top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Мастер особого приёма

Обновлено: 28 июл. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

В кино он запомнился особым приёмом - часто использовал в кадре на переднем или заднем плане художественные миниатюры на стекле своей собственной кисти, таким образом умело сочетая работу классического художника и художника-постановщика.

Отдельное спасибо за помощь в сборе информации для этого поста:

испанскому исследователю биографии героя этого КиноБлоговского поста:

  • г-ну Хорхе Горостиза (Jorge Gorostiza) - за предоставление полезной информации в части эмиграционного периода;

  • сводному внуку героя этого КиноБлоговского поста Александру Раппапорту - за предоставление уточняющей личной информации про своего деда.

 

Французский, испанский и португальский кино- и театральный художник-постановщик, художник комбинированных съёмок, а также художник русского происхождения Пьер Шильд (Pierre Schild) родился в 1897-м году в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне Санкт-Петербург - город в составе России и РФ).

Прим. КиноБлога. Точная дата рождения не известна. Предполагается, что он родился в 1892-м или 1897-м году, а год его смерти колеблется между 1966-м и 1968-м годами (см. ниже).

Пьер Шильд (Pierre Schild) - творческий псевдоним, образованный переделкой первого имени с русского на французский, а фамилии в псевдониме - через сокращение родной.

Ещё один известный его творческий псевдоним - Педро Шильд (Pedro Schild). Это "новообразование" появилось уже после его переезда в Испанию (см. далее).


Прим. КиноБлога. Редко, но можно встретить и такой вариант Педро Эскудеро (Pedro Escudero). Объяснение тут следующее, по сути, просто игра слов. Шильд по-немецки - это щит, а по-испански это же слово пишется как escudo. А уже escudero - это оруженосец.

Настоящее имя при рождении:

  • Лакка Шильдкнехт (Lakka Schildknecht).


Это имя он использовал как имя и фамилию в кинотитрах вплоть до 1929-го года. И только с 1931-го года перешёл на укороченный творческий псевдоним Пьер Шильд.

Прим КиноБлога. У нас вызывает сомнение, что Лакка - это часть его настоящего имени. Внук, к сожалению, не смог дать пояснений в этом вопросе. Продолжим расследование на этот счёт. Если будут результаты - сообщим дополнительно.

Русифицированное полное имя:

  • Пётр Николаевич Шильдкнехт.

Прим. КиноБлога. Из любопытного. Некоторые русскоязычные интернет-ресурсы по неведению обзывают его на английский манер - Пьер Чайлд. Смешные. Не ведитесь, уважаемые читатели, это не правильно.

Почитается как «ведущий художник по декорациям французского авангарда и художественного кино».

Про родителей и семью


Пьер Шильд родился в русской семье с немецкими (по отцу) и французскими (по матери) корнями.


Крещён в католической вере.

И, да, Пьер Шильд - выходец из творческой семьи, продолжатель творческой династии, и родоначальник семейной кинодинастии.

Теперь по порядку.

Вот он, дед по отцовской линии:

  • Александр фон Шильдкнехт Alexander Johann von Schildknecht (02.06.1828 – 02.06.1858), обрусевший немецкий барон.

Родители Пьера Шильда:

  • отец — Николай Александрович Шильдкнехт (Nikolai von Schildknecht, 1857 - 1918), известный русский архитектор, больше занимался интерьерами, чем строительством, но, тем не менее, построил в Петербурге несколько доходных домов (Большой пр. В.О., 62; наб. Адмиралтейского канала, 23); реконструировал 1-й этаж и арку здания Кабинета Его Императорского Величества, построил здание электростанции Аничкова дворца (во дворе) на Фонтанке; сначала учился в гимназии Карла Мая; с 1873-го года поступил, а в 1881-м окончил Петербургскую академию художеств в звании классного художника 1 степени за «проект Окружного суда в столице», Академик архитектуры с 1885-го года; в 1883-м -1887-м годах служил в Главном управлении уделов, Городской управе, Главном дворцовом управлении, затем был причислен к Кабинету Его Императорского Величества Александра III; Статский советник; Председатель Общества благоустройства дачной жизни в Терийоки (1906-1907, ныне г. Зеленогорск, Курортный район г. Санкт-Петербург); скончался вскоре после Октябрьского переворота, в 1918-м году, от голода;

