top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Что ни на есть настоящая

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Услышав её фамилию в первый раз и узнав о её русском происхождении, можно было бы подумать, что это - выдуманный творческий псевдоним.

Ан нет, это её самая настоящая фамилия, по отцу.

Правда, только первая её половинка.

 

Австрийская, немецкая, французская, литовская, румынская и русская актриса и балерина, педагог, а также сценаристка Вера Каралли (Vera Karalli) родилась 27 июля [8 августа] 1889 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Полное имя при рождении:

  • Вера Алексеевна Каралли.

Встречающийся псевдоним:

  • Vera Caroly.

Прим. КиноБлога. На протяжении всей своей творческой жизни Вера Каралли предпочитала пользоваться настоящими именем и фамилией. В кино в титрах под выше приведенным псевдонимом она себя указала лишь 1 раз.

В период расцвета немой русского немого кинематографа Вера Каралли, наряду с такими актрисами как Вера Холодная и Лидия Рындина, входила в число самых крупных кинозвезд, была одной из любимиц русской публики 1910-х годов.


Эмигрировав из России, работала в Европе.

Про родителей и семью

Вера Каралли родилась в артистической семье.


Отец — Алексей Михайлович Каралли-Торцов (ок. 1865, Москва - после 1930, Париж, Франция), театральный антрепренёр, актёр и режиссёр, антрепренёр Ярославского театра в периоды 1897-1900, 1902-1904 и 1912−1914 гг. (на фото выше это он, в 1898-м году). Родился в семье греческого консула в Москве Михаила Димитриевича Каралли и его супруги Юлии Игнатьевны, урождённой Музиль. У А.М. Каралли-Торцова было 2 старших брата — Михаил и Дмитрий.

Прим. КиноБлога. Историческая справка. Уже будучи в эмиграции А.М. Каралли-Терцов пытался "держаться" своих театральных профессий, Например, в 1930-м году в Русском интимном театре Д. Н. Кировой в Париже он как режиссер поставил несколько пьес: «Старообрядка» (автор И. Барышев), «Огни Ивановой ночи» (автор Г. Зудерман), «Бесприданница» (автор А. Н. Островский).

Мать — Ольга Николаевна Каралли (в девичестве Крушенкова, 1870 - 03.02.1928, Ницца, Франция), драматическая театральная актриса, творческий псевдоним – Ольгина.

Вера Каралли — единственный ребенок в браке своих родителей, который продолжался до смерти ее матери.

В эмиграции родители Веры Каралли жили в Ницце.

После кончины в 1928-м году супруги отец Веры Каралли, А.М. Каралли-Торцов переехал в Париж.

Супруг Веры Каралли:

  • Борис Шишкин, русский коммерсант в эмиграции, который занимался торговлей, период брака: 1942 - 1972, брак оборвался смертью супруга.

Прим. КиноБлога. По молодости у Веры Каралли не было недостатка в поклонниках. Ещё в 1909-м году когда 19-ти летняя Вера Каралли гастролировала в Париже, там у неё случился бурный роман с оперным певцом Леонидом Собиновым. В середине 1910-х она стала любовницей великого князя Дмитрия Павловича, в декабре 1916-го года присутствовала во дворце Феликса Юсупова в ту ночь, когда был убит Григорий Распутин (прим. КиноБлога: была одной из 2-х женщин там в ту ночь).

Про образование

Как говорится, Вера Каралли росла за кулисами театра и с детства хотела стать актрисой.

В 1901-м году, в 12 лет родители отдали её в Московское балетное училище.

В 1906-м году уже 17-ти летняя Вера Каралли окончила это театральное училище, находившееся в то время под руководством Александра Горского.

И сразу же после его окончания в 1906-м году Веру Каралли пригласили в Большой театр, где она впоследствии станцевала многие ведущие партии.

Про эмиграцию во Францию, Германию, Литву и Румынию


После Октябрьского переворота 1917-го года в России Каралли всей семьёй уехали в эмиграцию.

Прим. КиноБлога. Есть другая версия, как Вера Каралли оказалась в эмиграции, по этой версии он сделала это в отрыве от семьи и случайно: "В 1918 году Вера Каралли с партнером и пианистом поехала на гастроли на Кавказ. По дороге, в Киеве, она заболела испанкой и, поправившись, отправилась в Одессу, чтобы добраться оттуда на Кавказ пароходом. Тот изменил маршрут, и балерина, сама того не желая, оказалась в Константинополе. Там она познакомилась с французским кинорежиссером, который пригласил ее в Париж на съемки."

Поселившись в Париже, во французской столице Вера Каралли продолжила балетную карьеру и танцевала в Гранд-опера в антрепризе Сергея Дягилева, затем дублировала Анну Павлову в Лондоне.

С собственными концертами Вера Каралли побывала в Латвии, Эстонии, Литве и Германии.

С 1929-го по 1930-й год Вера Каралли жила в Литве, где в Каунасе в Литовском национальном театре оперы и балета (Lietuvos nacionalinis operos ir baleto teatras) преподавала искусство танца.

