top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Ми-шель

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера. Проект RU KinoStarz®


Великолепная картинка великих французских фильмов 30-х. 40-х, 50-х и 60-х годов прошлого века - это всё он, этот человек за камерой.

Этот французский оператор-постановщик русского происхождения - рекордсмен среди русских киноэмигрантов данной профессии.

Только полнометражных фильмов в его фильмографии - более 140!


 

Французский, испанский и швейцарский кино- и телевизионный оператор русского происхождения Мишель Кельбер (Michel Kelber) родился в 1908-м году в г. Киев, Киевская губерния, Российская империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).


Прим. КиноБлога. Более точная дата рождения публично не известна.


Мишель Кельбер - творческий псевдоним.


Настоящее полное имя при рождении - публично не известно.

КиноБлог тут пока может лишь предположить -

  • Михаил Михайлович Кельбер (Кельберер).


Прим. КиноБлога. Наверняка у Мишеля Кельбера была одна или несколько причин в эмиграции не раскрывать публично информацию ни о своей семье, ни о своём происхождении. С расстояния времён и знаний о прошлом веке КиноБлог может предположить свою причину - он родом из семьи, активно поддержавшей Белое движение в годы Гражданской войны в России (см. след. раздел) и поэтому не хотел давать лишнего повода советским властям и НКВД развязать охоту на ведьм и в отношении его родственников, как эмигрировавших, так и оставшихся в России.


Про родителей и семью


Про родителей Мишеля Кельбера не известно практически ничего.



Родители Мишеля Кельбера доподлинно не известны КиноБлогу, мы можем только предположить:

  • отец - Кельберер (Кельбер) Михаил Фердинандович (? - ?), выпускник Константиновского артиллерийского училища (1900), подполковник; в 1918-м году в гетманской армии; войсковой старшина, 17.10.1918 - 07.11.1918 - помощник командира 40-го легкого артиллерийского полка в Добровольческой армии и ВСЮР; с 17.01.1919г. командир бронепоезда "Генерал Алексеев", затем — бронепоезда "Вперед за Родину", полковник, финальная страна эмиграции - США (Нью-Йорк), член Общества офицеров-артиллеристов; умер ориентировочно 02.09.1944г.

  • мать - Кельбер Анна Юлиановна, в эмиграции во Франции, умерла 20 июня 1930г. в г. Париж, Франция.


Также возможно, это родственница Мишеля Кельбера, т.к. проживала в одном с ним городе Киеве. Вот эта упомянутая персона:

  • Кельбер Ева-Сицилия Исааковна (1897 - ?)


Другими публично разрешёнными сведениями про родителей, семью и детей Мишеля Кельбера в настоящее время КиноБлог не располагает.


Про образование и эмиграцию


Обнаружены свидетельства о том, что Мишель Кельбер впервые попал во Францию в возрасте 4-х лет, когда в 1912-м году ​​поехал туда со своими родителями.

В 1914-м году они все вернулись в Российскую империю, чтобы провести на родине летние каникулы. И тут разразилась Первая мировая война.


Затем в России последовательно случились Февральская революция и Октябрьский переворот 1917-го года. А затем началась Гражданская война.


В 1919-м году 11-ти летний Мишель Кельбер с родителями перебрался во Францию "напостоянку". И поселились они в Париже.


Известно, что в середине 1920-х годов Мишель Кельбер изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже, но...



Карьера в кино и на ТВ. Начало


... но в 1928-м году Мишель Кельбер оставил учебу, чтобы присоединиться к Борису Кауфману в качестве ассистента оператора.


Прим. КиноБлога. Между прочим, поработал ассистентом кинооператора в фирмах «Гомон» и «Парамаунт».


Начав карьеру в экранных искусствах помощником оператора у Бориса Кауфмана и, затем, у Гарри Стрэдлинга-старшего (Harry Stradling Sr.), Мишель Кельбер, через 4 года, т.е. в 1932-м, стал оператором-постановщиком.


Сначала - на короткометражных авангардных фильмах под режиссёрским руководством Клода Отант-Лара (Claude Autant-Lara) и Курта Геррона (Kurt Gerron).


А в 1933-м году он стал оператором-постановщиком в своем 1-м полнометражном фильме:

  • «Инкогнито» ("Son altesse voyage" или "Incognito", 1933), режиссёр - Курт Геррон.



Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


Мишель Кельбер - это веха в операторском цеху не только французского, но и мирового кино.

Да что там далеко ходить, его до сих пор почитают в самом Голливуде как мастера кинематографической картинки.


А весь мир уважает Мишеля Кельбера за то, что в уже далёком 1968-м году помог поднять киноголос в борьбе против расизма начинающему американскому кинематографисту (см. далее).


Мишель Кельбер был членом AFC (Французская ассоциация директоров кинематографической фотографии).


Он работал с такими ведущими режиссерами, как Жан Ренуар, Рене Клер, Жюльен Дювивье и Клод Отан-Лара.