  • мать — Инна Фёдоровна Шильдкнехт (в девичестве Каналоши-Лёфлер), из семьи французского происхождения. Умерла за границей,


Родной брат отца, т.е. родной дядя Пьера Шильда, - тоже знаменитый а прошлом россиянин, и с такой же, увы, трагичной судьбой как и у брата:

  • Александр Александрович Шильдкнехт (1857-1917), тоже как и брат лютеранин; глава семью где было шестеро детей, образование получил в кадетском корпусе; на военную службу поступил в 1876-м году; окончил Николаевское кавалерийское училище; выпущен в лейб-гвардии конный полк; гвардии Корнет (1878), затем поручик (1885), штабс-ротмистр (1887); в отставке (13.07.-15.10.1887 и 22.06.1891-12.07.1894); по неизвестной публично причине - новый виток карьеры: Начальник конюшни молодых лошадей придворного конюшенного ведомства (12.07.1894-04.01.1911), опять поручик (1894), штабс-ротмистр (1896), ротмистр (1900), получил звание подполковника (1900) и полковника (1904), заведующий хозяйством придворной конюшенной части (1911); убит криминальными элементами в Петрограде 28.02.1917г., по другим сведениям - убит восставшими солдатами.

Родной старший брат Пьера Шильда:

  • Евгений Шильдкнехт, военный моряк (? - ?), известно, что проживал в Терийоки после эмиграции в Финляндию в 1920-м - 1929-м годах. На фото ниже - это он, мальчик справа, а за ним его и Пьера Шильда родители. Слева мужчина в фуражке - это родной брат отца Пьера Шильда. Есть сведения, что сопровождал адмирала Колчака в его сибирских делах и походах.


Супруги Пьера Шильда:

  • 1-я супруга - Лидия Ивановна Шильд (в девичестве Мациевская (1894, Ст.Петербург, Российская империя - 1975, Ленинград, СССР), певица (меццо-сопрано), после ленинградской блокады потеряла голос, дочь служащего Министерства внутренних дел Российской империи, польско-эстонских кровей;

  • 2-я супруга - ______ __________, петербургская актриса, данных об имени и фамилии пока нет, имеются сведения, что убежал за границу именно с ней, в 1923-м году.

  • 3-я супруга - ____ Карташова (имя КиноБлог устанавливает), брак гражданский (со слов Александра Раппапорта, внука Пьера Шильда).


Прим. КиноБлога. Испанский исследователь биографии Пьера Шильда утверждает, что в Испании у Пьера Шильда жены не было.


Детей у Пьера Шильда было за всю его жизнь трое.


Двое от 1-го брака:

  • сын - Виктор Петрович Шильдкнехт (Victor Schildknecht, позднее Viktors Eduards Šildknehts; 27.01.1917, Петроград - 09.08.2012, Рига, Латвия), - на фото вверху - советский и латвийский художник-постановщик и живописец, после развода родителей и эмиграции отца остался с матерью в СССР, с 1934-го по 1935-й год учился на вечерних курсах при Всероссийской Академии художеств, затем стал художником Ленинградского рекламного треста (1935–1936), Ленинградского университета (1937–1939), Алматинской киностудии (1943–1946), с 1946-го жил и работал в Латвийской ССР, долгие годы работал на Рижской киностудии (1947–1949 и 1955–1990), а также в рижском филиале компании «Коммерческая реклама»; специалист по комбинированным съёмкам, работал над созданием более 30-ти художественных фильмов; художник-постановщик 24-х кинолент, самые известные из них: «Армия «Трясогузки», «Тобаго» меняет курс», «Мираж»; как классический художник прославился как маринист и также писал и пейзажи, и ещё создавал модели кораблей; в 1958-м году стал членом Союза кинематографистов Латвийской ССР, в 1973-м году - членом Союза художников, в 1967-м году - заслуженным деятелем культуры Латвийской ССР, получил в 2009-м году латвийскую национальную премию награду Великий Кристап (Lielais Kristaps) за весомый вклад в латвийский кинематограф; в 1996-м году о нём в Латвии был снят документальный фильм «Корабли без моря» ("Kuģi bez jūras"), режиссер Дайра Аболиня (Daira Āboliņa).

