Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Если российскому жителю в возрасте назвать его фамилию, то наверняка опрашиваемый скажет: это фамилия знаменитого французского певца.
Между тем, речь в этом посте КиноБлога пойдет о его не менее знаменитом за рубежом отце. И который к кино имел гораздо больше отношения, чем его знаменитый сын.
Кто же он такой?
Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.
Американский, французский и греческий кино и театральный режиссёр, сценарист, драматург, актёр и продюсер русского происхождения Жюль Дассен (Jules Dassin) родился 18 декабря 1911 года в г. Мидлтаун, штат Коннектикут, США.
Творческий псевдоним Жюля Дассена в некоторых ролях в кино:
Перло Вита (Perlo Vita).
Полное имя при рождении:
Джулиус Мозес Дассин (Julius Moses Dassin).
Прим. КиноБлога. Читать с ударениями на 1-й слог во всех трёх словах имени.
Про родителей и семью
Жюль Дассен родился в набожной еврейской семье недавних эмигрантов из Российской империи, одним из 8-ми детей.
Родители Жюля Дассена:
отец - Шмил (Сэмюэл) Дассин (Samuel Dassin, 1887-1949) парикмахер из Одессы, Херсонской губернии, Российская империя;
мать - Берта Фогель (Berthe Vogel Dassin, 1885-1949), домохозяйка из Царства Польского, времён Российской империи.
Дед Жюля Дассена по линии отца тоже имел отношение к творчеству, отчасти, - одно время он занимался производством париков для Одесского оперного театра.
Супруги у Жюля Дассена были две:
1-я - Беатрис Лонер (Béatrice Launer, 18.06.1913, Нью-Йорк - 1994, Палм Спрингс, Калифорния), период брака: 1937 - 1962, развод;
2-я - Мелина Меркури (Melina Mercouri, 18.10.1920, Афины - 06.03.1994, Нью-Йорк), период брака: 1966 - 1994, брак оборвался её смертью.
С 1-й своей будущей супругой, скрипачкой Беатрис Лонер, он познакомился в одном из летних еврейских рабочих лагерей, познакомился за 4 года до брака, в 1933-м году.
После окончания еврейской школы в Бронксе, Беатрис Лонер, чей отец эмигрировал в США из Бучача (Галиция, Австро-Венгерская империя), продолжила обучение в Джулиардской школе музыки по классу скрипки, но оставила музыкальную карьеру вскоре после замужества.
Со 2-й и своей последней будущей супругой, начинающей греческой актрисой Мелиной Меркури, он познакомился в мае 1955-го года на международном кинофестивале в Каннах.
Прим. КиноБлога. На момент знакомства и Жюль Дассен и Мелина Меркури были скованы узами своих первых официальных браков. Развелись они каждый со своими сужеными в один и тот же год, 1962-й.
После разводов в 1962-м году Жюль Дассен поселился с будущей новой женой в Греции.
Дети (все от 1-го брака):
Джо Дассен (Джозеф Айра Дассен, Joseph Ira Dassin, 1938-1980), французский эстрадный певец и актер (на фото ниже - он, слева, вместе с отцом в 1970-м году);
Ришел (Рики) Дассен (Richelle или Ricky, Dassin, 1940 - ), автор слов к песням Вангелиса (например, его альбом «Earth», 1973), Демиса Руссоса и своего брата;
Джули Дассен (Julie Dassin, 1945 - ), певица, одно время актриса, снялась в ролях второго плана в кинолентах своего отца, а также у Питера Устинова и некоторых других режиссёров.
Про образование
Вскоре после рождения Жюля Дассена вся семья его родителей вместе с детьми переехала в нью-йоркский район Гарлем, здесь и учился Жюль Дассен - в средней школе Морриса (Morris High School) в Бронксе.
В середине 1930-х годов Жюль Дассен изучал драматическое искусство в Европе.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
После кратковременного обучения в Европе и с возвращением в США, в Нью-Йорке он в 1934-м году дебютировал как театральный актер - в Еврейском театре (the Yiddish Theater).
Точнее, в его пролетарской труппе «АРТЕФ».
