top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Всё приданое - в кино | Павел Тиман, кинобиография

Обновлено: 28 апр.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он вложил всю денежную часть полученного приданого в производство своей первой кинокартины.

На постановку этого кинофильма было потрачены все пять тысяч рублей...

Колоссальные по временам начала прошлого века деньги!


Кто же он такой?

Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.

 

Итальянский, немецкий, французский и русский кино- продюсер и предприниматель Павел Тиман (Paul Thiemann) родился в 1881-м году в городе Дорпат, Лифляндская губерния, Российская империя (затем г. Юрьев, а ныне это г. Тарту в составе Республики Эстония).


Прим. КиноБлога. Альтернативная версия названия города в год рождения Павла Тимана - Дёрпт (Dorpat, Dörpt). Более точно дата его рождения публично не известна.

На русском его иногда звали и на немецкий манер - Пауль Тиман.


Полное имя при рождении (в русских метриках):

  • Павел Густавович Тиман.

Встречающиеся варианты его имени и фамилии на латинице:

  • Paul Timan, Pavel Thiman или Paul Thiemann.

Имя при рождении:

  • Пауль-Эрнст Тиман.

О родителях и семье

Родился Павел Тиман в состоятельной остзейской (немецкой) семье Густава Тимана. Некоторые из его предков входили в правительство Эстляндской губернии.


Прим. КиноБлога. Эстляндская губерния была расположена в той же в ​​царской России, но только к северу от губернии, где он родился.

Про образование

Считается, что Павел Тиман получил хорошее образование.


Прим. КиноБлога. Какое именно - КиноБлог устанавливает.


Карьера в кино. Начало


В 1902-м году во время поездки в Париж Павел Тиман заинтересовался новым видом искусства, каковым тогда был кинематограф, поступил на работу в компанию «Гомон» (Gaumont).

В 1904-м году Павел Тиман был направлен этой компанией в Российскую империю для организации московского прокатного отделения фирмы "Гомон".

Павел Тиман сразу же проявил себя дальновидным менеджером и продемонстрировал зачатки будущего успешного продюсера. По его инициативе в 1907-м году операторы компании начали осуществлять в России регулярные хроникальные съёмки для новостных альманахов.


Тогда же Павел Тиман подсказал Самуилу Лурье идею журнала о кино - «Сине-фоно»

Прим. КиноБлога: "Сине-фоно" издавался в России с 1907-го по 1918-й год, сначала ежемесячно, а затем раз в два месяца.

В январе 1909-го года Тиман ушёл из компании «Гомон» и открыл с обретенными компаньонами свою - торговый дом «П. Тиман, Ф. Рейнгардт и С. Осипов».

Прим. КиноБлога: Фридрих Рейнхарт (Рейнгардт) - немецкий табачный фабрикант, инвестор предприятия. Компания "Торговый дом «П. Г. Тиман, Ф. Ф. Рейнгардт и С. И. Осипов» была образована в марте 1909-го года по инициативе Павла Тимана при участии Рейнхарта и Осипова, вскорости (в 1911-м) Осипов вышел из состава учредителей и из названия компании его фамилия исчезла.

Начав работу с проката зарубежной (в основном, французской и немецкой) кинопродукции, Павел Тиман вскоре начал и собственное кинопроизводство. Первой картиной компании стал:

  • фильм режиссёра Василия Гончарова «Смерть Иоанна Грозного» (1909), выпущенный в прокат ассоциированной с его торговым домом компанией «Глория».


Именно на эту постановку было потрачено уже упомянутое выше приданое, полученное в связи женитьбой Павла Тимана на Елизавете Григорьевне фон Миквиц (Elizaveta von Mickwitz), в том же 1909-м году.

