top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Самая русская из всех

Обновлено: 30 июн. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

Получается, что она самая русская из всех русских.

Потому что сменить свои настоящее имя и фамилию на творческий псевдоним так, чтобы он звучал при произношении как "Я - русская", на такой поступок могло подвигнуть только глубокое внутреннее я, искренний внутренний зов...

Прим. КиноБлога. Всё, сказанное выше - написано безо всякой доли юмора.

А как она приобрела такой необычный и звучный псевдоним -

читайте далее этот пост КиноБлога.

 

Итальянская танцовщица, хореограф, педагог, импресарио, а также кино актриса и режиссер русского происхождения Я Русская (Jia Russkaja) родилась 6 января 1902 года в г. Керчь, Таврическая губерния, Российская империя.

Настоящее полное имя при рождении:

  • Евгения Федоровна Борисенко.

Я Русская - это творческий псевдоним, зафиксировавший латинскими буквами звукосочетание «я русская» и встречающийся на латинице в нескольких вариациях: Yia Ruskaja, Ja Russkaja или Jia Ruskaya.

Прим. КиноБлога. Эксперты склоняются, что имя в псевдониме надо произносить как Я, а встречающийся русский вариант транскрипции имени в составе псевдонима как «Ия» не представляется обоснованным, т.к. женское имя «Ия» - греческого происхождения и имеет иную общепринятую форму в итальянском языке — «Ia», не соответствует вышеперечисленным альтернативным написаниям, и, главное — «смысловому замыслу» псевдонима (см. далее).

КиноБлог предпочёл за основу взять вариант, где слово "русская" с двумя буквами "с", как и в слове русская (русский, русские).


Прим. КиноБлога. По легенде, находясь в эмиграции в Риме, Я Русская (она еще Евгения Борисенко) стала быстро наращивать круг знакомств в итальянской артистической среде, и вскоре один известный поэт-футурист и начинающий кинорежиссер - Антон Джулио Брагалья - предложил девушке поучаствовать в выступлении поэта Артуро Онофри. 4 июня 1921 года состоялся дебют Евгении Борисенко в качестве танцовщицы — она сопровождала чтение стихов Онофри и запомнилась аудитории своей необычной пластикой и мимикой. А вскоре Антон Брагалья придумал для артистки вместо ее длинных и труднопроизносимых для итальянцев имени и фамилии псевдоним - Я Русская.

Прим. КиноБлога. Предположение. С одной стороны, такое предложенное имя вряд ли оказалось случайным — мода на все русское тогда (в период поздних 1910-х - начало 1930-х) буквально захлестывала Европу. С другой стороны, надо было иметь мужество согласиться на такой необычный псевдоним, являвшийся неким вызовом, как сказали бы сейчас.

Так или иначе, Я Русская обрела этот псевдоним в 1935-м году, во время получения итальянского гражданства и своей первой профессиональной известности и он быстро вытеснил из употребления её настоящее имя.

Прим. КиноБлога. В конце жизни (что подтверждается документами ее позднего периода) указывала свое имя как "Эуджения Бориссенко" (Eugenia Borissenko). А на памятнике на могиле указана под сдвоенным именем (см. далее).

Я Русская - основательница итальянской Национальной академии танца (Accademia Nazionale di Danza).

Она руководила этим главным хореографическим учебным центром Италии с первого дня и до самой своей смерти в 1970-м году.

Прим. КиноБлога. Основа в Риме в 1940-м году под названием Национальная королевская школа танца (Regia Scuola Nazionale di Danza) и ставшая частью Национальной академии драматического искусства (Accademia Nazionale d'Arte Drammatica), в 1948-м школа стала автономной и получила сохранившееся до настоящего времени наименование: Национальная академия танца (Accademia Nazionale di Danza).

Я Русская запятнала свою биографию и карьеру сотрудничеством с фашистским режимом Муссолини.

Например, от имени Италии балет Яи Русской с огромным успехом выступил на открытии в 1936-м году Олимпийских игр в Берлине.

Про родителей и семью

Я Русская - из русской семьи.

Родители Я Русской:

  • отец - Федор Николаевич Борисенко, офицер 211-го пехотного резервного Евпаторийского полка Русской армии;

  • мать - Екатерина Борисенко (в девичестве Курагинская).


Супруги Я Русской:

  • 1-й - Эванс Дэниел Пол (Evans Daniel Pole), англичанин, период брака: 1920-1921, развод;

  • 2-й - Альдо Борелли (Aldo Borelli), редактор крупной итальянской газеты «Коррьере делла Сера», период брака: 1935-1965, брак оборвался смертью супруга.

Ребенок от 1-го брака:

  • сын (через год после его рождения случился развод и отец забрал его с собой в Лондон после расторжения брака).

Другими публично разрешенными сведениями про семью, родственников и детей Я Русской в настоящее время КиноБлог не располагает.

Про эмиграцию

Вскоре после Октябрьской революции и начала гражданской войны, 18-ти летняя Я Русская прервала обучение танцам, начатое в Крыму, и, сопровождая отца, эмигрировала из России.

Так в 1920-м году она оказалась в османском Константинополе.

До дальнейшей эмиграции в 1921-м году в Италию успела выйти замуж, родить ребенка и развестись.

С 1921-го года Я Русская жила и работала в Италии, главным образом в Риме (с 1927-го по 1940-й год - в Милане).

Про образование

В юности, в родном Крыму, Я Русская начала учиться танцам, однако Гражданская война и вынужденная эмиграция прервали обучение.

Но впоследствии каким-то образом ей удалось перевестись на факультет медицины Женевского университета в Швейцарии.

