top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа

Сохранивший до упора | Алексей фон Лампе, кинобиография

Обновлено: 15 мар.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера. Проект RU KinoStarz®


Он, генерал русской армии - мягко скажем, неоднозначная фигура в мировой истории с точки зрения её оценки с позиций сегодняшнего дня.

И фигура, до сих пор волнующая современных историков как в России, так и за рубежом.

Недаром свежие публикации его биографии датируются 2020-2021-м годами.

Но, в любом случае, верность первоначально данной присяге, которую он охранил до упора, - это факт, вызывающий безмерное уважение.

И вызывают уважение доводы, из-за которых он подался в европейское кино.

Настоящие русские офицеры не сдаются.

Даже будучи в эмиграции.


Читайте в этом посте КиноБлога:

зачем и почему этот генерал стал актёром и консультантом в кино.


 

Французский и германский киноактёр и консультант, журналист, писатель и издатель русского происхождения, русский генерал Алексей фон Лампе (Alexis von Lampe) родился 6 (18) июля 1885 года в поселении Вержболово, Сувалкская губерния, Российская империя (прим. КиноБлога: ныне это г. Вирбалис — административный центр Вирбалисского староства Вилкавишкского района Мариямпольского уезда Литовской Республики).


Прим. КиноБлога. В перечне его видов деятельности мы опускаем общественную и политическую составляющие, ведь КиноБлог - это про кино, ТВ и творчество.


Творческих псевдонимов не имел.


Настоящее полное имя при рождении:

  • Алексей Александрович фон Лампе.


С выходом из печати 512-страничной книги "Генералы голливудских карьеров" (2024), автор Олег Лубски, ISBN 978-5-0062-5579-1, кинобиография Алексея фон Лампе стала частью книги и элементом связи проекта Ru KinoStarz и изданного справочника (книга-справочник доступна онлайн - Вайлдберрис, Озон, Литрес, Амазон Киндл, Яндекс Букмейт и др., или в печатном виде в ЧБ по системе печать по требованию или в цвете по персональному заказу у автора):



Про родителей и семью


Алексей фон Лампе - из обрусевших немцев и потомственный военный.

Прадед Лампе со стороны отца приехал в царскую Россию из германского Гамбурга и поступил на службу в русскую армию в эпоху наполеоновских войн.


Родители Алексея фон Лампе:

  • отец - Александр фон Лампе.

  • мать - ?


Супруга Алексея фон Лампе:

  • Наталья Михайловна фон Лампе (01.09.1890 - 13.11.1974, Париж, Франция), период брака: 1912 - 28.05.1967, брак оборвался смертью супруга.


Единственный официальный ребёнок Алексея фон Лампе:

  • дочь - Евгения (02.01.1914 [20.12.1913], Российская империя - 02.12.1933, Бавария), умерла от последствий туберкулеза.


Прим. КиноБлога. Предположение. Есть сильное подозрение, что шведский музыкальный педагог (скрипка), скульптор и киноактёр Франц фон Лампе (Franz von Lampe), родившийся в континентальной Турции, имеет какие-то родственные связи если не с самим Алексеем фон Лампе, то с фамильным родом фон Лампе. Годы его жизни: 09.04.1918, Афьон-Карахизер, Османская империя - 25.09.1986, Стокгольм, Швеция.


На фото ниже - Алексей фон Лампе с супругой в 1955-м году.



Другими публично разрешёнными сведениями про родителей, семью и детей Алексея фон Лампе в настоящее время КиноБлог не располагает.


Прим. КиноБлога. Анонс. 25 августа 2022 года из Гуверовской библиотеки (США) поступили в адрес КиноБлога уникальные архивные материалы, касающиеся биографии Алексея фон Лампе. Дополнения и обновления этого поста базируются на постепенном изучении поступившего материала.


Про образование


Образование у Алексея фон Лампе - только военное:

  • Первый кадетский корпус (1902),

  • Николаевское инженерное училище (1904),

  • Николаевская военная академия (1910-1913).


