ПОСТ КИНОБЛОГа
  • RU KinoStarz

Четыре V вместо ВэВэ

Обновлено: 24 апр.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

У него была очень популярная сегодня аббревиатура имени и фамилии "ВэВэ" (сами знаете, с кем она чаще всего сегодня ассоциируется). Но в эмиграции начальные буквы его имени и фамилия так исказились, что количество букв на латинице удвоилось (если букву "W" считать за сдвоенную "V + V").

Такая вот игра не слов, но букв получилась у него.

Прим. КиноБлога. Этот пост КиноБлога - 1-я в мире системная биография Владимира Венгерова. Труд и жизнь этого Владимира Венгерова (были другие) мало известны европейским и мировым историкам кино, а российским современным читателям не известны вообще. Между тем, его биография и работа в кино очень ценны для раннего русского кино и европейского межвоенной кинематографии, не меньше, чем Иосиф Ермольев, Александр Каменка, Ной Блох, Дмитрий Харитонов, Григорий Рабинович, Сергей Оцуп, Александр Ханжонков и другие.

 

Немецкий, французский, шведский и русский кинопродюсер, режиссёр, кинопредприниматель, меценат Владимир Венгеров (Wladimir Wengeroff) родился в 1891-м году в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Прим. КиноБлога. Точная дата рождения публично не известна.

Полное полное имя при рождении:

  • Владимир Григорьевич Венгеров.

Творческих псевдонимов не имел, если не считать "облагораживание" своих имени и фамилии на англо-саксонский манер - Wladimir Wengeroff вместо Владимир Венгеров.

Да, кстати, на латинице встречается и вариант только с одной двойной V - Vladimir Wengerov.

Владимир Венгеров - один из пионеров русского кино.

Прим. КиноБлога. Сведения о Владимире Венгерове собраны КиноБлогом по крупицам из различных общедоступных источников. Наиболее подробно до КиноБлога о Владимире Венгерове на русском написал Рашит Янгиров - в книге «„Рабы Немого“: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом: 1920-1930-е годы» (2007), но в тамошней главе о Владимире Венгерове рассматриваются только отдельные фрагменты биографии великого русского и европейского кинопродюсера. КиноБлог продолжит добывать информацию о Владимире Венгерове и дальше, но для работы с платными зарубежными первоисточниками требуются спонсорские (меценатские) средства.

Этот пост про Владимира Венгерова - самый первый пост КиноБлога в проекте Ru KinoStarz о мировых кинозвёздах русского (российского) происхождения, где нам не удалось добыть фотографическое изображение героя поста. Надеемся, в будущем мы сможем это исправить, если только где-нибудь в мире сохранились его фотографии.

Прим. КиноБлога. В качестве изображений Владимира Венгерова мы пока используем шарж Михаила Дризо (псевдоним MAD) в №3 берлинского журнала "Русское эхо" и графику, созданную Жоржем Анненковым 5-ю годами позже (пост КиноБлога про Жоржа Анненкова читайте ЗДЕСЬ) из его раскадровки рекламного анимационного ролика для Wengeroff Film GmbH. Персонаж руки Жоржа Анненкова идет на боксерский поединок, в мюзик-холл, на фильм про Микки-Мауса (за год до этого придуманный Уолтом Диснеем).

Конечно, рисунок Жоржа Анненкова - это лишь образ.

Но когда фигура реального человека становится образцом для публичного рисования - это признак популярности в определенных кругах.

Прим. КиноБлога. Кстати, Владимира Венгерова и Жоржа Анненкова следует считать если не пионерами, то в числе пионеров, вышедших утку-селезня на экран в качестве персонажа. Ведь ставшие знаменитыми американские утиные мультперсонажи - Дональд Дак (студия Уолта Диснея) и Даффи Дак (студия Уорнер Бразерс) появились лишь 5 и 10 лет спустя, в 1934-м и 1938-м годах соответственно.

Про родителей и семью

Владимир Венгеров родился в состоятельной российской еврейской семье, где глава семьи стал выкрестом (прим. КиноБлога: сменил иудейскую веру на христианскую).


Прим. КиноБлога. В описании происхождения Владимира Венгерова приходится опираться на книгу одного из потомков рода Венгеровых «Мемуарески» (2017), автор - Элла Венгерова, внучка родного брата Владимира Венгерова (т.е. внучатая племянница) и вдобавок еще и его крестница.

Род Венгеровых по происхождению территориально отслеживается из-под Сумов и Полтавы, затем обнаруживается в Минске. В роду были и банкиры, но много и творческих личностей по части музыки, кино, книгоиздания и переводческих работ.

Родители Владимира Венгерова:

  • отец - Григорий Венгеров;

  • мать - ???

У Владимира Венгерова был родной брат:

  • старший - Александр Григорьевич Венгеров (1883 - 1940, Москва), врач-педиатр, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Полные тезки (по имени и фамилии) из творческой среды - это его родственники:

  • советский режиссер и сценарист Владимир Яковлевич Венгеров (11.01.1920, Саратов - 15.11.1997, Санкт-Петербург);

  • скрипач Владимир Венгеров (1880 - 1900).

Один из предков Владимира Венгерова - знаменитый Семен Афанасьевич Венгеров (05.04.1855, Лубны - 14.09.1920, Москва), основатель российской Книжной палаты; умер от голода в 1920-м году, не продав ни единой книги из своей коллекции, но завещав все Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.