Прим. КиноБлога: Торговый дом Тимана и Рейнгардта выкупил кинофабрику «Глория» у Якова Зоммерфельда. По адресу ул. Пятницкая, д.47, что неподалёку от храма Троицы в районе Вишняки в Замоскворечье, стоит испорченный в советское время 2-х этажной надстройкой 3-х этажный особняк позапрошлого века, богато украшенный лепниной, львиными масками, кадуцеями (символами бога торговли Меркурия). Построен дом ещё в 1850-е годы купцом П. Е. Матвеевым. В 1889-м году особняк сменил хозяина и до революции в первом этаже находился чайный магазин нового владельца усадьбы известного чаеторговца В. И. Попова. В 1890-м году была сделана новая отделка фасада, созранившаяся до нашего времени. После смерти В. И. Попова в 1894-м году дом перешёл к его вдове Марии Александровне. В этом же доме с 1909-го года и арендовала помещения «Глория». Съёмки фильмов проходили прямо во дворе за домом в солнечные дни, декорации писались на холсте и развешивались на верёвках, как бельё.

Павел Тиман - в числе первооткрывателей российских киноталантов.

Например, благодаря Павлу Тиману мир открыл кинематографический талант Якова Протазанова, которому он со своими компаньонами дал шанс.


Прим. КиноБлога: Вот как это открытие случилось по жизни. В 1900-м году окончивший Московский коммерческий колледж Яков Протазанов начал работать в качестве торговца. Будучи не особо довольным выбранной профессией, Яков в 1904-м году покинул Россию и провел несколько лет во Франции и Италии. После своего возвращения в Москву в 1906-м году Протазанов присоединился к кинокомпании Павла Тимана "Глория" в качестве ассистента режиссера. Кроме того, он встретил там свою будущую жену - Фриду Васильевну Кеннике (Kennike), которая "случайно оказалась" сестрой одного из соучредителей "Глории".

К 1910-му году кинопроизводственная компания "Глория" стала частью вышеупомянутого торгового дома, во главе которого стояли русский немец Павел Тиман и российский предприниматель, немец Фридрих Рейнхардт. По сути такой интеграции - это была одна из первых российских компаний полного киноцикла, где в цепочке деятельности были и кинопроизводство и кинодистрибуция.


Благодаря Якову Протазанову, которому в итоге предоставили стул режиссера, хотя, по его воспоминаниям, он принимал участие в "Глории" на каждом этапе кино производства, а не только в съемках, т.е. в том числе и в вопросах сценического имущества и даже в бухгалтерии.

Первые фильмы принесли прибыль, но незначительную.

Кинодеятельность. Российский расцвет

Павел Тиман - один из "зачинателей" российской кинематографической ко-продукции. В свои фильмы он активно приглашал и операторов и актеров и актрис из-за рубежа. В 1909-м году приглашенный Тиманом итальянский оператор Джованни Витротти (Giovanni Vitrotti, 1882-1966), который в то время работал на итальянскую продакшн компанию Ambrosio Film (Società Anonima Ambrosio of Torino) в г. Турин, снял как оператор фильм Якова Протазанова по произведению А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1909), а через 2 года, в в 1911-м снял на "Глории" как режиссер и оператор 2 итало-российских короткометражных фильма (Италия/Российская Империя) - драмы по Михаилу Лермонтову "Кавказский пленник" (1911) и "Демон" (1911). И оба фильма - через торговый дом Павла Тимана и Ко. - получили дистрибуцию и в Европе и в США.

Прим. КиноБлога: "Амбросио Филм" была основана итальянским пионером киноиндустрии Артуро Амбросио (Arturo Ambrosio, 1870–1960) в Турине в 1906-м году. Их исторический немой художественный фильм "Последние дни Помпеи" ("The Last Days of Pompeii" или 'Gli ultimi giorni di Pompeii', 1908), снятый режиссером Артуро Амбросие и двумя операторами, Роберто Оменья (Roberto Omegna) и уже известным читателям поста Джованни Витротти считается первооткрывателем жанра эпического исторического кино в мировом кинематографе.

В 1912-м году Павел Тиман приобрёл съёмочный павильон московского отделения фирмы «Пате» и с сентября начал выпуск фильмов «Русской золотой серии», которые пользовались значительным успехом у публики. Надо отметить, что такое бизнес-решение было еще и очень патриотичным шагом, т.к. в начале прошлого века в зарождавшемся российском кинематографе было засилье французских денег и франко-немецкого кино.