Прим. КиноБлога. Для того чтобы попасть на фронт во время русско-японской войны 1904-1905 гг. отказался от поступления на дополнительный курс Николаевского военного училища. Воевал в составе 6-го саперного батальона в Маньчжурии, был ранен и контужен.


По окончании Николаевской военной академии Алексей фон Лампе был назначен в Генеральный штаб.


Специализированного творческого и, тем более, "киношного" образования не имел.


Про эмиграцию


Летом и осенью 1918-го года Алексей фон Лампе возглавлял в Харькове подпольный комитет "Азбука", занимавшийся переброской русских офицеров в Добровольческую армию.

С конца 1918-го года - в Добровольческой армии.

Участник Белого движения.

Затем - начальник оперативного отдела в группе войск генерала барона Врангеля и в управлении генерал-квартирмейстера Кавказской Добровольческой армии.


В феврале 1920-го года его отправили в османский Константинополь (прим. КиноБлога: ныне - г. Стамбул), на переговоры с союзниками о поставке угля для судов, осуществлявших эвакуацию частей Белой гвардии из Новороссийска. Возложенная на полковника Алексея фон Лампе миссия уже в марте того же года оказалась бессмысленной.


В мае 1920-го года генерал Врангель направил Алексея фон Лампе в «заграничную командировку»: для работы в военные представительства Русской Армии в Дании и Венгрии.


С 1923-го года Алексей фон Лампе - в Германии. В 1924-м году возглавил 2-й отдел РОВС (расшифровку см. ниже) в Берлине.


Активный член православного Свято-Князь-Владимирского братства в Германии.


После роспуска РОВС в Германии арестовывался гестапо.


В конце 1944-го года вошёл в состав Комитета освобождения народов России.


В феврале 1945-го года, опасаясь мобилизации немецкими властями в народное ополчение (фольксштурм), вдвоем с супругой выехал из Берлина в сторону границы с Францией.


После 30 апреля 1945-го года в немецком городе Линдау через Красный Крест (офис открыл при содействии французских оккупационных властей, великой княжны Веры Николаевны и секретаря организации Б.В. Дуплева) занимался спасением советских граждан, русских эмигрантов, а также "неграждан" от насильственной репатриации в СССР.


Осенью 1945-го года сотрудники его офиса стали постоянно подвергаться нападкам со стороны советской миссии Красного Креста, действовавшей во французской оккупационной зоне.


В итоге Алексей фон Лампе был в очередной раз арестован, обвинен в шпионаже и провел 42 дня в тюрьме.

По настоянию французских властей он все же был освобожден из тюрьмы и в марте 1946-го года переехал в баварский Мюнхен.


В 1950-м году переехал во Францию, вместе с супругой поселился в Париже и стал заместителем председателя РОВС.


С января 1957-го года возглавил РОВС, до конца своей жизни.



Карьера в кино и на ТВ. Начало


Именно в Германии периода Веймарской республики Алексей фон Лампе начал сниматься в кино.

Вынудило его к этому бедственное финансовое положение, но не только его личное и семейное, но и общественное.


Дело в том что Алексей фон Лампе возглавлял в то время 2-й отдел РОВС.

А во всем зарубежном киномире русская тема была в те времена модной.

Соответственно, актеры и актрисы, а также консультанты, вписывавшиеся в проекты, были востребованы, знания языков не нужны были в эпоху немого кино.


Прим. КиноБлога. Историческая справка. В 1924-м году вывезенная из Крыма Русская Армия, уже находясь на остров рядом с Константинополем, была преобразована в Русский Общевоинский Союз (РОВС).


Так, в качестве конечно же актера эпизодических и массовых ролей Алексей фон Лампе и "засветился" на киноэкране - чтобы прокормить семью и содержать 2-й отдел РОВС.


Позже Алексея фон Лампе стали приглашать в качестве консультанта в фильмы, посвящённые жизни в России и военной тематике, особенно только завершившимся Первой мировой и Гражданской войнам.


Прим. КиноБлога. Фильмография Алексея фон Лампе устанавливается.


Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


Алексей фон Лампе - конечно же киноактёр и киноконсультант "по принуждению обстоятельствами".