В танцах Я Русская - самоучка.

Артистическая карьера. Начало

В свой первый римский период (1920-е годы), войдя в артистические круги «Дома искусств Брагалья» (Casa d'Arte Bragaglia), Я Русская смогла получить свой собственный сценический дебют, о котором уже написано выше, - 4 июня 1921 года внутри программы вечера, посвящённого чтению стихов Артуро Онофри (Arturo Onofri), состоялась её сольная концертная программа «мимических действий и танцев» («azioni mimiche e danze»).

Вскоре Я Русская обрела признание в качестве танцовщицы в спектаклях «Театра Независимых» («Teatro degli Indipendenti»), основанного Антоном Брагалья.

Он же стал и постановщиком ряда из них.

Карьера в кино и на ТВ. Начало


В кино как актриса Я Русская дебютировала в 1929-м году и сразу в главной женской роли:

  • её пригласил сняться в роли кровожадной Юдифь в своем историческом фильме «Юдифь и Олоферн» ("Giuditta e Oloferne") классик итальянского немого кино Бальдассаре Негрони (Baldassarre Negroni).

Фильм был снят по мотивам ветхозаветной Книги Иудифи (The Book of Judith).

Ниже - как раз кадры и/или рекламные открытки с кадрами из этого фильма с ней в кадре.


Про педагогическую деятельность

В 1929-м году Я Русская впервые всерьёз испытала свои педагогические силы, открыв школу при миланском театре «Даль Верме» ("Teatro Dal Verme").

Знаменательно, что с первых же шагов это была не только профессиональная школа для «взрослых», но и пропедевтические курсы — для девочек с 8-ми лет.

Опыт оказался настолько успешным, что с 1932-го по 1934-й год Я Русская смогла совместить руководство балетной школой театра «Ла Скала» с одновременным выходом на сцену в хореографических партиях.

Серьёзность поставленных перед собой педагогических задач, страстное увлечение теорией и практикой реформы искусства танца предопределили выбор Я Русской - после конфликта с руководством театра Ла Скала в 1934-м году Я Русская завершила сценическую карьеру, и далее полностью сосредоточилась на главной миссии своей жизни - обучению танцам.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Экранная карьера Яи Русской - это одна роль в итальянском художественном кино и с десяток ролей в фильмах документальных, про ее школы и методику преподавания.


Среди документальных фильмов, в которых она выступила не только как героиня,

но и как хореограф и где-то даже как со-режиссер, можно выделить следующие:

  • 1929 - "Школа классического танца и художественной гимнастики Яи Русской в Театре Даль Верме в Страмилано" ("Scuola di danze classiche e di ginnastica ritmica di Yia Ruskaja al Teatro dal Verme"), продюсер За Бам (Za Bum), режиссер Коррадо д'Эррико (Corrado d'Errico), немой, 16 минут;

  • 1940-1941 - "Девы и танцы. Демонстрация методики преподавания Школы классических танцев им. Яи Русской в Милане" ("Fanciulle e danze. Dimostrazione dei metodi didattici della Scuola di danze classiche di Yia Ruskaja in Milano"), хореография - Я Русская, режиссеры - Анджело Джаннарелли (Angelo Jannarelli) и Гидо Альбертелли (Guido Albertelli), 39 минут, видео документирует следующие хореографии Яи Русской: Романтический девятнадцатый век, Музыкальный момент, Саломея, Первое любовное письмо, Лесное утро;

  • 1949 - "Художественная школа Яи Русской" ("La scuola d'arte di Jia Ruskaja");

  • 1951 - "Я Русская. Танец как образ бытия" ("La danza come modo di essere"), режиссура и хореография Яи Русской, 25 минут.

Но считать ее экранную карьеру в годах и периодах КиноБлогу представляется неверным.

Кино и ТВ так и остались для Яи Русской вторично-третичным искусством.


Про про увлечения

Еще во времена занятий танцами Я Русская продемонстрировала склонность к писательскому творчеству.


1-я ее книга вышла в 1927-м году в Милане и 2-м изданием в 1928-м, вызвав большой интерес у читателей:

  • «Танец как способ бытия» ("La danza come un modo d'essere")

А в последние годы жизни Я Русская посвятила себя работе над итоговой книгой своей жизни,

увидевшей свет в Риме в 1970-м году, в год ее смерти:

  • «Теория и запись танца» ("Teoria e scrittura della danza")

Дополнительные детали творческой биографии Яи Русской, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь

Я Русская умерла в возрасте 68 лет. Случилось это печальное событие 19 апреля 1970 года в г. Рим, Италия.

Похоронена Я Русская под двойным именем-фамилией (Jia Ruskaja / Eugenia Borissenko) на некатолическом кладбище Тестаччо (Cimitero Acattolico di Testaccio) там же, в Риме.

Прим. КиноБлога. На римском кладбище Тестаччо похоронены десятки выходцев из России.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Надпись на надгробном памятнике Я Русской гласит: «Основательница Национальной академии танца. Посвятила хореографическому искусству с решительностью и самоотверженностью всю себя без остатка».

P.S.

Памятные места

"Театр Русской" (Teatro Ruskaja) при Национальной академии танца в Риме существует до сих пор.

Прим. КиноБлога. Эта площадка в парке при Академии была открыта в память о 1-м театре Яи русской - в 1934-м году муниципалитет Милана специально для её нужд построил на ул. Монте Тордо театр под открытым небом на 2000 мест!

В 2019-м году на этой открытой площадке уже состоялись несколько танцевально-хореографических представлений.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page