Известный немецкий актер Геннадий Венгеров - его потомок по одной из линий (пост КиноБлога о Геннадии Венгерове читайте ЗДЕСЬ).

Всю свою жизнь Владимир Венгеров прожил холостяком и прямых наследников не оставил.

Прим. КиноБлога. Дополнительные сведения о роде Венгеровых можно почерпнуть из книги писательницы Полины Венгеровой (матери С.А. Венгерова) "Воспоминания бабушки: образы из истории культуры евреев России" ("Memoiren einer grossmutter: bilder aus der kulturgeschichte der juden russlands", Pauline Wengeroff), изданной на немецком в Берлине в 1908-м году. На русский книга не переведена до сих пор.

Другими публичными доступными сведениями про родителей, семью и личную жизнь Владимира Венгерова на настоящий момент КиноБлог не располагает.

Про образование

Детальных сведений об образовании Владимира Венгерова нет.

Карьера в кино. Начало


Прим. КиноБлога. В описании доэмиграционного периода жизни и кинобизнеса Владимира Венгерова приходится опираться на воспоминания Владимира Гардина (где он, - понятное дело, - больше выпячивает себя, чем своего партнера) и на книгу одного из потомков рода Венгеровых «Мемуарески» (2017), автор - Элла Владимировна Венгерова (1936 - ).

В кинематограф Владимир Венгеров пришел из бизнеса. Его первым большим коммерческим успехом до этого стали успешные игры акциями и размещениями на московской фондовой бирже.

Став миллионером, Владимир Венгеров удивил родственников и окружающих, - увлекся вдруг кино и своему первому партнеру продемонстрировал свои крутые амбиции на новом для себя рынке (впоследствии это станет его фишкой - строить грандиозные планы в киноиндустрии).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Согласно мемуарам Владимира Гардина, "его партнер отличался от других продюсеров голливудскими амбициями его проектов (набор для съемок труппы Художественного театра, строительство собственной кинопроизводственной фабрики и т. д.)."

И справедливости ради и ради ещё и восхищения следует отметить, что часть своих прибылей Владимир Венгеров пускал и на русский театр. В частности, своему будущему соседу по дом Нирнзее (читайте далее) Александру Таирову он в 1914-м году помог выкупить в аренду и оснастить Камерный театр.

Прим. КиноБлога. Справка. Камерный театр — драматический театр, основанный в 1914-м году Александром Таировым, располагался в перестроенном под театр особняке XVII века на Тверском бульваре в Москве. 1-й спектакль был показан 12 декабря 1914 года, последний — 29 мая 1949 года. На основе закрытого театра был создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.

Если точно, в русском кинематографе Владимир Венгеров начал позднее других кинопродюсеров - в апреле 1915-го года, с товарищества «Киночайка», по утверждению Владимира Гардина, основанного совместно с ним.

К сожалению, не найдено пока первоисточников, доказывающих исторически несправедливое присвоение Владимиром Гардиным лавров по созданию венгеровского предприятия.



Но есть логотип, демонстрирующий, что первоначально компания, созданная Владимиром Венгеровым в своём названии содержала только его имя и фамилию и изображение чайки (см. картинку выше).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Так описывал 24-х летнего Владимира Венгерова Владимир Гардин, когда впервые увидел первого: "Представьте себе хорошо откормленного маль­чугана лет шести-семи, еще сохранившего в облике своем наивно радостное выражение первых детских лет. Обратите годы в секунды, и пусть на ваших глазах этот полный маль­чуган обратится во взрослого человека, а мальчишеское лицо свое сохранит. Глаза оста­нутся теми же круглыми, приветливыми, речь — полной неожиданных переходов. Его все интересует, кроме деловой части, которую ведут скучные юристы. Деньги — вздор, о кото­ром совестно упоминать... Все, что вы хотите, все к вашим услугам!"

В этом же 1915-м году на крыше 2-го московского "тучереза" был оборудован кинопавильон для зимних съемок «Киночайки», быстро превратившейся в киноателье “В. Венгеров и В. Гардин”.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Владимира Гардина: "Летнее ателье было выстроено в Петровском парке, а зимнее помещалось наверху 13-ти этажного дома в Большом Гнездниковском переулке на Тверской. Там же я снял квартиру и контору для нового предприятия."

Владимир Венгеров радовался красивому сочетанию имен в названии компании.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Два Владимира! Ну, чокнемся в знак мира и согласия.

1-й художественный фильм их кинопредприятия — драма «Накануне».

Экранизация одноименного романа Ивана Тургенева по сценарию Эммануила Баскина и под режиссурой Владимира Гардина и Николая Маликова с Ольгой Преображенской в главной женской роли была выпущена на экран 3 сентября 1915 года.

Любопытно, что сам Дом Нирнзее или "Чедомос" имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в дореволюционные годы. В реальной жизни потом получилось так, что этот высокий доходный дом, построенный за 3 года (1912–1914) архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее в Большом Гнездиковском переулке, д.10 в Москве на выкупленном им же у неудачливой московской купчихи земельном участке - знаковое место для истории не только русского, но и советского кинематографа и театрального искусства.

А "начали в нем кино" Владимир Венгеров и Владимир Гардин, не ограничиваясь съемками в своем специально оборудованном зимнем кинопавильоне на крыше - кинофирма «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» нередко использовала интерьеры различных частей дома в качестве декораций к своим фильмам.

Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома, и даже на его стенах и водосточных трубах.

Известно, что в своем "крышном" павильоне «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» под режиссерским руководством Владимира Гардина сняло следующие фильмы: