ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Известный забытый автор

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Он родился в России, а умер за рубежом.

На родине его произведения активно экранизировались в царской и советской России до середины 1920-х годов, а затем, после длинной цензурной паузы, - только в конце прошлого века.

А мир его имя как автора не забыл до сих пор в таких странах как Финляндия, Норвегия, Испания, Бразилия, Венгрия и во многих других.

 

Русский и финский писатель, драматург, журналист и сценарист Леонид Андреев (Leonid Andreyev) родился 9 [21] августа 1871 года в г. Орёл, Орловская губерния, Российская империя (ныне Орёл - административный центр Орловской области в составе РФ).

Творческих псевдонимов не имел.


Полное имя при рождении:

  • Леонид Николаевич Андреев.


Встречающиеся варианты написания его имени и фамилии на латинице:

  • Leonid Andreyev, Leonyid Andrejev, Leonid Andrejew.

Представитель Серебряного века русской литературы.


Некоторые историки российской литературы считают Леонида Андреева родоначальником русского экспрессионизма.


Про родителей и семью

Родители Леонида Андреева:

  • отец - Николай Иванович Андреев (1847 - 1889), землемер-таксатор;

  • мать - Анастасия Николаевна Андреева (в девичестве Пацковская, ??? - 1920), дочь польского помещика.

Во взрослой жизни Леонид Андреев часто заявлял о своих не только русских и польских, но и об украинских и финских корнях.

Супруги:

  • 1-я - Александра Велигорская (? - 1906), племянница Тараса Шевченко, брак оборвался смертью супруги; двое детей в браке;

  • 2-я - Анна Денисевич (1908-?), трое детей в браке.

Дети (законнорожденные):

  • Вадим Андреев (1902 - 1976) — поэт, обществ. деятель.

  • Даниил Андреев (1906 - 1959) — поэт, прозаик, философ-мистик.

  • Савва Андреев (1909 - 1970) — художник, артист балета.

  • Вера Андреев (1910 - 1986) — прозаик, мемуарист.

  • Валентин Андреев (1912 - 1988) — художник, хореограф, литератор, переводчик.

Внучка (дочь Вадима Андреева):

  • Ольга Андреева-Карлайл (Olga Andrejew Carlisle, 1931- ), американский писатель и поэт. Известна своими переводами работ Александра Солженицына.

Про образование

Уже в детстве Леонид Андреев проявлял интерес к чтению.

Учился в орловской классической гимназии (1882-1891).

Прим. КиноБлога. Орловская классическая гимназия была образована из Главного народного училища в 1808-м году. Каменное двухэтажное здание было выстроено в 1796 году специально для Орловского главного народного училища. Ныне в здании гимназии, располагающемся по адресу пер. Воскресенский, д.5 и являющемся памятник архитектуры федерального значения располагается исторический факультет Орловского государственного университета.

Окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета.

После смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось.

А сам Леонид Андреев начал злоупотреблять алкоголем.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, - как Андреев вспоминает в своих мемуарах, - их вернули со смехом.

Отчисленный за неуплату, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Московского университета.

В 1894-м году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством.

Последствиями неудачного выстрела стали церковное покаяние и порок сердца, который и вызвал впоследствии смерть писателя.

После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать, в том числе и из-за необходимости кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву.

Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ.

В политической деятельности не участвовал.

В 26 лет, в 1897-м году Леонид Андреев успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете, что открыло ему дорогу в адвокатуру, которой он занимался вплоть до 1902-го года.


Начало репортажной и литературной деятельности

В 1902-м году Леонид Андреев неожиданно получил предложение от знакомого адвоката занять место судебного репортера в газете "Московский вестник".

Получив признание как талантливый репортер, буквально через два месяца Леонид Андреев переходит в другую столичную газету - "Курьер".

Так началось рождение литератора Андреева: он писал многочисленные репортажи, фельетоны, очерки.

Первый же рассказ Леонида Андреева "Баргамот и Гараська" (1898), опубликованный в "Курьере", привлек внимание читателей и привел в восторг Максима Горького, с которым он несколько лет дружил, но затем их пути разошлись по политическим мотивам.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Пьеса "Анфиса", на основе которой Леонид Андреев написал сценарий:

  • одноименной кинодрамы "Анфиса" (1912),

стала по сути кинематографическим дебютом писателя и журналиста Леонида Андреева.