Но именно в Германии ей поступило приглашение в Румынию - на работу в качестве примы-балерины и хореографа Бухарестской государственной оперы.

В 1937-м году Вера Каралли вернулась в Париж, где до 1942-го года держала частную балетную студию.

Первая солистка Гранд-опера Кристин Вуссар была ее ученицей.

Про эмиграцию в Австрию

Через 2 года после свадьбы, в 1944-м году, супруг Веры Каралли увез её в Голландию, оттуда - в Швейцарию и, наконец, в 1956-м году – в Австрию.

В итоге они обосновались в Вене, где Вера Каралли продолжила давать уроки балетного мастерства.

Карьера в кино и на ТВ. Начало



Дебютировала в кино как актриса Вера Каралли в России - в 1914-м году.

В новом для себя увлечение она быстро обрела знакомство с уже известными в то время кинорежиссерами и продюсерами Александром Ханжонковым, Евгением Бауэром и Петром Чардыниным, что помогло ей получить сразу несколько первых ролей - в дебютный для 25-ти летней Веры Каралли год на российские кино экраны с ее актерским участием вышли сразу 4 кино картины кино компании Александра Ханжонкова:

  • драма «Ты помнишь ли?» (альтернативное название "Московская быль"), роль - Елена, режиссер Пётр Чардынин, её партнерами в кадре стали сам Пётр Чардынин и Иван Мозжухин, а также супруга владельца студии Александра Ханжонкова Антонина Ханжонкова;

  • мелодрама «Хризантемы» (альтернативные названия: "Трагедия балерины" и "Роман балерины"), роль - танцовщица Вера Неволина, Иван Мозжухин - в партнерах;

  • драма "Сорванец" (альтернативные названия: "Девочка-огонь" и "Невеста Анатоля"), роль натурщица Любочка, режиссер Пётр Чардынин, Иван Мозжухин - снова в партнерах;

  • драма "Пляска среди мечей".

И Вера Каралли тут же стала как бы сейчас сказали - "селебрити".

Она - одна из первых русских кинозвёзд.

Только за 2-й год в своей кино карьере, в 1915-м году она снялась в 8-ми кино картинах.

В свой российский период Вера Каралли в основном снималась у Петра Чардынина и ещё у одного пионера русского кинематографа, Евгения Бауэра.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Общая прижизненная фильмография Веры Каралли в кино –

  • как сценаристка - 3 фильма;

  • как актриса русского кино - 23 фильма;

  • как актриса европейского кино - 2 фильма.

На ТВ Вера Каралли как актриса никогда не снималась.

Прим. КиноБлога. В современных ТВ документальных фильмах иногда используются архивные кино кадры с ее участием (см. ниже).

Последняя роль Веры Каралли на родине перед эмиграцией:

  • в комедии студии Александра Ханжонкова на тему "американской жизни" - "Мечта и жизнь" (альтернативное название: "Я помню вальса звук прелестный", 1918), экранизация пьесы И.Н.Потапенко "Волшебная сказка", в этой драме у неё главная женская роль - Наташа Боброва.



КиноБлог приводит полную зарубежную фильмографию Веры Каралли:

  • французская немая черно-белая драма "Ночь 11 сентября" ("La Nuit du 11 septembre", 1919), роль - Рене де Брукур (Renée de Brucourt), в фильме также снялся русский кино эмигрант Евгений Болдырев, а оператор-постановщик - Николай Топорков;

  • немецкая немая черно-белая мелодрама "Женская месть" ("Die Rache einer Frau", 1921), экранизация одноименного романа французского писателя Жюля-Амеди Барби дэ Ауворви (Jules-Amédée Barbey d'Aurevilly, 1808-1889), вместе с Верой Каралли в этом фильме снялся и популярный в те годы в Германии русский кино эмигрант Борис Михайлов.

Снявшись в кино в одном фильме во Франции и в одном фильме в Германии, 32-х летняя Вера Каралли перестала сниматься в кино.


После 1921-го года и до конца своей жизни занималась лишь театральной и преподавательской деятельностью.


Последний путь


Ещё в начале 1970-х Вера Каралли стала подавать прошения с просьбой вернуться на родину.

И 1 ноября 1972 года получила-таки советский паспорт, но воспользоваться им не успела — через 2 недели её не стало.


В 1972-м супруг Веры Каралли Борис Шишкин перенес сердечный удар и был разбит параличом.

Затем он попал на операцию по ампутации ноги, во время которой умер - от остановки сердца.


И скончалась и сама Вера Каралли.

Вера Каралли умерла вслед за супругом, в том же году, в возрасте восьмидесяти трёх лет 16 ноября 1972 года в г. Баден, земля Нижняя Австрия, Австрия.


Прим. КиноБлога: Баден - это город-курорт в 26 км к югу от Вены, не путать с немецким Баден-Баденом.

Она была похоронена на Венском центральном кладбище.

P.S.

В 2010-м года на российском федеральном ТВ канале "Культура" на экраны вышел цикл документальных фильмов под названием "Острова".

Один из них - 40-минутный, был посвящен Вере Каралли.

Его название:

  • "Вера Каралли: "Это письмо я писала в перчатках" (2010),

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page