участием Владимира Соколова и Натальи Алексеевой;

Так оказалось, что последние 2 работы Александра Каменки для экрана стали спродюсированные им кино ленты ко-продукционного, между Францией и СССР, производства:

  • военная мелодрама «Нормандия - Неман» ("Normandie - Niémen", 1960);

  • биографическая драма "Третья молодость" (1965), о русском балетмейстере, французе по происхождению, Мариусе Петипа.

Можно сказать ещё и так – благодаря ко-продукционным с СССР проектам, Александр Каменка смог посетить свою родину, которая к тому моменту называлась СССР, прожив во Франции в эмиграции на тот момент уже 30 лет.

Большинство сцен фильма "Нормандия-Неман" снималось на "Мосфильме" в 1960-м году, а часть - во французской Ницце.

Режиссером обоих кино лент Александр Каменка пригласил французского режиссера Жана Древиля (Jean Dréville, 1906-1997), на 2-й фильм рекомендовать его советской стороне было легче лёгкого, после несомненного успеха фильма 1-го.



Надо отметить, что выбор Жана Древиля вряд ли был случайным. В 1930-х годах, когда фильмы о России пользовались во Франции популярностью у сторонников Народного фронта, он стал режиссером 2-х пророссийских/про-советских художественных фильмов и подружился/сработался с несколькими кино эмигрантами русского происхождения:

  • мелодрама «Тройка на белой дороге» ("Troïka sur la piste blanche", 1938), в киногруппе - оператор Константинов;

  • драма «Бессонные ночи Санкт-Петербурга» ("Les nuits blanches de Saint-Pétersbourg", 1938), вольная адаптация романа Льва Толстого "Крейцерова соната", в кино группе - Александр Лошаков и Владимир Мейнгард в качестве художников-постановщиков, Борис Билинский - художник по костюмам, а оператор - Михаил Келбер.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Народный фронт (Front populaire) - коалиция левых политических партий и движений, в том числе Французской коммунистической партии (ФКП), Французской секции Рабочего Интернационала (СФИО) и Партии республиканцев, радикалов и радикал-социалистов, даже находившаяся во Франции у власти (с 1936-го по 1937-й год), выиграв в мае 1936-го парламентские выборы. В результате политических манипуляций и подковерных игр, а также собственных разногласий в 1938-м году к власти во Франции пришли радикалы, и в августе 1939-го года этим правительством Даладье были запрещены все печатные органы Французской коммунистической партии (газета «Юманите» и другие). А в сентябре 1939-го была запрещена и деятельность компартии.

В последние годы своей жизни Александр Каменка - Президент Профсоюзной палаты кинопродюсеров короткометражных фильмов Франции (период 1964–1967 годов), а с 1967-го и до своей неожиданной кончины в 1969-м - её Почетный президент.

Всю сознательную жизнь Александр Каменка состоял в масонских ложах. В частности, он был Секретарем ложи Астрея.


Последний путь

Александр Каменка умер в возрасте 59 лет 3 декабря 1969 года (прим. КиноБлога: по другим сведениям - 30 ноября 1969 года) в г. Париж, Франция.

Похоронен на кладбище Нейи-сюр-Сен под Парижем.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page