При этом существенную роль в определении художественной политики студии играла Елизавета Тиман, супруга Павла Тимана. Например, в короткометражном фильме "Уход великого старца" (1912) она в титрах значится и как со-режиссер с Яковом Протазановым и как исполнительница роли Александры Львовны.

Основными постановщиками кинофильмов компании с 1913-го по 1915-й становятся режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов. Самый их успешный со-режиссерский фильм на "Глории" - "Ключи счастья" (1913).

Прим. КиноБлога: Затем, в 1915-м они (Гардин и Протазанов) уйдут из компании Тимана по формальной причине (якобы из-за коммерциализации "Русской Золотой серии", а фактически по причине обвинений в свой адрес - непратриотичности, ведь они работали на немца, в то время как началась война с Германией).

Павел Тиман задавал правила хорошего тона и в законном оформлении авторских прав в российском кинематографе. Например, 22 февраля (7 марта) 1914 года «Кине-журнал» сообщил, что его торговый дом приобрёл исключительное право «на все произведения А.П.Чехова в кинематографе».

Да, Павлу Тиману можно приписать еще одно важное достижение российской киноиндустрии. Именно ему, правда, со временем удалось добиться того, что руководство МХТ (Московского Художественного театра) и других крупных московских театров прекратило сопротивление и согласилось на участие своих актёров в съёмках фильмов.

Кинодеятельность. Российский закат

С началом Первой мировой войны в обществе поднялись антинемецкие настроения, а в крупных городах России начали случаться погромы. Кинопредприятие Тимана попыталось защититься, поменяв вывеску на здании на французское "Пате", но было вынуждено в итоге резко сократить деятельность, так как им сначала не продлили лицензию на сезон 1914-1915 годов.

В начале 1914 года, в связи с началом Первой мировой войны, был выслан из Москвы его компаньон, Ф. Рейнгардт, как немецкий подданный, и от дел кинематографа в Германии он отошел. (В 1920-м он, правда, приобрел в Берлине кинотеатр).

А затем уже, в 1915-м и самого Павла Тимана, немца по национальности, интернировали и отправили на восток, на поселение в Уфимскую губернию, а ряд сотрудников студии призвали в действующую армию.

Из-за ссылки в Уфу, Павел Тиман был вынужден оставить руководство компанией своей жене.

Прим. КиноБлога: надо признать, что с началом Первой мировой войны в Германии царствовали встречные, антироссийские настроения, а арестам подвергались даже царствующие российские особы.

Режиссёры Владимир Гардин и Яков Протазанов перешли в другие фирмы. Одновременно на рынке кинопроизводства укрепили свои позиции компании Ермольева и Харитонова.

Прим. КиноБлога: своего рода консорциум "Глория" + "Торговый дом П. Тимана и Ф. Рейнгардта", ставший в первой половине 1910-х годов одним из лидеров российского кинопредпринимательства, благодаря продуманной политике создания и выпуска в прокат фильмов знаменитой «Русской золотой серии», представлявших собой экранизации классических литературных произведений - сильно пострадала в ходе антинемецких погромов в 1915-м году. Компания из-за ухода ведущих постановщиков, политики и попустительства российского государства вскоре пришла в упадок и в 1916-м году была закрыта.

После Февральской Революции, в мае 1917-го года Павлу Тиману удалось вернуться в Москву. Несколько фильмов он выпустил под флагом киноателье "Эра". Но, как показало время, возвращение было ненадолго.

Про эмиграцию

Весной 1918-го года Павел Тиман репатриировался в Германию.

Затем он перебрался в Италию и там пытался наладить кинопроизводство с участием русских эмигрантов.

В 1920-м году Павел Тиман переехал в Париж и открыл здесь производственную фирму «Товарищество П. Тиман и Кº», которая располагалась в доме 118 на Елисейских полях (118 Av. des Champs-Élysées). Участники предприятия - братья А.А. и Г.А. Тарасовы, Г.П. Ушаков, П.С. Малафеев, И.А. Манташев и др. с капиталом в 2,5 млн франков (вскоре было переименовано в «Русское о-во Пауля Тимана», а затем – «Золотая серия» П. Тимана.