  • дочь - Лидия Петровна Шильдкнехт (1914, Ст.Петербург - 1997, Ленинград), семейный никнейм "Люля" и "Люля Людмила" (прим. КиноБлога: чтобы не путать с тезкой-мамой), потомок старинной аристократической голландской фамилии, актриса Мариинского театра, меццо-сопрано, в советское время - да начала Великой отечественной войны пела в ленинградском театре Музыкальной Комедии и обладала приятным, затем - художник по костюмам (в частности, в фильме «Сегодня — новый аттракцион», к/ст Ленфильм, 1966), похоронена на Смоленском кладбище на семейном участке.


Третий ребенок у Пьера Шильда родился уже во Франции, куда Пьер Шильд уехал в 1923-м году, оставив уже в советском Петрограде свою первую супругу и двоих детей:

  • сын - Мишель Карташов (Michel Nicolas Cartacheff, 1932-2008), французский художник-иллюстратор, фотохудожник и карикатурист. Взял себе фамилию супруги отца.


Прим. КиноБлога. Натали Карташов, дочь Мишеля Карташова и внучка Пьера Шильда (см. далее), которая в недавнем прошлом на одном из аукционов продавала комплект фотографий из семейного архива Шильдов. На нескольких из фото фигурировали её дед Пьером Шильд, на другой его совместное с Сергеем Пименовым фото, и также портрет Пьера Шильда кисти Серебрякова.



Виктор Шильдкнехт остался бездетный, а вот внуки у Пьера Шильда появились по 2-м другим линиям:

  • внук (ребенок от 2-го брака 1-й супруги Пьера Шильда) - Александр Раппапорт (Вологда, СССР - ), в настоящее время проживает в Латвии, на фото вверху - это он;

  • внучка - Наталья Карташов (Nathalie Ludmilla Cartacheff);

  • внук - Иван Карташов (Yvan Cartacheff).

Другими разрешенными сведениями про родителей, семью, детей и внуков Пьера Шильда в настоящее время КиноБлог не располагает.

Про образование



С большой долей вероятности можно предположить, что культура творческой среды прививалась Пьеру Шильду в семье с самого раннего детства.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот как, например, пересказывал историю пристрастий отца Пьера Шильда к лицедейству и театрам Александр Гербертович Раппапорт, его сводный внук, сын австрийского и советского кинорежиссёра Герберта Раппапорта и Лидии Петровны Шильдкнехт: "Страстью его (прим.: отца Пьера Шильда) было создание домашнего кукольного театра. Много лет он потратил на создание этого театра. Театр был копией Мариинской оперы. Был точно воссоздан весь интерьер и сцена с декорациями и знаменитым занавесом работы Головина. Были вылеплены фигурки всех певцов и снабжены соответствующими костюмами. Представления он давал вместе со своими детьми, помогавшими крутить фигурки под звук только что появившегося тогда фонографа с записями знаменитых опер. Был у него представлен и кукольный Шаляпин. Сам Федор Иванович часто приходил посмеяться над этими имитациями, где бабушка с ним и познакомилась."

Так или иначе, но Пьер Шильд пытался получить художественное образование в своем родном город, но архитектурное отделение Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне Академия им. Репина) не закончил, вероятно, по причине своего "буржуазного" происхождения. Таковы были "тамошние" времена.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Александра Раппапорта: "Ходили на эти спектакли (прим.: домашние кукольные спектакли семьи Шильдкнехтов) и знаменитые художники: Добужинский, Головин, Судейкин, Крамской, с дочерью которого бабушка дружила до её отъезда за границу. Все эти художники находили в Петре Николаевиче (прим.: будущем Пьере Шильде) изрядные способности, но ему не хватало усидчивости для развития своего дарования и, отучившись года три в Петербургской Академии художеств, он бросил занятия, предавшись всяким случайным работам."

Трудовую деятельность на творческом поприще начал с работы реквизитором в Императорском театре Санкт-Петербурга / Петрограда.


Творческая карьера. Начало

​Бросив Академию (прим. КиноБлога: вероятнее, его заставили эту академию бросить советские власти или может быть даже он туда и не поступил, надо поднимать архивы академии), Пьер Шильд устроился работать театральным художником.