Один из целой плеяды русских офицеров, генералов и адмиралов, кто в годы эмиграции посвятил киноиндустрии часть своей жизни.

Прим. КиноБлога. КиноБлог готовит к публикации по заказу военного издания Министерства обороны РФ отдельную исследовательскую статью по русским офицерам, "отметившихся" в кино и на ТВ в различных профессиях.


Годы карьеры Алексея фон Лампе в кино - 8 лет:

  • 1925-1932.


Используя свою весьма колоритную внешность и сохраненную военную форму, Алексей фон Лампе «подрабатывал» в качестве статиста и военного консультанта на съёмках так называемых «русских» фильмов.


Прим. КиноБлога. Художественные кинофильмы, повествующие о событиях недавней российской истории были весьма популярны в послевоенной Европе и за океаном. Снимались они, как правило, по русским сценариям, и часто немецкими или французскими режиссёрами. Иностранцы плохо ориентировались в особенностях русской жизни, поэтому помощь военных эмигрантов была им как нельзя кстати.


Фильмография Алексея фон Лампе в настоящее время устанавливается через работу с уникальными архивами.


Про издательскую деятельность


Алексей фон Лампе открыл в себе склонность к литературной работе ещё в годы 1-й мировой войны, начав вести служебный дневник.

Он надеялся, что когда-нибудь дневниковые записи и собранные материалы об этой войне пригодятся для написания воспоминаний.

Однако, обстоятельства сложились таким образом, что мемуаров об этой войне её участникам писать не пришлось - дневники за 1914 - 1918 годы, оставленные Алексеем фон Лампе на хранение его знакомой в Харькове, бесследно исчезли.


Прим. КиноБлога. Предположение. Скорее всего, эти дневники погибли во время Гражданской войны. Будучи в эмиграции, Алексей фон Лампе предпринимал попытки пролить свет на судьбу оставленных в Харькове бумаг, но они ни к чему не привели.


С 1917-го года, будучи в Харькове, Алексей фон Лампе редактировал последовательно несколько газет:

  • "Возрождение", затем - "Россия" и позже - "Великая Россия".


В эмиграции издательская, писательская и журналистская деятельность стали для Алексея фон Лампе возможностью реализовать свой интеллектуальный потенциал и немного заработать.


А обилие эмигрантских издательств в первые годы эмиграции отчасти объяснявшихся принципиальным нежеланием русской диаспоры по-настоящему ассимилироваться в обескровленной Европе, а отчасти и дававших единственную возможность «культурно высказываться» участникам революции и гражданской войны.


И Алексей фон Лампе охотно занялся литературной обработкой и публикацией «Записок» П.Н. Врангеля.

Мемуары последнего Главнокомандующего должны были стать «ответным выстрелом» на «Очерки русской смуты» А.И. Деникина.

Взявшись помочь Врангелю в публикации мемуаров, Алексей фон Лампе получил доступ к архиву Ставки Главнокомандующего.

Он подготовил небезынтересный сборник имевшихся там документов по истории белого движения и задумал серию изданий таких сборников под названием «Белый Архив».


Однако средств для издания сборника у Врангеля уже не было.

Алексей фон Лампе взял на себя и эту нелёгкую задачу издателя.

В поисках денег он вёл переписку со всеми известными издателями, меценатами, даже писал композитору Сергею Рахманинову в надежде получить от него хотя бы часть необходимых средств.


Наконец, получив типографские услуги в издательстве герцога Лейхтенбергского «Медный всадник», Алексею фон Лампе удалось уговорить саму герцогиню пожертвовать на издание сборника её фамильный сервиз.


1-я книга многотомника вышла в 1926-м году.

Книга поменяла своё название на «Белое Дело», т.к. к тому времени сборник документов «Белый Архив» уже был издан Я.М. Лисовым.


В течение 23 лет (с 1920-го по 1943-й год) Алексей фон Лампе продолжал вести свой 2-й дневник и сохранять всю свою служебную и личную переписку.

