• Из Риги в Нью-Йорк

Из препода киношколы в шерифы

Продюсер, режиссер и со-сценарист одного американского комедийного ужастика настолько прониклись преподавательским мастерством этого преподавателя, что решили одному из персонажей в своем фильме, шерифу, присвоить его фамилию.

Прим. КиноБлога. Речь идет о фильме "Лихорадка" ("Cabin Fever", 2002), где роль шерифа Фрумина исполнил Ричард Фуллертон (Richard Fullerton).

Американский, грузинский, российский и советский сценарист, режиссер, продюсер и преподаватель Борис Фрумин (Boris Frumin) родился 24 октября 1947 года в г. Рига, Латвийская ССР, СССР (ныне Рига - столица Латвийской Республики).

Полное имя - Борис Моисеевич Фрумин.

Про родителей и семью

Отец - Моисей Наумович Фрумин - одно время работал редактором на Рижской киностудии.

Его родители познакомились в Ленинграде, куда отец прибыл после войны, а сразу после знакомства переехали в столицу тогда Латвийской ССР, г. Ригу.

Прим. КиноБлога. Рижская киностудия (Rīgas kinostudija) - латвийская киностудия художественных и документальных фильмов, акционерное общество. Основана в 1940-м году на базе существовавших ранее частных кинокомпаний. В 1948-м году, после объединения двух производств в одно, была создана студия художественных и хронико-документальных фильмов, которая и получила, в 1958-м году, название "Рижская киностудия". Павильоны студии в те годы были разбросаны по всему городу: в здании на улице Лачплесиса, позже занятом Театром юного зрителя, в бывшем кинотеатре «Пионер», Камерном зале филармонии и во дворце культуры «Зиемельблазма». Руководство студии находилась на Школьной улице. В 1954-м году Государственным проектным институтом кинематографической и полиграфической промышленности «Гипрокинополиграф» Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР был создан проект комплекса зданий Рижской киностудии (архитекторы В. Воронов и А. Окунев). В две очереди, в 1961-м и в 1963-м годах, в Риге были сданы три съёмочных павильона площадью 950, 800, 140 м². Все службы киностудии переехали на новое место, на улицу Шмерля, 3. По данному адресу - ул. Шмерля 3, Рига, LV 1006 - Рижская киностудия существует и сейчас.

Про детство и юность

С раннего детства Борис Фрумин, с его же слов, много читал, увлекался поэзией. Во время учебы в школе играл в драмкружке.

Еще ребенком Борис Фрумин часто бывал на улице Сколас, где до начала 1960-х располагалась Рижская киностудия. Его отец работал на ней редактором «Кинохроники», вместе с сыном отсматривая несмонтированный материал.

Прим. КиноБлога. Борис Фрумин и сегодня утверждает, что именно время детства и юности, проведенное в просмотровых залах и за монтажным столом, сформировало его режиссерское зрение.

Про образование

В последних классах вечерней школы, получив первые трудовые навыки на мопедном заводе, Борис Фрумин приходит в кино уже не на правах наблюдателя, а участника процесса: сначала осваивает обязанности дольщика, работая в цехе съемочной техники, потом — становится ассистентом оператора.

Параллельно с работой на площадке Борис Фрумин пытается поступить во ВГИК. Это удается ему только с третьей попытки. После отказа Григория Чухрая и Михаила Ромма, очередная вступительная сессия приносит Борису Фрумину место в мастерской Сергея Герасимова.

В 1972-м году Борис Фрумин окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова) в Москве.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Борис Фрумин по распределению перебирается, было, в Ленинград (ныне Санкт-Петербург), на киностудию "Ленфильм", по звонку самого Сергея Герасимова. Но всё же отказывается от позиции ассистента режиссера у Ильи Авербаха на проекте кинокартины "Монолог" и уходит на 2-х летнюю срочную службу в Советскую армию.

Армия пообтесала Бориса Фрумина и по возвращению он уже соглашается на должность ассистента режиссера на "Ленфильме". И тут неожиданно ему, 27-ми летнему, новое руководство "Ленфильма" дает возможность стать режиссером-постановщиком.