Прим. КиноБлога. Историческая справка. «АРТЕФ» (на идише: Арбэтэр Театэр Фарбанд), что при развертывании и переводе аббревиатуры означало "рабочее театральное объединение", в 1934-м году театр въехал в собственное здание на Бродвее. Эта новаторская труппа была создана режиссёром Бенно Шнайдером, воспитанником вахтанговской театральной студии «Габима», считала себя приверженной МХАТовским традициям и находилась под сильным влиянием советского авангардизма середины 1920-х годов, не исключая и прокоммунистической направленности. Все пьесы ставились и игрались на идише. Просуществовала до 1940-го года.
С 1936-го года Жюль Дассен - уже в основном актёрском составе этой труппы, где играл главным образом в пьесах Шолом-Алейхема («Дос гройсэ гевинс» — «Большой выигрыш, или 200000»), а также в «Рекрутах» Липы Резника и пьесах Мойше Кульбака «Разбойник Бойтрэ» («Бойтрэ-газлен») и «Биньёмен Магидов» (Вениамин Магидов).
Параллельно Жюль Дассен начал писать сценарии для радио передач.
Например, с 1937-го он зарабатывал на жизнь сочинением сценариев для популярного в те годы радиочаса Кейт Смит.
Также Жюль Дассен занялся любительской режиссурой - постановкой одноактных комедий в летних еврейских рабочих лагерях в Катскильских горах: «Кэмп Киндерланд» (детская страна) и «Кэмп Ништ Гедайгет» (что на идиш означало беззаботный), в 1-й из этих колоний он вплоть до 1939-го года работал главным администратором.
После распада труппы АРТЕФ в 1940-м году Жюль Дассен впервые выступил в роли профессионального театрального режиссёра, поставив "Лечебное шоу" ("Medicine Show") на Бродвее.
Умеренный успех его бродвейской постановки привёл Жюля Дассена к переезду в Лос-Анджелес, где он вскоре начал работать в Голливуде, подписав 7-ми летний контракт с компанией Метро-Голдвин-Майер (MGM), и уже в следующем 1941-и году году дебютировал короткометражной экранизацией рассказа Эдгара По «Сердце-обличитель».
До "чёрного списка"
На протяжении 1940-х годов Жюль Дассен снял в Голливуде ряд полнометражных кинолент.
Но в 1947-м году, по собственному обоснования, остро ощущая отсутствие творческой свободы, прервал контракт с MGM и вернулся на восточное побережье США - в Нью-Йорк.
Здесь он начал сотрудничать с независимыми кино компаниями и один за другим снял 4 культовых детективных фильма в стиле нуар, принесших ему мировую известность и кассовый успех:
"Грубая сила" ("Brute Force", 1947);
«Обнажённый город» ("Naked City", 1948): снято в Нью-Йорке;
«Воровское шоссе» ("Thieves’ Highway", 1949), снято в Сан-Франциско;
«Ночь и город» ("Night and the City", 1950), снято в Лондоне.
Во всех 4-х кинокартинах Жюль Дассен отдал явное предпочтение саспенсу и напряжённости вместо откровенных сцен насилия, ставших характерной частью гангстерского кино.
Как режиссер, в этот период Жуль Дассен отметился новаторством.
Начиная со 2-го из них ("Обнажённый город") он вёл съёмки на реальных улицах мегаполисов, в данном случае - в Нью-Йорке, используя непрофессионалов в качестве статистов.
Это было первое применение такой практики в США, практики, появившейся в Италии и не принятой тогда в Северной Америке.
В чёрном списке
Ещё до окончания съёмок на улицах Лондона кинофильма «Ночь и город» дальнейшая карьера Жюля Дассена в США была прервана его коллегой Эдвардом Дмитрыком, который в набиравшую обороты эпоху маккартизмa засвидетельствовал перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности (House Committee on Un-American Activities, или HCUA) членство Жюля Дассена в коммунистической партии США.
Прим. КиноБлога. Жюль Дассен воспользовался правом не свидетельствовать против самого себя. Но членом Компартии США он всё-таки состоял. Он вступил в Коммунистическую партию США в 1930-х годах и вышел из неё после подписания в СССР печально известного пакта Молотова-Риббентропа в 1939-м году.
Владелец студии 20й век Фокс любезно разрешил ему домонтировать фильм "Ночь и город".
Но дальше перспективы с работой в Голливуде для Жюля Дассена захлопнулись.
После чёрного списка
Попав в «Чёрный список» Голливуда, Жюль Дассен остался практически без работы (одна театральная постановка за 3 года) и, так и не дождавшись собственной повестки от HCUA, в 1953-м году был вынужден переехать вместе со всей семьёй (женой, дочерьми Джули и Рики и сыном Джозефом) в Париж, где к тому времени уже сложилось целое сообщество, таких же как и он, "голливудских невозвращенцев".
После 5-ти лет мытарств и безуспешных попыток (В ОСНОВНОМ ИЗ-ЗА СЛАБОГО ЗНАНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО) во Франции и Италии вернуться в кино, Жюлю Дассену всё же удалось получить новый контракт на малобюджетный фильм и продолжить кинематографическую деятельность во Франции, впоследствии в Греции и вновь в США.
За этот период он снял следующие фильмы:
"Рифифи, или мужские разборки" ("Du Rififi chez les Hommes", 1955);
греческая трагикомедия "Только не в воскресенье" ("Ποτέ την Κυριακή" или "Поте тин кириаки", 1959);
"Федра" ("Phaedra"), 1961;
"Кинжал Топкапи" ("Topkapi", 1964).
3 из 4-х выше упомянутых фильмов стали классикой жанра нуар.
А "Рифифи" получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Каннах в 1955-м году, где Франсуа Трюффо назвал этот фильм лучшим фильмом жанра нуар.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Жюль Дассен - классик жанра нуар.
Годы активности Жюля Дассена для большого экрана - 40 лет:
1941 - 1980.
Для ТВ Жюль Дассен никогда не работал.
Периодически, урывками, возвращался на театральную сцену как драматург и режиссер.
Жюль Дассен и Канны (Каннский кинофестиваль):
1955 - лауреат за лучшую режиссуру в фильме «Рифифи» (1955), разделил премию с советским режиссером Сергеем Васильевым, постановщиком советско-боггарского фильма "Герои Шипки" (1955);
1955 - номинант на Пальмовую ветвь за этот же фильм - "Рифифи";
1957 - номинант на Пальмовую ветвь за фильм "Тот кто должен умереть" ("Celui qui doit mourir", 1957);
1957 - победитель в категории специальный приз (OCIC Award - Special Mention) - за тот же фильм - "Тот кто должен умереть";
1960 - номинант на Пальмовую ветвь за фильм "Только не в воскресенье";
1978 - номинант на Пальмовую ветвь за греческую кинодраму "Женский крик" ("Kravgi gynaikon", 1978)
Жюль Жассен - дважды номинант на Оскар, в 1960-м году, за один и тот же фильм, но в 2-х разных категориях - "лучшая режиссура" и "лучший оригинальный сценарий":
"Только не в воскресенье".
Успешное использование греческой тематики и несказанная популярность кинокартины «Только не в воскресенье» сделали супружескую пару Жюль Дассен - Мелина Меркури кем-то вроде национальных героев в Греции.
Жюль Дассен любил снимать свою 2-ю супругу.
Мелина Меркури снялась в главных ролях в большинстве его кинокартин европейского периода, в том числе т.н. артхаусных, включая такие известные как:
«Кинжал Топкапи» с Максимилианом Шеллом (одно время супругом Натальи Андрейченко) и Питером Устиновым;
«Никогда в воскресение».
Жюль Дассен был продюсером и автором или соавтором сценария в большинстве своих кинокартин. А также снялся в некоторых из них, в том числе под псевдонимом Перло Вита.
Причем, в самой обласканной наградами своей киноленте - "Только не в воскресенье", Жюль Дассен и Мелина Меркури сыграли главные роли.
Официально они расписались только в 1966-м году.