Прим. КИНОБЛОГа: Здание полностью сохранилось. Сейчас на 1-м этаже этого здания располагается салон Мерседес-Бенц, а в соседнем здании справа - знаменитое казино Lido de Paris.

Для работы в названной компании он нашел бОльшую часть своих старых друзей, актеров и сотрудников.

Под флагом этих товариществ русские режиссёры-эмигранты сняли несколько фильмов. Но не добившись от их проката существенной финансовой отдачи, Павел Тиман был вынужден свернуть дело.

В 1923-м году он был совладельцем компании «Орион-фильм».

Павел Тиман в Европе не смог возродить свою карьеру до российского дореволюционного уровня и последние годы своей жизни провел в анонимности.



Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

КиноБлог не считает фильмы, дистрибутировавшиеся (продававшиеся) Павлом Тиманом и его различными компаниями.


А общая фильмография как продюсера с трудом поддается точному подсчету, многое не сохранилось, много перемещений по Европе и т.д.


Согласно обобщенным сведениям из различных источников, все полнометражные и короткометражные фильмы, произведенные с участием Павла Тимана как продюсера калькулируются так:

  • всего - в районе 30-ти штук,

  • из них только пять - зарубежом (во Франции).

В числе первых спродюсированных Павлом Тиманом фильмов:

  • кинодрама Василия Гончарова с нехитрым названием "Драма в Москве" (1909) - стала одним из самых первых российских киноскандалов.


Прим. КиноБлога. Из любопытного. Этот фильм был запрещён цензурой уже в день первого показа. Эта кинолента была снята по реальным событиям и родственники участников этих событий через суд потребовали оградить их от вмешательства в частную жизнь.

Помимо уже упомянутых фильмов, продюсер Павел Тиман наиболее известен по следующим кино и ТВ проектам:

  • "Крейцерова соната" (1914), режиссер Владимир Гардин;

  • "Анна Каренина" (1914), режиссер Владимир Гардин;

  • "Смерть Иоанна Грозного" (1909), режиссер Василий Гончаров;

  • "Под обломками самодержавия" (или "Любил и предал", 1917);

  • "Сильный человек" (1917), режиссер Всеволод Мейерхольд.

Последним фильмом продюсера Павла Тимана для большого экрана следует считать:

  • французский фильм "За ночь любви" ('Pour une nuit d'amour', 1923) в постановке Якова Протазанова.


Несмотря на то, что Яков Протазанов ушел из компании Тимана в 1915-м году, уже будучи во Франции, Павел Тиман еще раз поставил на Протазанова как на режиссера, для экранизации в упомянутом фильме одного из романов Эмиля Золя.

И прогадал. Фильм провалился в прокате.


После чего Яков Протазанов рискнул вернуться в Россию.

Где в 1924-м году снял свой шедевр - научно-фантастическую фэнтезийную мелодраму "Аэлита" (1924).

А американский фильм югославского режиссера Душана Макавеева (Dusan Makavejev) "Манифест" ('Manifesto', 1988) - один из последних римейков фильма Протазанова-Тимана "За ночь любви".

Последний путь


Увы, после 1923-го года упоминания о Пауле Тимане эпизодичны и не позволяют отчётливо проследить его дальнейший жизненный путь.


Место и дата смерти Пауля Тимана широкой общественности оставались до сих пор не известным.

Но, к счастью, в результате кропотливых поисков, КиноБлогу удалось (ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО) разыскать место захоронения Пауля Тимана, в Германии (фото надгробного памятника - выше).


КиноБлог в настоящее время в контакте с архивными службами Нидерландов, где могут быть некие интересные сведения о Павле Тимане и его европейском отрезке жизненного пути.


Всем, кто интересуется историей российского кино и личностью кинопродюсера Пауля Тимана - совет:

 

Фильмография Павла Тимана - на портале инфопартнера: IMDb

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page