Возможно, он рассчитывал в будущем на публикацию этих небезынтересных материалов, но архив так и не подвергся автором предварительной обработке.

Официальная переписка по делам II отдела РОВС и сухое изложение известных фактов соседствуют в нём с дневниковыми записями личного характера, воспоминаниями, впечатлениями, спонтанными мыслями выброшенного на чужбину человека.

К счастью, автор дневников не был по своему характеру склонен к глубоким психологическим исследованиям и самокопанию.

Дневник и переписка Алексея фон Лампе лишь частично отражают его личные переживания, но позволяют составить общую картину жизни русской эмиграции в Европе межвоенного периода.

Здесь отражены практически все события и внешние аспекты политической жизни, даны меткие характеристики многих известных белоэмигрантских деятелей, заключена масса неизвестных, а часто и любопытных подробностей, которые не может отразить ни один из опубликованных официальных документов.

Автор дневников находился в приятельских отношениях либо состоял в переписке едва ли не со всеми известными эмигрантами.

Его корреспондентами были философ и идеолог белого движения И.А. Ильин, известный публицист В.В. Шульгин, княгиня Волконская, А.И. Деникин, бывший гетман всея Украины Скоропадский, который в 1928-м году вёл весьма эмоциональную переписку с фон Лампе по поводу постановки II отделом РОВС в Берлине пьесы «Дни Турбиных» пера Михаила Булгакова.


Не имея возможности хранить материалы дома, Алексей фон Лампе, как и многие эмигранты, заключил договор с Пражским архивом.

Архив был организован в 1923-м году для хранения личных документов эмиграции.

Но в 1945-м году органы НКВД вывезли т.н. Пражский архив в СССР, и большая часть материалов была навсегда утрачена для их создателей.


Литфонд Алексея фон Лампе попал в руки сперва советских органов госбезопасности, потом был передан на хранение в ЦГАОР (ГАРФ), где находится по сей день.


Эмигрант по убеждению, непримиримый враг советского строя, Алексей фон Лампе, сам того не подозревая, «подарил» бывшим соотечественникам едва ли не целую энциклопедию жизни русских людей на чужбине.

Редко кто из известных советских, а впоследствии и российских историков, всерьёз занимавшихся проблемами истории Гражданской войны и военной эмиграции, в своих исследованиях не использовал материалы и документы архива Алексея фон Лампе.

Все они давали ссылки на него, иногда выборочно и фрагментарно цитировали дневник, но старательно обходили стороной малосимпатичную личность самого генерала.


Алексей фон Лампе писал вплоть до самой своей смерти (25 мая 1967 года), сотрудничая с эмигрантским журналом «Часовой», выпустил сборник документов и статей под названием «Пути верных».

Сборник состоит в основном из кратких очерков-воспоминаний и некрологов на смерть всех прежних знакомых и друзей.


КиноБлог согласен с точкой зрения некоторых исследователей, что заслуга Алексея фон Лампе в деле сохранения исторической памяти о своей Родине бесценна.


Дополнительные детали творческой биографии Алексея фон Лампе, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь


Алексей фон Лампе умер на 82-м году жизни, не дожив полутора месяцев до своего Дня рождения.

Случилось это печальное событие 28 мая 1967 года в г. Париж, Франция.



Похоронен на известном кладбище - Сент-Женевьев-де-Буа, под Парижем.

Фото могилы и монумента - вверху.


Прим. КиноБлога. Звание генерал-майор Алексей фон Лампе получил в декабре 1923-го года от Врангеля.


После своей смерти через 5 лет к нему в могилу была подхоронена его вдова (супруга).

 

Фильмография Алексея фон Лампе на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb - пока отсутствует.


Еще более подробная биография и освещение творческого пути Алексея фон Лампе в кино и на ТВ в эксклюзивных подробностях возможны с вашей помощью. Будем благодарны за целевую материальную поддержку проекту Ru KinoStarz® любой суммой, которую мы направим на выкуп зарубежных архивных материалов. На анонимных или публичных условиях, по вашему выбору.




Недавние посты

Смотреть все
bottom of page