А на следующий год в Греции случились печальные события - свержение гражданской власти.
После военного переворота в Греции в 1967-м году и захвата власти режимом Обриста оба (Жюль Дассен и Мелина Меркури) отправились в изгнание в Париж.
В годы военной диктатуры в Греции (1967-1974) Жюль Дассен со своей 2-й супругой жили на 2 страны - в США (в основном, в Нью-Йорке) и во Франции.
В 1968-м году он вернулся в США для съемок фильма в жанре драма/триллер, который первоначально назывался:
"Черная власть" ("Black Power"), в прокат вышел под названием "Встревоженный" ("Uptight", 1968).
На этот фильм Жюль Дассен планировал собрать полностью афроамериканский кастинг.
Но не получилось, хотя тема фильма осталась прежней - притеснение афроамериканцев в американском обществе и противостояние этому злу.
Этот фильм стал последним американским фильмом Жюля Дассена.
В том же 1968-м году Жюль Дассен также поставил в Нью-Йорке, по приглашению пьесу на Бродвее, музыкальную версию "Только не в воскресенье": под названием "Илья, дорогой!" (“Illya Darling”).
Практически все поздние фильмы Жюля Дассена не были ни коммерчески, ни художественно успешны.
Жюль Дассен закончил свою кино режиссерскую карьеру в конце 1970-х годов на унылой ноте, когда его фильм «Круг из двоих» (“Circle of Two”, 1980) - о стареющем художнике, в исполнении Ричарда Бартона (Richard Burton), который увлечен подростком, в исполнении Татума О'Нила (Tatum O’Neal), - сделал плохую кассу.
После этого провала Жюль Дассен больше никогда не снимал кино.
Общая фильмография Жюля Дассена:
режиссер в большом кино - 23 фильма;
режиссер короткометражного кино - 1 фильм;
режиссер документального кино - 1 фильм;
сценарист в большом кино - 11 фильмов;
продюсер в кино - 8 фильмов;
актер в кино - 6 ролей.
Дополнительные детали творческой биографии Жюля Дассена последуют от КиноБлога позже.
Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz.
Про про увлечения
Вернувшись в Грецию в 1974-м году после окончания военной диктатуры, Жюль Дассен и Мелина Меркури снова жили в Афинах.
Прим. КиноБлога. Жюль Дассен и Мелина Меркури были ярыми противниками греческой военной диктатуры. В 1970 году их даже обвиняли в том, что они финансировали попытку свергнуть эту диктатуру.
С 1980-го года, прекратив поиски финансирования на свое некоммерческое кино, Жюль Дассен сконцентрировался на театральных постановках в греческой столице.
Здесь же, в Афинах, Мелина Меркури стала членом греческого парламента, а с октября 1981-го года — Министром культуры и спорта Греции, 1-м министром-женщиной в Греции.
В 1992-м году Жюлю Дассену было присвоено почетное гражданство Греции.
После смерти своей жены в 1994-м году 83-х летний на тот момент Жюль Дассен забросил их дом на греческом острове Spetsai и остался жить в Афинах в своём особняке на улице Мелины Меркури, 1.
Откуда и увлекся общественной деятельностью и благотворительностью.
В частности, он основал «Фонд Мелины Меркури» и взялся за возвращение фриза Парфенона из Лондона в Афины, вывезенный англичанами за 200 лет до этого.
Инициированный Жюлем Дассеном музей "Новый Акрополь" был открыт на следующий год после его смерти, в 2009-м году.
Последний путь
Жюль Дассен умер в возрасте 96-ти лет, 31 марта 2008 года в г. Афины, Греция.
Произошло это в больнице Hygeia Hospital.
Согласно его пожеланиям, Жюль Дассен был похоронен в мемориальном некрополе в самом центре греческой столицы - на Первом Афинском кладбище, рядом с супругой Мелиной Меркури.
Изображение центральной площади этого кладбища - на фото ниже.
Прим. КиноБлога. Первое Афинское кладбище (Πρώτο Νεκροταφείο Αθηνών) - это место захоронения известных граждан Греции.
Жюль Дассен (Jules Dassin) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.