Фильм был снят Яковом Протазановым на московской киностудии "Тиман и Рейнхарт" (пост КиноБлога про Пауля Тимана читайте ЗДЕСЬ).

Следующий фильм по пьесе и сценарию Леонида Андреева:

  • "Дни нашей жизни" (1914, Российская империя) - был поставлен одним из будущих основателей ВГИКа Владимиром Гардиным.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри



Несмотря на "автоматическую эмиграцию" (см. ниже) из Советской России и его антибольшевистскую риторику, некоторые произведения Леонида Андреева были экранизированы и в СССР:

  • фильм Чеслава Сабинского "Савва" (1919);

  • драма Петра Чардынина (пост КиноБлога о Петре Чардынине читайте ЗДЕСЬ) и Николая Салтыкова "Рассказ о семи повешенных" (1920);

  • историческая драма "Белый орёл" (1928);

  • драма "Христиане" (1987);

  • драма "В одной знакомой улице" (1988).

Общая фильмография Леонида Андреева как сценариста:

  • 4 кинофильма, все эти фильмы по его сценариям сняты в царской России.

Экранизировать произведения Леонида Андреева как драматурга и прозаика стали после царской России в России советской (см. выше), и во многих странах за рубежом.

Так у Леонида Андреева в фильмографию как автора литературных первоисточников год от года стали добавляться фильм и телесериалы по всему миру.


Самая знаменитая экранизация произведений Леонида Андреева за рубежом, вне всяких сомнений, вот эта кинолента:

  • американская полнометражная немая черно-белая мелодрама-триллер студии MGM "Тот кто получает пощечины" ("He Who Gets Slapped", 1924), с Лоном Чейни, Нормой Ширер и Джоном Гилбертом в главных ролях. Режиссер - Виктор Сьёстрём.


НЫНЕ ПРИЗНАННУЮ КУЛЬТОВОЙ В США И В МИРЕ КИНОКАРТИНУ ВЫ МОЖЕТЕ БЕСПЛАТНО ПОСМОТРЕТЬ БЕСПЛАТНО И СО ЗВУКОМ - как РЕМАСТЕРИНГОВУЮ ВЕРСИЮ ФИЛЬМА, выполненную одной из компаний медиахолдинга ДомМедиа, ЗДЕСЬ или по ссылке ниже.


Эта экранизация пьесы Леонида Андреева останется самой знаменитой на все времена по одной очень важной причине - именно с этой киноленты началась фильмография голливудской студии MGM в том виде, в которым мы все её знаем и любим сегодня. Читайте об этом далее.



Прим. КиноБлога. Леонид Андреев и MGM. Голливудский фильм «Тот, кто получает пощечину» основан на одноименной русской пьесе драматурга Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечину» («Тот, кто получает пощечины»), которая впервые была опубликована в 1914-м году, а впервые была экранизирована в царской России в 1916-м году. В русском фильме, кстати, в роли Консуэллы снялась легендарная Ольга Бакланова. В 1922-м году эта пьеса Леонида Андреева вышла из печати в английском переводе и сразу же получила успех в театральной постановке на Бродвее в Нью-Йорке. Этот факт (что фильм является адаптацией бродвейской пьесы Леонида Андреева) даже указан в титрах фильм, см. кадр из фильма ниже:



Так или иначе, но этот фильм важен по многим причинам.

Две главные вот какие:

  • в первую очередь потому что, - как КиноБлог уже отметил выше - это был самый 1-й фильм, съемки которого начались в недавно созданной Metro-Goldwyn-Mayer.

  • И этот фильм также был самым 1-м, в котором лев Лео стал логотипом динамической заставки студии MGM.


Прим. КиноБлога. Из любопытного. Однако «Тот, кто получает пощечину» не стал первым выпущенным на большой экран от имени MGM фильмом, поскольку его выпуск был отложен до рождественского сезона, когда ожидалась более высокая посещаемость. Зато этот продюсерский перенос релиза сработал. Фильм стал очень прибыльным для молодой MGM, в числе основателей которой - Луис Мейер, и после выхода фильм был хорошо встречен критиками.


Прим. КиноБлога. Справка. Лев Лео впервые появился на логотипе студии Goldwyn Pictures Corporation, основанной Сэмюэлом Голдвином. И произошло это в 1917-м году. Этот логотип перешел к MGM позже, после слияния компаний.