В 1922–1924-м годах он, в частности, работал в таких театрах Петрограда как «Пассаж», Малый Оперный и даже Мариинский. В последнем, в частности, он осуществил художественную часть постановки «Аиды» Джузеппе Верди.

Прим. КиноБлога. Спектакль в декорациях по его эскизам был возобновлен в Мариинском театре в 2001-м году.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Александра Раппапорта: "В частности, поставил в Мариинском театре оперу Верди Аида, которая идет в его декорациях и до сих пор. Как то уже учась в институте, я специально пошел посмотреть его декорации и они показались мне хорошими. Бабушка утверждала, что он все слизал с эскизов своего отца, сделанных для домашнего театра.Не так давно, после прихода в Маринку Валерия Гергиева, оперу подновили, подновили и декорации и на моего деда вдруг упал луч славы. Газеты наперебой хвалили его декорации, выполненные как писалось в лучшем стиле традиционного декорационного искусства."

Про эмиграцию

Пьер Шильд эмигрировал из Советской России в 1923-м году (про обстоятельства отъезда читайте выше).


Сначала он приехал в Германию, а затем переехал во Францию.

Прим. КиноБлога. Как и в случае с биографией Сергея Пименова, есть альтернативная версия года его переезда в Европу. Это 1921-й год. Но Александр Раппапорт склоняется все-таки в к тому, что 1923-й год - верный.

Здесь, во Франции, в Париже, сотрудничал с театром Н. Н. Евреинова.

Также писал натюрморты.

Установил контакты с русскими киноэмигрантами и начал участвовать в производстве французских и европейских фильмов. ​

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Русский продюсер в изгнании Иосиф Ермольев привёл его в свою кинокомпанию "Альбатрос" в Париже и поставил его в помощь к более авторитетному на тот момент коллеге Александру Лошакову, также русскому киноэмигранту.

Первой более-менее значительной работой Пьера Шильда стала кинопостановка Александра Волкова с участием Ивана Мозжухина:

  • киноальманах «Брачные истории» ("La maison du mystère", 1923).

Дебютным фильмом с записью в титрах для Пьера Шильда стала:

Постепенно Пьер Шильд установил в Париже контакты с ведущими на тот момент режиссёрами. Такими как Марсель Л’Эрбье, Клод Отан-Лара, Абель Ганс, Кристиан-Жак и Луис Бунюэль.



В тот же период Пьер Шильд также разработал киноструктуры для трех испанских постановок Бенито Перохо, созданных в парижских студиях.

Среди этих 3-х франко-испанских фильмов Бенито Перохо вот эти два:

  • ("Beyond death", 1924);

  • ("Grand Gosse", 1926).

В 1925-м году Абель Ганс пригласил Пьера Шильда в качестве одного из нескольких художников-постановщиков для разработки и создания декораций к монументальной биографической кинокартине:

  • фильм «Наполеон» («Napoléon», 1927).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Александра Раппапорта: "По странной случайности мой отец (прим.: Герберт Раппапорт), работая во Франции ассистентом известного австрийского кинорежиссера Георга Вильгельма Пабста на фильме "Дон Кихот" по опере Жака Ибера, оказался в одной съемочной группе со своим будущим тестем и моим будущим дедом, пока не подозревая о том, что судьба сделает их родственниками. Петр Николаевич (прим.: он же Пьер Шильд) был художником этого фильма. В роли Дон Кихота снимался Фёдор Шаляпин, так что отцу приходилось общаться с великим русским певцом."

До начала 2-й мировой войны Пьер Шильд успел также поработать с такими с режиссерами как Жорж Лакомб (Georges Lacombe), Эдмон Гревиль (Edmond Gréville), Ганс Берендт (Hans Behrendt), Аугусто Генина (Augusto Genina), А. В. Сандберг (A. W. Sandberg) и русские киноэмигранты Николай Римский, Николай Евреинов, Владимир Стрижевский, Алексей Грановский, Марк Соркин и Леонид Моги.