Борис Фрумин дебютировал на Ленфильме» картиной «Дневник директора школы» (1975) по сценарию опытного драматурга А. Гребнева. История столкновения разных взглядов на воспитание школьников между директором школы (Олег Борисов) и завучем (Ия Саввина), а также с участием Людмилы Гурченко и Елены Соловей, имела весьма благожелательную прессу. Этот добротный школьный фильм со стандартным конфликтом хорошего с лучшим собрал в СССР около 10 миллионов зрителей и открывал перед Борисом Фруминым дорогу в большое кино.

Прим. КиноБлога. Людмила Гурченко очень тепло вспоминала Бориса Фрумина. Ведь именно он фактически дал сниматься ей вновь, после того, как советское кинопроизводство про нее почему-то забыло после успеха "Карнавальной ночи".

Но в процессе работы на "Дневником директора школы" упрямый и неуступчивый режиссер испортил отношения со студией и следующую работу вынужден был делать на Рижской киностудии, "под крылом" у отца.

Еще в Ленинграде Фрумину попал в руки сценарий дебютанта Владимира Лобанова, действие которого пришлось перенести в Ригу, но сюжет остался в неприкосновенности. «Семейная мелодрама» (1976) - так назывался второй режиссерский фильм Бориса Фрумина и он был снят на Рижской киностудии.

«Семейная мелодрама» - из категории фильмов, с трудом поддающихся пересказу. Сила таких фильмов - в ностальгической атмосфере времени, в точных приметах демонстрируемых годов (в "Семейной мелодраме" - 1950-х), в психологически убедительных образах героев.

Конечно, такой фильм не вызвал восторга чиновников от кинематографа. Они увидели в нём мрак, мелкотемье, отсутствие оптимистического взгляда на жизнь… А Борис Фрумин, теперь разругавшись с Рижской студией, вернулся в Ленинград, где предложил реализовать сценарий Эдуарда Тополя. Так был запущен в производство третий режиссерский фильм Бориса Фрумина - "Ошибки юности", с Николаем Караченцовым и Мариной Неёловой в главных ролях.

Сценарий этот путешествовал по студийным кабинетам 12 лет. Но режиссер и со-сценарист Борис Фрумин еще не знал, что до премьерного показа"Ошибок юности" пройдет еще долгих 10 лет.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Так Эдуард Тополь описывает работу над этим фильмом: «…нам вдруг разрешили делать эту картину. Разрешили, но тут же, через два месяца после запуска фильма в производство на киностудии «Ленфильм», спохватились и опять стали запрещать. Цензура по имени «Главлит» не дала визы на диалоги в будущей картине; Политуправление Советской армии написало специальный протест в Госкино СССР, требуя изъять из будущего фильма все сцены, связанные с армией; Ленинградский обком партии ежемесячно требовал в Смольный материалы фильма, (…) партийные эмиссары приезжали на студию и смотрели все дубли, всё, что снято, и тоже — то запрещали, то требовали переснять, переписать. И, наконец, когда, несмотря на все эти рогатки, препятствия, запреты и переделки мы всё же закончили картину, и начальство увидело её целиком — режиссера Бориса Фрумина приказом по Госкино лишили права работать в кинематографе, вся редактура «Ленфильма», имевшая отношение к созданию картины, получила по партийному выговору, а директора студии — проверенного партийного человека, некогда секретаря одного из ленинградских райкомов партии, — просто сняли с работы».

Про эмиграцию

К концу 1978-го года, директор киностудии "Ленфильм" В.В. Блинов был снят с должности; Эдуард Тополь, отчаявшись добиться своих творческих целей в советском кино, эмигрировал в Америку.

После приказа Госкино СССР о лишении Бориса Фрумина права работать в кино туда же, в США, отбыл и Борис Фрумин.

В общем, в конце 1978-го года Борис Фрумин эмигрировал в США, в Нью-Йорк.

Прим. КиноБлога. В книгах «Игра в кино» Эдуарда Тополя (в которой есть воспоминания о разговорах и встречах в годы сотрудничества с Борисом Фруминым) и «Запрещенные фильмы» (Вып. 2. М. НТ-Центр, 1993) на страницах 162-173 которой есть подробное описание, как был громко снят с проката и положен на полку фильм Бориса Фрумина "Ошибки юности", можно на самом деле найти ответ о первопричинах "фруминской эмиграции".

Временное возвращение на родину

В 1989-м году на волне Перестройки «Ошибки юности» выпустят в прокат, и режиссер вернется работать на «Ленфильм».

В начале 1990-х он Борис Фрумин снимает 2 фильма - «Черное и белое» (1994) и «Вива, Кастро!» (1992), которые страна, к сожалению, практически не замечает, несмотря на многочисленные фестивальные награды.

И в 2000-м Борис Фрумин снова уезжает в США.

Про эмиграцию в Грузию

С 2008-го года Борис Фрумин живёт в Грузии.

Преподавательская деятельность

Борис Фрумин преподавал в Нью-Йоркском технологическом институте и с 1980-го года преподает в Институте кино и телевидения Нью-Йоркского университета (Graduate Film Courses в New York University (NYU) / Tisch Asia School of the Arts).

До 2008-го года Борис Фрумин преподавал Directing in MA Course в Балтийской киношколе (Baltic Film and Media School) в Таллинне, Эстонская Республика.

Прим. КиноБлога. Baltic Film and Media School of Tallinn University или BFM - Балтийская школа кино и средств массовой информации при Таллиннском университете. Создана в 2005-м году как колледж. BFM предлагает практические университетские курсы в области киноискусства, производства кроссмедиа и аудиовизуальных медиа. С более чем 400 студентами из более чем 20-ти стран мира BFM является одной из крупнейших в Европе - и единственной в Северной Европе киношколой на английском языке. BFM предоставляет студентам бесплатное оборудование для съемок и пост-продакшн, студийное пространство и производственную поддержку для своих творческих работ, под наблюдением известных профессионалов из аудиовизуальной индустрии. BFM имеет более 25 университетов-партнеров по всей Европе и в Китае.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Борис Фрумин как режиссер снимает редко, с 2006-го года больше пишет. Основное время уделяет преподавательской деятельности в области кино, причем, в разных частях света. Эдакий человек мира.

Его сценарный дебют (сценарий был написан совместно с Эдуардом Тополем) и третий по режиссуре полнометражный фильм - "Ошибки юности" ("Oshibki yunosti", 1978), снятый на "Ленфильме", был показан в разделе «Un Certain Regard» на Каннском кинофестивале 1989-го года.

Прим. КиноБлога. Как уже написал КиноБлог выше, в 1978-м году в СССР фильм "Ошибки юности" был положен на полку. Лишь 10 лет спустя он был восстановлен самим Борисом Фруминым и - вопреки предсказаниям партсекретаря Широкова - увидел свет в 1989-м году.

Общая фильмография Бориса Фрумина на сегодня, если не считать нескольких документальных фильмов и короткометражек, –

  • как режиссера кино - 6 фильмов;

  • как сценариста - 7 фильмов;

  • как продюсера - 2 фильма.

Часто конфликтовал с продюсерами, поэтому несколько работ с его участием вышли без имени и фамилии Борис Фрумин в титрах.

Крайняя на сегодня режиссерская работа - полнометражная драма "Нелегал" (2006), с Алексеем Серебренниковым в главной мужской роли, снятая совместно с другим режиссером, Юрием Лебедевым на "Ленфильме" в России.

Крайняя на сегодня работа Бориса Фрумина для экрана – это участие в написании сценария (совместная работа 2-х авторов) для американо-японской полнометражной трагикомедии "О, Люси!" ("Oh Lucy!", 2017).

И как со-продюсер Борис Фрумин помог в производстве грузино-российско-польского полнометражного фильма в жанре драма "Заложники" ("Hostages", 2017), получившем с десяток высших наград и номинаций на международных кинофестивалях, в том числе и в российском Сочи. Режиссер фильма - Резо Гигенишвили (Rezo Gigineishvili).

Борис Фрумин (Boris Frumin) - в реестре КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.

Недавние посты

Смотреть все

Выехавшая

С отзывами и предложениями - сюда:

или через форму обращения здесь

Присоединяйтесь к DMSD

в любой точке

интернет-мира!

---***---
  • DMSD on Facebook
  • DMSD on Vkontakte
  • DMSD on Twitter
  • DMSD on Instagram
Смотрите контент DMSD на AppleTV
Смотрите контент DMSD на Dailymotion
Смотрите контент DMSD на Vimeo

Правила Amazon Prime 

DMSD на iOS

Правила Vimeo VOD

DMSD на Windows Mobile

Инфопартнёры DMSD

Правила RokuTV

DMSD на SmartTV

Права, правила и цифровая безопасность

© 2010-2021

DMSD, DMSD Online, DMSDfilmCLUB, DMSDruFILMS,

KinoBlog и RU KinoStarz - торговые марки DomMedia Holding