Перед 2-й мировой войной он поработал с такими мэтрами режиссуры как:

  • Марк Аллегрет (Marc Allégret), фильм "Зузу",

  • Курт Бернхардт (Kurt Bernhardt), фильм "L'or dans la rue",

  • Марсель Л'Эербье (Marcel L'Herbier),

  • Жюльен Дювивье (Julien Duvivier),

  • Пабст (G. W. Pabst),

  • Роберт Сиодмак (Robert Siodmak)

  • и др.

Он также работал некоторое время в Испании, в том числе в 1942-м году, т.е. во время немецкой оккупации Франции в период 2-й мировой войны.


Во время оккупации Франции Третьим рейхом он работал также и в Швейцарии - с такими режиссерами, как Макс Офюльс и Жак Фейдер.


В конце 2-й мировой войны Мишель Кельбер вернулся в Париж и работал с такими великими режиссерами, как Жан Кокто и Рене Клер, а также был оператором-постановщиком фильма «Французский канкан» у Жана Ренуара.


Позже он был оператором фильмов, в которых снимался Эдди Константин. А также участвовал как оператор в съемках нескольких испанских фильмов, таких, к примеру, как:

  • "Calle Mayor" Хуана Антонио Бардема.


За свою долгую артистическую жизнь он был оператором-постановщиком в фильмах, где снялись такие великие актеры и актрисы, как:

  • Бетт Дэвис, Жан Габен, Жерар Филип, Энтони Куинн, Роми Шнайдер, Надя Тиллер, Даниэль Дарье, Джина Лоллобриджида, Оливия де Хэвилланд, Курд Юргенс, Раф Валлоне, Жан Себерг, Герт Фребе, Хильдегард Кнеф, Жанна Моро, Харди Крюгер, Хорст Буххольц, Адольф Менжу и т.д.


Так (на фото внизу) Мишель Кельбер выглядел в 1968-м году, когда под руководством Мелвина Ван Пиблса (Melvin Van Peebles, он тоже на фото) режиссера, сценариста и композитора снимал революционный для тех времён фильм "Пропуск" ("La permission", 1968). На представленном фото ему 60 лет (фотография из коллекции Мартина Кесслера @MovieKessler):


Прим. КиноБлога. В американском кинопрокате фильм на тему антирасизма назывался "The Story of a Three-Day Pass" («История трехдневного пропуска»).



Годы карьеры Мишеля Кельбера в кино и ТВ индустрии - целых 66 (!!!) лет:

  • 1928-1993


Практически всё своё время из этих 66-ти лет Мишель Кельбер отдал полнометражному кинематографу, на телевидении "засветившись" своей работой лишь в паре-тройке проектов.


А вот в большом кино из-под его, как говорится, кинооператорских глаз и рук вышли более 140 штук полнометражных кинолент.


Известность Мишелю Кельберу принесли следующие полнометражные фильмы:

  • «Бальная записная книжка» (1937, реж. Дювивье),

  • «Дьявол во плоти» (1947, реж. Отан-Лара),

  • «Ужасные родители» (1948, реж. Ж. Кокто)

  • «Французский канкан» (1957, реж. Ж. Ренуар)

  • «Красота дьявола» (1949, реж. Р. Клер),

  • «Главная улица» (1956, реж. Х.А. Бардем),

  • «Горькая победа» (1957, реж. Н. Рей)

  • "Доктор Справедливость" ("Docteur Justice", 1975), режиссер - Кристиан-Жак (Christian-Jaque);

  • "Фиделио" ("Fidelio", 1979), режиссер - Пьер Журдан (Pierre Jourdan);

  • "В комнате есть француз?" ("Y a-t-il un Français dans la salle?", 1982), режиссер - Жан-Пьер Моки (Jean-Pierre Mocky)


На фото внизу - Мишель Кельбер ассистирует Жану Ренуару, занявшему место оператора за камерой, он держит светоотражающий лист перед объективом.

Это одна из сцен съемок фильма "Французский канкан".



На фотоколлаже в начале этого поста КиноБлога, третий справа, в белой шляпе и темных очках - тоже Мишель Кельбер.

На съёмках испано-американского биографического исторического фильма 1959-го года "Джон Пол Джон" ("John Paul Jones"), связанного с историей царской России.


Фильмография Мишеля Кельбера на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb


Прим. КиноБлога. Фильмография тут наиболее полная.


Более подробная биография и освещение творческого пути Мишеля Кельбера в кино и на ТВ в эксклюзивных подробностях возможны с вашей помощью. Будем благодарны за целевую материальную поддержку проекту Ru KinoStarz® любой суммой, которую мы направим на выкуп зарубежных архивных материалов. На анонимных или публичных условиях, по вашему выбору.



Дополнительные детали творческой биографии Мишеля Кельбера, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь


Мишель Кельбер умер в возрасте 88-ми лет.

Случилось это печальное событие 23 октября 1996 года в г. Париж, Франция.

 

Фильмография Мишеля Кельбера на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page