Среди заметных фильмов Пьера Шильда этого довоенного периода, в которых Пьер Шильд поучаствовал как художник:

  • «Михаил Строгов» ("Michel Strogoff", 1926), режиссер - Виктор Туржанский;

  • «Тропическая сирена» ("La sirène des tropiques", 1927), режиссеры - А. Этьеван и М. Нальп;

  • «Остров любви» ("L’Ile d’amour", 1928), режиссер - Ж. Дюран;

  • «Плодородие» ("Fekondité", 1929), режиссеры - А. Этьеван и Н.Н. Евреинов;

  • «Цыганские ночи» ("Nuits de tziganes", 1930), режиссер - Марсель Л’Эрбье;

  • «Приключения короля Пазоля» ("Les Aventures du roi Pausole", 1933), режиссер - Алексей Грановский;

  • «Бурлаки на Волге» ("Le Bateliers de la Volga", 1935), режиссер - Владимир Стрижевский;

  • «Скандал» ("Le Scandale", 1934), режиссер - Марсель Л'Эрбье;

  • «Пропажа Сен-Агиля» ("Les Disparus de Saint-Agil", 1938), режиссер - Кристиан-Жак.

Про эмиграцию. Этап второй

С 1939-го года, после оккупации Франции Вермахтом, Пьер Шильд перебирается на постоянное место жительства за Пиренеи и обосновывается в Испании. Видимо, сказались его связи с киношниками и художниками испанского происхождения, с кем он работал в европейском и особенно французском кино периода 1920-х годов (см. выше).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. По утверждению Хорхе Горостиза в испанскую киноиндустрию Пьера Шильда ннанял архитектор Сатурнино Уларги, директор продюсерской компании Ufisa.

С тех пор - в период с 1940-го по 1958-й год - Пьер Шильд участвовал как художник-постановщик и автор комбинированных съёмок в испанских фильмах, испанско-итальянском совместном производстве и в португальских кинокартинах.

В 1944-м году Пьер Шильд создал в Мадриде фирму S.E.S. (аббревиатура образована из начальных букв фамилий создателей предприятия), совместно с Франсиско Эскинья (Francisco Escriñá) и Антонио Симонтом (Antonio Simont). А уже в 1945-м году он решил остаться один и расстался со своими партнёрами.

Сразу после окончания 2-й мировой войны Пьер Шильд 2 года работал в португальском кино.

Среди фильмов Пьера Шильда этого периода:

  • испано-итальянский фильм "Доброе утро, любовь" ("Buenos días, amor"), режиссер Франко Росси (Franco Rossi);

  • испанский фильм"Карлота Энрике" ("Carlota de Enrique"), режиссер Кахен Салаверри (Cahen Salaverry).

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри



Период активности Пьера Шильда в кинематографе - 27 (29) лет:

  • 1923 (1921) - 1960.

Прим. КиноБлога. Для ТВ Пьер Шильд в своей жизни никогда не работал.

За почти 30 лет работы для киноэкрана Пьер Шильд остановил свою фильмографию на нижеследующих весьма продуктивных показателях (без учёта ассистентских работ):

  • художник-декоратор в большом кино - 36 фильмов;

  • художник-декоратор в короткометражном кино - 7 фильмов;

  • продакшн-дизайнер в кино - 29 фильмов;

  • художник-постановщик в большом кино - 18 фильмов;

  • художник-постановщик в короткометражном кино - 1 фильм;

  • создатель фонов для комбинированных съёмок - 5 фильмов.

Важным представляется исторический факт, что в свой испанский период Пьер Шильд внёс в художественную постановку и специальные эффекты кинопроизводства новаторские рабочие техники, которые определяются понятным сегодня спецэффект термином MATTE PAINTING, только применял он этот приём не с помощью средств компьютерной графики, а с помощью обычных кисти и стекла. Его приёмы «стеклянная дробь» и «матовая роспись» стали более красочными и экономичными, чем методы, использовавшиеся до этого в Испании.

Ниже на фото - кадр из испанского фильма в жанре трагикомедия "Последняя лошадь" ("El ultimo caballo", 1950).

В этой сцене линия городского пейзажа на заднем плане - это дело рук и кисти Пьера Шильда. Если сказать сегодняшним языком - дополненная реальность:

Прим. КиноБлога. Из любопытного. В упомянутом только что фильме в роли комиссара полиции снялся знаменитый в прошлом испанский актер Рафаэль Бардем (Rafael Bardem), дедушка Хавьера Бардема.

Считается (прим. КиноБлога: указываем такую формулировку, потому что не нашли подтвержденных документальных доказательств по 1-му фильму на сей счет, но со слов многих), что Пьер Шильда был художником-декоратором 2-х фильмов Луиса Бунюэля, ставших затем культовыми в мировом кинематографе:

  • 16-ти минутный «Андалузский пёс» ("Un chien andalou", 1929), в одной из ролей ещё один "русский Пьер" - Пьер Батчефф;

  • 60-ти минутный «Золотой век» ("L'âge d'or", 1930), в главной женской роли, кстати, ещё один "киношник" с русскими конями - Лия Лис; ассистент Пьера Шильда в этой трагикомедии, продолжении "Андалузского пса" - Сергей Пименов.

В отдельных источниках указывается, что в 1928-м году Пьер Шильд совместно отвечал за визуальный дизайн сюрреалистического короткометражного фильма Бунюэля «Андалузский пёс».

Но одну ошибку мы всё-таки исправим, т.к. она влияла на количественную статистику в фильмографии Пьера Шильда.

Прим. КиноБлога. Исправление исторических ошибок. В книге американского режиссера, кинововеда и журналиста Джея Лейды (Jay Leyda, 1910-1988), который учился и работал в 1930-х годах в СССР у самого Сергея Эйзенштейна, а в 1981-м году был членом жюри XII Московского международного кинофестиваля, - «Кино: история русского и советского кино» (1960: Kino, a History of the Russian and Soviet film. New York; Лондон: изд-во Джордж Аллен и Анвин, 1960), допущена ошибка - там указано, что Лакка Шильдкнехт создал декорации для 2-х советских кинофильмов: «Нашествие» (1945) и «Жизнь в цитадели» (1947). IMDB в этом смысле указали художника-постановщика этих фильмов правильно. И как правильно предположил вышеупомянутый испанский исследователь биографии Пьера Шильда, это был вовсе не он (Пьер Шильд), а Виктор Шильдкнехт. Но опять же, Виктор Шильдкнехт - не младший брат, но родственник, причём, прямой потомок, он - сын Пьера Шильда от 1-го брака (см. выше).

1960-й стал последним годом в кинокарьере Пьера Шильда.

В этот год он как художник-декоратор поработал на этой испанской кинокартине:

  • цветная комедия "Бассейн" ("La quiniela"), испанская режиссер Ана Марискаль (Ana Mariscal), она же тут и в главной женской роли.

Дополнительные детали творческой биографии Пьера Шильда, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь

Пьер Шильд полностью отказался от кинематографической деятельности в самом начале 1970-х годов.

Умер в Мадриде в 1968-м году в Мадриде, Испания.

Прим. КиноБлога. Точная дата смерти Пьера Шильда публично не известна, и даже год оспаривается (есть 3 версии, 1966, 1968 и 1972, поэтому мы пока поставили "среднюю" дату). И непонятно, если у него оставалась живыми и здравствующими потомки от браков, почему они не смогли до сих указать точно когда и где умер их предок. Но пока так: Натали Карташов, дочь Мишеля Карташова, т.е. внучка Пьера Шильда, указывает, что Пьер Шильд умер в 1966-м году, а Александр Раппапорт указывает на 1972-й год (см. далее).

P.S.

Из воспоминаний того же Александра Раппапорта:

"Его (прим. КиноБлога: Пьера Шильда) собственная манера рисовать была скрупулезно натуралистической. Он мастерски писал обманки и натюрморты с изображением моделей кораблей, навигационных приборов, музыкальных инструментов, старинных карт и книг и тому подобного. Одна такая картина долго была у нас. В 1983-м году я продал её в музей изобразительных искусств имени Пушкина. Умер Пётр Николаевич в Мадриде в 1972-м году. Но где он похоронен и куда делась его мадридская квартира с мастерской, парижская квартира и огромная библиотека, с пятьюдесятью томами немецкой истории искусств издания "Пропилеи" я не знаю. Все досталось какой-то из его последних жен."

И наверняка дополнительную биографическую информацию можно почерпнуть из воспоминаний Наталии Дрейфус, внучки брата отца Пьера Шильда, которая живёт во Франции и является собирательницей данных о фамильной истории.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page